Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Историософские взгляды Ф.М. Достоевского и К.Н. Леонтьева: сравнительный анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретической и методологической базой исследования послужили универсальные принципы интегрального подхода, диалектической цельности и органичности (А.В.Гулыга, В. В. Бибихин, М. А. Маслин, Л. Е. Шапошников, С.Н.Пушкин). В соответствии с данными принципами специфика поставленной цели и сформулированных задач, сводящихся к анализу-интерпретации текстов и реконструкции историософской концепции К… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основоположения историософских взглядов Ф. М. Достоевского и К.Н. Леонтьева
    • 1. 1. Методологические основания историософии Ф. М. Достоевского и К.Н.Леонтьева
    • 1. 2. Историософия Ф. М. Достоевского и К. Н. Леонтьева и их антропологические воззрения
  • Глава II. Социально-политические идеи Ф. М. Достоевског о и К. Н. Леонтьева в историософском контексте
    • II. 1. Кризис европейской цивилизации и историческое предназначение России в творчестве Ф.М. Достоевского
    • II. 2. Оценка перспектив развития России К. Н. Леонтьевым
  • Глава III. Религиозные представления Ф. М. Достоевского и К.Н. Леонтьева
    • III. 2. Экклезиологические аспекты историософии Ф. М. Достоевского и К.Н. Леонтьева
    • III. 3 Эсхатологические взгляды Ф. М. Достоевского и К.Н. Леонтьева

Историософские взгляды Ф.М. Достоевского и К.Н. Леонтьева: сравнительный анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В наши дни российское общество стоит перед выбором дальнейшего пути культурного и политического развития, от которого зависит будущее страны. В этой связи взгляды Ф. М. Достоевского и К. Н. Леонтьева представляют особый интерес, так как каждый из них построил свою оригинальную историософскую модель, в рамках которой была предпринята попытка оценить перспективы как России, так и остального мира. Особенно актуален анализ их целостного видения путей исторического развития России. Историософские модели Достоевского и Леонтьева обладают большой эвристической ценностью для российского общества, оказавшегося на очередном распутье.

Изучение развития русской религиозно-философской мысли ставит перед современным социально-гуманитарным знанием множество проблем, одну из которых известный историк русской философии Г. В. Флоровский охарактеризовал как проблему «связей» и «разрывов». Данное исследование посвящено анализу одного из таких разрывов, который может быть обозначен как противостояние ортодоксальной и светской религиозной мысли в идеологии «нового религиозного сознания».

Подобное идейное противостояние имеет своим истоком те противоречия, которые проявились еще в XIX веке, свидетельство чему идейное противостояние таких корифеев русской мысли как К. Н. Леонтьева и Ф. М. Достоевского. Их столкновение по поводу знаменитой «Пушкинской речи» Достоевского, в известном смысле, ознаменовало окончательный распад русской религиозно-философской традиции на два направления: консервативно-ортодоксальное и консервативно-либеральное. И Леонтьев, и Достоевский — предтечи этих течений в современной православной мысли, что безусловно важно, так как православие оказывало и оказывает серьезное влияние на формирование ценностей и святынь российского общества.

Достоевский проповедовал гармонию человечества, основанную на христианских ценностях любви, объединяющих человечество. Леонтьев же предрекал гибель мира от либерально-эгалитарного однообразия. Корабль России, по Леонтьеву, сможет благополучно продолжить свой путь только при условии, что жесткость его каркаса обеспечит сословный иерархический строй, а паруса будут наполнены ветром православной аскетической традиции. И тот, и другой уделяли особое внимание критике европейского социализма, его роли в будущей европейской цивилизации. Оба не любили и не признавали буржуазных мещанских начал в современном им культурном мире Европы.

Их идейное столкновение затронуло ряд серьезных проблем, многие из которых в полной мере так и остались нерешенным до сих пор. Это, во-первых, определение основ христианской этики (противопоставление любви и страха в антропологическом развитии христианина) — во-вторых, взаимодействие Церкви и государствав-третьих, противопоставление оптимистически-хилиастической и пессимистически-эсхатологической моделей исторического развития.

Степень разработанности проблемы. Творческое наследие Достоевского привлекало пристальное внимание его современников. В частности, B.C. Соловьева и В. В. Розанова. Особенно важна книга Розанова «О великом инквизиторе», а также ряд его статей, посвященных Ф.М. Достоевскому1.

Серебряный век русской культуры сделал Достоевского знаковой фигурой. Ни один из крупных мыслителей этой эпохи не прошёл мимо его идей. Одной из первоначальных публикаций, посвященных исследованию творчества Достоевского, стала работа Д. М. Мережковского «Толстой и Достоевский». Книга Н. А. Бердяева «Миросозерцание Достоевского», содержащая ряд тонких наблюдений, — первая попытка систематического.

1 См.: Розанов В. В. Легенда о Великом Инквизиторе Ф. М. Достоевского. Лит. Очерки. О писательстве и писателях. М., 1996. С. 7−156, 439−445, 490−501, 539−545- Соловьев B.C. Три речи в память Достоевского// Соловьев B.C. Сочинения в 2 тт. М., 1988. T.2. С. 290−323. изложения мировоззрения Достоевского. С. Н. Булгаков публикует ряд статей, также анализирующих идеи нашего мыслителя. Нельзя не упомянуть и Льва Шестова, чья оценка творчества Достоевского нередко вызывала неоднозначную реакцию, и В. И. Иванова, стремящегося к осмыслению творчества Достоевского главным образом в контексте античной литературной традиции. Однако интересен и его анализ антропологических взглядов русского мыслителя2.

После революции 1917 года в среде русской эмиграции выходит ряд обзорных работ по истории русской философии, среди которых особенно выделяются «Пути русского богословия» Г. В. Флоровского и «История русской философии» В. В. Зеньковского. Фундаментальным для осмысления религиозных взглядов мыслителя является и труд И. О. Лосского, хотя ему все же присуще стремление некоей нивелировки отдельных спорных вопросов творчества Ф. М. Достоевского. Попытку показать Достоевского как цельного православного мыслителя можно обнаружить и в трудах преп. Иустина (Поповича) и С.И. Фуделя3.

Из советских исследователей нельзя не отметить монографию М. М. Бахтина — классический труд для понимания структуры и поэтики романов Ф. М. Достоевского. В советской науке сложилась целая школа достоевсковедения, представленная такими именами как Л. П. Гроссман, Г. М. Фридлендер, Ю. Г. Кудрявцев, Ю.И. Селезнев4. В конце XX века опубликовано исследование М. М. Дунаева, в котором подробно анализируется творчество мыслителя. Значительна и статья патролога иером.

2 См: Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского// Бердяев Н. А. Русская идея. Миросозерцание Достоевского. М., 2000. С. 243−395- Булгаков С. Н. Два града. СПб., 1997; Иванов В. И. Достоевский и роман-трагедия// Иванов В. И. По звездам. Борозды и межи. М., 2007. С. 302−332- Мережковский Д. С. // Толстой и Достоевский. Вечные спутники. M., 1995. С. 143−350- Шестов Л. Достоевский и Ницше// Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. М., 2000. С. 308−451.

3 Зеньковский В. В. История русской философии. В 2 гг. М, — Ростов-на-Дону, 1999. Т.1. С.462−501- Лосский, Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание // Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994. С. 6−248- Преподобный Иустин (Попович). Достоевский о Европе и славянстве. СПб., 1998; Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 295−303- Фудель С. И. Наследство Достоевского. М., 1998.

4 См.: Бахтин M. М. Проблема поэтики Достоевского М., 1972; Гроссман Л. П. Достоевский. М., 1962; Кудрявцев Ю. Г. Три круга Достоевского. Событийное, социальное, философское. М., 1979; Селезнев Ю. И. В мире Достоевского. М., 1980; Фридлендер Г. М. Пушкин. Достоевский. «Серебряный век». СПб., 1995.

Григория (Лурье), предлагающего взглянуть на систему религиозных воззрений Достоевского под весьма нетрадиционным углом зрения5.

Обращают на себя внимание такие периодические научные издания, как издаваемые Пушкинским домом «Материалы и исследования» и альманах «Достоевский и мировая культура» российского Общества Достоевского.

В наше время творчеством Достоевского занимаются такие ученые как К. А. Степанян, А. Г. Гачева, Л. И. Сараскина, И. И. Евлампиев. Но если для А. Г. Гачевой характерна объективность и взвешенность оценок, то К. А. Степаняну присущ православно-апологетический тон по отношению к творчеству Достоевского, Л. И. Сараскина же догматизирует его взгляды. И. И. Евлампиев, вслед за Бердяевым, указывает, что в творчестве Достоевского отображается мистико-гностическая традиция. Таким образом, спектр подходов к современному изучению творческого наследия Достоевского в отечественной социально-гуманитарной науке достаточно широк и разнообразен6.

Издаются в России и переводные работы зарубежных исследователей. В частности, труд немецкого ученого Райнхарда Лаута, в котором систематически изложены метафизические взгляды Достоевского. Интересна для темы настоящего исследования и работа итальянского профессора Симонетты Сальвестрони. Особо стоит упомянуть о недавно опубликованной работе американского профессора Джеймса П. Сканлана, предпринявшего попытку всестороннего анализа трудов Достоевского «со специфически философской точки зрения» .

Творчество Леонтьева никогда не вызывало столь пристального интереса, что, видимо, связано с отсутствием у него конгениальных.

5 См.: Лурье В. М. Догматика «религии любви» // Христианство и русская литература. СПб., 1996. С. 290 309- Дунаев М. М. Православие и русская литература. М., 1997. T.3.

6 См.: Гачева А. Г. Нам не дано предугадать как слово наше отзовется. Достоевский и Тютчев. М., 2004; Евлампиев И. И. История русской метафизики в XIX—XX вв.еках. В 2тт. СПб., 2000. Т.1.С. 93−178- Сараскина Л. И. Достоевский в созвучиях и притяжениях. М., 2006; Степанян К. А. «Сознать и сказать». «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф. М. Достоевского. М., 2005.

7 См.: Лаут Р. Философия Достоевского. М., 1996; Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. СПб., 2001; Сканлан Д. П. Достоевский как мыслитель. М., 2006. духовных наследников". Не случайно к Леонтьеву применялись, да и сейчас зачастую применяются, такие определения как «одинокий мыслитель», «неузнанный гений» и пр. При жизни о Леонтьеве писали мало. Лишь только после его смерти выходит объемная статья В. В. Розанова и журнальный отклик B.C. Соловьева8.

Однако Серебряный век оказался не столь равнодушным к творческому образу мыслителя. Хотя авторы, писавшие о Леонтьеве, не столько исследовали его философско-исторические и религиозные идеи, сколько обсуждали, а вернее осуждали его мировоззрение, находя в его облике черты как ретроградного ультраконсервативного «византийца», так и утонченного, эстетически «развращенного язычника». Стоит обратить внимание лишь на названия статей посвященных ему в первой половине XX века: «Разочарованный славянофил», «К. Леонтьев — философ реакционной романтики», «Страшное дитя», «К. Леонтьев и Фр. Ницше как предатели человечества». Особенно характерна статья С. Н. Трубецкого, где автор указывает, что история у Леонтьева лишена и смысла, и провиденциализма. Основной же пафос статьи направлен против самой возможности понимания всемирной истории как органического процесса. Данный протест основательно укоренился в критике историософских взглядов К.Н.Леонтьева9.

Но с течением времени происходит переосмысление взглядов Леонтьева в свете тех исторических процессов, трагический характер которых он предсказал. В результате те, кто его критиковал, значительно корректируют свою точку зрения. Например, Н. А. Бердяев посвящает русскому мыслителю содержательный труд «Константин Леонтьев (Очерк из.

8 См.: Розанов В. В. Эстетическое понимание истории // Русский вестник. 1892. № 1−3- Соловьев B.C. Памяти К. Н. ЛеонтьеваУ/Русское обозрение. 1892. № 1.

9 См.: Бердяев Н.А. К. Леонтьев — философ реакционной романтики // К. Н. Леонтьев: pro et contra. В 2 кн. СПб., 1995. Кн. I. С. 208−234- Куклярский Ф.Ф. К. Леонтьев и Фр. Ницше как предатели человека // К. Н. Леонтьев: pro et contra. В 2-х кн. Кн. I. С. 271−293- Мережковский Д. С. Страшное дитя // К. Н. Леонтьев: pro et contra. В 2-х кн. Кн. I. С. 241−249- Трубецкой С. Н. Разочарованный славянофил// К. НЛеонтьев: pro et contra. В 2 кн. Кн. I. С. 123−159- Флоровский Г. В. Пути русского богословия. С. 300−308. истории русской религиозной мысли)"10, в целом выдержанный в апологетическом духе. Хотя вместе с тем традиционно признает его «первым русским эстетом», чем значительно обедняет его образ. Упрекает он его и в натурализме.

Глубиной содержания и объективностью отличается посвященная Леонтьеву глава в «Истории русской философии» В. В. Зеньковского, где автор подмечает, что для Леонтьева важно, прежде всего, его религиозное миросозерцание. А поэтому ключ к его идейной диалектике «надо искать совсем не в историософских или политических взглядах Леонтьева, а в его антропологии"11. В этой связи, христианское понимание личности становится, по мнению Зеньковского, первым шагом к христианскому пониманию истории. В монографии Ю. П. Иваска общая оценка философии истории Леонтьева довольно расплывчата и поверхностна12.

В СССР о Леонтьеве было принято умалчивать. Лишь в 1969 году А. Янов в журнале «Вопросы философии» публикует о нём статью, направленную против итальянского учёного Гаспарини, отнесшего Леонтьева к числу семи величайших интеллектов России. П. П. Гайденко в статье с характерным названием «Наперекор историческому процессу (К.Н.Леонтьев — литературный критик)» представляет историософский дискурс мыслителя как «феодально-аристократическую реакцию на буржуазное развитие общества». Особо интересна монография А. Ф. Лосева, посвящённая В. Соловьёву, — последняя в ряду тех, что написаны до официального снятия печатей с творчества Леонтьева. Философия истории.

Леонтьева хотя и затронута в ней лишь в контексте изучения творчества B.C.

Соловьева, тем не менее определяется как «исторический сатанизм» .

10 См.: Бердяев Н. А. Константин Леонтьев (Очерк из истории русской религиозной мысли) // К. Н. Леонтьев: pro et contra. СПб., 1995. Кн. 2. С. 29−179. См.: Зеньковский В. В. История русской философии. В 2 тт. Т. 1. С. 506. С. 511, 513.

12 См.: Иваск Ю. П. Константин Леонтьев (1831−1891). Жизнь и творчество//К.Н.Леонтьев: pro et contra. Кн. 2. С. 229−650.

13 См: Гайденко П. П. Наперекор историческому процессу. (Константин Леонтьев — литературный критик) // Вопросы литературы. 1974. № 5. С. 159−205- Лосев А. Ф. Владимир Соловьёв и его время. М., 2000; Янов А. Л. Славянофилы и Константин Леонтьев // Вопросы философии. 1969. № 8. С. 97−106.

В последние пятнадцать лет идет активное освоение леонтьевского наследия. Идеи Леонтьева воспринимаются как злободневные и актуальные, что отражено и в названии одного из сборников: «К.Леонтьев, наш современник». В это время появились книги А. А. Королькова, А. Ф. Сивака, К. М. Долгова В.И.Косика, Д. М. Володихина. В монографии С. Н. Пушкина, предпринимается попытка сформулировать социально-экономическую базу историософии мыслителя, осуществляется подробный анализ целого ряда отечественных и европейских идейных источников его историософской схемы. Представляет интерес и статья С. Г. Бочарова, в которой анализируется религиозное и идейное противостояние Достоевского и Леонтьева14.

Вышедшая недавно книга В. А. Жукова, вопреки названию, посвящена не столько собственно историософским взглядам мыслителя, сколько культурно-исторической атмосфере, на фоне которой и решался в XIX веке Восточный вопрос. Тем не менее данное исследование представляет интерес, так как раскрывает интеллектуальный и исторический фон, оказавший на Леонтьева решающее влияние. Монография Р. А. Гоголева находит свой вход в сложный лабиринт историософских взглядов Леонтьева с помощью эсхатологического ключа15.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследованияосуществить реконструкцию историософских взглядов Достоевского и Леонтьева и произвести их сравнительный анализ.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

14 См.: Бочаров С. Г. Леонтьев и Достоевский //Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999. С. 341 397- Володихин Д. М. «Высокомерный странник». Философия и жизнь Константина Леонтьева. М., 2000; Долгов К. М. Восхождение на Афон. Жизнь и миросозерцание Константина Леонтьева. М., 1998; Корольков.

A.А. Пророчества Константина Леонтьева// Корольков А. А. Русская духовная философия. СПб., 1998; Косик.

B.И. Константин Леонтьев: размышления на славянскую тему. М., 1997; Сивак А. Ф. Константин Леонтьев. Л., 1991.

15 См.: Гоголев Р. А. «Ангельский доктор» русской истории. Философия истории К. Н. Леонтьева: опыт реконструкции. М., 2007; Жуков К. А. Восточный вопрос в историософской концепции К. Н. Леонтьева.

СПб., 2006. определить и проанализировать теоретико-методологические основы историософских взглядов К. Н. Леонтьева и Ф. М. Достоевскогопроследить влияние антропологических воззрений Леонтьева и Достоевского на формирование их историософских взглядовопределить социальные идеалы Леонтьева и Достоевского в контексте предлагаемых ими моделей социального развития Российского государства и обществареконструировать через призму экклезиологических взглядов Леонтьева и Достоевского их решение проблемы церковно-государственных отношений как фактора предопределяющего судьбы Россиивыявить влияние эсхатологических представлений мыслителей на предлагаемые ими пути исторического процесса.

Объект исследования — идейное наследие Ф. М. Достоевского и К. Н. Леонтьева.

Предмет исследования и его источниковая база — историософия Достоевского и Леонтьева, их сочинения, представленные в виде философской и политической публицистики, литературной критики, духовной прозы, воспоминаний, а также обширного эпистолярного наследия.

Теоретической и методологической базой исследования послужили универсальные принципы интегрального подхода, диалектической цельности и органичности (А.В.Гулыга, В. В. Бибихин, М. А. Маслин, Л. Е. Шапошников, С.Н.Пушкин). В соответствии с данными принципами специфика поставленной цели и сформулированных задач, сводящихся к анализу-интерпретации текстов и реконструкции историософской концепции К. Н. Леонтьева и Ф. М. Достоевского, предполагает синхронное сочетание методов герменевтического анализа (В.Дильтей, М. Хайдеггер, Г.-Г.Гадамер, П. Рикёр и др.) с элементами структуралистского подхода (К.Леви-Стросс, М. Фуко, М. Бахтин, Ю. Лотман, Б. Успенский и др.). На этом основании, приоритетная методологическая задача исследования — выяснение семантики тех или иных структур культурного языка России последней трети XIX века, прочтение в их контексте наследия Достоевского и Леонтьева, сравнительный анализ их историософких концепций и социально-религиозных взглядов, чему способствует использование метода «обратного перевода». Большое внимание в работе уделяется и микроисторическому подходу, методология которого была разработана М. Блоком и К. Гинзбургом как постоянное чередование микрои макроистории, «крупных», «общих» или «сверхобщих» планов, позволяющих непрерывно возвращаться к общей картине исторического процесса, уточняя ее за счет выявления различного ряда исключений и причин.

В диссертации впервые проделан, в достаточной мере, всесторонний сравнительный анализ историософских взглядов Ф. М. Достоевского и К. Н. Леонтьева. В результате диссертантом был обоснован ряд положений и выводов, характеризующихся научной новизной: в творчестве Достоевского и Леонтьева выявлены методы семиотического прочтения историирассмотрены антропологические идеи Достоевского и Леонтьева как структурные элементы их историософских взглядовисследованы исходные понятия, раскрывающие основные элементы историософских моделей Достоевского и Леонтьеваопределены взаимосвязи между социально-политическими и религиозными воззрениями мыслителейраскрыто своеобразие идей Достоевского и Леонтьева при рассмотрении линейности и цикличности исторического процессапредпринят сравнительный анализ их историософских взглядов в историческом и эсхатологическом аспектах.

Положения, выносимые на защиту:

В своих историософских концепциях Достоевский и Леонтьев представляют синтез линейной и циклической моделей исторического развития. По мнению Достоевского, все человечество в своей истории проходит три цикла: патриархальности, цивилизации и окончательной гармонии. Для Леонтьева же история есть смена культурно-исторических типов, каждый из которых развивается согласно концепции «триединого процесса»;

И Достоевский, и Леонтьев проводят аналогию между историческим развитием отдельных культур и народов и личностным самосовершенствованием. Антропологические воззрения в значительной мере определяют их историософию;

Отводя центральную роль в историческом процессе России, оба мыслителя самым тесным образом связывают её судьбу с решением Восточного вопроса. Но Леонтьев видит в нем путь к созданию славяноазиатской цивилизации, способной противостоять Западу. Для Достоевского же решение Восточного вопроса — первый шаг на пути реализации мессианского предназначения России, заключающегося в установлении всечеловеческого единства и христианской гармонии;

Историософские взгляды Достоевского и Леонтьева во многом предопределены их экклезиологическими установками. Достоевский, продолжая славянофильскую традицию, рассматривает Церковь как идеальную модель общества, способную реализоваться через преобразование государства в Церковь. Леонтьев воспринимает Церковь как вечно пребывающую реальность, находящуюся над потоком мировой истории.

Историософские установки и Достоевского, и Леонтьева находят свое оригинальное воплощение в эсхатологии. Однако Достоевский выстраивает хилиастическую модель с присущим ей историческим оптимизмом, Леонтьев же сторонник традиционной эсхатологии, предполагающей гибель материального мира.

В рамках христианской традиции Достоевский и Леонтьев разрабатывают различные историософские системы. В мировоззрении.

Достоевского Бог имманентен истории, божественное начало самораскрывается в историческом процессе. Для Леонтьева Бог трансцендентен истории, и поскольку нельзя оценить ее провиденциальный характер, историософский анализ может распространяться лишь на естественные закономерности.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в возможности дальнейшего анализа и конкретизации проблем, возникающих при исследовании наследия мыслителей. Результаты диссертации могут служить основой последующих изысканий по широкому кругу историософских проблем. Материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе, в разработке учебных программ, лекций, семинарских занятий.

Апробация работы. Основные положения и отдельные аспекты диссертации обсуждались на кафедре философии НГПУ и получили положительную оценку. Диссертационное исследование было апробировано в выступлениях на научных конференциях международного и всероссийского уровня:

Православная духовность в прошлом и настоящем. XII рождественские православно-философские чтения" (Нижний Новгород,.

2003),.

Проблемы формирования исторического сознания. IV Всероссийская научно-практическая конференция" (Нижний Новгород, 2004),.

Проблемы взаимодействия духовного и светского образования. XIII Рождественские православно-философские чтения" (Нижний Новгород,.

2004),.

Философия и будущее цивилизации. IV Российский философский конгресс" (Москва, 2005),.

Российская система ценностей. XIV Рождественские православно-философские чтения" (Нижний Новгород, 2005),.

Вера и образование: общество-школа-семья в XXI веке. Международные образовательные рождественские чтения" (Москва, 2007),.

Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России. IV ежегодная Всероссийская научно-богословская конференция" (Саров, 2007).

Диссертантом опубликовано 17 работ, из них 11 — по теме данного исследования.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 258 работ.

Заключение

.

Леонтьев и Достоевский — авторы оригинальных историософских концепций, оказавших существенное влияние на дальнейшее развитие русской религиозно-философской мысли, сами испытывали влияние ряда религиозных и философских традиций. Христианский утопизм, мистика почвы, исторический органицизм, немецкий романтизм и идеализм, утопический социализм и христианский гуманизм оказали глубокое воздействие на мировоззрение Достоевского. Леонтьев, испытывая влияние той же культурной и интеллектуальной среды, акцентировал внимание на византийском и мистико-аскетическом наследии православия.

Достоевский строил модель исторического процесса, совмещающую циклическую и линейную прогрессивную модель развития истории. Для него исторический процесс выстраивается в единую линию, но все человечество проходит через три цикла: патриархальный, цивилизационный и, завершающий историю, гармоничный. Леонтьев же придерживался цивилизационного подхода, выстраивая свою философию истории как смену культурно-исторических типов, каждый из которых развивается по своим внутренним законам, также совмещал циклический и линейный подходы, ибо именно смена культурно-исторических типов определяет поток истории.

Историософские концепции Леонтьева и Достоевского во многом обусловлены их антропологическими воззрениями. Неудивительно, что Достоевский проводит прямую аналогию между развитием человеческой личности и генезисом отдельных народов и всего человечества. Как человек стремится к единству с другими, так и народы пытаются приблизиться к общемировой гармонии и всечеловеческому единству по одному из двух альтернативных путей достижения этого идеала: социалистическому и христианскому. Социалистический идеал основан на внешнем авторитете и насилии над личностью, в то время как идеал христианский предполагает единство на основах свободы и любви. Истинное христианство сохранилось только в русском народе, который имеет мессианское призвание. Если для.

Достоевского христианство не явлено еще в полной мере, христианский идеал найдет свое конечное воплощение в человечестве только в результате исторического развития, а история есть самораскрытие божественного начала в человечестве, то Леонтьев придерживается принципиально иной модели. Для него исторический процесс не является теофанией. Бог и Церковь, как Его царство, вечны и находятся вне исторического потока, что не отрицает провиденциального характера истории. Но нашему изучению, по мнению мыслителя, действия Божьего промысла не подлежат. К истории Леонтьев подходит как естествоиспытатель, уподобляя культуры и цивилизации живым организмам, проходящим через стадии взросления, зрелости и умирания. При этом понятие личности для Леонтьева также имеет первостепенное значение, являясь своеобразным индикатором возраста культурно-исторических миров. Цветущие культуры порождают разносторонне развитых личностей, выходящих за рамки среднеарифметического во всех областях, в том числе и в этической. Существование таких личностей в культурном мире есть основной признак его жизнеспособности.

Если для Достоевского гармония есть единство, то для Леонтьева гармония — разнообразие. Чем более дифференцирован организм, тем большей энергией и устойчивостью он обладает. Мир должен быть поликультурным, в противном случае унификация приведет к смерти. В силу этого Леонтьев и отрицал самым радикальным образом прогресс и либерализм, служащие основной силой эгалитарного глобального процесса. Достоевский же считал, что, несмотря на верное стремление европейской цивилизации к единству, ей выбраны неверные средства. Материалистическому прогрессу и секулярным процессам Достоевский противопоставляет христианский прогресс, пропитанный гуманистическим пафосом свободы.

Несмотря на то, что и Леонтьев, и Достоевский декларировали свою приверженность одним и тем же социально-религиозным ценностям, они построили разные по своей сути историософские модели. В основе взглядов Достоевского идея мессианского служения русского народа. Он чаял решения Россией Восточного вопроса в организации вначале всеславянского, а затем и всеевропейского союза, устроенного на началах христианского братства и солидарности. Данный идеал предполагает синтез монархии и христианского социализма, главную роль в котором должен играть русский народ как носитель истинной христианской религии, посредством которого и должна совершиться трансформация государства в Церковь. Леонтьев также считал судьбоносным для России решение Восточного вопроса. Но если для Достоевского взятие Царьграда было первым шагом на пути к религиозному единению с Европой, то Леонтьев, с точностью наоборот, чаял в этом зарождение славяно-азиатской цивилизации, которая придет на смену цивилизации западноевропейской. Как и Достоевский, Леонтьев конструировал свой идеал в рамках синтеза православной монархии и социализма. Но для него христианский социализм означал не братство, а новое разделение общества, новое рабство, новый феодализм. Следует отметить, что историософия Достоевского — теократична, тогда как Леонтьеву теократические настроения менее близки.

Противоположность историософских позиций Достоевского и Леонтьева во многом объясняется и религиозными предпосылками их мировоззрения. В этой связи экклезиологические представления Достоевского развиваются в рамках славянофильской традиции со свойственным ей либерализмом. Поэтому Достоевский видит в Церкви не вечное мистическое тело, но исторический организм, воплощающий в себе идеал Христов, тело которого составляет русский народ-богоносец. Задача Церкви охватить собой все человечество, преобразовать государство в Царство Божие. Для Леонтьева же Церковь вечна и надмирна, а любые исторические институты могут быть лишь средством в провиденциальном процессе и имеют в себе бытие настолько, насколько реализуют идею, заложенную в них. Так, русская идея, по Леонтьеву, есть синтез православной веры, самодержавной идеологии и общинного начала. Если Россия перестанет быть православной, она утратит смысл своего исторического бытия, но Церковь может существовать и без России. В своих экклезиологических взглядах Леонтьев ортодоксален. Для него Церковь познается в единстве догматического вероучения, таинств и иерархии. Этот «византийский идеал» Леонтьев считает незыблемым. Им признается только аскетическое, строго иерархическое, «византийское» православие.

Расхождение по основным пунктам историософских моделей Достоевского и Леонтьева, обусловленное их экклезиологическими предпосылками, ярче всего прослеживается в эсхатологических взглядах. Достоевский провозгласил свои хилиастические надежды в знаменитой Пушкинской речи, столь радикально отвергнутой Леонтьевым. По мысли Достоевского, история должна закончиться триумфом христианства, преображением человеческого сообщества по идеалу Христа. Для него история — лестница в небо. Миросозерцание Леонтьева трагично, оно предполагает конец истории, предписанный библейской традицией. Мир умирает, поток истории иссякает, чему содействует материальный прогресс и секуляризация. Люди могут лишь приостановить этот процесс, но изменить его направление никто не в силах. Таким образом, Леонтьев и Достоевскийсторонники двух разных эсхатологических течений внутри христианства: хилиастического или апокалиптического и традиционно эсхатологического.

Очевидно, что рамках христианской традиции Достоевский и Леонтьев строят совершенно различные метафизические системы: для одного Бог имманентен, для другого — трансцендентенодин обожествляет материю, для него мир — мистерия, для другого и мир, история непричастны миру иномуодин разрушает всякую иерархию на пути к всеобщему синтезу, для другого — иерархия основа бытия.

Анализ историософских взглядов двух великих русских мыслителей позволяет многое понять в дальнейшем развитии русской религиозно-философской традиции. Достоевский был провозглашен пророком уже Вл.

Соловьевым. Профетизм, мессианизм русского народа, хилиастические надежды, антропоцентричность, присущая христианскому гуманизму, сквозные мотивы русской философии эпохи Серебряного Века. Огромное влияние оказал Достоевский и на экзистенциализм как в России, так и на Западе. Общемировое значение его творчества никем не оспаривается. Леонтьев, конечно, не имел такого влияния ни на современников, ни на представителей последующей эпохи, несмотря на огромный потенциал его творческого наследия. Его неприятие основными представителями русской религиозной философии — симптом, позволяющий понять трагичность разрыва между традиционным православием и светской духовной традицией, приведшего к катастрофическим последствиям в XX веке. Многие интуиции Леонтьева нашли свое воплощение в евразийстве. Своеобразным продолжением идей Леонтьева можно считать и национал-большевизм Н. В. Устрялова, который неоднократно ссылался на его авторитет. Во многом будет следовать интуициям Леонтьева и свящ. Павел Флоренский в своем написанном в сталинском лагере труде «Предполагаемое государственное устройство в будущем». Актуален Леонтьев и для современного консерватизма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф.М. Достоевского и К.Н.Леонтьева:
  2. , Ф.М. Дневник. Статьи. Записные книжки. В 3 тт. / Ф. М. Достоевский. М.: Захаров, 2004.
  3. , Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 тт. / Ф. М. Достоевский. Л.: Наука, 1971−1990.
  4. , К.Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872—1891) / К. Н. Леонтьев. -М.: Республика, 1996. 799 с.
  5. , К.Н. Избранные письма / К. Н. Леонтьев. СПб.: Пушкинский фонд, 1993. — 640 с.
  6. Августин, Аврелий. О Граде Божием: пер. с лат. / Блаженный Августин. -Минск—М.: Харвест, 2000. 1296 с.
  7. Августин, Аврелий. Исповедь: пер. с лат. / Блаженный Августин. М.: Гендальф, 1992. — 544 с.
  8. , Бл. Энхиридион или о вере, надежде и любви: пер. с лат. / Блаженный Августин Киев: Уцим-Пресс — ИСА, 1996. — 411 с.
  9. , Л. Р. К. Н. Леонтьев: Пророк или «одинокий мыслитель» / Л. Р. Авдеева // Социал.-полит, журн. 1992. — № 8. — С. 85−91.
  10. , К.М. Христианство и его отношение к благоустроению земной жизни. Опыт критического изучения и богословской оценки раскрытого К. Н. Леонтьевым понимания христианства / К. М. Агеев. Киев: Петр Барский, 1909.-345 с.
  11. , М. Идеология национал-большевизма / М. Агурский Париж, 1980.-320 с.
  12. Адо, П. Плотин или простота взгляда: пер. с франц. / П. Адо. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1991.-144 с.
  13. , И.С. Биография Фёдора Ивановича Тютчева / И. С. Аксаков. М.: АО «Кн. и бизнес», 1997.-327 с.
  14. , А. А. Памяти К. Н. Леонтьева. Письма К. Н. Леонтьева к Анатолию Александрову / А. А. Александров Сергиев Посад, 1915.- XXII, 129 с.
  15. , Н. Н. Русский народ и государство / Н. Н. Алексеев. М.: Аграф, 2003.-640 с.
  16. Андрей Критский, св. Толкование на Апокалипсис: пер. с древнегр. / Святой Андрей Критский. М.: Типо-литография И. Ефимова, 1901. — 220с.
  17. Антонин Марк Аврелий. Наедине с собой. Размышления: пер. с лат. / Марк Аврелий Антонин. СПб.: Наука, 1993. — 248 с.
  18. , Т.В. От славного прошлого к светлому будущему. Философия истории и утопия в России эпохи Просвещения / Т. В. Артемьева. СПб.: Алетейя, 2005.-496 с.
  19. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти: пер. с древнегр. / Святитель Афанасий Великий // Творения в четырех томах. Т. 1. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994. С. 191−263.
  20. , А.Б. Античный гностицизм / А. Б. Афонасин. СПб.: Алетейя, 2002.-368 с.
  21. , С.И. Философия истории Н.Я.Данилевского / С. И. Бажов. М.: ИФРАН, 1997.-215 с.
  22. , Х.У. Целое во фрагменте. Некоторые аспекты теологии истории: пер. с нем. / Ханс Урс Фон Бальтазар. М.: «Истина и Жизнь», 2001.-368 с.
  23. , К. Научите меня любви. К вопросу о Н. Ф. Федорове и Ф. М. Достоевском / К. Баршт // Простор. 1989, — № 7, — С. 159−167.
  24. , В.Г. Полн. собр. соч. в 13 тт. Т.10. / В. Г. Белинский. М.: «Акад. Наук СССР», 1956. — С. 18−70.
  25. , Н.А. Алексей Степанович Хомяков / Н. А. Бердяев. Томск: Водолей, 1996. — 160 с.
  26. , Н.А. К.Леонтьев — философ реакционной романтики // Н. А. Бердяев // К.Н.Леонтьев: pro et contra. В 2 кн. Кн. 1. СПб.: Русский путь, 1995.-С. 208−234.
  27. , Н.А. Константин Леонтьев (Очерк из истории русской религиозной мысли) // К. Н. Леонтьев: pro et contra. В 2 кн. Кн. 2. СПб.: Русский путь, 1995. — С. 29−179.
  28. , Н. А. Миросозерцание Достоевского / Н. А. Бердяев // Русская идея. Миросозерцание Достоевского. М.: Фолио, 2000. — С. 243−395.
  29. , Э. Философия истории, её история и задачи: пер. с нем. / Э. Бернгейм М.: Н. Клочков, 1909. — 112 с.
  30. Бестужев-Рюмин, К. Н. Теория культурно-исторических типов // К.Н. Бестужев-Рюмин // Данилевский Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Романо-Германскому. СПб.: Глагол, 1995. — С. 432−462.
  31. , В.В. Константин Леонтьев / В. В. Бибихин // Другое начало. -СПб: Наука, 2003. С. 94−128.
  32. , В.В. Леонтьев, Розанов и монастырь/ В. В. Бибихин // Другое начало. СПб: Наука, 2003. — С. 289−295.
  33. , В.В. Узнай себя / В. В. Бибихин. СПб.: Наука, 1998. — 584 с.
  34. , П.М. Католичество и римская церковь / П. М. Бицилли // Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад. М.: Языки славянских культур, 2006. — С. 563−584.
  35. , П.М. Падение Римской империи / П. М. Бицилли // Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад. М.: Языки славянских культур, 2006. — С. 9−80.
  36. , П.М. Элементы средневековой культуры / П. М. Бицилли // Избранные труды по средневековой истории: Россия и Запад. М.: Языки славянских культур, 2006. — С. 107−232.
  37. Ф.М. Достоевского. СПб.: Наука, 2005. — 338 с.
  38. А. Исповедь язычника / А. Блок // Собр. соч. в 8 тт. Т.6. М.-Л.: ГИХЛ, 1962.
  39. , С.Н. Апокалипсис Иоанна / С. Н. Булгаков. М.: Православное братство трезвости «Отрада и утешение», 1991. — 352 с.
  40. , С.Н. Апокалиптика и социализм / С. Н. Булгаков // Два града. Исследования о природе общественных идеалов. СПб.: РХГИ, 1997. — С. 207−247.
  41. , С.Н. Венец терновый. Памяти Ф. М. Достоевского / С. Н. Булгаков. СПб.: РХГИ, 1997. — С. 300−310.
  42. , С.Н. Автобиографические заметки. Дневники. Статьи / С. Н. Булгаков. — Орел: Издательство Орловской государственной телерадиовещательной компании, 1988. — 476 с.
  43. , С.Н. Тихие думы/ С. Н. Булгаков. М.: Республика, 1996. — 509 с.
  44. Бычков, В.В. Aestetica Patrum / В. В. Бычков. М.: Ладомир, 1995. — 593 с.
  45. Василий Великий. Беседа 9. О том, что Бог не виновник зла: пер. с древнегр. / Святитель Василий Великий // Творения иже во святых отца нашего Василия Великого архиепископа Кесарии Каппадокийской. Т.4. М.: Паломник, 1994.-С. 142−162.
  46. , М. Протестантская этика и дух капитализма: пер. с нем. / М. Вебер // Избранное: протестантская этика и дух капитализма. М.: Росспэн, 1990. -С. 19−186.
  47. , В. Достоевский и Вл. Соловьев / В. Викторович // Достоевский в конце XX века: Сб. статей. М.: Классик плюс, 1996. — С. 432 461.
  48. , И. Последний год жизни Достоевского / И. Волгин. М.: Советский писатель, 1986. — 576 с.
  49. , Д.М. «Высокомерный странник». Философия и жизнь Константина Леонтьева / Д. М. Володихин. М.: Мануфактура, 2000. — 192 с.
  50. , Н.К. Русское богословие. Очерки и портреты / Н. К. Гаврюшин. Нижний Новгород: Глагол, 2005. — 384 с.
  51. , А.Г. Нам не дано предугадать как слово наше отзовется. Достоевский и Тютчев. / А. Г. Гачева. М.: ИМЛИ РАН, 2004. — 640 с.
  52. , Р. Символы священной науки: пер. с франц. // Р. Генон. М.: Беловодье, 2002. — 496 с.
  53. , И.Г. Идеи к философии истории человечества: пер. с немец. / И. Г. Гердера. М.: Наука, 1977. — 704 с.
  54. , К. Мифы-эмблемы-приметы: морфология истории: пер. с итал. / К. Гинзбург
  55. , Р.А. «„Ангельский доктор“ русской истории. Философия истории К. Н. Леонтьева: опыт реконструкции» / Р. А. Гоголев. М.: АИРО-ХХ1, 2007. -160 с.
  56. , Р.А. Русский Иеремия / Р. А. Гоголев // Эсхатологический сборник. СПб.: Алетейя, 2006. С. 203−223.
  57. , Ж. Цивилизация средневекового Запада: пер. с франц. / Жак ле Гофф. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — 568 с.
  58. Григорий Богослов, свят. Собрание творений в 2-х томах. Т.1.: пер. с древнегр. / Святитель Григорий Богослов Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.-680 с.
  59. Григорий Палама, свят. Беседы (омилии) в 3 тт. Т. 3.: пер. с древнегр. / Святитель Григорий Палама М.: Издательский отдел Валаамского монастыря, 1993. — 264 с.
  60. , А. А. Искусство и нравственность / А. А. Григорьев. М.: Современник, 1986. — 349 с.
  61. , А. А. Сочинения в 2 тт. / А. А. Григорьев. М.: Худож. лит., 1990.
  62. , А.А. Воспоминания. / А. А. Григорьев. M.-JL: ACADEMIA, 1930.-700с.
  63. , Л.П. Достоевский. / Л. П. Гроссман. М.: Молодая гвардия, 1962.-544с.
  64. , А.В. Русская идея и ее творцы / А. В. Гулыга. М.: Эксмо, 2003. -448 с.
  65. , А.В. Кант / А. В. Гулыга. М.: Молодая гвардия, 2005. — 280 с.
  66. Филарет (Гумилевский), митр. Православное догматическое богословие. Т.2. / Митрополит Филарет (Гумилевский). Чернигов: Типография Ильинского монастыря, 1865. — 328 с.
  67. , Н.Я. Горе победителям: политические статьи / Н. Я. Данилевский М.: АЛИР: ОБЛИЗДАТ, 1998. — 416 с.
  68. , Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Романо-Германскому / Н. Я. Данилевский СПб.: Глагол, 1995. — 552с.
  69. Данте, Алигьери. Монархия: пер. с итал. / Алигьери Данте. М.: КАНОН-пресс-Ц — Кучково поле, 1999. — 192 с.
  70. , К.М. Восхождение на Афон. Жизнь и миросозерцание Константина Леонтьева / К. М. Долгов. М.: Раритет, 1998. — 400с.
  71. Дорофей, авва. Поучения, послания, вопросы ответы: пер. с древнегр. / Авва Дорофей М.: Актис, 1991. — 206 с.
  72. Досократики. Доэлеатовский и элеатовский периоды: пер. с древнегр. -Минск: Харвест, 1999. 784 с.
  73. , А.Г. Абсолютная Родина / А. Г. Дугин. М.: Арктогея, 1999. — 752 с.
  74. , А.Г. Философия традиционализма / А. Г. Дугин. М.: Арктогея, 2002.-624 с.
  75. , С.Н. В своём углу: из старых тетрадей / С. Н. Дурылин. М.: Молодая Гвардия, 2006. — 880 с.
  76. , И.И. История русской метафизики в XIX—XX вв.еках. В 2тт. Т. 1. / И. И. Евлампиев СПб.: Алетейя, 2000. -С. 93−178.
  77. , C.JI. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие / C.JI. Епифанович. М.: Мартис, 1996. — 220 с.
  78. , К.А. Восточный вопрос в историософской концепции К.Н. Леонтьева / К. А. Жуков. СПб.: Алетейя, 2006. — 227 с.
  79. , К. Любовь и страх (Памяти Константина Леонтьева) / К. Зайцев // К. Н. Леонтьев: pro et contra. Кн. 2. СПб.: РХГИ, 1995. — С. 197−228.
  80. , Г. И. Памяти К.Н.Леонтьева / Г. И. Замараев // К. Н. Леонтьев: pro et contra. Кн. 1. СПб.: РХГИ, 1995. — С. 200−207.
  81. , Л. А. Константин Леонтьев о прогрессе / Л. А. Зандер. Пекин: Вост. просвещение, 1921. — 50 с.
  82. , В.В. История русской философии. В 2 тт. Т.1./В.В. Зеньковский. М.: Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 544 с.
  83. , В.В. Русские мыслители и Европа / В. В. Зеньковский М.: Республика, 2005. — 368 с.
  84. , В.И. Достоевский и роман-трагедия / В. И. Иванов // По звездам. Борозды и межи. М.: ACT, 2007. — С. 302−332.
  85. , Г. Страх перед жизнью. Константин Леонтьев и современность / Георгий Иванов // К. Н. Леонтьев: pro et contra. Кн. 2. СПб.: РХГИ, 1995. — С. 187−196.
  86. , В.В. Философия истории / В. В. Ильин. М.: МГУ, 2003. — 380 с.
  87. , Ю.П. Константин Леонтьев (1831−1891). Жизнь и творчество / Ю. П. Иваск // К. Н. Леонтьев: pro et contra. Кн. 2. СПб.: РХГИ, 1995. — С. 229 650.
  88. Иустин (Попович), преп. Достоевский о Европе и славянстве: пер. с сербск. / Преподобный Иустин (Попович). СПб.: Адмиралтейство, 1998. -280 с.
  89. Иустин (Попович), преп. Философские пропасти: пер. с сербск. / Преподобный Иустин (Попович). М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. — 288 с.
  90. Исаак Сирин, преп. Слова подвижнические: пер. с древнесир. / Преподобный Исаак Сирин // Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирянина слова подвижнические. М.: Правило веры, 1993. — 532 с.
  91. , А. Л. Последнее царство. (Русская православная цивилизация)/ А. Л. Казин. СПб.: Издание Спасо-Преображенского Вааламского монастыря, 1998. — 144 с.
  92. , Н.М. Записка о древней и новой России / Н. М. Карамзин. М.: Наука, 1991.-127 с.
  93. , Н.И. Теория культурно-исторических типов / Н. И. Кареев. -Русская мысль. 1889. — № 9.
  94. , В.И. Русь, которая правила миром, или Русь М1ровеева / В. И. Карпец. М: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — 464 с.
  95. , А.С. Правовая идеология русского консерватизма / А. С. Карцев -М., 1999.-346с.
  96. Киприан Карфагенский, св. Творения: пер. с лат. / Священномученик Киприан Карфагенский // Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. 6. М.: Паломник, 1999. — 720 с.
  97. Е. А. Необходимый момент в истории русского самосознания: (Филос.-ист. концепция К. Леонтьева)/ Е. А. Кириллова // Вести. Моск. унта. Сер. 7, Философия. 1990. — № 5. — С. 49−57.
  98. , В. Тютчев / В. Кожинов. М.: Товарищество «Соратник», 1994. -493 с.
  99. , А.Я. Социальные аспекты антропологии К.Н.Леонтьева и В. В. Розанова / А. Я. Кожурин // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. Специальность 09.00.11. — социальная философия. СПб., 1997. — 22 с.
  100. , А.П. Наукоучение Владимира Соловьева: к истории неудавшегося замысла / А. П. Козырев // Исследования по истории русской. -СПб.: Наука, 1997,-С. 5−68
  101. , А.П. Константин Леонтьев в «зеркалах» наследников / А. П. Козырев // К. Н. Леонтьев: pro et contra. Кн. I. СПб.: РХГИ, 1995. — С. 417 435.
  102. , И.М. Оптина пустынь и её время / И. М. Концевич.-Джорданвилль: Типография преп. Иова Почаевского, 1970. 608 с.
  103. , А.В. Культурно-исторические воззрения К.Н.Леонтьева / А. В. Королев // К. Леонтьев, наш современник. СПБ.: Издательство Чёрнышева, 1993.-С. 325−347.
  104. Козловский, Л. С Мечты о Царыраде (Достоевский и К. Леонтьев) / Л. С. Козловский // Голос минувшего. 1915. — С. 49−57.
  105. , А.А. Константин Леонтьев и его эстетическая картина эгалитарного процесса / А. А. Корольков // Философские науки. 1991. -№ 11.-С. 115−127.
  106. , А.А. Пророчества Константина Леонтьева / А. А. Корольков // Русская духовная философия. СПб.: РХГИ, 1998. — С. 235−374.
  107. , В.И. Константин Леонтьев: размышления на славянскую тему /
  108. B.И. Косик. М.: Зерцало, 1997. — 240 с.
  109. , Н.В. Эсхатология у Владимира Соловьева / Н. В. Котрелев. -СПб.: Алетейя, 2006. С. 238−257.
  110. , В. Жизнь и судьба неузнанного гения / В. Кочетков // Леонтьев К. Н. Записки отшельника. М.: Русская книга, 1992. — С. 5−17.
  111. , В.А. Алексей Степанович Хомяков, жизнеописание в документах, в рассуждениях и разысканиях / В. А. Кошелев. М.: Новое лит. обозрение, 2000. — 504 с.
  112. , А.Б. Исповедь подпольного человека. К антропологии Ф. М. Достоевского / А. Б. Криницын. М.: МАКС Пресс, 2001. — 372 с.
  113. , В.А. Разум против человека. (Философия выживания в эпоху постмодернизма) / В. А. Кутырев. М.: ЧеРо, 1999. — 230 с.
  114. , Ю. Склоняя голову: Обретение могил К. Н. Леонтьева и В. Розанова /Ю. Куликов //Лит. Россия. -1991. -18 окт. (№ 42). -С. 13.
  115. , Р. Философия Достоевского: пер. с нем. / Р. Лаут М.: Республика, 1996.-447 с.
  116. Лактанций. Божественные установления: пер. с лат. / Лактанций. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007. -512 с.
  117. , Г. Г. Идея верховной государственной власти в Византии и Древней Руси / Г. Г. Литаврин // Византия и славяне. СПб.: Алетейя, 2001. -С. 470−477.
  118. , А.Ф. Античная философия истории / А. Ф. Лосев. СПб.: Алетейя, 2001.-272 с.
  119. , А.Ф. Владимир Соловьёв и его время / А. Ф. Лосев. М.: Молодая гвардия, 2000. — 613 с.
  120. , А.Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1998. — 750 с.
  121. , В.Н. Боговидение / В. Н. Лосский. М.: ACT, 2003. — 759 с.
  122. , Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание/ Н. О. Лосский // Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994. — С. 6−248.
  123. , Н. В. К вопросу о сущности консервативного общественного идеала К. Н. Леонтьева / Н. В. Лиливяли // Актуальные проблемы истории русской философии XX века. М., 1987.- С. 151−159.
  124. , В.М. Догматические представления А.С. Хомякова / В. М. Лурье // Славянофильство и современность. Сб. статей. СПб.: Наука, 1994. — 158 176.
  125. Максим Исповедник, преп. Избранные творения: пер. с древнегр. / Преподобный Максим Исповедник // Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. XIV. М.: Паломник, 2004. — 496 с.
  126. , В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания / В. Малинин. Киев: Типография Киево-Печерской Успенской Лавры, 1901. -802 с.
  127. , И.П. Византийский гуманизм / И. П. Медведев. СПб.: Алетейя, 1997.-352 с.
  128. , И. Жизнь и труды св. Григория Паламы: Введение в изучение / И. Мейендорф. СПб.: Византинороссика, 1997. — 480 с.
  129. , Д.С. Страшное дитя / Д. С. Мережковский // К. Н. Леонтьев: pro et contra. В 2-х кн. Кн. I. СПб.: РХГИ, 1995.- С. 241−249.
  130. , Д. С. Толстой и Достоевский / Д. С. Мережковский // Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995. — С. 143 350.
  131. Местр, Жозеф де. Санкт-Петербургские вечера / Жозеф де Местр. СПб.: Алетейя, 1998. — 732 с.
  132. , А.В. Обратный перевод / А. В. Михайлов М.: Языки русской культуры, 2000. — 856 с.
  133. , А.И. Луций Анней Флор / А. И. Немировский // Малые римские историки. Пер. с лат. М.: Ладомир, 1996. — С. 99−191.
  134. , А.Н. Голгофа Василия Розанова / А. Н. Николюкин. М.: Русский путь, 1998 — 503 с.
  135. , Ф. Весёлая наука / Ф. Ницше II Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998. — С. 489−716.
  136. , Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. -М.: Культурная революция, 2005. 880 с.
  137. , Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм / Ф. Ницше // Сочинения в 2 т. Т.1. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998. — С. 45−158.
  138. , Ф. Так говорил Заратустра // Ф. Ницше. Сочинения в 2 т. Т.2. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998. — С. 5−240.
  139. , Ф. Человеческое, слишком человеческое // Ф.Ницше. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998. — С. 233−488.
  140. , А. Реконструкция 12-го «Чтения по философии религии» B.C. Соловьева / А. Носов // Символ. № 28. — 1992. — С. 245−258.
  141. , С. Судьба идей Константина Леонтьева / С. Носов // Леонтьев К. Избранные письма. СПб.: Пушкинский фонд, 1993. — С. 3−12.
  142. Плотин. Избранные трактаты: пер. с древнегр. Минск-М.: Харвест-Аст, 2000.-320 с.
  143. , К.П. Великая ложь нашего времени / К. П. Победоносцев -М.: Русская книга, 1993. 640 с.
  144. , Г. Б. Достоевский: я занимаюсь этой тайной / Г. Б. Пономарева. М.: Академкнига, 2001. — 304 с.
  145. , С.Н. Историософия русского консерватизма XIX века / С. Н. Пушкин. Нижний Новгород: б.и., 1998. — 251 с.
  146. , С.Н. Историософия евразийства / С. Н. Пушкин. СПб.: СПГУ, 1999.-117 с.
  147. , Б.В. Пристрастие/ Б. В. Раушенбах. М.: Аграф, 1997. — 432 с.
  148. , В.В. К 20-летию кончины К.Н.Леонтьева / В. В. Розанов // О писательстве и писателях. М.: Республика, 1995. — С. 553−555.
  149. , В.В. Константин Леонтьев и его почитатели / В. В. Розанов // Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. Лит. очерки. О писательстве и писателях. М.: Республика, 1996. — С. 554−557.
  150. , В.В. Легенда о Великом инквизиторе // В. В. Розанов // Легенда о Великом инквизиторе Ф.М.Достоевского. Лит. очерки. О писательстве и писателях. М.: Республика, 1996. — С. 7−158.
  151. , В.В. Опавшие листья / В. В. Розанов // Религия и культура. М. Харьков: Аст-Фолио, 2001. — С. 249−632.
  152. , В. В. Памяти Ф.М. Достоевского / В. В. Розанов. О писательстве и писателях. — М.: Республика, 1995. — С. 198−204.
  153. , В.В. Размолвка между Достоевским и Соловьевым / В. В. Розанов // Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. Лит. очерки. О писательстве и писателях. М.: Республика, 1996. — С. 439−445.
  154. , В.В. Толстой и Достоевский об искусстве / В. В. Розанов // О писательстве и писателях. М.: Республика, 1995. — С. 205−221.
  155. , В.В. Эстетическое понимание истории / В. В. Розанов // К. Н. Леонтьев: pro et contra. Кн. I. СПб.: РХГИ, 1995. — С. 27−122.
  156. , Г. Кризис либерализма: пер. с нем. / Г. Рормозер. М.: ИФРАН, 1996.-298 с.
  157. Русский узел евразийства. Восток в русской мысли: Сб. трудов евразийцев. М.: Беловодье, 1997. — 525 с.
  158. , Н. А. Исторические взгляды К. Н. Леонтьева / Н.А. Рабкина// Вопр. истории. 1982. — № 6. — С. 49−61.
  159. , И.В., Полетаев А. В. Образы прошлого / И. В. Савельева, А. В. Полетаев // Знание о прошлом: теория и история. В 2 тт. Т. 2. СПб.: Наука, 2006.-751 с.
  160. , П.Н. Геополитические заметки по русской истории / П. Н. Савицкий // Русский мир: Сборник. М.-СПб.: Эксмо-Terra Fantastica, 2003. -С. 823−859.
  161. , С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского: пер. с англ. / С. Сальвестрони СПб.: Академический проект, 2001.-187 с.
  162. , Л.И. Достоевский в созвучиях и притяжениях / Л. И. Сараскина М.: Русский путь, 2006. — 608 с.
  163. , Ю.И. В мире Достоевского / Ю. И. Селезнев М.: Современник, 1980.-376 с.
  164. , А.Ф. Константин Леонтьев / А. Ф. Сивак Л.: ЛГУ, 1991. — 88 с.
  165. , Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV—XVI вв.) / Н. В. Синицына М.: Индрик, 1998. — 416 с.
  166. , А.В. Философия Плотина и традиция христианской патристики / А. В. Ситников. СПб.: Алетейя, 2001. — 242 с.
  167. , Д.П. Достоевский как мыслитель: пер. с англ. / Д. П. Сканлан. -М.: Академический проект, 2006. 256 с.
  168. , Г. Ф. Константин Леонтьев, (1813−1891): К 100-летию со дня смерти / Г. Ф. Слесарева // Филос. науки. 1991. — № 11. — С. 105−114.
  169. , B.C. Замечания на лекцию Милюкова / B.C. Соловьёв // Вопр. философии и психологии. 1893. — № 3, май. — С. 46−96
  170. , B.C. Леонтьев К. Н. / B.C. Соловьёв // Энциклопедический словарь/ Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб., 1896. — Т. XVIIa. — С. 562 564.
  171. , B.C. К.Н. Леонтьев некролог. / B.C. Соловьёв // Рус. Вестник. -1891. -№ 12. -С. 281−287.
  172. , B.C. Об упадке средневекового миросозерцания / B.C. Соловьев // Избранное. М.: Сов. Россия, 1990. — С. 114−132.
  173. , B.C. Россия и Вселенская церковь / B.C. Соловьев. М.: Типография А. И. Мамонтова, 1911. -448 с.
  174. , B.C. Три речи в память Достоевского / B.C. Соловьев // Избранное. М.: Сов. Россия, 1990. — С. 61−113.
  175. , B.C. Три разговора / B.C. Соловьев // Избранное. М.: Сов. Россия, 1990.-С. 231−423.
  176. , С.М. Владимир Соловьев: Жизнь и творческая эволюция / С. М. Соловьев. М.: Республика, 1997. -431 с.
  177. , И.Л. Народная монархия / И. Л. Солоневич. М.: РИМИС, 2005.-472 с.
  178. , К.А. «Сознать и сказать». «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф. М. Достоевского / К. А. Степанян. М.: Раритет, 2005. -512 с.
  179. , Н.Н. Жизнь и труды Н.Я.Данилевского / Н. Н. Страхов // Данилевский Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Романо-Германскому. СПб.: Глагол, 1995. -С. XXI-XXXII.
  180. , М. Средневековая христианская философия Запада: пер. с англ. / М. Суини // Лекции по средневековой философии. Выпуск 1. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2001. — 304 с.
  181. , М. Средневековая политическая философия Запада: пер. с англ./ М. Суини // Лекции по средневековой философии. Выпуск 1. М.: Институт философии, теологии и истории Св. Фомы, 2006. — 320 с.
  182. Тертуллиан. Избранные сочинения: пер. с лат. М.: Прогресс, 1994. — 448 с.
  183. , Л.А. Монархическая государственность / Л. А. Тихомиров. -М.: Айрис-пресс, 2006. 624 с.
  184. , JI.A. Религиозно-философские основы истории / JI.A. Тихомиров. М.: «Москва», 2000. — 592 с.
  185. , JI.A. Христианство и политика / JI.A. Тихомиров. М.: ГУЛ «Облиздат», ТОО «Алир», 1999. — 581 с.
  186. , А. Дж. Постижение истории: пер. с англ. / А. Дж. Тойнби.- М.: Прогресс, 1996. 608 с.
  187. , А. Дж. Цивилизация перед судом истории: пер. с англ. / А. Дж. Тойнби. -М.: Айрис-пресс, 2003. 592 с.
  188. Трубецкой, Е.<�Н>, кн. Религиозно-общественный идеал Западного христианства в V веке/ Е. Н. Трубецкой // Августин: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2002. — С. 96−150.
  189. , С.Н. Разочарованный славянофил / С. Н. Трубецкой // К. Н. Леонтьев: pro et contra. В 2-х кн. Кн. I. СПб.:РХГИ, 1995. — С. 123−159.
  190. , Ф.И. <3аписка> / Ф. И. Тютчев // Полное собр. сочинений и писем в 6 тт. Т. 3. М., 2003. С. 130−143.
  191. , Ф.И. Римский вопрос / Ф.И. Тютчев//Полное собр. сочинений и писем в 6 тт. Т. 3. М., 2003. С. 158−178.
  192. Ф.И. Россия и Германия / Ф. И. Тютчев // Полное собр. сочинений и писем в 6 тт. Т. 3. М., 2003. С. 111−129.
  193. , Ф.И. Россия и Запад / Ф. И. Тютчев // Полное собр. сочинений и писем в 6 тт. Т. 3. М., 2003. С. 179−200.
  194. , Ф.И. Россия и Революция / Ф. И. Тютчев // Полное собр. сочинений и писем в 6 тт. Т. 3. М., 2003. С. 144−157.
  195. , Н. Комплекс Филофея / Н. Ульянов // Вопр. истории. — М., 1994. —№ 4. —С.150−162.
  196. , Б.А. Восприятие истории в Древней Руси и доктрина «Москва — Третий Рим» / Б. А. Успенский // Русское подвижничество. — М., 1996. — С.464−501.
  197. , Н.Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982. — 711 с.
  198. , Г. П. Святые Древней Руси / Г. П. Федотов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 384 с.
  199. , Т.И. Современные церковные вопросы / Т. И. Филиппов. -СПб., 1882.
  200. , П.А. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский. М.: Лепта, 2002. — 814 с.
  201. , П.А. Около Хомякова / П. А. Флоренский // Сочинения в 4 тт. Т.2. М.: Мысль, 1996. -С. 278−336.
  202. , П.А. Философия культа / П. А. Флоренский. М.: Мысль, 2004. — 685 с.
  203. , Г. В. Евразийский соблазн / Г. В. Флоровский // Трубецкой Н. Наследие Чингисхана. -М.: Эксмо, 2007. С. 36−78.
  204. , Г. В. Метафизические предпосылки утопизма / Г. В. Флоровский // Христианство и цивилизация. СПб.: РХГА, 2005. — С. 197 228.
  205. , Г. В. Вечное и преходящее в учении русских славянофилов / Г. В. Флоровский // Христианство и цивилизация. СПб.: РХГА, 2005. — С. 84 -107.
  206. , Г. В. Пути русского богословия / Г. В. Флоровский. -Вильнюс: Вильтис, 1991. 602 с.
  207. , C.JI. Миросозерцание К.Н.Леонтьева / С. Л. Франк // К. Н. Леонтьев: pro et contra. Кн. 1. СПб.: РХГИ, 1995. — С. 235−240.
  208. , С.Л. Русское мировоззрение / С. Л. Франк. СПб.: Наука, 1996. -739 с.
  209. , Г. М. Пушкин. Достоевский. «Серебряный век» / Г. М. Фридлендер СПб.: Наука, 1995. — 528 с.
  210. , И., К.Леонтьев и Вл. Соловьёв в их взаимных отношениях / Прот. И. Фудель // К.Н.Леонтьев: pro et contra. В 2-х кн. Кн.1. СПб.: РХГИ, 1995. -С. 393−408.
  211. , И. Культурный идеал К.Н.Леонтьева / Прот. И. Фудель // К. Н. Леонтьев: pro et contra. В 2-х кн. Кн.1. СПб.: РХГИ, 1995. — С. 160−180.
  212. , И. Судьба К.Н.Леонтьева / Прот. И. Фудель // К. Н. Леонтьев: pro et contra. В 2-х кн. Кн.1. СПб.: РХГИ, 1995. — С. 250−252.
  213. , С.И. Наследство Достоевского. М.: Русский путь, 1998. — 288 с.
  214. , С.И. Собрание сочинений. Т.1. / С. И. Фудель. М.: Русский путь, 2001.-648 с.
  215. , Ш. Новый хозяйственный и социетарный мир: пер. с франц. / Ш. Фурье// Утопический социализм. Хрестоматия. М.: Политиздат, 1982. — С. 260−267.
  216. , М. Ницше. В 2 тт.: пер. с нем. / М. Хайдеггер. СПб.: Владимр Даль, 2006.
  217. , С. Мотив «китайской угрозы» у К.Н. Леонтьева / С. Хатунцев // Эсхатологический сборник. СПб.: Алетейя, 2006. — С. 224−237.
  218. , А.С. Письма к Пальмеру / А. С. Хомяков // Сочинения богословские. СПб.: Наука, 1995. — С. 281−346.
  219. , А.С. По поводу брошюры г-на Лоранси / А. С. Хомяков // Сочинения богословские. СПб.: Наука, 1995. — С. 57−106.
  220. , А.С. Семирамида / А. С. Хомяков // Русский мир. Геополитические заметки по русской истории. М. — СПб.: Эксмо-Тегга fantastica, 2003. — С. 5−598.
  221. , А.С. Церковь одна / А. С. Хомяков // Сочинения богословские. -СПб.: Наука, 1995.-С. 39−56.
  222. , М., Адорно, Т. Диалектика Просвещения: Философские фрагменты: пер с франц. / М. Хоркхаймер, Т. Адорно. М.-СПб.: Медиум-Ювента, 1997.-312 с.
  223. , С.С. Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека / С. С. Хоружий // Православное учение о человеке. Сборник статей. М.- Клин: «Христианская жизнь», 2004. — С. 154−167.
  224. , Н.И. Славянофильство (из истории русской общественно-политической мысли XIX века) / Н. И. Цимбаев. М.: МГУ, 1986. — 274 с.
  225. , B.JI. Апокалипсис на сегодня / B.JI. Цымбурский // Эсхатологический сборник. СПб.: Алетейя, 2006. — С. 510−530.
  226. , П.Я. Философические письма / П. Я. Чаадаев. -М.: Эксмо, 2006. -544 с.
  227. , М.Ю. Религиозно-философские основы консерватизма К.Н.Леонтьева / М. Ю. Чернавский // Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук. Специальность 09.00.03. -история философии. М., 2000. — 20 с.
  228. , Л.Е. Русская религиозная философия XIX XX веков/ Л. Е. Шапошников. — Нижний Новгород: НГТТУ, 1992. — 222 с.
  229. , Л.Е. Философские портреты / Л. Е. Шапошников. Н. Новгород: НГТТУ, 1993, — 224 с.
  230. , Л.Е. А.С.Хомяков: человек и мыслитель / Л. Е. Шапошников. Н. Новгород: НГТТУ, 2004. -179 с.
  231. , Л. Достоевский и Ницше / Л. Шестов // Апофеоз беспочвенности. -М.: ACT, 2000.-С. 308−451.
  232. , К. Политическая теология: пер. с нем. / Карл Шмитт. М.: Канон-Пресс-Ц, 2000. — 336 с.
  233. , А. Л. Славянофилы и Константин Леонтьев: Рус. консерватив. мысль XIX в. и ее интерпретаторы / А. Л. Янов // Вопр. философии.- 1969. -№ 8.- С. 97−106.
  234. , А. Л. Трагедия великого мыслителя: (По материалам дискуссии 1890-х гг.) / А. Л. Янов // Вопр. философии. 1992. — № 1. — С. 61−88.
Заполнить форму текущей работой