Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общественный строй. 
История государства и права зарубежных стран

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вне варн находились рабы. В Законах Ману (II в. до н.э. — II в. н.э.) термин даса используется одновременно для обозначения и раба, и лица, находящегося в услужении. Следовательно, четких правовых различий между этими социальными группами не было, что говорит о различных формах зависимых и полузависимых людей. Кроме того, термин «даса» иногда смешивается с термином «дасью», который обозначал… Читать ещё >

Общественный строй. История государства и права зарубежных стран (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В развитии общественного строя Древней Индии можно выделить ряд особенностей.

Во-первых, процесс имущественного и социального расслоения, начавшийся в эпоху Хараппской цивилизации, не привел к формированию классовой структуры рабовладельческого общества. Он был прерван вторжением индоариев, которые установили сословно-варновый строй. Они учредили четыре особые сословные группы — варны: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшьев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг). Во-вторых, варновый строй освящался религией, закрепленной в дхармашастрах, где излагались правила ритуала и социального поведения для каждой варны. В отличие от системы общественных отношений Древнего Египта, Месопотамии в Древней Индии дхармашастры закрепили четкие религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшьями и шудрами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных предписаниях, ограничениях, запретах. В-третьих, варновый правовой статус человека, определяемый его происхождением и принадлежностью к тому или иному коллективу — родственному, соседскому, профессиональному, кастовому, и закрепленный дхармашастрами, совпадал с фактическим положением индивида в системе общественного производства и распределения.

В Хараппский период складывается раннеклассовое общество, в котором правовое положение социальных групп обусловливалось их положением во властно-государственной иерархии и формирующимся на этой основе имущественным неравенством. В условиях всеобщей включенности населения в выполнение общественных работ (сооружение ирригационных каналов, совместное производство прибавочного продукта) различия в правовом положении не были столь очевидны.

Первоначально из общинной знати выделилась верхушка, сосредоточившая в своих руках функции по управлению: военный вождь (раджа) и его дружина, жречество, общинная аристократия, т. е. правящий класс, занимавший привилегированное положение. Преобладающая социальная группа — класс мелких производителей: земледельцы, скотоводы, ремесленники. Основой экономики государства Хараппа было поливное земледелие, крестьяне возделывали пшеницу, рис, ячмень, выращивали хлопок. Достаточно развитыми были торговля и ремесла: процветало гончарное дело, ювелирное искусство, литье металла. В период Хараппской цивилизации на территории ее распространения существовали крупные города (до 100 тыс. жителей) — региональные центры торговли и ремесла, а также администрации. Крестьяне, ремесленники, торговцы составляли основную массу населения и были организованы в примитивные родовые общины, обладавшие самостоятельностью и самодостаточностью.

В Ведийский период социальная структура древнеиндийского общества претерпела радикальные изменения. Вторжение во II тыс. до н.э. в Индию из Северного Причерноморья племен индоариев, бывших на стадии родоплеменных отношений, привело к уничтожению раннеклассового общества Хараппской цивилизации. Индоарии сформировали новую социальную структуру, где правовой статус индивида определялся социальным происхождением и принадлежностью к варне. Процесс социального расслоения в племенных союзах индоариев привел к формированию четырех сословий — варн (что в переводе с санскрита означает «покров, оболочка, цвет»). Индийцы называют их джати, а европейцы — касты. Принадлежность к касте была обусловлена рождением и передавалась по наследству. Представители каждой касты из поколения в поколение занимались одной и той же профессией, поклонялись одним и тем же богам, строго исполняли установленные правила по отношению друг к другу и членам других каст.

Происхождение каст описывается в одном из гимнов «Ригведы» («Веды гимнов») — в «Гимне Пурушу». В нем находит идеологическое обоснование справедливости системы варн, системы социального неравенства: все касты произошли от первочеловека, от человека-Вселенной по имени Пуруши, из уст его произошли брахманы, из рук — кшатрии, из бедер — вайшьи, а из ступней — шудры. Первые три касты считались «дважды рожденными» — двиджати, а шудры — экаджати — «единожды рожденными». Дело в том, что в детском возрасте над мальчиками первых трех каст совершался сложный обряд упанаяна, сопровождавшийся торжественным надеванием священного шнура упавита. После этого мальчик считался рожденным во второй раз. Шудры такого обряда не удостаивались.

Варновый строй освящался религией. Согласно представлениям древних индийцев, человек — часть живой природы. Его тело смертно, а душа — вечна. После смерти тела она переселяется в другое тело (сансара — странствие души). В какое именно тело переселяется душа, зависит от поведения человека в прошлой жизни: от его благочестия, его жертвоприношения богам, его следования дхарме своей варны. Дхарма — это первоначально бог закона и правосудия, а затем сам закон. Каждая варна имеет свою дхарму. Если поведение человека было добродетельным, то его душа возрождается среди более высших существ, даже богов, а если греховным — среди низших, вплоть до последнего животного или червя. Так действовал закон возмездия или кармы. Таким образом, рождение в высшей варне и привилегированное положение — это вознаграждение за исполнение своих обязанностей в прошлой жизни.

Учение о карме является основой морально-этического учения во всех индийских религиях до настоящего времени. Каждой варне традиционно присущи определенные занятия, определявшие ее социальный и правовой статус, а также цветовой символ, запрещался переход из одной варны в другую. Наиболее почетное место в обществе занимали брахманы, что означает «благоговение», «благочестивая жизнь». Их цветом был белый. Они выполняли жреческие функции как знающие священное учение и поучали ведам других. Их называли авадхья — «неприкосновенные». Убийство брахмана считалось величайшим преступлением. Царей, военную знать представляли кшатрии — «наделенные могуществом». Традиционная профессия кшатриев — военное дело и управление. Именно из кшатриев назначался правитель — «раджа». Их цветом был красный. Свободные общинники — земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы — относились к вайшьям. Их удел — занятие хозяйством. Вайшьями (что означает «преданность») первоначально назывались члены полноправных родов индоарийских племен, народ. Их цветом был желтый Шудры (что означает «слуга другого») находились в услужении «дважды рожденных». Шудрянские роды представляли племена, подчиненные ариям. Занятые «низкими» профессиями, они должны были смиренно прислуживать первым трем варнам. Их цвет черный.

Вне варн находились рабы. В Законах Ману (II в. до н.э. — II в. н.э.) термин даса используется одновременно для обозначения и раба, и лица, находящегося в услужении. Следовательно, четких правовых различий между этими социальными группами не было, что говорит о различных формах зависимых и полузависимых людей. Кроме того, термин " даса" иногда смешивается с термином " дасью" , который обозначал врага, чужака. В Законах Ману указаны семь источников и разрядов рабства (гл. VIII, ст. 415): захваченный под знаменем (военный плен); раб за содержание; рожденный в доме; купленный; подаренный; доставшийся по наследству; раб в силу наказания. Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба было общепризнанным. Раб не был правоспособен, поэтому заключенные им сделки считались недействительными (гл. VIII, ст. 163 и др.). Рабов продавали, уплачивая при этом пошлину, равную 20−25% их цены, как при продаже других товаров, сдавали в наем, закладывали и пр. Потомство рабыни считалось собственностью хозяина (гл. IX, ст. 48, 54−55)[1]. Однако рабство в Индии было спорадическим, патриархальным. Индийские рабы не были основной производительной силой. Они могли иметь семью, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Запрещалось продавать детей-рабов без родителей. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых, кастовых связей.

В Магадхо-маурийский период процесс имущественной дифференциации глубже проник в сельскую общину. Наряду с рядовыми общинниками, которые сами работали на своих участках, выделилась верхушка, эксплуатировавшая и рабов, и наемных работников. Некоторые общинники разорялись, лишались земли и орудий труда и вынуждены были работать в качестве арендаторов. Различным было и положение деревенских ремесленников. Часть их работала самостоятельно, имея свои собственные мастерские, другие нанимались на работу за определенную плату. Ко второй половине I тыс. до н.э. в наиболее передовых областях Северной Индии появляется частная собственность на землю. Земля, как и другая недвижимость, переходила по наследству, вплоть до полного отчуждения. Хозяйствование велось силами отдельной семьи. Конечно, борьба с бедствиями, засухой, наводнениями, строительство дорог, охрана поселков требовали коллективных усилий. Несколько общин составляли деревню. Внутри деревенских общин не было равенства ни в имущественном положении, ни в варновой принадлежности, ни в степени участия в решении деревенских дел.

Кроме того, реальное положение представителей одной и той же варны со временем становилось различным. В Ведах упоминаются шудры — богатые скотом владельцы и беднякибрахманы.

Специфика общественного строя Магадхо-маурийского периода состояла в сложном переплетении сословного (варно-кастового) и классового деления индийского общества. С одной стороны, в Древней Индии существовали основные классы рабовладельческого общества: 1) господствующий класс рабовладельцев-землевладельцев, придворной и военной знати, жречества, верхушки общинников; 2) класс мелких производителей (общинников-земледельцев, ремесленников, торговцев); 3) класс подневольных работников и рабов. С другой — господствующий класс и класс свободных производителей в Древней Индии делились на варны, а внутри варн — на множество каст. Социальная дифференциация предполагала деление на многочисленные сословные группы по религиозным, профессиональным, сословным и иным признакам.

Серьезным изменениям общественный строй Магадхо-маурийского периода подвергся благодаря расцвету городов, ремесел и торговли. Возвышение городов усиливает роль чиновников, ремесленников и торговцев, которые существенно разбогатели. Теперь положение человека хотя и зависело от происхождения, однако уже было недостаточно назвать Варну, к которой принадлежит его род. Происходило обособление родов по социальному, профессиональному, этническому, наследственному признакам. Варны стали делиться на касты (джати — «происхождение») — замкнутые группы, члены которых имели свои обычаи и обряды, могли заключать браки только с представителями своей касты. Почти все касты считались входящими в четыре древние варны.

Принадлежность касты к варне зависела от чистоты и нечистоты ее занятий, происхождения, степени ее социального и политического влияния в данной местности. Некоторые касты занимали настолько низкое положение, что их считали стоящими ниже шудр, т. е. вневарновыми. Вневарновой кастой были чандалы, занимавшиеся уборкой трупов и нечистот, исполнявшие обязанности палачей. Обычно они жили за пределами деревни, на окраинах городов. Чтобы не осквернять жителей, они работали ночью.

Рабы не входили в систему варн. Они были заняты в качестве домашней прислуги, их использовали на тяжелых и ритуальнонечистых работах, на полевых работах в государственных и храмовых хозяйствах. Постепенно класс рабов становится основной производительной силой. Наряду с рабами существовали каркомары — зависимые работники, работающие по найму: батраки, поденщики, бродячие ремесленники, лекари, арендаторы, «чужаки». Их статус был выше, чем статус рабов и кабальных людей, поскольку юридически они были свободными. Среди них были выходцы из высоких варн, которых нельзя было заставить выполнять грязную работу.

  • [1] См.: Законы Ману / пер. С. Д. Эльмановича. М., 1992.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой