Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Символическое пространство и язык культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Э. Кассирер определял символ как «чувственное воплощение идеального», обозначая как символическое всякое восприятие реальности с помощью разного рода знаков. Такой подход позволяет систематизировать на основе единого принципа все многообразие культурных форм: язык, науку, искусство, религию, технику и т. д., понять культуру как целое, в котором частные формы проявления этого целого выступают лишь… Читать ещё >

Символическое пространство и язык культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Найдешь и у пророка слово, Но слово лучше у немого, И ярче краска у слепца, Когда отыскан угол зренья И ты при вспышке озаренья Собой угадан до конца.

Арс. Тарковский

Даже, когда люди произносят одни и тс же слова, они видят и слышат разнос.

Л. Шестов

  • 1. Универсальные компетенции.
  • • Социально-личностные и общекультурные:

u способность к пониманию и критическому мышлению, развитие образных представлений об окружающем мире;

u расширение диапазона используемых в повседневной и профессиональной коммуникации языков.

• Общенаучные:

u знание принципов классификации языков, способность использовать на практике специфические различия естественных, искусственных языков и вторичных моделирующих систем.

2. Инструментальные:

u готовность к вербальной и невербальной коммуникации;

u владение различными жанрами научной и деловой прозы.

3. Профессионально ориентированные:

u умение выстраивать деловую коммуникацию, основанную на знании знаково-символических принципов межкультурного взаимодействия, в том числе в поликультурной среде;

u владение навыками аргументации, ведения дискуссии, публичной речи.

Ключевые слова: язык культуры, знак, символ, метафора, семиотика, герменевтика, текст, контекст, подтекст.

Понятие языка культуры

Тема символического пространства и языка культуры — ключевая в культуре и соответственно в курсе культурологии. С одной стороны, она завершает ту часть курса, которая дает представление о происхождении и структуре культуры, се динамике и типах. С другой стороны, с этой темы открывается вторая часть — феноменология культуры. Поясним этот тезис, опираясь на подходы и определения символа и символического.

Широкий и узкий смыслы понятий «символ» и «символическое»

Символ (от греч. simbolon — знак, сигнал, пароль, эмблема, познавательная примета, simballo — соединяю, сталкиваю, сравниваю) играет определяющую роль в культуре. Символ выступает как понятие, фиксирующее способность материальных вещей, событий, образов выражать идеальные содержания, отличные от их непосредственного материального бытия.

Понятие символа используется в широком и узком смыслах. На книжных полках сегодня можно обнаружить бесчисленное количество книг, посвященных самой разной символике — от символики гадальных карт до эзотерических учений. Вот эта конкретизация, расшифровка символов, выступающих в данном случае как выражение знаковости, и есть в нашей трактовке узкое, специальное понятие символа. В широком смысле «символическое» — это родовая категория, охватывающая все формы культурной деятельности человека.

Э. Кассирер определял символ как «чувственное воплощение идеального», обозначая как символическое всякое восприятие реальности с помощью разного рода знаков. Такой подход позволяет систематизировать на основе единого принципа все многообразие культурных форм: язык, науку, искусство, религию, технику и т. д., понять культуру как целое, в котором частные формы проявления этого целого выступают лишь как встроенные в него элементы.

Символ и символическое реализуются в культуре посредством языка, кодирующего заложенные в ней смыслы. Языком культуры в широком смысле этого понятия мы называем те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникацию друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности.

Язык, самый первый и самый высший инструмент, созданный человеком для того, чтобы сообщать, учить, повелевать. Язык, с помощью которого он различает, определяет, констатирует, короче говоря, называет, то есть возвышает вещи до сферы духа. Дух, формирующий язык, всякий раз перепрыгивает играючи с уровня материального на уровень мысли. За каждым выражением абстрактного понятия прячется образ, метафора, а в каждой метафоре скрыта игра слов. Так человечество всё снова и снова творит свое выражение бытия, рядом с миром природы — свой второй, измышленный мир.

Хейзинга Й. Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. М., 1992. С. 7−8.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой