Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Президент Российской Федерации в системе обеспечения национальной безопасности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Президент России наделен неприкосновенностью. Он приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Исполнение полномочий Президента РФ прекращается досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять… Читать ещё >

Президент Российской Федерации в системе обеспечения национальной безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В ст. 8 Федерального закона «О безопасности» представлены полномочия Президента РФ в области обеспечения национальной безопасности.

Президент России:

  • 1) определяет основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности;
  • 2) утверждает стратегию национальной безопасности РФ, иные концептуальные и доктринальные документы в области обеспечения безопасности;
  • 3) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
  • 4) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых он осуществляет;
  • 5) в порядке, установленном Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении», вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, осуществляет полномочия в области обеспечения режима чрезвычайного положения;
  • 6) принимает в соответствии с законодательством РФ:
    • а) решение о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
    • б) меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму;
  • 7) решает в соответствии с законодательством РФ вопросы, связанные с обеспечением защиты:
    • а) информации и государственной тайны;
    • б) населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • 8) осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Все нормы этой статьи базируются на конституционной основе, содержащейся в гл. 4 Конституции РФ, согласно которой Президент России:

  • — является главой государства, не относясь ни к одной из трех ветвей власти;
  • — является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
  • — принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
  • — представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях;
  • — осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей;
  • — является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ;
  • — в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение.

Президент России наделен неприкосновенностью. Он приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Исполнение полномочий Президента РФ прекращается досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.

Президент России:

  • — назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
  • — имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
  • — принимает решение об отставке Правительства РФ;
  • — представляет Государственной Думе РФ кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит вопрос о его освобождении;
  • — по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
  • — представляет Совету Федерации РФ кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Генерального прокурора РФ; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ, назначает судей других федеральных судов;
  • — назначает выборы Государственной Думы;
  • — распускает Государственную Думу РФ в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;
  • — назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
  • — вносит законопроекты в Государственную Думу РФ;
  • — подписывает и обнародует федеральные законы;
  • — обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями.

Президент РФ может также использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов РФ.

Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, утверждает военную доктрину РФ; формирует Администрацию Президента РФ; назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент России наделен правом приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории страны. Президенту предоставлены основные полномочия в области обеспечения национальной безопасности, включая определение основных направлений государственной политики в данной сфере и утверждение Стратегии национальной безопасности и других концептуальных документов в этой сфере.

Внутренние и внешние суверенные потребности государства в обеспечении национальной безопасности реализуются через стратегические национальные приоритеты, представленные в п. 31 Стратегии национальной безопасности РФ.

Полномочие Президента России по формированию Совета Безопасности РФ и руководству им закреплено в п. «ж» ст. 83 Конституции РФ.

Президент России осуществляет руководство:

  • 1) федеральными министерствами: МИД, МВД, МЧС, Минобороны, Минюстом России;
  • 2) федеральными службами: Государственной фельдъегерской службой, СВР, ФСБ, ФСО России, Росгвардией, Федеральной службой по финансовому мониторингу;
  • 3) федеральными агентствами: Федеральным архивным агентством, Главным управлением специальных программ Президента РФ, Управлением делами Президента РФ.

Вопросы введения Президентом РФ чрезвычайного положения регулируются Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении».

Чрезвычайное положение представляет собой вводимый на всей территории страны или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Целями введения чрезвычайного положения являются: устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя.

К таким обстоятельствам относятся:

  • — попытки насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • — чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Чрезвычайное положение на всей территории страны или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе РФ. Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совету Федерации РФ.

В Указе Президента РФ о введении чрезвычайного положения определяются:

  • — обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;
  • — обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;
  • — границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
  • — силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;
  • — перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан (лиц без гражданства), прав организаций и общественных объединений;
  • — государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;
  • — время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

Указ о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию и официальному опубликованию. После обнародования Указа Президента РФ члены Совета Федерации РФ обязаны прибыть к месту заседания в возможно короткие сроки без специального вызова. Совет Федерации РФ в срок, не превышающий 72 часов с момента обнародования указа Президента РФ, рассматривает вопрос об утверждении этого указа и принимает соответствующее постановление.

Указ о введении чрезвычайного положения, не утвержденный Советом Федерации, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем оповещается в том же порядке.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории страны, не может превышать 30 суток, а в ее отдельных местностях — 60 суток. По истечении этого срока чрезвычайное положение считается прекращенным. В случае если в течение этого срока цели введения чрезвычайного положения не были достигнуты, срок его действия может быть продлен указом Президента РФ с соблюдением требований, установленных для введения чрезвычайного положения. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, ранее установленного в соответствии с указанными положениями срока Президент РФ отменяет его полностью или частично.

В случае попыток насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения власти могут быть предусмотрены:

  • — введение комендантского часа;
  • — ограничение свободы печати и других СМИ путем введения предварительной цензуры;
  • — приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений;
  • — проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;
  • — ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции;
  • — выдворение лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории;
  • — продление срока содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.

Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, ФСБ России, войск национальной гвардии и др. В исключительных случаях на основании указа Президента РФ в дополнение к данным силам и средствам могут привлекаться Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы. На территориях, на которых введен режим чрезвычайного положения, могут образовываться специальные органы управления.

Вопросы введения Президентом РФ военного положения регулируются Федеральным конституционным законом «О военном положении».

Военное положение является особым правовым режимом, вводимым на территории России или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

Актами агрессии против Российской Федерации признаются:

  • — вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на территорию страны, любая военная оккупация территории, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, либо любая аннексия территории страны или ее части с применением вооруженной силы;
  • — бомбардировка вооруженными силами иностранного государства (группы государств) территории страны или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против России;
  • — блокада портов или берегов России вооруженными силами иностранного государства (группы государств);
  • — нападение вооруженных сил иностранного государства (группы государств) на Вооруженные Силы РФ или другие войска независимо от места их дислокации;
  • — действия иностранного государства (группы государств), позволяющего использовать свою территорию другому государству для совершения акта агрессии против страны;
  • — засылка иностранным государством (группой государств) или от имени иностранного государства (группы государств) вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против России.

Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия, которые устанавливаются указом Президента РФ, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.

Военное положение на территории страны или в отдельных ее местностях вводится указом Президента РФ, который незамедлительно сообщает о введении военного положения Совету Федерации и Государственной Думе РФ.

В указе Президента России должны быть определены:

  • — обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения;
  • — дата и время, с которых начинает действовать военное положение;
  • — границы территории, на которой вводится военное положение.

Указ Президента РФ подлежит незамедлительному обнародованию и официальному опубликованию и незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации РФ. Вопрос об утверждении указа должен быть рассмотрен Советом Федерации РФ в течение 48 часов с момента получения этого указа. В случае если в силу чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств заседание Совета Федерации РФ не может быть проведено в установленное время, такой вопрос может быть рассмотрен позднее этого срока. Решение об утверждении указа о введении военного положения принимается большинством голосов и оформляется соответствующим постановлением. Указ Президента РФ о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации РФ, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения.

Президент России обладает следующими полномочиями в условиях режима военного положения:

  • — объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ о ведении военных действий;
  • — принимает решение о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;
  • — утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, План применения Вооруженных Сил РФ, Мобилизационный план Вооруженных Сил РФ, а также планы перевода (мобилизационные планы) на работу в условиях военного времени органов государственной власти, органов местного самоуправления и экономики страны, планы создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов и План оперативного оборудования территории РФ в целях обороны;
  • — утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;
  • — утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний, и др.

Порядок применения Президентом РФ специальных экономических мер регулируется Федеральным законом от 30.12.2006 № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах».

Специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН.

К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан (лиц без гражданства), постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий, и иные ограничения.

Решение о применении специальных экономических мер принимается Президентом РФ на основе предложений Совета Безопасности РФ с обязательным незамедлительным информированием Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ. Срок применения специальных экономических мер устанавливается Президентом РФ.

Полномочия Президента России в сфере противодействия терроризму регламентируются Федеральным законом «О противодействии терроризму».

К ним относятся:

  • — установление компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом;
  • — принятие решений в установленном порядке об использовании за пределами территории страны формирований Вооруженных Сил РФ и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации либо граждан Российской Федерации или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации.

В целях обеспечения координации деятельности по противодействию терроризму по решению Президента РФ могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и иных лиц.

Полномочия Президента РФ в области защиты государственной тайны регламентируются Законом РФ от 21.07.1993 № 5485−1 «О государственной тайне».

К ним относятся:

  • — утверждение государственных программ в области защиты государственной тайны;
  • — утверждение по представлению Правительства РФ состава, структуры Межведомственной комиссии по защите государственной тайны и положения о ней;
  • — утверждение по представлению Правительства РФ перечня должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, перечня должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также перечня сведений, отнесенных к государственной тайне;
  • — заключение международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;
  • — определение полномочий должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в Администрации Президента РФ;
  • — решение иных вопросов, возникающих в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает следующие полномочия Президента РФ:

  • — определение основных направлений государственной политики и принятие иных решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • — внесение на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принятие с учетом его предложений решений по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по вопросам преодоления их последствий;
  • — введение при чрезвычайных ситуациях на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения; принятие решений о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.

Перечень полномочий Президента РФ в сфере обеспечения национальной безопасности не является исчерпывающим. Эти полномочия могут дополняться в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О безопасности».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой