Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предисловие. 
Римское право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате сегодня на юридических факультетах сохраняются как классическое преподавание римского права — своего рода всеобщей догмы и универсальной конструкции правовых институтов и норм, основанное на классических учебниках римского права, — так и преподавание на основе сокращенных и усеченных до предела учебных пособий, типа упомянутых выше «шпаргалок», материал в которых обычно подается… Читать ещё >

Предисловие. Римское право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

«Все дороги ведут в Рим» — величественная фраза, благоговейно и с почтением воспринимаемая миром в течение последних двух тысячелетий. Юристы, особенно специалисты по гражданскому праву, составляют восторженные панегирики римскому праву. Римская держава уже ушла в прошлое, но ее юридический дух все еще озаряет и волнует юридическое сообщество.

Всякий нынешний юрист знает о феномене римской правовой культуры, использует в своем общении термины давно ушедшей эпохи, осведомлен о периодическом заглядывании юристов мира в юридические закрома римлян и может объяснить рецепцию римского права, ее причины, формы.

Давно замечено, что любые крупные перемены (реформы, революции, государственные перевороты) обостряют интерес к истории. Исторические экскурсы полезны. Так предостерегаются от односторонностей и поспешностей в выводах и решениях. История — это «живая память», «свидетель прошлого». Ее откровения упреждают повторы ошибок, крайностей. Сейчас как раз такое время. Власть вертится на «диалектической жаровне» (А. И. Герцен) противоречий, вызываемых временем, необходимостью проведения государственно-правовых реформ.

В этих условиях полезной интеллектуальной кладовой для современной России с точки зрения осуществления правовых реформ мыслится и римское право. Почему? Все относительно просто. Изменение современного законодательства, вызванное стремлением к реформированию российской экономики, вновь подтвердило как значение многих фундаментальных понятий и принципов правового регулирования, тщательно разработанных и опробованных еще в римском праве, так и необходимость их использования в законотворческой и правоприменительной практике. К тому же ломка коллективистской морали и общинных настроений в пользу индивидуализма, прагматичности, космополитические лозунги главенства прав и свобод человека и гражданина перед общественными и государственными потребностями закономерно возвращают нас к истокам гой государственно-правовой модели, где все это составляло важнейшую сторону жизни.

С введением новой системы высшего образования вновь стала очевидной невозможность подготовки квалифицированных юристов без глубокого изучения хотя бы основ римского права, давно ставших по сути языком общения юристов разных стран, позволяющим воспринимать и профессионально оценивать конкретные законодательные решения различных правовых систем.

Это важно подчеркнуть, так как сегодня, в условиях перестройки юридического образования, заметно стремление «уйти» от обязательного изучения будущими бакалаврами курса римского права, перевести его в разряд дисциплин по выбору.

Поэтому потребность в учебной литературе по римскому праву сейчас особенно велика. Представленный учебник может быть рекомендован как базовый курс римского права для бакалавров. Он полностью соответствует образовательным стандартам.

Существуют различные мнения по поводу того, каким должен быть сегодня учебник по курсу «Римское право». Одни считают, что необходимо развернутое рассмотрение юридической природы и значения фундаментальных принципов и институтов данной дисциплины, утверждая, что только в этом случае студенты и преподаватели находят полные и научно выверенные ответы. И они в какой-то мере правы. Учиться по «толстым», объемным учебникам легче — здесь студенты и преподаватели находят большинство ответов. Другие, ссылаясь на малый объем учебного времени, обычно отводимый дисциплине «Римское право» для бакалавров (40—50 часов), считают, что в этих условиях в учебнике должен быть представлен небольшой объем учебного материала.

Все это нашло отражение в многочисленной учебно-методической литературе — переизданы труды старых правоведов, посвященные римскому праву, изданы учебники современных историков права. Сформировались целые серии типа «завтра экзамен», «краткие курсы в схемах», экспресссправочники «экзаменационные ответы», «шпаргалки».

В результате сегодня на юридических факультетах сохраняются как классическое преподавание римского права — своего рода всеобщей догмы и универсальной конструкции правовых институтов и норм, основанное на классических учебниках римского права, — так и преподавание на основе сокращенных и усеченных до предела учебных пособий, типа упомянутых выше «шпаргалок», материал в которых обычно подается в обобщенном, приблизительно «научном» виде. Невысокий научный уровень и фактологическая бедность последних оказываются дорогой платой. В стороне остаются многие детали, важные для понимания отдельных правовых институтов, противоречий в доктринальной оценке тех или иных положений римского права. Все богатство мнений сводится к простейшим схемам.

Необходима «золотая середина». К ней стремился автор данного учебника. Учебник предназначен для изучения начального курса римского права в объеме учебного семестра для бакалавров, чем ограничивается изучение предмета на большинстве юридических факультетах вузов.

Предлагаемый учебник имеет скромное назначение — быть элементарным руководством для лиц, желающих получить представление об основных положениях римского права. Основная цель — дать сжатый, но возможно ясный и понятный правовой анализ, познакомить читателя с важнейшими проблемами данной учебной дисциплины. Ввиду этого детали оставляются в стороне; равным образом и научные изыскания даются лишь в очень ограниченном размере. Лица, заинтересовавшиеся тем или иным вопросом, легко могут найти соответствующую информацию в научной и учебной литературе, список которой приводится в учебнике, а также воспользоваться ресурсами Интернета.

Автор придерживается мнения, что изучение данного курса должно включать освещение основ как римского частного права, так и публичного римского права. (Сегодня авторы «кратких» курсов, да и не только кратких, из-за небольшого объема вынуждены отказываться от рассмотрения римского публичного права, отсылая студентов к курсу истории государства и права зарубежных стран.) Очевидно, что частное право вырабатывалось не изолированно и вопреки публичному праву, но и благодаря римскому публичному праву. Поэтому в учебнике представлен и материал по публичному, в первую очередь государственному, праву. Значительное внимание уделяется рецепции римского права, его влиянию во внеримском мире.

В этом одно из отличий данного учебника от подавляющего большинства учебных пособий, с которыми может столкнуться студент, начинающий изучать данный курс. В силу учебного предназначения данного издания в нем раскрываются доктринальные задачи публичного и частного римского права. В то же время учебник, с учетом отведенного времени, включает лишь только научно устоявшиеся и традиционные проблемы предмета (это должно быть всегда присуще жанру учебника).

Раскрывать доктринальные вопросы курса требуется с учетом современного развития историко-юридической мысли. Органическое включение римского правового наследия в общий процесс развития современной науки, трактовка римских правовых институтов с высоты современного публичного и частного права приводит к замечательным результатам. В частности, дает возможность освободить курс от тех деталей, которые нс влияют на фундаментальное освоение знаний. Это не упрощение, а наоборот, зачастую, углубление традиционных представлений о тех или иных институтах римского права. Читатели данного труда смогут это отметить, что изменит представление о возможностях начального курса, каким является представленный учебник.

Безусловно, необходимо учитывать как время обучения, так и то обстоятельство, что традиционно римское право изучается на первом курсе студентами, вступающими в мир юридических наук, к тому же не знающими латынь. Надо быть реалистами. Поэтому самое большее, на что можно рассчитывать, это на усвоение некоторых знаний, запоминания некоторых юридических формул. Материал учебника учитывает уровень подготовки вчерашних школьников, многие из которых еще не достигли совершеннолетия. Все это требует очевидных упрощений и приближения материала учебника к учебным изданиям научно-популярного характера. Но не за счет отказа от исторических и фундаментальных положений римского права.

Помимо специальных образовательных задач курса римского права стоят задачи общекультурного развития, а здесь велика роль римских пословиц, поговорок, сентенций. Еще английский философ XIX в. Томас Карлейль считал, что образование человека должно начинаться с пословиц и поговорок, а заканчиваться идеями. Латинские пословицы, поговорки, крылатые выражения обязательно должны включаться в учебный материал, так как они широко употребляются среди образованных людей всего мира. Языки мира «пестрят» латинизмами, любая научная терминология строится на основе латинских и греческих терминоэлементов, латинские афоризмы украшают речь не только юристов, но и политиков, журналистов, писателей.

Поэтому текст учебника насыщен латинскими словами и римскими выражениями. Это диктуется самим материалом и позволяет избегать переводов, которые неизбежно страдают приблизительностью и неточностью. Российский студент не всегда готов к восприятию латинской терминологии. В учебнике специально приводится перечень крылатых римских сентенций (сентенция — мысль, изречение книжного происхождения), пословиц и поговорок (поговорка — переносная речь, простое иносказание).

Материал ориентирован как на аудиторное преподавание курса, так и на самостоятельную работу студентов. В издании имеются вопросы и задания для самоконтроля. Это позволит систематизировать и конкретизировать знания студентов в процессе изучения данной дисциплины.

В четвертом издании дополнены и переработаны отдельные главы, внесены некоторые изменения в структуру учебника, содержание отдельных его глав, расширен состав компетенций, которые должен получить студент после изучения учебного материала, уточнены схемы, контрольные тесты, дополнены список источников и литературы, именной и тематические указатели, обновлены интернет-ресурсы.

Учебник подготовлен на основе анализа первоисточников: Институций Гая[1], Институций Юстиниана[2], Дигест Юстиниана, Кодекса и Новелл Юстиниана.

В изложении автор использовал материал учебников и учебных пособий, изданных и переизданных в последние годы: «Римское право» О. А. Омельченко (М., 2011), «Римское частное право» Д. В. Дождева (М., 2013), «Римское частное право» А. И. Косарева (М., 2008), «Основы римского права» Е. А. Скрипилева (М., 2009), «Римское право» О. А. Кудинова (М., 2012) и др. (См. раздел 3 библиографического списка.).

Большая учебная литература по римскому праву имелась в дореволюционной России. Некоторые из этих книг сохранились в библиотеках и могут быть использованы современными юристами: «История римского права» И. А. Покровского (Петроград, 1915), «Система римского права» В. М. Хвостова (М., 1909) и др., переизданных в более позднее время. Значительное число учебной литературы по римскому праву было издано в советский период нашей истории. Достаточно назвать труды И. Б. Новицкого, которые были многократно переизданы, последний раз в 2013 г. Часть этой литературы приведена в разделе 2 библиографического списка.

Огромная литература по римскому праву имеется за рубежом, где насчитываются десятки и сотни как научных, так и учебных изданий по этой дисциплине. Однако из-за ограниченных возможностей наших библиотек отечественный читатель в большинстве случаев не сможет прибегнуть к их помощи. Однако возможности Интернета в какой-то мере позволяют сделать это.

При упоминании источников, римских поговорок, пословиц, сентенций автором применены общепринятые сокращения, например:

D.1.2.3.4 — Дигссты Юстиниана, книга 1, титул 2, фрагмент 3, параграф 4;

J.2.22.2 — Институции Юстиниана, книга 2, титул 22, параграф 2;

Гай 3.1 — Институции Гая, книга 3, параграф 1;

Др. йог. — древнеримская поговорка;

Др. пос. — древнеримская пословица;

Др. сен. — древнеримская сентенция.

Учебник включает предисловие, введение, три основные раздела, объединяющие 21 главу, заключение и 7 приложений.

Введение

«Предмет, компетенции, методы изучения курса» знакомит с целью и задачами курса «Римское право», методологическими, методическими и понятийными основами, компетенциями, которые получит студент после изучения данного курса.

Первый раздел «Понятие, система, источники и этапы развития римского права» раскрывает понятие, систему и источники римского права. Показаны периоды истории его развития и их особенности, процесс систематизации римского права, его рецепция после падения Рима.

Раздел второй «Публичное право Древнего Рима» освещает государственное право Рима (процесс управления Римом, состояние римского гражданства, публичные права и обязанности граждан), уголовное право (предписания и принципы уголовного права, организация уголовного процесса, общая характеристика преступных деяний и юридической отвественности), особо показывается роль права Рима во внеримском мире.

Раздел третий «Римское частное право» посвящен статусном}' праву (правоспособность и дееспособность римских граждан, правовое положение отдельных групп населения, юридических лиц). Показаны общие начала частной правозащиты и судебного порядка, основные презумпции, виды гражданского процесса, виды исков. Особо выделены брачно-семейные отношения (виды родства, заключение и прекращение брака, личные и имущественные отношения супругов, опека и попечительство). Анализируются вещные права, владение, право собственности, обязательственное право и наследственное право.

В Приложении приводится словарь терминов, рекомендации по их произношению и чтению, именной и предметный указатели, библиографический список, проверочные тесты и ключи к ним. Особо выделены интернет-ресурсы.

Право Рима явилось характерным и долговечным выражением сущности римского духа. Как Греция стоит в истории символом свободы, гак Рим — символом порядка; Греция завещала демократию и философию в качестве основания личной свободы, Рим оставил нам законы, традиции управления в качестве фундамента социального порядка. Вил Дюрант, американский историк

  • [1] Древнеримский юрист II в. н.э.
  • [2] Византийский император (527—565 гг.).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой