Учение Максима Исповедника в контексте философско-богословской традиции поздней античности и раннего средневековья
Рассмотрена трансформация, которую представления о трех когнитивных способностях претерпевают в христианском платонизме пс.-Дионисия, его схолиастов и у Максима Исповедника. Сделан вывод о том, что характерное для Аммония (но не Прокла) рассуждение в терминах первой, средней и третьей когнитивных особенностей соотносится с представлениями Максима о трех движениях души в Трудности X (1112D-1116D… Читать ещё >
Содержание
- ЧАСТЬ I.
- ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЫ МАКСИМА ИСПОВЕДНИКА
- Глава 1. Трансформация античной онтологии
- 1. 1. Природа как общее
- Различие, или отличие (Зигфора), природ. Разделение (ЪьтреаI?) природ
- 1. 2. Тварная «ипостась» {иттоатаа^) как частная, индивидуальная природа
- Определения ипостаси
Сложная ипостась. Природное движение (ки/трпд фислк-г)). Проблема философского описания единичного. Ипостась как «видовая природа + особенности». Ипостась как «отдельное бытие». Ипостась как тропос (модус) существования видовой природы.
1.3. Концепция «тропоса существования» (тротто? I’птар^еш?) как альтернатива парадигме «родов и видов».
Парадоксы «новоустроения природ».
1.4. Парадигма логосов: преимущества и возникающие апории. 47
Различные смыслы понятия «логос» (Аоуо?). Логосы тварного и верховный Логос. Погруженность вещи в её логос. Потенциальное и актуальное бытие тварного. Логосы индивидов. Проблема универсалий. Логос не есть сущность вещи. Логосы не есть общие природы. Сближение логоса и тварной сущности. Философские апории и их разрешение. Логосы и космогония. Логосы как семиотическая, а не онтологическая, реальность.
Глава 2. Гносеология. 74
2.1. Значение термина «знание» (уусЗоч?) в системе Максима Исповедника. 74
Рассудочное познание как «относительное знание». Экзистенциальное переживание божественного присутствия как «действительное знание», «знание на опыте». Корреляция двух видов знания с онтологическим состоянием человека. Действительное знание как переживание божественного: Ареопагитики. «Божественная вера» Прокла. Концепция раздвоения когнитивных способностей вследствие грехопадения: Диа-дох Фотикийский. Возможность богопознания до грехопадения.
2.2. Незнание (аууою.). Три вида незнания. 85
Невозможность познания сущности Бога и сущностей тварных вещей. Сознательное неведение чувственного бытия. Экзистенциальное неведение Бога как результат личного выбора. Неведение как разделение.
Глава 3. Антропология и психология. 88
3.1. Психологическая трихотомия (три силы души). Перенаправление душевных сил. 88
3.2. Проблема воли и волевого акта. Воля естественная (беХгцла) и избирательная (уушр 77). 89
Направленность воли и логос. Механизм волевого акта. Никомахова этика Аристотеля как источник Максима при описании механизма волевого акта. «Произволение» и Христос. Гномические разделения человеческого естества.
3.3. Грехопадение как причина разделения полов. 99
Исходное несовершенство человеческой природы. Два онтологических состояния человека: образ (икшу) и подобие (оцо1акпд) Божии. Человек и Бог как «образцы» друг для друга. Человек и Бог: тождество (таитот-цд) по существованию.
ЧАСТЬ II
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ МАКСИМА ИСПОВЕДНИКА КАК ЭТАП РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИИ АНТИЧНОГО И ХРИСТИАНСКОГО ПЛАТОНИЗМА
Глава 1. Когнитивные процедуры и методы диалектики у Прокла и Аммония.
Нерасчлененное «схватывание» ума и поэтапность рассмотрений в «рассуждении». Прокл (412—485). «Рассуждение» и четыре метода диалектики. Аммоний (435/45−517/26). Особенности отдельных когнитивных процедур в иерархии ум-рассуждение-мнение. Умозаключения и доказательства как метод рассуждения.
Глава 2. Когнитивные процедуры и онтологическая иерархия у пс.-Дионисия и Максима Исповедника.
2.1. Пс.-Дионисий и его схолиасты.
Божественное знание, получаемое не в опыте и не в научении. Ангельское знание, как «свивание воедино», нерасчлененность интуиций. Душа и ее знание: поэтапность рассмотрений.
2.2. Максим Исповедник: три когнитивных «движения» души. Раздваивание когнитивных способностей. Замена «рассуждения» на «слово».
2.3. Восхождение ума к Богу как путь гносиса. Богопознание и его пределы.
ЧАСТЬ III ДИЭРЕЗА И СИНТЕЗ/АНАЛИЗ КАК МЕТОДЫ ДИАЛЕКТИКИ, МЕТАФИЗИКИ И БОГОСЛОВИЯ
Глава 1. Деэреза как метод у предшественников Максима.
1.1. Деление и соединение как диалектические методы. Четыре метода диалектики.
1.2. Аподейктика Максима: метод диалектики или риторики?.
1.3. Традиция дихотомических делений: Платон, Аристотель, Порфирий, Григорий Нисский.
1.4 Деление на мужское и женское у Платона, Аристотеля, Филона, Григория Нисского.
Глава 2. Соединение как метод. Типы соединений.
2.1. Соединение через средний термин у Платона, Аристотеля, Немесия Эмес-ского, Прокла, Дионисия Ареопагита.
2.2. Типы и механизм соединений у Максима.
Соединение как переход к большей общности. Соединение крайних через средний термин.
2.3. «Усваивание» и уподобление в соединении.
Обмен свойствами и движение друг к другу в соединении.
часть iv
ТРУДНОСТЬ хы максима исповедника: текст и его контексты
Метод нахождения релевантных контекстов.
Глава 1. Содержание, основные понятия и источники трудности хи.
1.1. ЕКОПОЕ Трудности ХЫ.
1.2. Семиотический анализ Трудности ХЫ.
Смысл словосочетания тшу аиуект1кштатоу? руасгт-црюу (1305А 14— 15). Классификация причин у стоиков. «Содержительная» причина.
1.3. Источники и контексты Трудности ХЫ.
Григорий Богослов. Слова и 39. Немесий Эмесский. О природе человека I. Пс.-Дионисий Ареопагит. О божественных именах XI, 1−5. Апостол Павел. Послание к Эфесянам I. Ориген. О началах. Иоанн Скифо-польский. Схолии к Ареопагитикам. Генады умов и равенство ангелам. Григорий Нисский. Об устроении человека ХУ1-ХУ11: разделение полов. Пс.-Дионисий Ареопагит и Иоанн Скифопольский. Разделяющая функция «незнания». «Ученое незнание».
Глава 2. Анализ пяти «всеобщих» делений и соединений Трудности улл.
2.1. Сложность истолкования делений. Амбивалентность их аксиологического статуса.
2.2. Деления и космогония. Пять делений и история Шестоднева.
Космогония как последовательность делений у Филона Александрийского.
2.3. Всеобщие деления в контексте гностицизма и неопифагореизма.
2.4. Всеобщие деления и логическое древо Порфирия.
2.5. Ипостасный характер всеобщих соединений. Деления ипостаси как экзистенциальные разрывы.
2.6. Обратимость (ауткгтроф-ц) делений. Параллели в неоплатонизме Прокла.
2.7. Две парадигмы рассмотрения делений и соединений: квази-логическое древо и «соединение краев через средний термин».
Трудности однозначной идентификации средних терминов при связывании тварного мира Христом. Близкие контексты. Вариативность представлений Максима относительно природы всеобщих соединений на примере других текстов. Соединения природ, принадлежащих одному виду, и соединения разновидовых природ.
Глава 3. Истолкование Трудности хи.
3.1. Пять всеобщих делений и пять тропосов созерцания.
3.2. Альтернативная история и мета-история.
3.3. Природа всеобщих разделений.
Глава 4. Преодоление разделений.
4.1. Связывание всего сущего как цель и смысл творения человека и мира.
Переход от «причины творения» к «цели творения». Платоновский Ти-мей и целевая причина творения.
4.2. Преодоление пятого и четвертого разделений.
4.3. Преодоление третьего и второго разделений.
4.4. Преодоление первого разделения.
Обожение. «Логос веры».
часть v рецепция и трансформация идей максима исповедника в сочинениях иоанна скотта (эриугены)
Глава 1. Иоанн Скотт о непознаваемости божественной природы и неприложимости к ней категорий аристотеля.
Глава 2. Иоанн Скотт о причинах и идеях.
Глава 3. Иоанн Скотт о творении из ничего и вечности мира в Слове Божием.
3.1. Субстанциальность доктринального «ничто» у Фридугиса.
3.2. Творение из ничего в системе Иоанна Скотта.
Благо как высшее начало. Творение есть манифестация сокрытого. Причины и сотворены, и не сотворены. Бесформенная материя как причина. Тварное и вечное в Слове, и возникло во времени. Бог и творит вещи, и творится в них. Причины и осуществление причин разом и вечны, и со-деланы.
Глава 4. Иоанн Скотт о когнитивной триаде разумной души как образе божественной Троицы.
Список литературы
- СОЧИНЕНИЯ МАКСИМА ИСПОВЕДНИКА
- Практически полный корпус сочинений Максима Исповедника издан Францем Комбефи и Францем Олером в PG 19, 90 и 91 (Paris: J.-P. MiGNE, 1895). Критические издания указаны в CPG, 7688−7722.
- ТРУДНОСТИ К ФОМЕ И К ИОАННУ.1. ПОСЛАНИЕ ИНОЕ К ФОМЕ.
- Трудности к Фоме и к Иоанну"
- Ма?1лои too 'О[лоХоуг.то0 Пер1 hiav aTTopicov rcov ayi? v Aiovvaiov kclI Гр-rjyopí-ov 7rpos Qcu[mav r? yiaG?Jievov (PG 91, 1032A — 1417C).
- Трудности к Фоме и «К Фоме, послание иное»
- Ambigua ad Thomam una cum epistula secunda ad eundem, ed. B. janssens. CCSG 48. Turnhout: Brepols, 2002.
- Русский перевод «Трудностей к Фоме и к Иоанну», а также «Послания иного к Фоме»
- Преп. Максим Исповедник. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия. Пер. с греч. и прим. архимандрита Нектария (М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006).
- Французский перевод «Трудностей к Фоме и к Иоанну»
- Латинский перевод «Трудностей к Иоанну»
- Русский перевод Трудности XLI этого латинского перевода см.: Иоанн Скотт, Перифюсеон II, 529D- 541С, пер. В. В. Петрова, ИФЕ, с. 97−110.
- Русские переводы отдельных «Трудностей»
- Трудности I — V (= Трудности к Фоме, PG 91, 1032А 1060D), см.: Преп. Максим Исповедник. О различных недоумениях у святых Дионисия и Григория к освященному Фоме, пер. архим. нектария (р.в. яшун-ского), РНГД, с. 14−37, прим. с. 384−393.
- Трудность X (фрагменты PG 91, 1124D 1125С- 1149С — 1153С- 1176 В -1181 А), пер. И. В. Пролыгиной, АО 2/40 (2004), с. 86−93.
- Трудность X (фрагменты PG 91, 1133А 1137С- 1168AD) — XXIII (1256С — 1257С) — LXV (1389С — 1392D), пер. А. Р. ФокинА, БС XIII (2005), с. 151−162.
- Maximi Confessoris Quaestiones ad Thalassium una cum Latina inter-pretatione Ioannis Scotti Eriugenae, 1.1 (Quaestiones I-LV), eds. c. laga, c. Steel. CCSG 7 (Turnhout: Brepols, 1980).
- Maximi Confessons Quaestiones ad Thalassium una cum Latina inter-pretatione Ioannis Scotti Eriugenae, t. II (Quaestiones LVI-LXV), eds. C. Laga, C. Steel. CCSG 22 (Turnhout: Brepols, 1990).1. Русские переводы:
- Св. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию I — XXVI. Пер. и комм. С. JI. Епифановича. БВ 1, 2, 5, 6 (1916), 1, 2−3, 8−9, 10−12 (1917), 3−5 (1918). С. 1−144 (сквозная пагинация).
- Вопросоответы к Фалассию (О различных затруднительных местах священного Писания). Вопросоответы I-LV, пер. и коммент. С. JI. Епифановича, А. И. Сидорова, ТМИ. Т. 2.
- ВО LVI LVIII, пер. и прим. А. И. Сидорова, АО 3/14 (1997), с. 30−62.
- ВО LIX, пер. и прим. А. И. Сидорова, АО 1/19 (1999), с. 48−71. ВО LX, пер. и прим. А. И. Сидорова, АО 1/23 (2000), с. 40−50. ВО LXI, пер. и прим. А. И. Сидорова, БТ38 (2003), с. 74−86.
- МАЛЫЕ БОГОСЛОВСКИЕ И ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ТРУДЫ
- Maximi Confessons Epistulae XLV. Ed. F. COMBEFIS (PG 91, 364 649).1. Французский перевод
- Saint Maxime le Confesseur. Lettres. Introd. par Jean-Claude larchet. Trad. et notes par Emmanuel ponsoye (Les Editions du Cerf, 1998).1. Русский перевод
- Максим Исповедник. Письма, пер. Е. Начинкина (СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007). (Византийская философия. Т. 2).
- Письмо 10, Иоанну Кувикуларию, пер. В. Асмуса, БС X, с. 72−75.1. ГЛАВЫ О ЛЮБВИ
- Capitoli sulla carita del santo nostro padre abate Massimo, ed. A. Ceresa-Gastaldo (Verba seniorum, ns, 3, Roma: Ed. Studium, 1963).1. Русский перевод
- Главы о любви — ТМИ. Т. 1.1. МИСТАГОГИЯ
- Julian stead, The Church, the Liturgy and the Soul of Man: The Mys-tagogia of St Maximus the Confessor (Still River: St Bede’s Publications, 1982).
- СЛОВО О ПОДВИЖНИЧЕСКОЙ жизни1. ber asceticus, text ed. P. van Deun with early Latin translations ed. S. Gysens (CCSG 40, Turnhout: Brepols, 2000).1. Русский перевод
- Слово о подвижнической жизни — ТМИ. Т. 1.
- ТОЛКОВАНИЕ НА МОЛИТВУ ГОСПОДНЮ. ТОЛКОВАНИЕ НА 59 ПСАЛОМ.
- Opuscula exegetica duo. Expositio in Psalmum LIX. Expositio orationis dominicae, ed. Peter van DEUN. CCSG 23 (Turnhout: Brepols, 1991).1. Русский перевод:
- Толкование на молитву Господню ТМИ. Т. 1. а также: «Преп. Максим Исповедник и его толкование на молитву Господню Отче Наш», Журнал Московской Патриархии 4 (1986), 66−74- 8 (1986), 64−75.
- Толкование на 59 псалом — ТМИ. Т.1.
- ДИСПУТ С ПИРРОМ Греческий текст и русский перевод:
- В кн.: ДИСПУТ С ПИРРОМ. Преп. Максим Исповедник и христо-логические споры VII столетия, под ред. Д. а. поспелова, пер. Д. е. афиногенова (м.: Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках).1. Английский перевод:
- Joseph P. Farrell, The Disputation with Pyrrhus of our Father among the Saints Maximus the Confessor (South Canaan, Pa.: St Tikhon’s Seminary Press, 1990).
- ПРОЧИЕ СОЧИНЕНИЯ МАКСИМА ИСПОВЕДНИКА1. ВОПРОСЫ И НЕДОУМЕНИЯ
- Maximi Confessons Quaestiones et dubia, ed. Jose H. Dederck. CCSG 10. (Turnhout: Brepols, 1982).1. Французский перевод:
- Saint Maxime le Confesseur. Questions et difficultes (Quaestiones et dubia). Introduction par Jean-Claude Larchet. Traduction par Emmanuel ponsoye (Paris: CERF, 1999).1. СХОЛИИ НА ЕККЛЕЗИАСТА
- Scholia in Ecclesiasten (in catenis: catena trium patrum), ed. S. LUCA, Anonymus in Ecclesiasten. CCSG 11 (Turnhout: Brepols, 1983), p. 12, 78−80
- РУССКИЕ ПЕРЕВОДЫ В ТМИ. Т. 1
- Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия.
- Десять глав о добродетели и пороке.1. К Феопемпту Схоластику.
- Послание к Иоанну Кубикуларию о любви.
- Различные богословские и домостроительные главы 1—15.
- ЖИТИЯ МАКСИМА ИСПОВЕДНИКА:
- Сирийское житие, пер. А. В. Муравьева, в кн. Диспут с Пирром. Преп. Максим Исповедник и христологические споры (М.: Храм Софии Премудрости Божией, 2004), с. 323−331.
- The Life of Maximus the Confessor: Recension 3. Ed. and trans, by Bronwen Neil and Pauline Allen (ECS 6, Strathfield, Australia: St Paul’s Publications, 2003).
- Maximus the Confessor and his Companions: Documents from Exile, ed. with an introduction, translation, and notes by Bronwen Neil and Pauline Allen (Oxford: Oxford University Press, 2002).
- АНГЛИЙСКИЕ ПЕРЕВОДЫ РАБОТ МАКСИМА:
- George С. berthold, Maximus Confessor: Selected Writings, introd. J. Pelikan (Mahwah, NJ: Paulist Press, 1985) Rel. mot., Carit., Or. dom., Cap. theol., Myst.).
- Andrew LOUTH, Maximus the Confessor (London & New York: Routledge, 1996) Ep. 2, Ambig 1, 5, 10, 41, 71, Opusc. 3, 7.
- St. Maximus the Confessor. The Ascetic Life. The Four Centuries on Charity, transl. by Polycarp sherwood (London: Longmans, Green and Co, 1955).
- ПРОЧИЕ ИСТОЧНИКИ Постановления Вселенских Соборов
- Conciliorum Oecumenicorum Decreta, ed. j. alberigo, P. P. jouannou, C. Leonardi, P. Prodi (Freiburg i. В., 1962).1. Августин
- De vera religione (PL 34, 121−172) — Об истинной религии, в кн.:
- Блаженный Августин, Творения, сост. и подг. текста С.И. еремеева, т. 1: Об истинной религии (СПб: Алетейя Киев: УЦИММ-Пресс, 1998). De anima et eius originis (PL 44, 473−546).1. Александр Афродисийский
- De anima, ed. I. Bruns, Alexandri Aphrodisiensis praeter commentaria scripta minora (Berlin: Reimer, 1887).1. librum de sensu commentarium, ed. P. WENDLAND, Alexandri in librum de sensu commentarium (Berlin: Reimer, 1901.1. Альбин / Алкиной
- Aristotelis analyticorum priorum librum i commentarium, ed. M. WALLIES, Ammonii in Aristotelis analyticorum priorum librum i commentarium (Berlin: Reimer, 1899), p. 1−36.
- Aristotelis Categorias commentarius, ed. A. BUSSE, Ammonius in Aristotelis categorias commentarius (Berlin: Reimer, 1895), p. 1−106.
- Porphyrii isagogen sive quinque voces, ed. A. BUSSE, Ammonius in
- Porphyrii isagogen sive quinque voces (Berlin: Reimer, 1891), p. 1128.1. Аристотель
- Analytica priora, ed. W.D. ROSS, Aristotelis analytica priora et posteriora (Oxford: Clarendon Press, 1964- repr. 1968). — Первая аналитика, пер. Б. А. Фохта, в кн.: Аристотель, СС, т. 2.
- Analytica posteriora, ed. W.D. ROSS, Aristotelis analytica priora etposteriora (Oxford: Clarendon Press, 1964- repr. 1968). Вторая аналитика, пер. Б. А. Фохта, в кн.: Аристотель, СС, т. 2.
- De anima, ed. W. D. ROSS, Aristotle, De anima (Oxford, 1961- reprint. 1967). О душе, пер. с древнегреч. п. с. попова, ред. в. ф. Асмуса, в кн.: Аристотель, СС, т. 1.
- De generatione et corruptione, ed. с. mugler, Aristote, De la generation et de la corruption (Paris: Les Belles Lettres, 1966). О возникновении и уничтожении, пер. с древнегреч. Т. А. МИЛЛЕР, в кн.: Аристотель, СС, т. 3.
- De memoria et reminiscentia, ed. W. D. ROSS, Aristotle, Parva naturalia (Oxford: Clarendon Press, 1955- repr. 1970). — О памяти и припоминании, пер. с древнегреч. С. В. МЕСЯЦ, в кн.: Космос и душа.
- Ethica Nicomachea, ed. I. BYWATER, Aristotelis ethica Nicomachea (Oxford, 1894- reprint. 1962). — Никомахова этика, пер. с древнегреч. H. В. Брагинской, в кн.: Аристотель, СС, т. 4.
- Metaphysica, ed. W. D. ROSS, Aristotle’s Metaphysics, 2 vols. (Oxford: Clarendon Press, 1924- repr. 1970 of 1953 corr. edn.). -Метафизика, пер. с древнегреч. M. В. КУБИЦКОГО, ред. В. Ф. АСМУСА, в кн.: Аристотель, СС, т. 1.
- Physica, ed. W. D. ROSS, Aristotelis physica (Oxford, 1950- reprint. 1966). -Физика, пер. с древнегреч. В. П. КАРПОВА, в кн.: Аристотель, СС, т. 3.пс.-. Аристотель
- Divisiones quae vulgo dicuntur Aristoteleae (Leipzig: Teubner, 1906), 1−66.
- De mundo, ed. W. l. lorimer, Aristotelis quifertur libellus de mundo (Paris: Les Belles Lettres, 1933), 47−103 — О мире, пер. с лат. И.М. Ма-ханькова, в сб.: Знание за пределами науки (М.: Республика, 1996).i1. Афанасий Александрийский
- Orationes tres contra Arianos (PG 26, 12−468). — Против ариан, в кн.: Св. Афанасий Великий, Творения, т. 2.
- Epistula adAdelphium (PG 26, 1072−1084). — К Адельфию, в кн.: Св. Афанасий Великий, Творения т. 3.
- De incarnatione verbi, ed. С. KANNENGIESSER. SC 199 (Paris: Cerf, 1973), 258.468. Слово о воплощении Бога Слова, в кн.: Св. Афанасий Великий, Творения, т. 1.1. Беда Досточтимый
- De natura rerum (PL 90, 187−278).1. Боэций
- Commentaria in Porphyrium (PL 64, 71−158). — Комментарий к Порфи-рию, им самим переведенному, пер. Т. Ю. БОРОДАЙ, в кн.: Боэций, «Утешение философией» и другие трактаты (М.: Наука, 1990).1. Василий Великий
- Adversus Eunomium (PG 29). — Против Евномия IV, в кн.: Твор. Василия Великого, ч. III (М., 1846).
- Homilia in sanctum pascha, ed. Aubineau, SC 187 (= PG 28, 1073−1081). -Слово на святую Пасху, пер. П. Б. МИХАЙЛОВА, АО 1/39 (2004), с. 73−84.1. Григорий Богослов
- Discours 27—31 {Discours theologiques), ed. et trans. par P. GALLAY. SC 250.- Слова 27—31, в кн.: Григорий Богослов, СТ, т. 1.
- Discours 38−41, ed. et trans. par С. moreschini et P. Gallay. SC 358. -Слова 38—41, в кн.: Григорий Богослов, СТ, т. 1.
- Epistulae, ed. P. GALLAY, Saint Gregoire de Nazianze. Lettres. 2 vols (Paris: Les Belles Lettres, 1964, 1967). — Письма, в кн.: Григорий Богослов, СТ, т. 2.
- Carmina moralia (PG 37, 945−965). — Определения, слегка начертанные, в кн.: Григорий Богослов, СТ, т. 2.1. Григорий Нисский
- Dialogus de anima et resurrectione (PG 46, 12−160). — О душе ивоскресении, диалог с сестрой Макриной, в кн. Творения св. Григория Нисского. Ч. 4. ТСО 40 (М., 1862), с. 201−326.
- Apologia in hexaemeron (PG 44, 61−124). О Шестодневе, в кн. Творения св. Григория Нисского. Ч. 1. ТСО 37 (М., 1861), с. 1−75.
- De opificio hominis (PG 44, 124−256). Латинск. пер. Эриугены ed. M.
- Oratio catechetica magna (PG 45, 9−105). — Большое огласительное слово, в кн. Творения св. Григория Нисского. Ч. 4. ТСО 40 (М., 1862), с. 1110.
- Canticum canticorum (homiliae 15) (=PG 44, 756−1120). — Точное изъяснение Песни Песней Соломона, в кн. Творения св. Григория Нисского. Ч. 3. ТСО 39 (М., 1862), с. 1−408.
- De oratione dominica orationes V (PG 44, 1120−1193). — О молитве, рус. пер. Творения св. Григория Нисского, ч. I., ТСО т. 37 (М., 1861), с. 380469.
- Contra Eunomium libri (PG 45, 244−1121). Опровержение Евномия, в кн. Творения св. Григория Нисского. Кн. I-IV: Ч. 5. ТСО т. 41 (М., 1863), с. 8−500- Кн. V-XII: Ч. 6. ТСО т. 43 (М., 1864), с. 1−510.
- Antirrheticus adversus Apollinarium (PG 45, 1124−1269). — Опровержение мнений Аполлинария, рус. пер. Творения св. Григория Нисского, ч. 7., ТСО 44 (М., 1866), с. 59−201.
- De virginitate (PG 46, 317−416). — О девстве, в кн. Творения св. Григория Нисского. Ч. 7. ТСО 44 (М., 1866), с. 284−394.1. Григорий Палама
- Ayiov Грг) уорСои тоО IJaXaxa Svyурацата. П.К. Xp-qarov. Torlos 2os (OeaoaXovLK-q 1966). —Апология пространнейшая.1. Давид
- Porphyrii isagogen commentarium, ed. A. busse, Davidis prolegomena et in Porphyrii isagogen commentarium. С AG 18/2 (Berlin: Reimer, 1904), 80−219.1. Дамаскийr
- De coelesti hierarchia — Corpus Dionysiacum t. II, ed. G. Heil, A. M. Ritter (Berlin: Walter de Gruyter, 1991) (далее Corpus Dionysiacum t. II). — О небесной иерархии, пер. M. Г. ермаковой, в кн.: Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии (СПб., 1997).
- De divinibus nominibus — Corpus Dionysiacum 1.1, ed. B. R. suchla (Berlin: Walter de Gruyter, 1990). О божественных именах, в кп. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. О мистическом богословии, изд. подг. Г. М. Прохоровым (СПб.: Глаголъ, 1994).
- De ecclesiastica hierarchia — Corpus Dionysiacum t. II. — О церковнойиерархии, в кн.: Дионисий Ареопагит. О церковной иерархии. Послания, изд. подг. Г. М. Прохоровым (СПб.: Алетейя, 2001).
- De mystica theologia — Corpus Dionysiacum t. II. — О мистическомбогословии, в кн.: Дионисий Ареопагит. О божественных именах.
- О мистическом богословии, изд. подг. Г. М. ПРОХОРОВЫМ (СПб.: Глаголъ, 1994).
- Epistulae — Corpus Dionysiacum t. II. — Послания, в кн.: Дионисий Ареопа-гит. О церковной иерархии. Послания, изд. подг. Г. М. ПРОХОРОВЫМ (СПб.: Алетейя, 2001).1. Игнатий Антиохийский
- Elias ?., In Isagogen, In Porphyrii Isagogen, ed. A. BUSSE (Berlin: Georg Reimer, 1900).1. Иоанн Дамаскин
- Die Schriften des Johannes von Damaskos, vol. 1. Patristische Texte und Studien 7 (Berlin: De Gruyter, 1969).1.stitutio elementaris, ed. Kotter. S. 20−26. Прп. Иоанн Дамаскин, Введение в основы догматического богословия, БС 9 (2002), 124−139.
- Expositio fidei, ed. В. Kotter, Die Schriften des Johannes von Damaskos, vol. 2 Patristische Texte und Studien 12. Berlin: De Gruyter, 1973.: 3−239. Точное изложение православной веры, в кн.: Иоанн Дамаскин. Творения, с. 156−414.1. Иоанн Златоуст
- НотШае т ОепеБт (РО 53, 21−385- 54, 385−580). — Беседы на книгу Бытия, в кн.: Творения Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе, т. 4 (СПб., 1898).1. Иоанн Кассиан
- Лаптя Сазягат аЬЬаНБ Ма88Шет8 СоПаНопит XXIV соИесНо (РЬ 49, 477—1328), Иоанн Кассиан. Собеседования египетских подвижников, в кн. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания (М.: АСТ, 2000), с. 202−774.1. Иоанн Скотт (Эриугена)
- De praedestinatione (PL 122) — Iohannis Scotti De divina praedestinatione liber, ed. G. MADEC. CCCM 50 (Turnhout: Brepols, 1978).
- Перифюсеон, Кн. I (фрагменты 441А-446А- 462D-463C- 474В-500С), пер. с латинского и прим. В. В. Петрова, в сб.: Философия природы в античности и в средние века, ред. П. П. гайденко и В. В. Петрова (М.: Прогресс-Традиция, 2000), с. 480−529-
- Перифюсеон, Кн. I (фрагменты 446А-474В- 500С-524В), пер. с латинского и прим. В. В. Петрова, ИФЕ'2000 (М.: Наука, 2002), с. 65−134-
- Arbiter, cap. VII — apud Иоанн Дамаскин, О ста ересях, гл. 83, см. Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания (выше), с. 141−148.1. Ипполит Римский
- Refutatio omnium haeresium (= Philosophumena), ed. M. Marcovich,
- Hippolytus, Refutatio omnium haeresium (Berlin: De Gruyter, 1986.1. Ириней
- Sancti Ir enaei Adv er sus haereses libri quinque (PG 7, 433−1224). — Обличения и опровержения лэюеименного знания, пер. П. ПРЕОБРАЖЕНСКОГО, в кн.: Св. Ириней Лионский, Творения (СПб., 1900, репринт: М., 1996).1. Кирилл Александрийский
- S. Cyrilli Alexandriae Archiepiscopi Expositio sive Commentarius in Joannis Evangelium (PG 73, 9−1056- 74, 9−756). — Творения сет. Кирилла Александрийского. Толкование на Евангелие от Иоанна. Ч. 12—15. ТСО 64, 66, 67, 68 (М., 1901, 1906, 1909).
- S. Cyrilli Alexandriae Archiepiscopi Explanatio in Epistolam I ad Corinthios (PG 74, 856−916).
- S. Cyrilli Alexandriae Archiepiscopi Epistolae. Epistola IV ad Nestorium (PG 77, 44−49).1. Климент Александрийский
- Adversus argumenta Severi (Epilysis) (PG 86/2, 1916−1946).1.bri tres contra Nestorianos et Eutychianos (PG 86/1, 1268−1357).
- Tractatus adversus Nestorianos (PG 86/1, 1400−1768).
- Triginta capita adversus Severum, mDoctrina patrum (PG 86/2, 1901−1916).1. Макарий Египетский
- Marii Victorini rhetoris urbis Romae ad Candidum Arrianum, Marius Vic-torinus. Traites theologiques sur la Trinite. Texte etabli par Paul henry. Introduct., traduct. et notes par Pierre hadot. SC 68. (Paris: Cerf, 1960), p. 130−173.1. Немесий Эмесский
- De natura hominis, ed. M. MORANI (Leipzig: B. G. Teubner, 1987). О природе человека, пер. с греч. Ф. С. ВЛАДИМИРСКОГО, в кн.: Немесий, епископ Эмесский. О природе человека (репринт. М.: МГУ, 1996).1. Ориген
- Origene. Traite des principes, ed. Henri Crouzel et Manlio Simonetti. tt. 1−4 SC 252−253, 268−269 (Paris: Cerf, 1978−1980). О началах, в кн.: Ориген. О началах (СПб.: Амфора, 2000).1. Платон
- Alcibiades I, Piatonis opera, ed. J. burnet, vol. 1 5 (Oxford, 1900−1902- reprint. 1967−1968) далqq- Piatonis opera., vol. 2. —Алкивиад I, пер. С. Я. ШеЙНМАН-ТопштеЙН, в кн.: Платон, СС, т. 1. J
- Politicus, Piatonis opera, vol. I.—Политик, пер. С.Я. ШеЙНМАН-ТопштеЙН, в кн.: Платон, СС, т. 4.
- Respublica, Piatonis opera, vol. 4. Государство, пер. А. H. Егунова, в кн.: Платон, СС, т. 3.
- Sophista, Piatonis opera, vol. 1. Софист, пер. С. А. Ананьева, в кн.: Платон, СС, т. 2.
- Symposium, Piatonis opera, vol. 2. Пир, пер. С. К. Апта, в кн.: Платон, СС, т. 2.
- Timaeus, Piatonis opera, vol. 4. Тимей, пер. С. С. АВЕРИНЦЕВА, в кн.: Платон, СС, т. 3.1. Плотин
- Piatonis Timaeum commentaria {fragmenta), ed. A. R. SODANO, Porphyrii in Piatonis Timaeum commentariorum fragmenta (1964).1. Прокл
- Piatonis Parmenidem, ed. V. cousin, Procliphilosophi Platonici opera inedita, Pt. 3 (Paris: Durand, 1864- repr. Hildesheim: Olms, 1961):-Прокл. Комментарий к «Пармениду» Платона. Изд. подг. JI. Ю. Лукомский (СПб.: Миръ, 2006).
- Piatonis Alcibiadem I, ed. L.G. WESTERINK, Proclus Diadochus,
- Commentary on the first Alcibiades of Plato (Amsterdam: North- !1. Holland, 1954).
- Geographica, ed. А. Мешеке, Strabonis geographica, 3 vol. (Leipzig, 1877- reprint. Graz, 1969). География в 17 книгах, пер., коммент. Г. А. стратановского, ред. пер. О. О. крюгер, в кн.: Страбон. География (М.: Наука, 1964).1. Суда
- Suidae Lexicon, ed. A. ADLER. 4 vols. (Leipzig: Teubner, 1928−1935- repr. Stuttgart: 1967−1971).1. Татиан
- Adversus Hermogenem (PL 2, 195−238). Тертуллиан. Против Гермогена, пер. Ю. панасенко, в кн. Тертуллиан. Избранные сочинения. Общ. ред. и сост. A.A. Столярова (М.: Прогресс-Культура, 1994), с. 130−160.1. Феофил Антиохийский
- Ad Autolycum, ed. R.M. GRANT, Theophilus of Antioch. Ad Autolycum
- Oxford: Clarendon Press, 1970). Феофил Антиохийский. К Автолику. Пер. П. Преображенского (СПб., 1895, переизд. в кн. Сочинения древних христианских апологетов. СПб.: Алетейя, 1999).1. Филон александрийский
- De opificio mundi, ed. L. COHN, PhAO. О сотворении мира согласно Моисею, пер. и комм. А. В. ВДОВИЧЕНКО, в кн.: Филон Александрийский, с. 51−113.
- De posteritate Caini, ed. P. WENDLAND, PhAO (1897- repr. De Gruyter, 1962), vol. 2. — О потомках надменного Каина и о его изгнании, пер. А. В. рубана, комм. И. А. Макарова, в кн.: Филон Александрийский., с. 252−307.
- De somniis, ed. Р. WENDLAND, PhAO (Berlin, 1897−1902- reprint. 1962), vol. 3.
- De virtutibus, ed. L. COHN, PhAO (Berlin: Reimer, 1906 (repr. De Gruyter, 1962), vol. 5.
- Quis rerum divinarum heres sit, ed. P. WENDLAND, PhAO (Berlin: Reimer, 1898- repr. De Gruyter, 1962), vol. 3. фридугис
- Acta Conciliorum Oecumenicorum, ed. schwartz (1940), t. III- (PG 86). -Послание патриарху Мине (Эдикт Юстиниана).1. Ямвлих
- Emma C. Clarke, John M. Dillon, Jackson P. Hersi ibell (Leiden: Brill, 2004). — Ямвлих. О египетских мистериях, пер. Л. Ю. ЛУ-комского (М.: ХГС, 1995) — Ямвлих. О египетских таинствах, пер. И. Ю. Мельниковой (М.: Алетейя, 2004).1. Пс.-Ямвлих
- Theologoumena arithmeticae, ed. V. de Falco, Iamblichi. theologoumena arithmeticae (Leipzig, 1922). Теологумены арифметики, пер. В. В. Бибихина, А. И. Щетникова (Новосибирск: Артель, 2007).1. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ
- Gatti, Maria L., Massimo il Confessore. Saggio di bibliografla generale ragionata e contributiper una ricostruzione scientifica del suo pen-siero metafisico e religioso, introd. di G. Reale (Milano, 1987).
- Deun, Peter van, «Maxime le Confesseur. Etat de la question et bibliographie exhaustive», Sacris Erudiri 38 (1998−1999), p. 485−573.
- Бальтазар, Ханс Урс фон, Вселенская литургия (фрагменты), пер.
- Беневич, Г. И., Шуфрин, А.М., «Дело Максима», Прп. Максим
- Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергетизмом, сост. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А. М. Шуфрин (СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007). (Византийская философия, т. 1), с. 13−153.
- Бриллиантов, А.И., «Св. Максим Исповедник», в кн.: Вл1яниевосточнаго богословгя на западное въ произведенияхъ Иоанна Скота Эригены (СПб. 1898), с. 191−219 переизд. М.: Мартис, 1998, с. 212−234."О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника",
- Христианский восток 6 (Петроград, 1922), с. 1−62 переизд. в кн. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 г. О месте кончины и погребения св. Максима Исповедника (СПб., 2006), с. 256−330.
- БРИССОН, Люк, «Византийский мир и греческая философия», в кн.: Греческая философия, под ред. М. КАНТО-СПЕРБЕР, т. II (М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2008), с. 821−862.
- БРОНЗОВ, А., «Предисловие переводчика», в кн.: Творения преподобного Иоанна Дамаскина, с. 7—50.
- ВДОВИНА, Г. В., «Франсиско Суарес об analogia entis: проблема аналогии сущего в схоластике XVI в.», Puncta 1−2/6 (2006), с. 78−100.
- ВОРОБЬЁВ, Н., Нравственное учени св. Максима Исповедника — Дисс., рукопись МДА (М.- Загорск, 1957).
- Материалы к изучению жизни и творений прп. Максима1. Исповедника (Киев, 1917).
- КИПРИАН (КЕРН), Архим., Литургика. Гимнография и Эортология (М., 1997), с. 106−115.
- КОЖЕВ, А., Введение в чтение Гегеля, пер. А. Г. ПОГОНЯЙЛО (СПб.: Наука, 2003).
- ЛЕОНТЬЕВ, Д. А., Психология смысла (М.: Смысл, 2003).
- ЛИПШИЦ, Е. Э., «Максим Исповедник», Советская историческая энциклопедия, т. VIII (Москва, 1965), с. 941.
- ЛАРШЕ, Ж.-К, «О письмах св. Максима», в кн.: Максим Исповедник.
- Письма, пер. Е. НАЧИНКИНА (СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007). (Византийская философия. Т. 2), с. 15−68.
- Лосев, А.Ф., «Философия античности в целом и в частностях», в кн.: А. Ф. Лосев, Дерзание духа (М.: Изд-во полит, лит-ры, 1988), с. 171−172.
- ХЫ (Рв 91, 1304Б-1316А) Максима Исповедника", Богословские труды 40 (2005), с. 47−73."Знание: его значение и функции в богословской системе
- Максима Исповедника", Точки/ РипМа 3−4/5 (М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2005), с. 7−25."О трудностях к Иоанну XXXVI (РО 91, 1304Б-1316А)
- Ежеквартальный журнал. 1−2/4/, М.: Институт св. Фомы, 2004, сс. 6−35.
- Иоанн Скотт Эриугена. Гомилия на пролог евангелия от Иоанна, вступит, ст., пер. с латинского, примеч. В. В. Петрова (М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1995)."К публикации Гомилии на Пролог Евангелия от Иоанна
- Эриугены", Историко-философский ежегодник' 94 (М.: Наука, 1995), с. 222−224"Логика в системе каролингской науки", Вестник Международного Славянского Университета, А (1998), с. 27−31."Accessus Iohannis", в кн.: В. В. Петров, Иоанн Скотт
- Эриугена. Гомилия на пролог Евангелия от Иоанна (М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1995), с. 1−161."К переводу Перифюсеон II, 523D-545B Иоанна Скотта",
- Перифюсеон 545В-562 В Иоанна Скотта", в сб.: ИФЕ 2004 (М.: Наука, 2005), с. 33−39."Иоанн Скотт о творении из ничего и вечности творения в
- Слове Божием", ИФЕ 2006 (М.: Наука, 2006), с. 58−76."Телесный эйдос как печать", в кн.: Космос и душа, с. 620 621."Каролингские школьные тексты: глоссы из круга Иоанна
- Исповедник и христологические споры VII столетня, отв. ред. Д. А. Поспелов (М.: Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, 2004), с. 15−111.
- РИСТ, Джон М., Плотин: путь к реальности, пер. Е. В. Афонасина, И. В. Берестова (4967- СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2005).
- Сидоров, А. И. = И. Венедиктов., «Преподобный Максим
- Византийский временник 47 (1986), с. 109−124."Рецензия на критическое издание Вопросоответов к
- Творческое наследие Максима Исповедника в Древней Русина материале Изборника Святослава 1073 г.) // Традиции Древнейшей Славянской письменности и языковая культура восточных славян, изд. В. вомперский (М.: 1991), 201−208.
- Преподобный Максим Исповедник и его эпоха в изображении
- Ханса Урса фон Бальтазара, Альфа и Омега 3 (14), 1997.
- ФЛОРОВСКИЙ, Г. В., «Преп. Максим Исповедник», в кн. Восточные отцы V—VIII вв.еков. Из чтений в Православном Богословском Инсти1 9туте в Париже (Париж, 1933, Paris: Ymca-Press, 1990, с. 195 227).
- BALTHASAR, Hans Urs von, Kosmische Liturgie. Maximus der Bekenner: Hohe und Krise des griechischen Weltbilds (Freiburg im Breisgau, 1941).
- Benakis, Linos, «The Problem of General Concepts in Neoplatonism and
- BRUNE, F., Pour que l’homme devienne Dieu, 2e ed. (Saint—Jean-de-Braye, 1992).
- COLISH, Marcia L., «Carolingian Debates over Nihil and Tenebrae: A Study in Theological Method», Speculum 59, 4 (1984), 757−95.
- COOPER, Adam, The Body in St Maximus the Confessor. Holy Flesh, Wholly Deified (Oxford University Press, 2005).corsini, e., Il Trattato De divinis Nominibus dello Pseudo—Dionigi e i com-menti neoplatonici al Parmenide (Torino, 1962).
- Studien und Kritiken 84 (1911), p. 28−29.
- Evangeliou, Christos, Aristotle 's Categories and Porphyry (Leiden: Brill, 1988).
- Exum, J. Cheryl, «Why Virtual History? Alternatives, Counterfactuals, and the Bible», Biblical Interpretation: A Journal of Contemporary Approaches 8/ 1−2 (2000), p. 1−7.
- Farrell, J.P., Free Choice in St. Maximus the Confessor (Oxford, 1987).
- Fortenbauch, William W., «7a 7Tpos TO TeXoc and Syllogistic Vocabulary in Aristotle’s Ethics», Phronesis 10 (1965), 191−201.
- Freeland, Cynthia A., «Aristotelian Actions», Nous 19/ 3 (Sep. 1985), 397 414. garrigues, Juan Miguel, Maxime le Confesseur. La charite, avenir divin de l’homme (Paris, 1976). (Theologie historique 38).
- Gennaro, Concettina, Fridugiso di Tours e il «De substantia nihili et tene-brarum». Edizione critica e studio introduttivo. Publicazioni dell’Istituto Universitario di Magistero di Catania. Serie Filosofica 46 (Padova: CED AM, 1963).
- Grillmeier, Aloys, Christ in the Christian Tradition, Vol. 2, Part 2: The
- Church of Constantinople in the Sixth Century, trans, by J. Cawte and P. Allen (London: Mowbray, 1995).
- Christ in Christian Tradition. Vol. 2. Part 4: The Church of
- Alexandria with Nubia and Ethiopia after 451, trans, by. O. C. Dean (London: Mowbray, 1996).
- Gry, L., «Sejours et habitats divins d’apres les Apocryphes de l’Ancien Testament», Revue de Sciences philosophiques et theologiques 4 (1910), p. 694−722.
- HEINEMANN, О. von, Die Handschriften der Herzoglichen Bibliothek zu Wolfenbuttel IV: Die Gudischen Hss (1913).
- HEINZER, F., Gottes Sohn als Mensch. Die Struktur des Menscliseins Christi bei Maximus Confesser (Fribourg, Suisse, 1980).irwin, Т.Н., «Aristotelian Actions», Phronesis 31 (1986), p. 68−89.
- JEAUNEAU, Edouard, «Introduction», в: Maximi Confessoris Ambigua adIo-hannem. CCSG 18 (Turnhout: Brepols, 1988), xxi and xxi (n. 18)."Jean Scot Erigene et les Ambigua ad Iohannem de Maxime le
- Karayiannis, Vasilios, Maxime le Confesseur. Essence et energies de Dieu (Paris: Beauchesne, 1993). (Theologie historique, 93).
- Kenny, A., «The Practical Syllogism and Incontinence», Phronesis 11 (1966), 163−184.larchet, Jean-Claude, La divinisation de l’homme selon saint Maxime le Confesseur (Paris: CERF, 1996). (Cogitatio fidei, 194).
- Maxime le Confesseur, mediateur entre l’Orient et l’Occident
- Maximus Confessor. Actes du Symposium sur Maxime le Confesseur. Fribourg, 2−5 septembre 1980, eds. par Felix heinzer et Christoph Schonborn (Fribourg en Suisse: Editions universitaires, 1982).
- PREISS, T., «La mystique de l’imitation du Christ et de l’unite chez Ignaced’Antioche», Revue d’histoire et de philosophie religieuses 3 (1928), p. 197−242.
- Renczes, Philipp Gabriel, Agir de Dieu et liberte de l’homme. Recherches sur l’anthropologie theologique de saint Maxime le Confesseur (Paris: CERF, 2003). (Cogitatio fidei, 229)
- RlST, John M., «A Note on Eros and Agape in Pseudo-Dionysius», Vigiliae Christianae 20/4 (1966), 235−243
- Roll, Susan K., Toward the Origins of Christmas (Kampen: Kok Pharos Publishing House, 1995).
- ROSSUM, J. van, «The Aoyot of Creation and the Divine energies in Maximus the Confessor and Gregory Palamas», Studia Patristica 21 (1993), p. 213−217.
- Santas, Gerasimos, «Aristotle on Practical Inference, the Explanation of Action, and Akrasia», Phronesis 14 (1969), 162−189.
- SHAW, Gregory, Theurgy and the Soul. The Neoplatonism oflamblichus (The Pennsylvania State University Press, 1995)
- The Earlier Ambigua of Saint Maximus the Confessor and his