Характерные особенности современной философии
Во второй половине XIX — начале XX в. особенно распространенными были идеалистические учения, крайне абстрактные и оторванные как от практической жизни, так и от естественных наук. Именно такие учения (и прежде всего — гегельянство) в основном преподавались в европейских и североамериканских университетах. Возникновение целого ряда новых течений в философии представляло собой попытку преодолеть… Читать ещё >
Характерные особенности современной философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
К числу наиболее существенных признаков современной философии можно отнести следующие:
- • «практицизм» — направленность на реальную жизнь (индивидуальную и социальную, материальную и духовную);
- • «эволюционизм» — широкое распространение идеи эволюции природы, общества и человеческого познания;
- • «релятивизм» — идея относительности всякого имеющегося (на данный момент времени) человеческого знания;
- • «сциентизм» — тесная взаимосвязь с другими науками и прежде всего с естествознанием, а из гуманитарных наук — с психологией, логикой и лингвистикой;
- • «рационализм» и «иррационализм» — обострившаяся борьба этих направлений.
Практицизм
Во второй половине XIX — начале XX в. особенно распространенными были идеалистические учения, крайне абстрактные и оторванные как от практической жизни, так и от естественных наук. Именно такие учения (и прежде всего — гегельянство) в основном преподавались в европейских и североамериканских университетах. Возникновение целого ряда новых течений в философии представляло собой попытку преодолеть этот «схоластический» характер философии. Позитивизм, марксизм, прагматизм, философия жизни, экзистенциализм и т. д. — каждый по-своему попытался изменить эту ситуацию, обращаясь к реальной человеческой жизни.
Позитивизм (классического периода и эмпириокритицизм), прагматизм и марксизм центром внимания сделали опыт и практику, провозглашая их основой и целью познания. При этом они, с одной стороны, продолжали развитие идей эмпиризма, некоторые были заложены еще в философии XVII—XVIII вв. (Фр. Бэкон, Локк, Беркли, Дидро и т. д.), а с другой — переосмыслили само понятие опыта и практики. Марксизм обратился прежде всего к всемирно-историческому опыту человечества, тогда как другие философские школы — каждая по-своему — сделали акцент на индивидуальном или интерсубъективном опыте и человеческих переживаниях (табл. 2).
Основные объекты исследования в современной философии.
Таблица 2
Течение в философии | Основной объект исследования |
Философия жизни; философия Кьеркегора; экзистенциализм; философская антропология. | Индивидуальная человеческая жизнь со всеми ее страстями, переживаниями, целями и идеалами. |
Психоаналитическая философия; постструктурализм; постмодернизм. | Человеческая психика и бессознательное в ней, отношение между сознательным (рациональным) и бессознательным (иррациональн ы м). |
Феноменология; логический позитивизм; лингвистическая философия; аналитическая философия; структурализм; герменевтика. | Человеческое сознание, открывающееся нам прежде всего через язык и сам язык как таковой. |
Классический позитивизм; эмпириокритицизм; прагматизм; неокантианство. | Человеческий опыт (субъективный и интерсубъективный) и методология научного познания, вырастающая на базе опыта. |
Марксизм. | Всемирно-исторический опыт человечества (практика) и законы общественного развития. |
Идущий от философии XVIII в. тезис о безграничной мощи человеческого разума в XIX в. лег в основу идеологии сциентизма, с его убеждением о том, что все основные социальные проблемы могут быть решены благодаря развитию науки. Поэтому не удивительно, что для позитивизма, прагматизма, неокантианства, феноменологии и т. д. главной задачей стала выработка новой методологии научного познания. Тогда как марксизм, предложив свою методологию научного познания, поставил основной целью само изменение социальной жизни[1] в соответствии с открытыми законами ее развития.
- [1] «Все предшествующие философы только по-разному объясняли мир, тогдакак дело состоит в том, чтобы изменить его», — писал К. Маркс в работе «Тезисыо Фейрбахс». Тезис 11.