Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Применение полицией огнестрельного оружия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В данных случаях применение оружия сотрудником полиции регламентируется п. 6 ст. 47 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» для пресечения попытки побега подозреваемого или обвиняемого из места содержания под стражей или из-под конвоя. Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи является преступлением, за совершение… Читать ещё >

Применение полицией огнестрельного оружия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В ст. 1 Федерального закона «Об оружии» огнестрельное оружие определяется как «оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда» .

Механическое же поражение цели метаемым снаряжением может быть только при производстве выстрела. Итак, под применением огнестрельного оружия следует понимать производство сотрудником полиции прицельного выстрела.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

• для защиты другого лица от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья.

Посягательство (посягнуть) — покушение причинить вред, ущерб комуили чему-нибудь. Насилие — принудительное воздействие на кого-нибудь. Насилие может быть в форме физического или психического воздействия. Физическое насилие выражается в воздействии на организм человека: побои, истязания. Психическое насилие оказывается в виде оскорблений, запугиваний, угроз и т. п. Опасность — угроза причинения вреда, несчастья. Таким образом, в данном случае сотрудник полиции, применяя огнестрельное оружие, правомерно защищает себя и другое лицо от преступного посягательства на жизнь и здоровье, т. е. действует в состоянии необходимой обороны (ст. 37 УК РФ);

• пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении полиции.

Очевидно, что попытка завладеть огнестрельным оружием, которое находится у сотрудника полиции, будет сопряжена с насилием в отношении него. Эти действия в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О полиции» являются основанием для применения сотрудником полиции огнестрельного оружия. Пресечение попытки завладеть транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящей на вооружении (обеспечении) полиции преследует цель не допустить использование данных технических средств в преступных целях. В первую очередь это касается специальной и боевой техники;

• освобождения заложников.

Действия, совершаемые с целью захвата заложников, или удержание лиц в качестве заложников влекут уголовную ответственность в соответствии со ст. 206 «Захват заложника» УК РФ. Названное преступление является преступлением террористического характера. При освобождении заложников возможны два варианта действий. Первый — без применения силы, в результате проведения переговоров и склонения преступников к отказу от совершения противоправных действий. Второй — силовой, требующий проведения специальной операции. Когда возникает прямая угроза жизни и здоровью заложников, применение огнестрельного оружия не только правомерно, но и является фактически единственным способом их освобождения. В результате применения огнестрельного оружия удерживающим заложников лицам могут быть причинены ранения, в том числе со смертельным исходом. В соответствии со ст. 22 «Правомерное причинение вреда» Федерального закона от 06.03.2006 № 35-?З «О противодействии терроризму» лишение жизни лица, совершающего террористический акт, а также причинение вреда здоровью или имуществу такого лица при пресечении террористического акта либо осуществлении иных мероприятий по борьбе с терроризмом действиями, предписываемыми или разрешенными законодательством РФ, являются правомерными;

• задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 УК РФ к тяжким преступлениям относятся умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено максимальное наказание, не превышающее 10 лет лишения свободы. Так, к тяжким преступлениям согласно УК РФ относятся: умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ч. 1 и 2 ст. 111); организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов (ч. 2 ст. 232); захват заложников (ч. 1 ст. 206); уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иным способом (ч. 2 ст. 339) и др. В соответствии с ч. 5 ст. 15 УК РФ к особо тяжким преступлениям относятся умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание. Перечень № 7 статей УК РФ, используемых при формировании статистической отчетности[1], к ним относит: убийство (ст. 105); похищение человека (ч. 2 и 3 ст. 126); пиратство (ч. 2 и 3 ст. 227) и др. Содержание перечней показывает, что сотрудник полиции должен действовать с учетом создавшейся обстановки и степени общественной опасности совершенного задержи ваемым деяния. Например, вред, причиненный в результате применения огнестрельного оружия лицу, уклоняющемуся от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иным способом, будет чрезмерным;

• задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ.

В соответствии с ч. 2 ст. 23 Федерального закона «О полиции» вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть. В данном случае действия задерживаемого лица квалифицируются как посягательство на жизнь или здоровье сотрудника полиции;

• отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан.

Под нападением на здания, сооружения, помещения и иные объекты понимаются действия насильственного характера, сопровождаемые проникновением внутрь и установлением контроля над объектом. Как правило, подобные действия сопровождаются бессмысленными погромами и уничтожением имущества;

• пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

В данных случаях применение оружия сотрудником полиции регламентируется п. 6 ст. 47 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» для пресечения попытки побега подозреваемого или обвиняемого из места содержания под стражей или из-под конвоя. Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи является преступлением, за совершение которого предусмотрена уголовная ответственность по ст. 313 УК РФ, поэтому, применяя огнестрельное оружие, сотрудник полиции пресекает преступление. Использование огнестрельного оружия при конвоировании и этапировании подследственных, осужденных, подсудимых на территории другого государства осуществляется в рамках соответствующего международного договора, заключенного Российской Федерацией с этим государством[2].

В этой группе оснований применения огнестрельного оружия объектом воздействия выступает лицо, совершающее общественно опасное деяние.

Наряду с этим в соответствии с ч. 3 ст. 23 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие:

  • • для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
  • • обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
  • • разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным ст. 15 Федерального закона «О полиции» ;
  • • производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

В отличие от первой группы оснований, здесь объектом воздействия выступают в большинстве случаев материальные объекты и животные, угрожающие жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции.

В ч. 4 ст. 23 Федерального закона «О полиции» закреплено право сотрудников полиции применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, когда разрешено применение огнестрельного оружия, а также в некоторых случаях, применения специальных средств:

  • • для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
  • • задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
  • • освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
  • • пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об оружии» огнестрельным оружием ограниченного поражения является короткоствольное оружие и бесствольное оружие, предназначенные для механического поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением патрона травматического действия, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда, и не предназначенные для причинения смерти человеку. При внимательном рассмотрении данного определения выделяются два признака, отличающие данный вид оружия от огнестрельного. Это «патрон травматического действия» и «не предназначенные для причинения смерти человеку» .

Основным назначением данного вида оружия является оказание ударного воздействия на правонарушителя. В специальной литературе можно встретить такое понятие, как «патроны и выстрелы непроникающего ударного воздействия» .

Концепция применения натронов ударного непроникающего действия — нейтрализация живой силы за счет создания останавливающего эффекта без нанесения тяжелых телесных повреждений. Это обеспечивается конструктивными решениями патронов, и в первую очередь конструкцией ударников «пуль». Конструктивно ударники могут выполняться в виде мешочков с дробью, элементов с хвостовыми стабилизаторами или деформируемых элементов. Подобные конструкции обеспечивают рассеивание энергии ударника при встрече с целью, что снижает опасность поражения.

Большое значение имеет калибр патрона. Разработки осуществлялись в двух направлениях:

  • 1) калибрами в интервале начиная от пистолетных (револьверных) и заканчивая 12-м калибром;
  • 2) калибрами в интервале 37−40 мм.

В зависимости от калибра, это могут быть не только патроны, но и снаряд, граната.

Практика показала, что право на жизнь имеют конструктивные решения одного и другого направлений. Однако наблюдается преобладание боеприпасов калибрами 37−40 мм. Это объясняется тем, что увеличение калибра ударника («пули») при прочих равных условиях приводит к снижению «ударного» давления на цель (человека) в месте контакта и соответственно к снижению поражающего воздействия. Эффективность воздействия при сохранении уровня поражения может быть достигнута за счет использования боеприпасов комбинированного действия (два и более видов физиологического воздействия). В настоящее время проводятся работы по созданию боеприпасов, объединяющих ударное воздействие как основное с другими факторами: световым, раздражающим и акустическим воздействием.

На вооружении органов внутренних дел состоят травматический патрон и патрон с резиновой пулей калибром 18,5 мм, а также выстрелы ударношокового действия для специального гранатометного комплекса[3].

Патроны травматического действия пистолетных (револьверных) калибров используются в оружии личной безопасности и в перечень специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел, не входят.

Федеральным законом «Об оружии» установлено отличие служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения от гражданского, выражающееся в величине параметра дульной энергии при выстреле патронами травматического действия. Для служебного оружия данное значение составляет 150 Дж, для гражданского — 90 Дж.

В соответствии с ч. 5 ст. 23 Федерального закона «О полиции» запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц, с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате этого могут пострадать случайные лица. Данные запреты не относятся к применению огнестрельного оружия ограниченного поражения. Учитывая, что по характеру воздействия этот вид оружия ближе к специальным средствам, запреты и ограничения на его применение регламентируются ст. 22 Федерального закона «О полиции» .

Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции

Безопасность — положение, при котором не угрожает опасность. Гарантиям личной безопасности вооруженного сотрудника полиции посвящена ст. 24 Федерального закона «О полиции». В соответствии с ч. 1 данной статьи сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные ст. 23 Федерального закона «О полиции» .

Обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность означает извлечь оружие из кобуры[4] и дослать патрон в патронник. Произведя эти действия, сотрудник полиции готов к производству выстрела. Законодательное закрепление подобных действий сотрудника полиции обусловлено необходимостью выполнения им служебно-боевых задач в различных обстоятельствах. В первую очередь это связано с быстрым изменением обстановки, результатом которого может быть нападение на сотрудника полиции. В этих условиях сотрудник полиции имеет право заранее подготовиться к применению огнестрельного оружия. Примерами быстроменяющейся обстановки могут быть, например, нахождение воров в помещении при осмотре нарядом вневедомственной охраны этого помещения (квартиры) по сигналу «Тревога» установленной сигнализации; ситуация, когда правонарушитель неожиданно пытается натравить собаку на сотрудника полиции; осмотр места возможного нахождения разыскиваемого преступника и т. д.

Сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие также при попытке лица, задерживаемого им, с обнаженным огнестрельным оружием приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное тем расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию.

Объектом, в отношении которого применяется огнестрельное оружие, является задерживаемое лицо, т. е. лицо, в противоправности деяний которого сотрудник полиции не сомневается. Между задерживаемым лицом и сотрудником полиции должно быть установлено некоторое расстояние, величину которого сотрудник полиции определяет исходя из сложившейся обстановки. Это своеобразная «зона безопасности»[5]. При приближении задерживаемого к сотруднику полиции последний имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О полиции» .

Ситуация может осложниться тем, что у задерживаемого лица где-то поблизости могут находиться сообщники. Самый распространенный прием — затеряться в толпе. Реакция сотрудника полиции должна быть соответствующей по отношению к любому лицу, которое попробует приблизиться к нему с обнаженным огнестрельным оружием и тем более к нему прикоснуться.

  • [1] См.: Указание Генпрокуратуры России № 387−11, МВД России № 2 от 11.09.2013 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности»
  • [2] См., например: постановление Правительства РФ от 07.12.1996 № 1468 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса „Байконур“» .
  • [3] См.: распоряжение Правительства РФ от 05.05.2012 № 737 «Об утверждении Перечня видов огнестрельного оружия, патронов к нему, боеприпасов, иных средств вооружения и специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации» (п. 15 разд. V указанного Перечня).
  • [4] Кобура — специальный чехол для ношения пистолета или револьвера.
  • [5] См.: Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая: учебник. М.: ЦОКР МВД России, 2009. С. 171.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой