Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общение с людьми с аномальным поведением или ограниченными возможностями

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обсуждение. Все желающие делятся своими впечатлениями. Хорошо, если в обсуждении будет сделан акцент как на чувствах «марионетки», так и на чувствах «кукловодов», управлявших ее движениями. Участники могут говорить о разных чувствах: неудобстве, напряжении или, наоборот, чувстве собственного превосходства, комфорта. Важно показать, что и состояние зависимости, и гиперопека делают отношения между… Читать ещё >

Общение с людьми с аномальным поведением или ограниченными возможностями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Упражнение 89. АНОМАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Предварительные сведения. Что такое аномальное поведение? Объективного ответа на этот вопрос не существует. Все зависит от социальных норм и правил в конкретной культуре. Что вчера было ненормальным — сегодня приемлемо, что ненормально у одних народов — общепринято у других. Вместе с тем, существуют определенные критерии аномальности (Ж. Годфруа, 1992):

  • • чем реже в группе встречается данное поведение, тем вероятнее его будут считать аномальным;
  • • чем больше отклонение поведения от принятого в данной группе, тем вероятнее его оценка как аномального;
  • • чем больше опасности представляет данное поведение для самого человека и окружающих, тем вероятнее его восприятие как аномального;
  • • чем больше отличаются взгляды и ценности человека от позиции лидера или доминирующей группы, тем вероятнее его взгляды будут восприниматься как аномальные;
  • • если у человека расшифровка сигналов окружающего мира, его восприятие происходит не так, как у других, то его поведение может быть аномальным. Например, если человек все взгляды, жесты и поведение других расшифровывает только как враждебные или только как доброжелательные, если он видит в мире только добро или только зло, то его поведение может быть аномальным.

ИНСТРУКЦИЯ. Подумайте и запишите кратко, какие особенности поведения аномальны для вас и в каких ситуациях? Какие особенности вашего поведения аномальны для кого-то из окружающих, для близких вам людей? Почему?

Затем организуется обсуждение этих вопросов. Упражнение 90. ЧУВСТВА.

ИНСТРУКЦИЯ. Упражнение помогает осознать то, насколько мы лично вовлекаемся при столкновении с проблемой зависимости другого человека.

Участникам предлагается: вспомнить ситуацию, когда приходилось общаться с человеком, находящемся в алкогольном или наркотическом опьянении. Возможно, это был кто-то из родственников или знакомых или просто человек, встреченный вами на улице. Постарайтесь вспомнить чувства, которые вы испытывали, общаясь с этим человеком. Затем участники по очереди рассказывают, а другие внимательно слушают описания этих чувств.

После этого все делятся впечатлениями о том, какие чувства они испытывали, слушая рассказы других. Возможный вариант:

Чувства говорящего

раздражение возмущение жалость обида презрение недоверие вина ответственность и т. д.

Чувства слушающего сочувствие интерес возмущение отвращение понимание сожаление уважение и т. д.

Упражнение 91. УМЕНИЕ ПЕРЕДАТЬ ИНФОРМАЦИЮ.

(Лабиринты психологии, 1996) ИНСТРУКЦИЯ. Вся группа разбиваются на подгруппы по три человека. Каждый выбирает себе роль: паралитик (не может двигаться, говорит невнятно — можно взять в рот большую жвачку, конфету или кусок хлеба), слепой (можно завязать глаза), немой, глухонемой. Они должны договориться о встрече (или передать друг другу фразу, которую придумывает ведущий и пишет на листке).

Обсуждение. Участники делятся своими впечатлениями. Какая из ролей была наиболее трудной?

Упражнение 92. ЛАБИРИНТ (Лабиринты психологии, 1996) ИНСТРУКЦИЯ. Задача — почувствовать ответственность за другого человека.

Вариант 1. Лабиринт чертится на большом листе бумаги или мелом на столе и представляет собой кривую полосу движения. Вдоль этой дороги устанавливаются непрочно стоящие предметы, которые при любом задевании легко могут упасть (например, склеенные цилиндры из бумаги). Ведомый человек (А) закрывает глаза, берет в руку мел (или ручку), а другую руку протягивает своему партнеру (В). Руководящий движением человек должен с помощью руки, А показывать ему постоянно направление движения по лабиринту. Их задача — как можно «точнее» пройти по прочерченной линии и, желательно, не уронить предметы, стоящие у дороги.

Вариант 2. По комнате расставляются стулья так, чтобы между ними можно было проложить сложный извилистый путь. Одному человеку завязывают глаза. Другой должен провести его по этому пути, как поводырь. Можно усложнить задачу — один поводырь должен вести вереницу из нескольких «слепцов».

Затем люди меняются ролями так, чтобы каждый побывал и «слепцом», и поводырем.

Обсуждение. Участники делятся своими впечатлениями. Какая из ролей была наиболее трудной?

Упражнение 93. МАРИОНЕТКА (Azps.ru).

ИНСТРУКЦИЯ. Упражнение дает участникам возможность на собственном опыте испытать, как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя. Это упражнение имеет широкое поле ассоциаций.

Участники разбиваются на тройки. В каждой выбирают «марионетку» и двух «кукловодов». Упражнение заключается в том, что каждой подгруппе предлагается разыграть маленькую кукольного представления, где «кукловоды» управляют всеми движениями «марионеток». Сценарий сценки участники разрабатывают самостоятельно, ничем не ограничивая свое воображение.

После обдумывания и репетиций подгруппы по очереди представляют свой вариант остальным участникам, которые выступают в роли зрителей.

Обсуждение. Все желающие делятся своими впечатлениями. Хорошо, если в обсуждении будет сделан акцент как на чувствах «марионетки», так и на чувствах «кукловодов», управлявших ее движениями. Участники могут говорить о разных чувствах: неудобстве, напряжении или, наоборот, чувстве собственного превосходства, комфорта. Важно показать, что и состояние зависимости, и гиперопека делают отношения между людьми искаженными и неполноценными.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой