Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теории этничности. 
Этнология (Этнография)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отечественной науке начало этой концепции было положено трудами русского ученого С. М. Широкогорова 1920;х гг. Немалый вклад в ее разработку в советский период внесли П. И. Кушнер (Кнышев), ?. Н. Чебоксаров, С. А. Токарев, В. И. Козлов и ряд других исследователей. Но в наиболее целостном виде она нашла выражение в работах Ю. В. Бромлея 1970−1980;х гг. Под названием «теория этноса» она… Читать ещё >

Теории этничности. Этнология (Этнография) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы студент должен:

  • знать историографию концепций определения и исследования основного объекта этнологических/этнографических исследований — этноса, признаки этноса в стратегии примордиалистского подхода в изучении этноса, роль этнической составляющей в истории по Л. Н. Гумилеву, современные концепции этичности в зарубежной постмодернистской идеологии, основы и мотивации формирования этнического самосознания;
  • уметь определять содержательную сторону признаков этноса для его характеристики как социального явления, выявлять противоречия основных концепций этичности;
  • владеть навыками исторического подхода к изучению феномена этничности.

Итак, этнос является объектом исследования этнографической науки. Но что такое этнос? Поиск ответа на этот вопрос продолжительнее, чем сама полуторавековая история этнографической науки. В настоящее время существует несколько подходов, объясняющих этот феномен человечества: примордиалистская концепция, пассионарная теория этноса и постмодернистские теории этничности — конструктивизм, инструментализм, мобилизационизм и ситуационизм.

Примордиализм

Примордиализм — основания концепции

Примордиалистская (от лат. primor — первичный) концепция исходит из представления об этносе как группе людей, имеющих некую совокупность общих черт. Основы ее усматриваются уже у античных авторов, на заре этнографической науки она была сформулирована «отцом этнографиb» Э. Тейлором: «народ имеет свой особый костюм, особые орудия и оружие, особые брачные и имущественные законы, особые нравственные и религиозные учения… Этнография имеет дело именно с такими общими и единообразными свойствами организованных человеческих групп» .

В отечественной науке начало этой концепции было положено трудами русского ученого С. М. Широкогорова 1920;х гг. Немалый вклад в ее разработку в советский период внесли П. И. Кушнер (Кнышев), ?. Н. Чебоксаров, С. А. Токарев, В. И. Козлов и ряд других исследователей. Но в наиболее целостном виде она нашла выражение в работах Ю. В. Бромлея 1970−1980;х гг. Под названием «теория этноса» она до недавнего времени занимала доминирующее положение в нашей науке, тем более, что в советский период эта концепция, фактически, была единственной официально признаваемой.

Итак, в определении примордиалистов, этнос — это группа людей, обладающих некоторым набором объективных, общих для них признаков, на основе чего у них формируется осознание своего единства, что выражается в се названии. В качестве таких признаков называются язык, внешний облик, специфика традиционной культуры и др. При этом признается, что каждый из этих признаков сам по себе этническим определителем может и не быть, если он характерен и для других этносов, но в совокупности они составляют тот оригинальный их набор, по которому один этнос отличает от другого.

Язык как признак этноса

Именно язык чаще всего называется в качестве главного из этноопределяющих признаков. Часто на него ориентируются в бытовой ситуации — относительно людей, говорящих на чужом языке, делается вывод, что это представители другого народа. Названия языков, казалось бы, подтверждают это положение, поскольку они имеют этническую привязку — русский, китайский, башкирский и т. д. Однако далеко не всегда можно положиться на этот признак, поскольку лингвистическая, т. е. языковая классификация народов, не совпадает с этнической.

Во-первых, есть языки, являющиеся родными для нескольких этносов. Так, английский язык, на котором, как на родном, говорят англичане, используют также англоавстралийцы, англоновозеландцы, англоафриканцы, американцы США, часть канадцев, ирландцев и ряд этносов Вест-Индии — тринидадцы, барбадосцы и др. Немецкий язык, родной не только для немцев, но также для австрийцев, эльзасцев, части швейцарцев и еще ряда этносов Европы. Можно привести в качестве примера еще несколько языков, «обслуживающих» не один этнос, «рекордсменом» среди них будет испанский язык, на котором говорят почти все «новые», т. е. образовавшиеся после открытия Америки, этносы латиноамериканского региона. Во-вторых, есть этносы, для которых родными являются не один, а несколько языков. Среди них можно упомянуть белорусов, казахов, парагвайцев (испанский и гуарани). Марийцы говорят на двух языках — лугововосточном и горномарийском и этот перечень достаточно обширен. Наконец, в-третьих, индивид может принадлежать к одному этносу, а в силу определенных причин, его родным будет язык другого народа.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой