Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование оказания бесплатной юридической помощи в российской федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Федерального; 2) регионального, на котором по признаку наличия или отсутствия государственного субсидирования деятельности участников, наделенных правом на оказание такой помощи, созданы два сектора — государственный и негосударственный, в Законе они названы соответственно государственной и негосударственной системами; 3) уровня местного самоуправления (табл. 2.1). Координатором функционирования… Читать ещё >

Правовое регулирование оказания бесплатной юридической помощи в российской федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Национальная система бесплатной юридической помощи

Во втором десятилетии XXI в. новый мощный импульс развитию практической подготовки юристов был дан Законом о бесплатной юридической помощи.

По месту и роли в системе законодательства РФ этот закон занимает место на пересечении различных направлений государственной юридической политики: в областях обеспечения конституционных прав граждан, оказания бесплатной юридической помощи, подготовки юридических кадров, правового просвещения п правового информирования населения. В основе его — создание правовых гарантий реализации установленного Конституцией РФ права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, которая в установленных федеральными законами случаях будет им оказана бесплатно. Таким образом, предметом отношений по оказанию бесплатной юридической помощи является именно квалифицированная юридическая помощь. Ее бесплатный характер вытекает из социальной ориентированности — но категориям граждан для наделения их правом на получение квалифицированной помощи бесплатно, при дополнительном условии, что основанием для обращения за бесплатной помощью выступают случаи, также характеризующиеся признаком социальной значимости.

Закон впервые подверг универсальному регулированию процесс оказания юридической помощи для представителей самых разных цехов юридической профессии, указав, что правом на ее оказание обладают только лица, имеющие высшее юридическое образование, и наделил юридические клиники только образовательных организаций эксклюзивным правом участия в деятельности, формируемой на основе системы бесплатной юридической помощи Российской Федерации, указанной в Законе. Закон установил общие для всех участников принципы оказания бесплатной юридической помощи (ст. 5 Закона), предусмотрел формирование единых требований к качеству ее оказания, дал перечень основных ее видов (ст. 6 Закона), дифференцировал статусы участников системы бесплатной юридической помощи в отношении предоставления бесплатной юридической помощи.

Тем самым Закон положил начало централизованному регулированию квалификационного ценза для допуска к осуществлению этого вида юридической профессиональной деятельности — оказания бесплатной юридической помощи и единство основных правил осуществления профессиональной практики для различных участников любого компонента (подсистемы) национальной системы бесплатной юридической помощи.

Закон в соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утверждены Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) связал в систему такие направления названной политики, в реализации которой принимают участие как представители профессионального юридического сообщества, так и система образования: 1) бесплатная юридическая помощь; 2) правовое информирование; 3) правовое просвещение.

Закон определил содержание основного предмета регулирования этого закона — квалифицированную бесплатную юридическую помощь, ее виды (консультирование, составление документов правового характера и представительство).

Тем самым вузы, осуществляющие подготовку кадров по юридической специальности, получили в дополнение к федеральному законодательству об образовании, регулирующему учебный компонент деятельности юридических клиник, законодательство, регулирующее в некоторых пределах практическую их деятельность в профессиональной сфере, а также конкретизацию описаний и требований к перечисленным видам деятельности.

Федеральный законодатель использовал в отношении образовательных организаций принцип превалирования образовательного права, с учетом того факта, что юридические клиники создаются образовательными организациями в учебных целях (ч. 1 ст. 23 Закона) и в соответствии с ФГОС ВО представляют собой учебную форму. Таким образом, правовое положение юридических клиник в большей степени определяется законодательством об образовании и локальными актами образовательных организаций, создавших такие клиники для осуществления практико-ориентированной образовательной деятельности. Министерство образования и науки РФ в соответствии со ст. 23 Закона урегулировало[1] только область образовательной деятельности и вопросы ее организации, но не затронуло целиком порядка функционирования юридических клиник в самой системе бесплатной юридической помощи, поскольку эта область правовой регламентации не относится к компетенции Министерства. Данная область, очевидно, должна быть урегулирована совместными либо согласованными документами Министерства юстиции РФ и Министерства образования и науки РФ.

Российский законодатель заложил уникальную структуру национальной системы бесплатной юридической помощи, состоящей из трех уровней:

1) федерального; 2) регионального, на котором по признаку наличия или отсутствия государственного субсидирования деятельности участников, наделенных правом на оказание такой помощи, созданы два сектора — государственный и негосударственный, в Законе они названы соответственно государственной и негосударственной системами; 3) уровня местного самоуправления (табл. 2.1). Координатором функционирования этой сложной системы (системы систем) является специально уполномоченный на это федеральный орган — Министерство юстиции РФ.

Национальная система бесплатной юридической помощи.

Таблица 2.1

Федеральные органы регулирования и контроля деятельности обеспечивают функционирование единой системы бесплатной юридической помощи.

(ст. 9—11, 13 Закона).

Органы власти субъектов РФ реализуют государственную политику, издают нормативные акты о расширении перечня граждан и гарантий получения ими бесплатной юридической помощи, о порядке взаимодействия участников государственной системы бесплатной юридической помощи и об оказании содействия развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи (ст. 12 Закона).

Виды участников государственной системы (ст. 15 Закона).

Виды участников негосударственной системы (ст. 22 Закона).

Обязательные (определены исчерпывающим образом) (ч. 1 ст. 15 Закона).

Наделяемые правом участия (открытый перечень) (ч. 2 ст. 15 Закона).

Исчерпывающий круг участников (ст. 22 Закона).

1. Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения (ст. 16 Закона).

1. Адвокаты (ст. 18 Закона).

1. Юридические клиники, создаваемые образовательными организациями, студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и др. (ч. 2 ст. 22 Закона) (виды оказываемой этой группой участников бесплатной юридической помощи исчерпывающим образом названы в ч. 4 ст. 23 Закона). Контроль вуза указан как условие участия обучающихся в оказании бесплатной юридической помощи (ч. 5 ст. 23 Закона).

2. Органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения (ст. 16 Закона).

2. Нотариусы (ст. 19 Закона).

3. Органы управления государственных внебюджетных фондов (ст. 16 Закона).

3. Другие участники.

2. Негосударственные юридические центры (ст. 24—26 Закона).

4. Государственные юридические бюро (ст. 17 Закона).

Органы местного самоуправления осуществляют отдельные государственные полномочия, оказывают содействие развитию негосударственной системы, издают муниципальные акты о дополнительных гарантиях гражданам на получение бесплатной юридической помощи и могут участвовать в создании муниципальных юридических бюро и оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь.

Основными принципами оказания бесплатной юридической помощи

являются (ст. 5 Закона):

  • 1) обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;
  • 2) социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи;
  • 3) доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством случаях;
  • 4) контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи;
  • 5) установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь;
  • 6) свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи;
  • 7) объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность;
  • 8) равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации при ее оказании;
  • 9) обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи.

Клиники и некоммерческие организации отнесены к негосударственному сектору. Они объединены едиными целями, условиями оказания помощи, координационным центром в лице органов Министерства юстиции РФ, а также требованиями к качеству услуг, оказываемых всеми участниками: как из государственного, так и из негосударственного сектора.

Правовое положение клиник и негосударственных центров различается. Доля государственного регулирования и контроля деятельности центров существенно выше, чем в отношении клиники.

Негосударственные центры по предоставленным им возможностям деятельности в системе бесплатной юридической помощи ближе к государственным юридическим бюро, нежели к клиникам.

В негосударственных центрах могут оказывать бесплатную юридическую помощь только дипломированные специалисты, которые несут личную ответственность за качество оказанной гражданам помощи и за возможные неблагоприятные последствия ее оказания наряду с самим центром и его учредителями. Сами центры могут создаваться перечисленными в законе субъектами, по преимуществу принадлежащими к профессиональному юридическому сообществу.

Министерство юстиции ведет список негосударственных юридических центров.

Учет клиник не ведется, поскольку они по большей своей части не являются юридическими лицами, и соответственно функционируют в составе и от лица создавшей их образовательной организации. Поэтому и ответственность за качество бесплатной юридической помощи, оказанной студентами, несет образовательная организация, которая применяет меры взыскания к студентам и (или) преподавателям в соответствии с законодательством об образовании, трудовым законодательством, уставом, локальными нормативными правовыми актами (в частности, правилами внутреннего распорядка). Если клиника создана вузом в качестве юридического лица, такая клиника несет ответственность за неблагоприятные последствия оказания бесплатной юридической помощи самостоятельно.

  • [1] Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.11.2012 № 994 «Об утверждениипорядка создания образовательными учреждениями высшего профессионального образования юридических клиник и порядка их деятельности в рамках негосударственной системыоказания бесплатной юридической помощи».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой