Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Субъект и объект познания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Здесь вполне уместно сопоставление этих положений диалектического материализма с положением Эдмунда Гуссерля (1859—1938) об интенционалъности (от лат. intentio — стремление), направленности сознания на свой объект. Гуссерль, конечно, преувеличивает, утверждая в «Картезианских размышлениях» (1931): «Этот объективный мир со всеми его объектами… черпает во мне одном весь смысл и всю экзистенциальную… Читать ещё >

Субъект и объект познания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс познания — сложный, противоречивый. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности. Но прежде чем перейти к анализу пути познания, охарактеризуем такие ключевые категории, как субъект и объект познания, ибо без них невозможно говорить о гносеологии, теории познания. Под субъектом познания понимаются общественно-исторический человек, отдельный научный коллектив, социальный слой, народ и, разумеется, человечество на определенном историческом этапе своего развития. Познавая, субъект познания изменяется и сам; изменяются его познавательные задачи, его видение, осмысление и оценки объективного мира. Развитие субъекта познания — сложный, часто мучительный, внутренне противоречивый процесс, связанный с освобождением от старых истин и усвоением новых духовных ценностей и новых истин. Естественно, что и человечество как обобщенный субъект познания также находится в непрерывном развитии; каждое последующее поколение возвышается над предыдущим по степени широты и глубины накопленных знаний и использования их в практической деятельности. Объектом познания с точки зрения диалектического материализма являются предметы, процессы живой и неживой природы, социальная действительность, включенные в сферу практической и теоретической деятельности людей. Познание возникает в результате взаимодействия между субъектом и объектом, т. е. в практической деятельности людей, в процессе их труда. По определению Маркса, труд — это прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой; процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Практическое взаимодействие между субъектом и объектом, выраженное в труде, является и основой человеческого познания и предполагает познание в качестве своего необходимого момента.

Здесь вполне уместно сопоставление этих положений диалектического материализма с положением Эдмунда Гуссерля (1859—1938) об интенционалъности (от лат. intentio — стремление), направленности сознания на свой объект. Гуссерль, конечно, преувеличивает, утверждая в «Картезианских размышлениях» (1931): «Этот объективный мир со всеми его объектами… черпает во мне одном весь смысл и всю экзистенциальную ценность, которую он имеет для меня». И далее: «Объекты существуют для нас и суть только то, что они суть в качестве объектов реального или возможного сознания». Тем не менее связь внешнего мира с сознанием познающего субъекта, направленность сознания на объект, несомненно, существуют, и более того, эта связь и эта направленность сознания постоянно возрастают.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой