Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Права и обязанности Советского государства в политической сфере взаимоотношений с личностью

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Право граждан СССР участвовать в управлении государством и обществом имеет также основополагающее значение для всей группы политических прав, как право на труд — в системе социально-экономических прав советских граждан. Данное право выражает сущность и содержание социалистического народовластия, реальные достижения практики советской социалистической демократии140. Основное назначение иных… Читать ещё >

Права и обязанности Советского государства в политической сфере взаимоотношений с личностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В. И. Ленин рассматривал участие широких народных масс в политической жизни общества как важнейший критерий его демократичности. Он неоднократно подчеркивал, что настоящая политика начинается когда миллионы людей вовлекаются в активную деятельность с целью обеспечить свои классовые интересы136. Совершенствование советской демократии на современном этапе, как говорится в новой редакции Программы КПСС, — это стратегическая линия развития политической системы общества137. В условиях ускорения социальноэкономического развития страны основное содержание углубления демократизма советского строя состоит во «все более полном осуществлении социалистического самоуправления народа на основе активного и действенного участия трудящихся, их коллективов и организаций в решении вопросов государственной и общественной жизни» (Программа КПСС: Новая редакция). Советская Конституция (ст. 9) также в качестве важнейшего направления развертывания социалистической демократии закрепила широкое участие граждан в управлении делами государства и общества. Самоуправление представляет собой основанную на саморегуляции разновидность социального управления, предполагающую совместное решение участниками общественных отношений их общих дел и совместную деятельность по осуществлению принятых решений138. Самоуправление есть проявление присущей любому общественному строю потребности людей в самоорганизации, получившей свое наиболее полное удовлетворение лишь в условиях социализма. Институты политической организации общества, закрепляющие необходимые каналы всестороннего и активного участия каждого гражданина в управлении социалистическим обществом и государством, представляют собой своеобразный «становой хребет» системы социалистической демократии139. Политические права, свободы, обязанности граждан являются свидетельством последовательного и полного воплощения в Советском государстве суверенитета народа, его верховенства и полновластия, а также средством конкретизации суверенных прав народа, доведения их до уровня отдельных граждан, выступающих участниками отношений социалистического народовластия. Деятельное, активное участие в жизни государства и общества — важное проявление всесторонности развития личности.

Право граждан СССР участвовать в управлении государством и обществом имеет также основополагающее значение для всей группы политических прав, как право на труд — в системе социально-экономических прав советских граждан. Данное право выражает сущность и содержание социалистического народовластия, реальные достижения практики советской социалистической демократии140. Основное назначение иных политических прав и свобод — создать дополнительные гарантии права граждан на участие в управлении государственными и общественными делами. Выделение в группе политических прав и свобод гарантирующих и гарантируемых прав (соответственно: гарантирующих и гарантируемых правовых норм, закрепляющих эти права) в достаточной степени условно141. Так, в равной мере можно говорить и о том, что активная реализация гражданами права на участие в управлении делами государства и общества неизбежно приводит к более полному использованию ими иных политических прав и свобод, т. е. проследить противоположную гарантирующую связь. Однако все это нисколько не затушевывает главной направленности всех политических прав, которая определяется в соответствии с основной целью правового регулирования отношений между государством и личностью в политической сфере — привлечь практически каждого гражданина СССР к управлению государственными и общественными делами, к социалистическому самоуправлению. Это и позволяет выделить центральное право в системе политических прав, а следовательно, также делить их на гарантируемые и гарантирующие.

В социалистическом обществе участие в государственном и общественном управлении стало поистине всенародным делом. Достаточно сказать, что Советы народных депутатов в настоящее время объединяют свыше 2 миллионов 300 тысяч народных избранников, не считая многомиллионного актива, на который они непосредственно опираются. Однако ускорение в политической сфере, выражающееся в совершенствовании социалистической демократии, развитии социалистического самоуправления народа, нельзя понимать лишь как постоянный рост количественных показателей142. Самоуправление означает именно новое качество деятельности граждан по участию в управлении, когда управление закономерно, все в большей степени становится непосредственным делом самих трудящихся, не знающих над собой никакой власти, кроме власти их собственного объединения143. Важно обеспечить совершенствование, так сказать, качественной стороны дела — повысить коммунистическую сознательность каждого гражданина, его активность и роль в общественной и государственной деятельности. Это является в конечном счете решающей предпосылкой успешного решения задач ускорения во всех сферах, залогом того, что по мере развертывания демократии участие граждан в управлении государственными и общественными делами будет превращаться во все более мощный фактор их всестороннего развития.

Формирование политической активности, основанной на высокой сознательности, предполагает укрепление отношений между Советским государством и гражданином, совершенствование всех сторон жизни общества. «Люди должны постоянно видеть, ощущать великую правду нашей идеологии, принципиальность политики. Требуется так организовать труд и распределение благ, столь скрупулезно соблюдать законы и принципы социалистического общежития, чтобы у каждого советского человека была твердая вера в наши идеалы и ценности», — подчеркнул М. С. Горбачев в Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии144.

Необходимое и важное условие для воспитания у каждого гражданина чувства и сознания сопричастности общему делу, потребности в бескорыстном служении интересам народа — активизация и укрепление гарантий права граждан на участие в управлении делами государства и общества, максимальное использование тех резервов активизации масс, которые заложены в самой природе социалистической демократии, политической системы советского общества.

Конституция не только фиксирует статическое состоящие этого важнейшего политического права советских граждан (ст. 48), но и определяет его пак постоянно развивающуюся систему общественных отношений, составляющих содержание основного направления развертывания социалистической демократии — все более широкого привлечения граждан к управлению делами государства и общества (ст. 9). Различные направления дальнейшей демократизации политической системы социализма призваны прежде всего создать благоприятные условия для вовлечения каждого гражданина СССР в государственную и общественную деятельность. С другой стороны, все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества может быть достигнуто лишь при условии успешного развития всех направлений социалистической демократии, каждое из которых находится в тесной связи с другими, обеспечивая тем самым функционирование системы социалистической демократии в целом.

Таким образом, только с учетом диалектической взаимосвязи направлений развития социалистической демократии возможен научный анализ важнейшей обязанности государства в политической сфере взаимоотношений с личностью. Попытаемся кратко охарактеризовать основные направления деятельности общенародного государства по обеспечению все более широкого привлечения граждан к управлению государственными и общественными делами, развития социалистического самоуправления народа.

Вначале следует пояснить, что под участием в литературе понимается личный вклад гражданина в общую деятельность той государственной или общественной организации, членом которой он является. С таких позиций можно говорить об участии депутата в работе Совета народных депутатов. Однако содержание участия граждан в управлении делами государства и общества полностью «не вписывается» в приведенное определение самого понятия участия145. В соответствии с Конституцией граждане избирают народных депутатов и принимают участие в практической реализации задач и функций Советов (принципиальное отличие управленческой деятельности граждан в сфере компетенции Совета в том, что состоящий из депутатов Совет осуществляет функции государственной власти, а граждане лишь участвуют в их выполнении).

В соответствии со ст. 48 Конституции СССР в рамках государственноправовых отношений с личностью государство прежде всего обеспечивает право граждан избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие государственные органы.

Советы народных депутатов как органы народного представительства наиболее полно воплощают демократический характер нашего государства, подлинное народовластие. Это политическая основа СССР, главное звено социалистического самоуправления народа. И уже сами выборы в Советы являются «громадной политической школой исключительного значения»146.

Обновление в 1978—1979 гг. законодательства о выборах в Верховные и местные Советы народных депутатов послужило дальнейшему развитию демократических принципов советской избирательной системы, укрепило правовые гарантии выдвижения в депутаты наиболее достойных граждан147. Однако в избирательной практике, как отмечалось на XXVII съезде КПСС, накопилось немало вопросов, ждущих своего разрешения148.

На практике при выдвижении кандидатов в депутаты общественные организации, трудовые коллективы учитывают, как правило, главным образом успехи в их производственной деятельности, т. е. избрание депутатом фактически превращается в поощрение за хорошую работу. Нередко в местные Советы избираются «почетные депутаты» — руководители предприятий, организаций, которые в силу своей служебной загруженности практически и не выполняют депутатских обязанностей149. Безусловно, при выдвижении кандидатов в депутаты должны приниматься во внимание не только производственные успехи, но и личные качества, организаторские способности. Здесь необходимо руководствоваться ленинскими принципами подбора, расстановки и воспитания кадров. Решающим критерием при выдвижении кандидатуры в депутаты, как и при всех перемещениях кадров профессионального аппарата управления, должны быть идейно-нравственные качества людей, их реальные дела, способность активно проводить в жизнь политическую линию партии150. Следует учитывать и фактические возможности выдвигаемого лица выполнять обязанности депутата.

В целях избрания депутатами наиболее достойных людей, способных на высоком уровне вести государственные дела, организаторская деятельность государства должна быть направлена на то, чтобы привлечь каждого гражданина к обсуждению кандидатур в депутаты. Для повышения активности граждан в период предвыборной кампании важное значение имеет деятельность государства, нацеленная на устранение поспешности и формализма, которые нередко проявляются при выдвижении кандидатов в депутаты. Излишне доказывать, что это значительно ущемляет конституционные права граждан на всестороннее обсуждение кандидатур в депутаты, противоречит принципам социалистической демократии, назначению Совета — быть прямым и непосредственным органом народной массы и ее воли.

По-видимому, целесообразно изменить сложившуюся практику выдвижения по избирательному округу в соответствующий Совет одного депутата (т. е. выдвигать нескольких депутатов, что и позволяют делать законы о выборах). Это способствовало бы повышению активности масс во время избирательной кампании, позволило бы также избежать увлечения «процентоманией», когда для обеспечения представительного характера того или иного Совета при выдвижении кандидата в депутаты трудовой коллектив или общественная организация связаны рекомендацией партийных организаций на выдвижение именно женщины, либо непременно молодого человека в возрасте до 30 лет и т. д. Кандидаты в депутаты должны «рождаться» снизу, в подразделениях трудовых коллективов и общественных организаций. Советское государство как субъект государственно-правовых отношений с личностью призвано совершенствовать организационные гарантии, с тем чтобы каждому гражданину были созданы реальные возможности воздействовать на принятие решения о выдвижении того или иного кандидата в депутаты.

К числу наиболее существенных факторов, способствующих росту политической активности граждан, в частности их широкому участию в работе Советов народных депутатов, следует прежде всего отнести полное использование самими Советами, их исполнительными и распорядительными органами предоставленных Конституцией полномочий, все более активное участие в формировании и работе Советов общественных организаций, органов общественной самодеятельности населения, трудовых коллективов. «Пора покончить с таким положением, когда местные Советы на словах признают необходимость выполнения ими своих обязанностей, но часто все сводят к принятию решений, за которыми не следуют дела, либо масштабы этих дел крохотные»151. XXVII съезд КПСС, Постановление Президиума Верховного Совета СССР «О задачах Советов народных депутатов, вытекающих из решений XXVII съезда КПСС» нацеливают Советы народных депутатов на крутой поворот в содержании и стиле своей работы, совершенствование и все более полное осуществление демократических начал управления: коллективного, свободного обсуждения и решения вопросов; гласности; критики и самокритики; регулярной отчетности и ответственности депутатов вплоть до отзыва тех, кто не оправдал доверия избирателей; контроля за работой исполнительных и других органов; широкого привлечения граждан к участию в управлении152.

Активное участие граждан в работе Советов и возможность их воздействовать на процесс выработки государственных решений в значительной мере зависят от деятельности, депутата, выступающего связующим звеном между представительным органом и гражданином. Действующим законодательством о статусе депутатов заложена прочная правовая основа для проявления активности депутатов. Задача состоит в необходимости полного осуществления депутатами предоставленных им прав, выполнении своих депутатских обязанностей153. Приведем пример относительно реализации депутатами права запроса, являющегося действенной формой контроля за деятельностью подотчетных и подконтрольных Совету органов, должностных лиц.

В современных условиях все более усиливающегося воздействия трудящихся на работу представительных органов основанием для запроса все чаще становится информация, получаемая депутатом в результате изучения общественного мнения, причин, порождающих жалобы избирателей (ст. 18—19 Закона о статусе народных депутатов в СССР). Поэтому сам запрос можно рассматривать как эффективное средство воздействия на деятельность соответствующих органов управления и должностных лиц не только со стороны Совета и депутатов, но и каждого советского гражданина. Однако эта форма участия трудящихся в управлении делами государства может быть реализована только в результате активного использования депутатами своего нрава запроса. С каждым годом практика депутатских запросов получает все большее распространение, и тем не менее депутатские запросы не заняли надлежащего места в арсенале средств Советов по осуществлению контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц154. Депутатские запросы вносятся еще довольно редко (так, за последние годы во всех Советах в среднем приходится один запрос примерно на тридцать депутатов)155. В Верховных Советах депутатские запросы вообще почти не практикуются. Безусловно, такое положение в значительной мере ограничивает возможность граждан через депутатский запрос воздействовать на деятельность государственных органов и должностных лиц, иначе говоря, ущемляют гарантии их права на участие в управлении делами государства и общества. Поэтому повышение активности депутата при реализации права запроса следует рассматривать как одну из важных обязанностей государства в государственно-правовых отношениях с личностью. Общенародное государство призвано обеспечивать всемерное развитие инициативы народных депутатов в их работе в Советах и избирательных округах, расширять и укреплять связи депутатов с населением, трудовыми коллективами и общественными организациями, оказывать помощь депутатам в реализации их полномочий, укреплять авторитет народных избранников и вместе с тем всемерно повышать их ответственность перед избирателями156.

Советские граждане принимают активное участие не только в работе Советов народных депутатов, но и других государственных органов. Для дальнейшего укрепления гарантий права граждан занимать различные должности в государственном аппарате, с тем чтобы школу управления проходили широкие слои трудящихся, в обязанность государства входит последовательная реализация принципов выборности при подборе кадров, подотчетности и периодической сменяемости должностных лиц. Это будет способствовать решительному искоренению бюрократизма, ведомственности, местничества, протекционизма и других негативных явлений в работе государственного аппарата.

В соответствии со ст. 51 Конституции СССР граждане наделяются правом объединяться в общественные организации в целях развития политической активности и самодеятельности, удовлетворения многообразных потребностей. Разнообразные общественные организации, объединяющие десятки миллионов советских людей, — один из основных каналов участия граждан в управлении делами общества, важные звенья системы социалистического самоуправления народа157. В целях дальнейшего повышения роли профсоюзов, комсомола, творческих союзов и добровольных обществ, женских организаций XXVII съезд КПСС подчеркнул необходимость расширить крут вопросов, которые государство и иные органы могут решать только при участии или с предварительного согласия соответствующих общественных организаций, предоставить им право в ряде случаев приостанавливать осуществление управленческих решений158.

Принципиальное значение для совершенствования работы нашего государственного аппарата и деятельности общественных организаций имеет реализация гражданами таких политических прав, как право на жалобу, на внесение предложений в различные государственные органы, общественные организации об улучшении их деятельности, право на критику недостатков в работе различных органов, организации, должностных лиц (ст. 49, 58 Конституции СССР).

Совершенствование социалистической демократии требует повышения роли обращений граждан как важной формы участия в социалистическом самоуправлении, канала живой связи партии и государства с массами, одного из важнейших средств учета общественного мнения. Советское государство как субъект государственно-правовых отношений с личностью должно обеспечить чуткое и внимательное рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, не допускать проявления ведомственности, местничества, бюрократизма, казенноравнодушного отношения к людям. Существующее положение, когда «зачастую на местах советские и хозяйственные органы решают волнующие граждан вопросы только после вмешательства, как иногда говорят «сверху»159, — антипод действительного самоуправления народа. И дело здесь не только в том, что никакого «верха» не хватит для разрешения вопросов, абсолютное большинство которых относится к компетенции местных органов. «Ржавчина» бюрократизма, волокиты, казенно-равнодушного отношения к людям со стороны должностных лиц госаппарата либо общественных, партийных органов «разъедает» сами основы социалистической демократии. А «демократия — это тот здоровый и чистый воздух, в котором только и может полнокровно жить социалистический общественный организм»160. Поэтому в государственно-правовых отношениях с гражданами Советское государство ответственно за решительное искоренение всех антидемократических проявлений в деятельности государственных органов, должностных лиц.

«Острее, чем прежде, ощущается сейчас необходимость развития критики и самокритики, усиления борьбы с парадностью… Нет и не должно быть организаций вне контроля, закрытых для критики…»161 Для укрепления гарантий конституционных прав граждан на критику, на обращения с предложениями, заявлениями, жалобами в различные государственные и общественные органы важное значение имеет уточнение правовой регламентации прав и обязанностей сторон по административным жалобам162, повышение действенности прокурорского надзора за соблюдением требований законодательства о рассмотрении обращений граждан163, активизация деятельности судов по привлечению к уголовной ответственности должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения предложений, заявлений, жалоб граждан и преследование за критику164, принятие закона о порядке реализации гражданами права на судебную защиту от незаконных действий должностных лиц (судебной защитой должны быть обеспечены все конституционные права граждан).

Для того чтобы каждый советский человек мог ощутить причастность к государственным делам, необходимо всемерно совершенствовать формы учета общественного мнения по различным вопросам государственной деятельности, формировать у каждого гражданина уверенность в том, что его мнение, его голос будут услышаны и учтены при выработке больших и малых решений. Известно, сколь огромное значение придавал В. И. Ленин неразрывной связи с массами, непосредственному живому общению с рабочими, крестьянами. Для него знать мнение, настроение рабочего и крестьянина было не менее важно, чем знать мнение членов ЦК партии и Совета Народных Комиссаров165. «Принципиальным для нас является вопрос о расширении гласности. Это вопрос политический. Без гласности нет и не может быть демократизма, политического творчества масс, их участия в управлении», — подчеркнул М. С. Горбачев в Политическом докладе ЦК КПСС166. Для практического осуществления ленинского принципа гласности в работе государственных и общественных органов (ст. 9 Конституции СССР) необходимо обеспечить регулярность и действенность системы отчетов исполкомов, судей, министров и руководителей других органов управления перед трудовыми коллективами и собраниями населения, ввести систему аттестации ответственных работников аппарата советских и общественных органов, эффективнее использовать различные формы контроля за работой управленческого аппарата со стороны трудящихся167.

Для дальнейшего расширения и укрепления гарантий права граждан на участие в управлении производством, делами трудового коллектива (ст. 8, 48) нужно кардинально улучшить механизм, который бы позволил превратить демократические принципы и нормы, заложенные в Законе о трудовых коллективах, в практику повседневной работы168. Для этого в соответствии с решениями XXVII съезда КПСС государству предстоит внести в Закон необходимые изменения, которые способствовали бы расширению самостоятельности и повышению ответственности трудовых коллективов, содействовали бы тому, чтобы каждый трудовой коллектив становился действенной социальной ячейкой социалистического самоуправления народа.

Поскольку трудовой коллектив представляет собой как бы микромодель политической системы страны, совершенствование всех форм и направлений развертывания социалистической демократии в масштабе общества — важная гарантия права граждан на участие в деятельности трудовых коллективов, в управлении производством. Однако это предполагает совершенствование и развитие форм и направлений демократии на уровне каждого трудового коллектива, так как от микроклимата, идейно-нравственной работы в каждом коллективе прямо зависит общественно-политическая активность советских граждан. «Нельзя мириться со все еще встречающимися фактами, когда рабочие не знают планов своего предприятия, когда их предложения остаются без должного внимания и учета. Эти факты говорят о том, что силы инерции кое-где еще делают погоду, мешают включению рабочих и служащих в управление, воспитанию у них чувства полноправных хозяев производства»169. Задача государства — обеспечить неуклонное претворение в жизнь законодательства, конкретизирующего право граждан на участие в управлении делами трудового коллектива.

При социализме значительно возрастает роль прямой, непосредственной демократии. Об этом свидетельствует конституционное закрепление института наказов избирателей (ст. 102), института народного контроля (ст. 9, 92), а также таких форм народовластия, как всенародное голосование и всенародное обсуждение (ст. 5, 9, 48, 108, 115), собрание трудовых коллективов и по месту жительства (ст. 48). Усилению гарантий действительно непосредственного воздействия каждого гражданина на выработку решений по наиболее важным вопросам государственной жизни будет способствовать принятие Закона о порядке проведения всенародных обсуждений и голосований по крупным вопросам жизни страны. Советское государство призвано еще лучше использовать такие надежные каналы развития прямой демократии, как собрания граждан, наказы избирателей, письма трудящихся, печать, радио, телевидение, все средства выявления общественного мнения, оперативного, чуткого отклика на запросы и настроения масс. Для повышения активности граждан в управлении государственными и общественными делами первостепенное значение приобретает деятельность государства по обеспечению единства содержания закона и практического его применения, единства слова и дела. Это один из важнейших резервов совершенствования нашей социалистической демократии во всех звеньях государственной и общественной жизни.

Отмечая чрезвычайную важность целенаправленной деятельности государства по укреплению гарантий права граждан на участие в управлении государственными и общественными делами, следует подчеркнуть, что гражданин — это не пассивный объект, на который направлена деятельность государства, а субъект совместных с государством действий. Объективные условия, как ни велика их роль, детерминируют деятельность личности не безотносительно к ней самой как носителю этой деятельности. Немалую роль играют и субъективные факторы, связанные с самой личностью, ее сознанием, волей, жизненной позицией, нравственными качествами. В силу неразрывного единства интересов личности и общества при социализме высокая гражданская, в том числе политическая ответственность — гарант подлинной политической свободы граждан. Единство свободы и ответственность личности в политической сфере (как и в иных областях жизни) получило конституционное закрепление в ст. 39 Основного Закона, запрещающей гражданам использовать права и свободы в ущерб интересам общества и государства, правам других граждан: например для пропаганды войны, проповеди расовой или национальной исключительности, возбуждения вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями (ст. 28, 36, 52), в иных целях, враждебных человеку, противоречащих идеалам социализма.

Ответственность гражданина в политической сфере наиболее рельефно проявляется при выполнении соответствующих обязанностей, возложенных на него Конституцией: обязанности соблюдать Конституцию СССР и советские законы, уважать правила социалистического общежития, с достоинством нести высокое звание гражданина СССР (ст. 59), оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета (ст. 62); служить в рядах Вооруженных сил СССР (ст. 63); уважать права и законные интересы других лиц, быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка (ст. 65); содействовать развитию дружбы и сотрудничества с народами других стран, поддержанию и укреплению всеобщего мира (ст. 69).

Благодаря выполнению гражданами конституционных обязанностей в политической сфере, реализуется объективная необходимость в строго определенных формах активного поведения личности, без которых невозможно нормальное функционирование и само существование социалистического общества. Поэтому в условиях совершенствования демократии, развития социалистического самоуправления не может быть терпимо пренебрежительное отношение граждан к своим обязанностям, инертность в вопросах, имеющих общественную значимость, равнодушие к делам народа, государства, стремление отдельных граждан поменьше дать, а побольше урвать от государства. На искоренение этих негативных явлений на пути всестороннего развития индивида, достижения его подлинной свободы должны быть направлены совместные усилия государства и каждого советского гражданина.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой