Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Признаки государства. 
Теория государства и права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На протяжении истории человечества основные признаки государства не оставались неизменными с точки зрения содержания и механизмов реализации властной воли. Они преобразовывались одновременно с изменениями в структуре институтов государственной власти, в специализации и дифференциации их функций и ролей. Так, первоначально государственная власть концентрировалась в руках единоличного правителя… Читать ещё >

Признаки государства. Теория государства и права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущность государства развертывается в его содержании, которое представляет собой совокупность характерных признаков и черт. Государство как политический институт обладает рядом качественных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (например, партий, движений и т. д.), оказывающих существенное влияние на общество. Условно их можно разделить на внутренние и внешние. Количество признаков государства может быть различным, однако выделим наиболее важные (рис. 4.1).

1. Государство выступает как единая территориальная организация населения в масштабах всей страны, как официальный представитель общества во взаимоотношениях с другими странами. На смену объединению людей по признаку родства, свойственному формам социальной организации догосударственного общества, приходит территориальное объединение. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства или подданства, представляющий собой устойчивую правовую связь личности с государством. Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства для отдельного индивида.

Государство и его признаки.

Рис. 4.1. Государство и его признаки.

Территориальное объединение людей основывается как на добровольности (например, можно выйти из гражданства), так и на обязательности. Обязательность основана на необходимости подчиняться велениям органов государственной власти, которые осуществляют ее в пределах государственной границы. В пределах своей территории государство обладает верховенством и полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти над населением.

2. Государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным аппаратом управления и принуждения, системой ведомств и учреждений, которые целенаправленно воздействуют на общественные отношения в целях их упорядочения и планомерного развития. Механизм государства представлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти и особым слоем людей, постоянно и на профессиональной основе занятых управлением.

Обеспечивая нормальные условия существования общества, государство обладает таким свойством, как принудительность, которая осуществляется через органы насилия — армию, службы охраны порядка и безопасности. В отличие от принципов самоуправления, на которых основано регулирование взаимоотношений индивидов в догосударственном обществе самим населением, с возникновением государства происходит отделение публичной политической власти от общества, обособление и концентрация политических функций в руках профессионалов-управляющих.

  • 3. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет государственной власти выражается в ее верховенстве и независимости от любых других властей внутри страны {внутренний суверенитет) или во взаимоотношениях с другими государствами {внешний суверенитет). Верховенство государственной власти проявляется: а) в общеобязательности ее решений для населения; б) в возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций; в) в обладании рядом исключительных прав, например правом издания законов, имеющих для населения обязательный характер; г) в наличии специальных средств воздействия на население, отсутствующих у других организаций (аппарат принуждения и насилия). В условиях глобализации возрастает значение внешнего суверенитета, особенно в ситуации политического самоопределения нации, когда она стремится к обретению независимости и созданию национального государства. Как показывает опыт создания Республики Косово (край с преобладанием албанского населения вышел из состава Сербии), признание суверенитета со стороны мирового сообщества оказывается более важным, чем способность нового государства обеспечивать правопорядок внутри.
  • 4. Государство обладает монополией на легальное и легитимное применение силы, физическое принуждение. Легальность государственной власти выражается в официальном признании власти, ее подчинении не личностям, а конституции и установленным законам. Легальность власти представляет собой юридическое признание права государства на применение принуждения. Формой легального господства является правовое государство. Однако в условиях демократии, когда правящая группа получает власть из рук населения, не менее важным для государственной власти становится ее легитимность, т. е. одобрение власти в силу ее привлекательности, уверенность в том, что данная власть, ее институты соответствуют принятым в этом государстве моральным нормам. Поэтому население, признавшее данную власть, обязано подчиняться ее решениям. Немецкий социолог М. Вебер справедливо отмечал, что «государство… есть отношения господства людей над людьми, опирающиеся на легитимное (т.е. считающееся легитимным) насилие как средство… чтобы оно существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиниться авторитету, на который претендуют те, кто господствует»[1]. Государство охраняет и регулирует жизнь общества на основе права путем издания законов и правил, обязательных для всего населения. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью специальных органов: суда, прокуратуры, милиции, спецслужб.
  • 5. Государство располагает системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей, которые обеспечивают его экономическую самостоятельность. На эти средства содержится государственный аппарат, из них выплачивается заработная плата работникам бюджетных сфер (учителям, врачам), осуществляются социальные выплаты пенсионерам, малоимущим, инвалидам и т. д.

Наряду с основными признаками каждое государство имеет еще неосновные, так называемые внешние, символы, отличающие одно государство от другого: гимн, герб, флаг.

Идея государственного флага сравнительно нова. По сами флаги существовали давно и использовались для обозначения местонахождения командного пункта во время боевых сражений. В качестве первых флагов применялись украшенные шесты. У древних греков флаг представлял собой кусок ткани с какой-либо буквой, прикрепленный к шесту. Первый матерчатый флаг в форме квадратного полотнища на перекладине, которая крепилась к копью, изобрели римляне. Самыми ранними современными государственными флагами являются флаг Дании, принятый в 1219 г., и флаг Швейцарии — в 1229 г. После Французской революции белый флаг Бурбонов был заменен трехцветным знаменем. В 1787 г. был введен государственный флаг США, на котором изображались 13 звезд, означавших тринадцать штатов, вошедших в новое государство. В 1805 г. был принят зелено-бело-красный государственный флаг Италии.

На протяжении истории человечества основные признаки государства не оставались неизменными с точки зрения содержания и механизмов реализации властной воли. Они преобразовывались одновременно с изменениями в структуре институтов государственной власти, в специализации и дифференциации их функций и ролей. Так, первоначально государственная власть концентрировалась в руках единоличного правителя — монарха, деспота, императора, царя, — являвшегося одновременно собственником всей земли, верховным жрецом и судьей. Монарх защищал интересы имущих классов: дворянства, баронов, духовенства, родовой знати и опирался на их поддержку. В свою очередь, бароны, дворяне, знать служили монарху и за это получали различные пожалования — землю, привилегии, титулы.

Со временем бароны и духовенетво становились крупными земельными собственниками, не уступая по богатству самому монарху. Они требовали участия в осуществлении государственной власти. Единоличная власть монарха начала «дробиться» на части. В Англии в XIII в. возник первый представительный орган — парламент, первоначально представлявший интересы не всего общества, а лишь первых двух сословий: духовенства и дворян. Этот орган назывался сословно-представительным, обладал совещательными функциями и созывался монархом преимущественно для утверждения новых налогов.

Лишь буржуазные революции XVII—XVIII вв. в Европе и Северной Америке ограничили всевластие государства и утвердили принципы народовластия и приоритета прав человека над правами государства и общества. Отстаивая идею о том, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, буржуазные революции не только провозгласили принцип формального равенства людей независимо от их имущественного и социального положения, но и выработали конкретные способы ограничения абсолютной власти государства в лице монарха.

Первоначально общество перешло от абсолютной монархии к конституционной у т. е. ограниченной представительным органом — парламентом, созданным на основе избирательного права, и конституцией (основным законом). Затем конституционная монархия либо обретала форму парламентской монархии, либо эволюционировала в республику, когда все органы высшей власти избираются населением на определенный срок и каждый выполняет строго определенные законом функции.

Наряду с выделением законодательной и исполнительной власти, из последней выделилась и судебная. Так, в Англии уже в Нортхэмптонском статуте (законе) 1328 г. говорилось, что никакое королевское распоряжение не может повлиять на ход правосудия. Иначе говоря, происходило становление независимой судебной власти. Следовательно, постепенно, с развитием экономики, появлением индивидуальной частной собственности и самостоятельной личности — гражданина возникает система государственной власти, где реальным было уважение к суду и действовал механизм сдержек и противовесов во взаимоотношениях органов законодательной, исполнительной и судебной власти, сама власть была «связана» нормами права и действовала строго в границах этих норм. Таким образом, абсолютистское государство постепенно трансформировалось в правовое, демократическое, конституционное.

  • [1] Вебер М. Указ. соч. М., 1990. С. 646.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой