Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль экзистенциальной ориентации личности в экстремальных ситуациях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экзистенциализм утвердил фундаментальную для философской антропологии мысль, что человек, в первую очередь, является существом не столько мыслящим собственное бытие, сколько переживающим таковое. И сегодня для нас уже неудивительно, что, например, в современном христианском персонализме (Маритен, Жильсон, Марсель и др.), отстаивается понимание этого первичного переживания как божественного… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Проблема экзистенциальной ориентации личности в экстремальных ситуациях.(
  • 1. Экзистенциальная ориентация личности и понятие «пограничной» ситуации в современной философии на западе
  • 2. Ориентация и действия личности в экстремальных ситуациях
  • Сотериологическая архетипичность положительной экзистенциальной ориентации в культуре и в религиозном творчестве
  • 1. Культура и экстремальная стуация
  • 2. Проблемы ориентации личности в традиционной культуре и религиозное творчество

Роль экзистенциальной ориентации личности в экстремальных ситуациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе развития философского знания антропологическая проблематика приобрела достаточно весомый и значимый характер. Философская мысль XX века отличается многообразием гуманитарно-антропологических течений, предметом изучения и осмысления которых является человек" его природа и сущность. На этом фоне неоднозначную трактовку в различных философских системах приобретают проблемы биологического и духовного существования человека, его жизни и смергт, а также его личностного отношения к миру.

Среди обозначенных вопросов и проблем нашего времени, во многом связанных с развитием культуры постмодернизма и техногенной цивилизации, современных мыслителей привлекает тема человеческой субъективности, так или иначе связанная с переживанием человеком собственного бытия или экзистенции. Такая тема периодически возникала на протяжении всей истории философии, однако, количественное накопление подобных эпизодов мысли различных философов привело к качественному изменению, а философском мировоззрении сегодняшнего дня. Поэтому изучение человека и факторов, определяющих его способ бытия в мире, основанное на традициях экзистенционализма, является, на наш взгляд, актуальной позицией исследователя в сфере философской антропологии.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗБРАННОЙ ТЕМЫ.

Актуальность представленной темы «Роль экзистенциальной ориентации личности в экстремальных ситуациях» обусловлена, прежде всего, процессом развертывания философско-антропологических исследований во всем мире и особенно в нашей стране, где такое направление было искусственно прервано.

В нашем обществе сегодня восстанавливается антропологическая традиция философского мышления. И новый смысл данной тематики для отечественной науки заключается в том" что центром ее проблематики становится индивидуальный человек н его личностное бытие, а не социум или социальные связи субъекта. В этом, на наш взгляд, происходит своеобразный «атропологнческий поворот», который затронул почти все течения современной философской мысли. В таких условиях проблемы специфических свойств человеческой личности и ее индивидуальной экзистенции соприкасаются и дают нам повод для дальнейших размышлений о человеке.

Тема аетуальна еще и потому, что в современной философии с новой силой возобновляются дискуссии о «нормальной» личности, которая в силу своих сугубо человеческих особенностей «должна» ццчггепъ к индивидуализму или х коллективизму, а иногда и к религиирелигии либо индивидуальной, либо соборной. В рамках данной работа, обобщая подобные устремления человека, мы будем их называть экзистенциальной ориентацией личности. А выявление роли таковой в человеческой жизни и ее влияния на способ существования конкретной личности может внести определенную ясность в проблемы и споры нашего времени.

Интенсивный интерес к проблеме человеческой личности в отечественной и зарубежной философской литературе вызван, во многом, потребностями конкретного индивидуума постоянно решать жизненные проблемы, возникающие в контексте каждодневного существования. А в нем исторические перспективы цивилизации создают для индивидуума все новые и новые трудности. Развитие науки и техники физически облегчило жизнь людей, но создало также и условия, требующие от них, порой, чуть-ли не мгновенных реакций на события окружающей и наполовину искусственной, наделенной проекциями человеческого разума среды обитания, что повышает ответственность субъекта за принятые им решения. Последствия данных решений могут коснуться любого живущего на земле существа. Таким образом, важно констатировать: вместе с ростом технического прогресса происходит рост психологической и моральной нагрузки на индивидуума. Это обстоятельство заострило интерес к исследованию личностных качеств человека, влияющих на принятие им решений в разнообразных жизненных ситуациях.

Сегодня как никогда особую значимость, на наш взгляд, приобретает внутренний мир человека и его своеобразие. В хакие условия в конце концов может поставить субъекта постоянно расширяющаяся созидательная деятельность и что лежит в основе становления человеческого «Я»? Ответы на такие вопросы мы попытаемся найти в рамках данной диссертационной работы.

Философия чупсо реагирует на прогрессирующие изменения в сознании современных людей. Драматизм современной ситуации — это противоречия: в бедственном состоянии природы и в потребностях дальнейшего развития науки и техники, в перманентно возобновляющихся политических и национальных конфронтациях, в энергетических, продовольственных и других проблемах, ставящих человека перед возможностью собственной смерти или в так называемую «пограничную» ситуацию, о которой далее мы будем говорить более подробно. Вместе с тем, в современных отечественных и зарубежных науках: биологии, медицине, психологии, юриспруденции, космонавтике и других областях знания, а также в религиозных традициях было накоплено множество сведений о человеке и его поведении в ситуациях, которые в научной терминологии получили название ^экстремальных". Поэтому актуальность данной работы состоит не только в обобщении современных научных и философских течений, но и в выявлении семантического отношения между двумя, уже устоявшимися в различных интеллектуальных традициях терминами.

Как мы уже отметили выше, термины «пограничная» и ^экстремальная" ситуация имеют нечто общее между собой, а именно содержат в себе выражение возможности человеческой смерти. На наш взгляд, актуальность исследования этой проблемы определяется ростом и развитием современной науки, которая тяготеет к гуманитаризации в виде создания пограничных и междисциплинарных областей знания, так или иначе связанных с постижением человеком возможности своей смерти. Это, например: биоэтика, танатология, экология и глобалистика. В них разбираются как культурные, социальные, биологические или экономические факторы, влияющие на появление экстремальных ситуаций, вплоть до возможности гибели всей цивилизации, так и психологические, духовно-нравственные проблемы, связанные с физической смертью конкретного индивидуума.

Различные экзистенциальные ориентации людей, отраженные в современной философской мысли, указывают на неоднозначность ответа на вопрос о том, что такое смерть. И если «экстремальная» или «пограничная* ситуация, во многом, раскрывается человеку ках возможность собственной смерти, а та или иная экзистенциальная ориентация конкретной личности проявляется в ее способе д ействия в создавшейся ситуации, то ответить на вопрос, что же такое смерть для конкретного человека (и я подчеркиваю, что философия, в основном, говорит о том, что есть, а не о том, чего нет), означает выявить его нормальную реакцию на „пограничную“ или Экстремальную» ситуацию.

Для ответа на подобный вопрос представляется необходимым как культурологическое, так и, в некоторых аспектах, религиозное исследование. Ибо современный человек, подчас, утрачивает представление о подлинности своего внутреннего мира, о специфически человеческом. В нашем мире разните цивилизации и атеизма разрушает стереотипы устоявшихся традиционных культур, а свойственное двадцатому веку стремительное изменение окружающей человека обстановки дополняет эту картину. Подобный «прогресс» находит свое отражение в массовых психологических явлениях, характерных часто утратой представлений человека о самом себе. Однако это, только одна из сторон современной жизни. В противоположность ей, можно вьзделип" отчуждение человека от окружающего его мира, восприятие последнего как враждебного ему бытия, возможность ухода от которого обеспечивают доступные ныне всем психотропные средства, алкоголь, а иногда наркотики или даже самоубийство. Подробнее о причинах последнего как о следствии роста образования и потери связи людей с религиозными традициями писал один из основоположников западной социологии Э. Дюркгейм1. Таким образом, плоды секуляризованного образования и технического прогресса нередко способствуют отказу людей от осознания в себе специфически человеческой и культурной реальности, подталкивают их к созданию нового мира причудливых иллюзий и мистификаций, порожденных больной (в медицинском смысле этого слова) фантазией или погружением личности в искусственно созданную, виртуальную реальность.

Такая ситуация, несомненно, побуждает к размышлениям и попыткам воссоздания вновь здоровой субъективно культурологической реальности людей, особенно, в вопросе о смерти, предстающей, с подобных позиций, как нечто, содержащее фундаментальный смысл, для экзистенции личности. С этой целью в.

1 ДюрюъЙмЭ. С^увийстж>Ы1"4, е.127−143 диссертационной работе мы попытаемся, в общих чертах" реконструировать отмеченную выше реальность, и исхода из нее, возможно будет выполнить, как справедливо заметил Ж. Маритен, основную задачу философской профессии, то есть отличить в Экстремальных" ситуациях «способы поведения (людей — АХ), которые действительно нормальны, и способы поведения, которые статистически превалируют» .

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ.

Несмотря на то, что за последние годы интерес к антропологическим и культурологическим проблемам в отечественной философии заметно возрос, можно сказать, что выбранная в качестве диссертационной работы тема изучена в значительной степени фрагментарно. Так ряд зарубежных мыслителей (К-Ясперс, ЖЛ. Сартр, АДСамю, Ж. Батай), вслед за одним из основателей философии экзисгенционализма СЛСьеркегором, выделили в своих произведениях и описали роль «пограничных» ситуаций в жизни людей.

В противоположность этой философской традиции, некоторые отечественные и зарубежные ученые, а также специалисты в области религии (Б.РюЬег, СХ. Соорег, W. Clatk> П. Симонов, Ю. Демидов, В. Кукушин, Л. Филонов) говорят о действиях человека в Экстремальных" ситуациях. Однако, судя по их работам, человек в таких ситуациях не выделяется как личность, обладающая своей экзистенциальной ориентацией, хотя именно на ее наличие указывают различия атеистического и религиозного направлений экзистенциальной философской мысли, в работах таких известных ее представителей как БЛаскаль, Ф. Ницше, МХайдеггер, Н. Бердяев, Л. Шестов, Г. Марсель, А. Камю, А. Бергсон и многих других.

2МаритенЖ.Фнаооофвюфе1Л.1994,с.21.

Говоря о степени разработанности нашей проблемы, нельзя не отмстить, что ситуации, ставящие человека перед осознанием возможности собственной смерти или попьпзси осмысления таковой, не раз встречаются в истории философской и религиозной мысли. В античном сознании смерть приобретала либо образ небытия, которым утешались люди, представляющие свое разлагающееся тело3, либо образ сверхбьпия в виде Божественного Разума, Логоса или мира идей. На последний, в частости, и надеялся знаменитый Сократ, испивая чашу со смертельной цикутой.

В средние века религиозные концепции в Европе и Арабских странах создают в общественном сознании образы Ада и Ркя, обителей вечной погибели бессмертной души или, наоборот, блаженства. И только Индия в ту эпоху, практически, полностью сохранила свои специфические античные представления о перерождении душ человеческих и возможности достижения ими ухода от странствий земных в небытие или Нирвану.

Эпоха Возрождения и Новое время в европейской культуре характерны, с одной стороны, обращением познающих субъектов к взглядам материалистической античной философии, за счет чего реальность в сознании эпохи распадается на множество вещных форм. С другой стороны, в нем еще преобладают элементы христианских воззрений на жизнь и смерть, на бессмертие доши. Это приводит к крушению целостного мироощущения человека, который уже не может так же, как не могли, например, М. Монтень или Д. Дидро, дать четкого ответа на то, как он воспринимает образ грядущей смерти вообще. В противовес такому, научно философскому взгляду, в те времена.

3 Чднышю А. Н. Курс лекций по дрваяй и средневековой философии МЛ 991, с, 330 зародилось много тайных и мистических учений, появились масонские организации.

Противоречия в восприятиях различными людьми возможности собственной смерти как нельзя лучше отразились в немецкой классической философии, в частности, в системе И. Канта, до он обосновал, что разум только в сицу своего наличия у человека якобы должен принять такие регулягивы как Бот или бессмертие души. Однако другие представители этой рационалистической традиции: И. Фихте, ГХегель, Ф. Шеллинг, указав так же, как и Кант, в своих теоретических системах на сложившееся в общественном сознании противоречие, попытались его преодолеть в пользу «всеобъемлющей» традиции философского пантеизма.

Стоит отметить большой вклад русской религиозной философии в исторически сложившиеся попытки выработать целостное понимание жизни и смерти человека. Думается, что многие взгляды Н. Федорова, В. Соловьева, Н. Лосского, Н. Бердяева, С. Булгакова, Л. Карсавина актуальны и в настоящее время. На современном этапе данную проблему разрабатывают выдающиеся ученые и философы, приверженцы различных религий и теософских течений: Ф. Арьес, К. Юнг, Р. Моуди, Э. К. Росс, А. Ландсберг, Ч. Файе, Л. Уотсон, А. Тоасарчик, Д. Андреев, С. Роуз, В. Сабиров, П. Тищенко, С. Розанцев, В. Стрелков, А. Лаврин, В. Рабинович.

Опираясь на изложенное выше, мы можем с уверенностью сказать, что темы «пограничной» и Экстремальной" ситуаций, а также проблема восприятия человеком возможности собственной смерти достаточно основательно разработаны по отдельности, но не образуют системы целостного философского или культурологического знания.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИСОЩДОВАНИЯ.

Основная цель диссертационной работы заключается в исследовании роли экзистенциальной ориентации личности в экстремальных сшуациях в теми виде" в каком она представлена в современной философии, науке и культуре.

В соответствии с поставленной цепью в диссертации выдвигаются и решаются следующие задачи:

1) анализ на материале западной экзистенциальной философии термина «пограничной ситуации» в плане выявления его места в системе категориального аппарата современной интеллектуальной традиции;

2) раскрытие содержания понятия экзистенциальной ориентации личности, выявление особенностей формирования таковой и ее типологии;

3) сравнительный анализ понятий Экстремальная" и «пограничная» ситуация в рамках определенных философских и научных традиций;

4) выявление значимости аксиологических характеристик экзистенциальной ориентации в моделях посмертного существования, представленных в традиционной культуре.

ТЮРЕШКО-МЕТОДОДОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В представленной диссертационной работе автор базируется на достижениях современных отечественных и западных ученых, историко-философской традиции. Учитывая концептуальные достижения современной философской и религиозной мысли, в работе также привлекаются данные таких наук, как: танатология, правоведение, психология, биоэтика и некоторых других.

Экзистенциально-феноменологический подход, выявляющий пред ельные жизненные ориентации людей, рассматривается соискателем как важнейший методологический принцип в современном 1уманитарном познании. Но в анализе общих вопросов автор диссертации опирается, в основном, на труды таких философов и ученых, как: П. Флоренский, Н. Лосский, Н. Бердяев, Вл. Соловьев, 3. Фрейд, КГ. Юнг, Б. Малиновский, П. Сорокин, Р. Моуди, П. Калнновсхий, П. Гуревяч, А. рупсевич и других исследователей.

НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Работа представляет собой первое в нашей стране систематическое исследование экзистенциальных орнеэтацнй личности, определяющих способ ее бытия и восприятия мира.

— На материале анализа современной философии и литературных традиций экзистенциализма выявлено, что переживание субъектом пограничной ситуации является необходимым условием формирования его экзистенциальной ориентации.

— Впервые разрабоганны и обоснованны нормативные типы экзистенциальной ориентации человека: положительной и отрицательной, различающиеся по способам его возможной рефлексии над экзистенциальным переживанием.

— На основании анализа представленного в научной и религиозной парадигмах термина «экстремальная ситуация», выявлены модели жизнеобеспечивающего и деструктивного поведения человека в отмеченных ситуациях.

— Установлено, что употребление в различных интеллектуальных традициях терминов «пограничная» и «экстремальная» ситуациянеравнозначно. Использование термина «пограничная ситуация* предполагает формирование и осмысление индивидуумом его экзистенциальной ориентации, в то время как употребление термина «экстремальная ситуация* предполагает — не рефлексию, а описание в конкретных дисциплинах действий человека, находящегося в состоянии аффекта.

В диссертации раскрыты иншщиональные механизмы экзистенциальной ориентации, обеспечивающие целенаправленные действия человека в экстремальных ситуациях. К таким механизмам можно отнести: эмоционально-чувственную идентификацию индивидуума с тем или иным проявлением архетипа смысла" рациональную установку на определенный тип действия, интерноризацию субъектом культурных представлений о мире для реализации отмеченной идентификации и установки.

Отметим также, что рамках решения выдвинутых задач осуществлены анализ современного научного материала в области танатологии и его сопоставление с предыдущими наработками в культуре, теософии и религии. Отдельные теории обобщены в оригинальную философскую систему.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Основные выводы диссертации являются определенным вкладом в разработку проблемы человека. Результаты исследования могут был" в дальнейшем использованы при изучении других аспектов данной проблемы в психологии, социологии, биоотике, культурологии, танатологии и в философской антропологии в целом.

Материалы работы могут быть использованы не только в научных исследованиях, но и в преподавании философии, аксиологических дисциплин в темах «Философия экзистенционализма», «Человек и его положение в современном мире». Полученные результаты можно также использовать при организации спецкурсов по философской антропологии и этике.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ.

Концепция диссертации апробировалась на конференциях:

— «Тема смерти в духовном опьпе человечества» 3 ноября 1993 года СПбТУ;

— «Проблемы хосписного движения» 5 мая 1994 года ИФ РАН;

— «Парадигмы философствования» 12 августа 1995 года СПб. Союз ученых;

— Тема смерш в духовном опыте человечества" 13 ноября 1995 года СПб ГУ.

Апробация основных положений диссертации осуществилась также в рамках социологических исследований по плановой теме «Модели общения врача и его пациента» в секторе Биомедицинской этики НИИ им. Н А. Семашко РАМН в 1994 году.

Работа апробирована в публикациях:

1. Профессиональная культура врача в общении с неизлечимо больным / Бюллетень НИИ им. НА. Семашко РАМН выпуск 2 МЛ994, с. 103−108.

2. Есть ли критерии небытия? // Медицинский вестник 1995 — № 4 — С. 14−15.

3. Некоторые аспекты активной эвтаназии хах моральная проблема медицинской деятельности // Проблемы социальной гигиены и история медицины 1994 — ЛЬб-С. 35−38.

4. Эппсо-психодогический аспект проблемы умирания II Вестник СПбГУ серия 6, выпуск 1 СПб.: 1995 — С. 33−35.

5. Малая эсхатология сознания / Фигуры Танатоса вып.2, Спб.1995 -С. 94−96.

6. Со-творение чуда // Истина и жизнь 1995 — № 6 — С. 8−13.

Отдельно необходимо отметать апробацию материала данной работы при ведении автором занятий по курсу «Основы профессиональной этики и эстетическая культура сотрудника милиции» в Московской специальной средней школе милиции МВД РФ (МССШМ)в 1994/95 и 1995/96 годах.

СТРУКТУРА РАБОТЫ.

Диссертация содержит 121 страницу машинописного текста и состоит из введения, двух гнав, заключения, а также списка использованной литературы. В первой главе соискателем рассматриваются понятия «экзистенциальной ориентации», «пограничной» и Экстремальной" ситуаций в том виде" в каком они представлены в современных философских и научных традициях, дается их анализ и делается обобщение. Во второй главе на основе анализа религиозных и культурных представлений людей о возможности собственной смерти раскрывается значимость модели посмертного существования для нормальной жизни и деятельности современного человека. В заключении диссертации содержатся основные выводы и предложения соискателя.

Список литературы

и источников включает 145 названияиз них 133 на русском и 12 на иностранных языках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

За достаточно короткий исторический промежуток времени жизнь человека существенным образом изменилась. Теперь она прямо зависит от технических достижений цивилизации, а протекает на фоне значительной урбанизации и уплотнения населения, роста преступности, природных и экологических катастроф. Все это, как показало наше исследование, в виде так называемых стрессовых, экстремальных, или пограничных ситуаций, находит выражение в самосознании и во внутреннем мире людей. Такие ситуации способны мобилизовать интенциональные механизмы личности для работы на ее физическое выживание. Но нередко происходит наоборот, — бездействуя в подобных условиях существования, человек обрекает себя на гибель. Какая из этих линий поведения окажется домирнрующей в будущем? В данном исследовании мы наметили лишь основные, открывающие перспективы для последующей научной работы, варианты субъективных особенностей, позволяющие * моделировать поведение человека, пережившего отмеченные выше ситуации.

Ставшее уже традиционным, с точки зрения философской антропологии, понимание человеческой субъективности, осуществляется обычно, исходя из ряда исторически сложившихся парадигм. С различных интеллектуальных позиций экзистенциализм, структурализм, неофрейдизм и теология, безусловно, проясняют содержание «объекта» нашего исследования. Однако, с их точки зрения, невозможно воссоздать целостность «объекта». Отсюда, на наш вгаяд, возникает постмодернистский отааз от этого воссоздания, хотя возможен и другой путь. Я имею ввиду путь синтеза различных традиций, опирающийся на практическую способность человека к целенаправленным действиям в условиях экстремальности. Ведь такая способность происходит, за счет искомого в антропологии единства личности, проявляющегося как функциональная напряженность ее различных интенциональных моментов. В заключении мы кратко воспроизведем этот пройденный на страницах нашей работы путь.

Экзистенциализм утвердил фундаментальную для философской антропологии мысль, что человек, в первую очередь, является существом не столько мыслящим собственное бытие, сколько переживающим таковое. И сегодня для нас уже неудивительно, что, например, в современном христианском персонализме (Маритен, Жильсон, Марсель и др.), отстаивается понимание этого первичного переживания как божественного откровения о наличии возможности трансцедектного бытия. Постижение человеком этого откровения происходит или в сознательно им созданных, например аскезой, или в «случайно* возникших и имеющих независимый от личностных интенций статус экстремальных ситуациях. Не всякий способен вопринять подобные ситуации как реальную возможность для того, чтобы на основании возникшего переживания обеспечить себе систему направленных на выживание действий. Иначе говоря, достижение субъектом непосредственного переживания бытия, которое ставят во главу своей философии экзистенциалисты, еще недостаточно для того, чтобы он сознательно стремился к увеличению своих шансов выжить в условиях войны, голода, длительной изоляции, эпидемии, т. е. вообще экстремальности.

К вопросу о стрессовых переживаниях «объекта обращались и психоаналитики (Фрейд, Ранке, Адлер, Юнг, Лакан). Они рассматривали их как определенное выражение бессознательных процессов личности. Психоанализ последовательно развил стихийно сформировавшийся в экзистенциализме подход сугубо субъективного понимания специфики человеческого бытия. Далее, такой подход использовали и в герменевтике, и в структурализме. В последней традиции большое внимание уделяется определяющей роли языковых структур в человеческой жизни. При этом, не учитывается, что они, генетически, не возникают и не существуют сами по себе, но формируются как средство для обеспечения в живой или литературной речи со-переживания людьми каких-либо со-бьпнй. Феномен языка и оперирующего с ним мышления, как внутренний мир возможных личностных интенций, мы склонны рассматривать в качестве некой культурной матрицы восприемлющей и цепе-направляющей переживание человека, подученное им в каких-либо экстремальных условиях.

Отметим, что к подобному мнению склоняется и современный ученый П. Д. Тшценко, развивая в одной из своих работ139 мысль о культурной сущности языкового выражения юнговского архетипа самости, доступного переживанию человека, как правило, в момент его физической смерти, или в ситуации ее угрожающего приближения. В подобных ситуациях действия конкретного человека, на наш взгляд, будут зависнть от наличия в его опьпе переживания аналогичных ситуаций и от осмысленности этого опыта в рамках языковой культуры субъекта.

Примечательно, что после длительного перерыва" современный этап развития гуманитарной мысли в России вновь характеризуется ее обращением к фундаментальным вопросам философской антропологии. Это нельзя назвать лишь возвращением к религиозному учению о человеке, которое было свойственно русским философам конца 19 — ого или начала 20 — ого века. Также неверно было бы утверждать и о подражании отечественных ученых западной интеллектуальной традиции. Теория марксизма с ее прочными тенденциями научного атеизма, на наш взгляд, внесла в современную антропологию.

139 ТищенюэП.Д. С^р>тьис^жо1дентиф"асация/Фигурытанатос"Был. 5, Спб. 1995;С.88−90 устойчивый рациональный базис того, что не получило достаточного развития в социальной философии личности. Многие работы в области антропологии, например исследования Л. П. Буевой, П. С. Гуревича, Ф. Е. Васнлижа, Г. Н. Кузьменко, выявляющие причины деструктивного поведения личности в социальной среде, явно основываются на таком фундаменте. Определенное развитие получает эта тенденция и в нашем исследовании.

Для объяснения различий интеллектуального осмысления людьми переживания экстремальных ситуаций, важно обратиться к разработанному И. С. Коном в рамках социологической традиции понятию «ориентация личности» .Ориентация, — говорит он, — это целая система установок, в свете которых индивид (группа) воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий образ действий" 140. Бели рассматривать деятельность человека в условиях экстремальности, то можно, как это показано в нашей работе, выделить два реализующих ее типа культурной ориентации — положительную и отрицательную. Они складываются как ранее осмысленный индивидуумом прецедент его переживания подобных событий. Так возникает ситуация (пограничная, согласно терминологии экзистенциализма), когда перед реальной возможностью смерти человек выбирает либо религиозную, либо атеистическую мировоззренческую ориентацию своих практических действий, а это, соответственно, находит отражение и в его категориальном аппарате мышления. Воспользовавшись выражением отечественного постмодерниста В. Подороги, можно сказать, что действуя в экстремальных ситуациях, экзистенциально ориентированный человек становится так или иначе «марионеткой смысла» 141.

140 Кон И. С. Социология личности М.: Политиздат, 1967 -С. 28.

141 Подорога В. Выражение и смысл М.: АД Магвотеп, 1995;С. 108.

Проблема человека в современном мире достаточно многолика и нуждается в дальнейших многосторонних исследованиях. Основываясь на полученных в данной работе результатах можно отметить следующее. Необходима разработка гуманитарных программ, которые бы обеспечивали через системы государственной и культурной политики, образования и воспитания повышение степени устойчивости самосознания личности, создание, а также углубление ее экзистенциальной ориентации в условиях реального роста в природном и общественном бытии ситуаций экстремальности.

Для реализации этого предложения необходима дальнейшая работа по исследованию потенциальных возможностей выделенных типов ориентаций личности. С одной стороны, такого рода исследование важно как изучение духовных, психологических и технических возможностей общества формировать определяющую поведение личности экзистенциальную ориентацию. Подобные примеры известны в истории мировой культуры. Это и посвящение человека в древнеегипетских мистериях, и практика древних даосов, и техника дзен буддизма. Но актуальны ли они, и что можно предложить нашим современникам? Вопрос пока остается открытым. С другой стороны, следует выявить наиболее отвечающий духовному развитию современного человека и общества, а следовательно и наиболее приемлимый в последнем, тип осмысления непосредственного переживания, или экзистенциальную ориентацию, разработать ее культурно-языковую основу, которая определит будущую идеологию гуманитарных программ. Ясно, что осуществить подобную работу в реально лишь с помощью сообщества ученых и при государственной поддержке проекта.

Наша работа сложилась как философско-антропологическое и, в некоторых аспектах, культурологическое исследование. Это актуально и оправданно, ибо современный человек, подчас, утрачивает представление о подлинности своего внутреннего мира, о специфически человеческом. Развитие технических достижений цивилизации создало не только множество объективных причин для возникновения экстремальных событий и ситуаций, но также иллюзорную реальность, в которой человеку предоставляется возможность укрыться от угрожающего его спокойствию осознания возможности таковых. Этот иллюзорный мир представлен сегодня н в галлюцинациях, вызванных употреблением алкоголя или наркотических средств, и на экранах телевизоров, мониторов. Благодаря такому миру, порой создается впечатление о смысле существования как о некой несерьезной игре с тем, что называется смертью. Но, в подлинной действительности, дающей индивидууму непосредственное переживание возможности смерти, опыт такой игры мало что значил человек, попадая в экстремальную ситуацию, нередко теряется, его охватывает парализующий волю страх и, в конце концов, он погибает. Чтобы это случалось как можно реже, на наш взгляд, необходима созидательная и последовательная работа по формированию такой нормы экзистенциальной ориентации, которая позволяла бы личности целенаправленно и жизнеутверждающе действовать в условиях экстремальных событий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д. Роза мира М:. Прометей, 1991. 288 с.
  2. Антология мировой философии, т2 М.: Мысль, 1970. С.352−400
  3. Ф. Человек перед лицом смерти М.: «Прогресс Академия», 1992.-528 с.
  4. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994. 616с.
  5. . Гегель, смерть и жертвоприношение / Танатография эроса СПб.: Мифрил, 1994. С. 245 — 268
  6. . Из «Внутреннего опыта» / Танатография эроса Спб.: Мифрил, 1994, С. 233 244
  7. А. Петербург Киев: Днипро, 1990. 598с.
  8. А. Два источника морали и религии М.: Канон, 1994. 384с.
  9. А. Собрание сочинений т.1 М.: Московский клуб, 1,992. -336с.
  10. Н. О назначении человека М.: Республика, 1993. 383с.
  11. Н. Философия творчества, культуры и искусства в 2-х томах т.1 М.: Искусство, 1994. 542с.
  12. Н. Философия свободного духа М.: Республика, 1994. 480с.
  13. Н. Философия свободы. Смысл творчества. М.: «Правда», 1989. -607с.
  14. Н. Метафизика попа и любви I Русский Эрос, или Философия любви в России М.: Прогресс, 1991. С. 232−266
  15. ВЗ. Дело Хайдеггера / Философия Мартина ХаЙдеггера и современность М.: Наука, 1991. С.166−172
  16. Е. Разоблаченная Изида, т.2 М.: «Золотой век», 1994. -С.540−600
  17. Л.Х. Сочинения в трех томах, т.1 Рига: Полярис, 1994. 559с.
  18. И. Слово о смерти М.: «Р8* 1991. 320с.
  19. Т.И. О смысле и значении кровавых жертвоприношений в дохристианском мире и о так называемых „ритуальных убийствах“ II Кровь в верованиях и суевериях человечества СПб.: София, 1995. С. 229 — 368
  20. Ф.Е. Типология переживаний различных критических ситуаций (I Психологический журнал 1995. № 5 (т. 16) — С Л12
  21. М. Евангелие от Иуды II Наука и религия 1992. № 2 С.19
  22. ГадаЙмер Г. Г. Актуальность прекрасного М.: Искусство, 1991. 367с.
  23. А. Путь на Голгофу СПб.: АОЗТ Фирма „Клинт“, 1995. -134с.
  24. С. Области человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью ЛСД М.: Изд. Трансперсон, ин-та, 1992. -273с.
  25. Г. Встречи с замечательными людьми М.: Летавр, 1994. -288с.
  26. П.С. Жница с косой М.: Знание, 1991. 62с.
  27. Ю. Эпоса любви и метафизика своеволия М.: Мол. гвардия, 1989. 317с.
  28. А. Божественная комедия М.: Просвещение, 1988. 287с.
  29. Ю.Н. Уголовно-правовые меры борьбы с правонарушениями в экстремальных условиях М.: УМЦ МВД РФ, 1993. 148с.
  30. Дневник Елены Булгаковой сост. Лосев В. И., Яновская Л Л! М.: „Книжная палата“, 1990. 400с.
  31. Добротопюбие в 5-ти томах т.1 Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1992.-638с.
  32. В.Н., Беридзе М. З., Разин П. С. Медицинские, социально-психологические, философские и религиозные аспекты смерти человека Киров: Кир. мед. институт, 1992. 64с.
  33. Дхаммапада пер. В. Н. Топоров. Рига: Унгус, 1991. 103с.
  34. Э. Самоубийство М.: Мысль, 1994. с. 127−145
  35. В.П. Переговоры с преступниками. Вып. 3,4 М.: Ассоц. „Проф. образ.*, 1993. 100с.
  36. КалиновскиЙ П. Переход: Последняя болезнь, смерть и после М.: Изд-во „Новости**, 1991. 192с.
  37. Т. Современная культура: музей или мумия? /I Человек 1994.- № 2 -с31
  38. А. Чума / Избранные произведения М.: Панорама, 1993. с.83−316
  39. А. Бушующий человек М.: Политиздат, 1990. 415 с.
  40. А. Посторонний / Избранные произведения М.: Панорама, 1993. с.53−82
  41. И. Смерть после смерти// Наука и религия 1991. № 7 -с.39
  42. Л. Религиозно-философские сочинения М.: „Яепаювапве“, 1992.-324с.
  43. Р. Значение и необходимость. Исследования по семантике и модальной логике М.: Изд. иностр. лит., 1959. 382с.
  44. АХ. Некоторые аспекты эвтаназии как моральная проблема медицинской деятельности // Проблемы социальной гигиены и история медицины 1994 № б — с.33−34
  45. А.Г. Профессиональная культура врача в общении с неизлечимо больным / Бюллетень НИИ им. НА. Семашко РАНМ (выпуск 2. 1994-С.104
  46. АХ. Этико-психологичсский аспект проблемы умирания // Вестник СПбХУ серия 6} 1995 № 1 — С.34
  47. Р.В., Клюев АХ., Хуратова Б. Г., Петрова И А. Общение врача и пациента: анализ проблемы / Бюллетень НИИ им НА. Семашко РАМН вып.2. 1995 С .25
  48. Кон И.С. В поисках себя М.: Политиздат, 1984. 335с.
  49. Кон И. С. Социология личности М.: Политиздат, 1967. 383с.
  50. АЛ. Тайна Карлоса Кастанеды Одесса: ХаджибеЙ, 1995. -415с.
  51. В. Личная метафизика надежды и удивления М.: „Гнозис“, 1993.-224с.
  52. С. Болезнь к смерти / Этическая мысль М.: Полотиздат, 1990.-с.361−470
  53. С. Страх и трепет М.: Республика, 1993. 383с.
  54. А. Хроники Харона М.: Моск. рабочий, 1993. 511с.
  55. ЛавринА. 1001 смерть М.: ТЧтекс“, 1991. -416с.
  56. А., Файе Ч. Встречи с тем, что мы называем смертью/ Жизнь земная и последующая М.: Политиздат, 1991. С .81−211
  57. Леви-Брюль Л. Сверхъ-естесгвенное в первобытном мышлении М.: Педагогика Пресс, 1994. — 608с.
  58. Леви-Строс К. Структурная антропология М.: „Наука“, 1983. 536 с.
  59. ЛосскиЙ И. О. Учение о перевоплощении- Интуитивизм М.: Изд. тр-па „Прогресс“ Via, 1992 208с.
  60. Ю.М. Лекции по структуральной поэтике / ЮМ. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа М.: Тнозис“, 1994. С. 17−246
  61. Г. Голем. Вальпургиева ночь М.: „Прометей“ МГПИ им. Ленина, 1990. 334с.
  62. Г. Ангел западного окна Спб.: Тепа Incognita, 1992. 528с.
  63. . Магия, наука и религия / Магический кристалл М.: Республика, 1994. С. 84−127
  64. Н. Состояние сна М.: Изд. гр. „Прогресс“, „Культура“, 1993.-176с.
  65. . Философ в мире М.: Высш. шк., 1994. -192с.
  66. Г. Метафизический дневник / Быть и иметь Новочеркасск: Агенство САГУ НА, 1994. С.9−132
  67. Г. Очерк феноменологии обладания / Быть и иметь Новочеркасск: Агенство САГУНА, 1994.-С.133−153
  68. Митрофан монах Загробная жизнь Киев: МП „Радуга“, 1991. 330с.
  69. Н.В. Драма жизни, идей и грехопадения Мартина Хайдеггера / Философия Мартина Хайдеттера и современность М.: Наука, 1991.-С. 3−52
  70. НЛ., Шрейдер ЮЛ. Ивов-ситуация Иозефа К. // Вопросы философии 1993 № 7 — С.172
  71. А. Плач по Вениамину // Истина и жизнь 1995 № 6 — С.49
  72. Ф. Философия в трагическую эпоху М.: „REFL-book“, 1994 -416с.
  73. Ф. Воля к власти М.: „REFL-book“, 1994 352с.
  74. Ф. Странник и его тень М.: „REFL-book“, 1994. 400с.
  75. Ф. Стихотворения. Философская проза СПб.: Худож. лит., 1994 672с.
  76. Ф. Так говорил Заратустра М.: Изд. МГУ, 1990. 302с.
  77. Папюс Каббала СПб.: „Андреев и сыновья“, 1992. 208с.
  78. . Мысли Спб.: Северо-Запад, 1995. 572с.
  79. Платон Собрание сочинений в 4-х томах т. 1 М.: Мысль, 1990. 860с.
  80. Подорога В А. Выражение и смысл М.: Ad Matginem, 1995. 426с.
  81. Подорога ВЛ. Eiectio. Гео-логия языка и философствование М. Хайдеггера / Философия Мартина Хайдеггера и современность М.: Наука, 1991.-C.I02-I21
  82. Психология. Словарь ред. Петровский A3., Ярошевский MX. М.: Политиздат, 1990. 494с.
  83. Р&бинович В. Л. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух М.: Книга, 1991. 496с.
  84. П. Конфликт интерпретаций Очерки о герменевтике М.: „МЕДИУМ“, 1995. 414с.
  85. П. Герменевтика Этика Политика М.: АО „KAMI“, 1995 -160с.
  86. С. Душа после смерти М.: „MACAU & Co.“, 1991, С.68−69
  87. А.М. На развалинах священных стен / Магический кристалл М.: Республика, 1994. С. 293−311
  88. С. Танатология наука о смерти СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1994. — 382с.
  89. В.Ш. Этический анализ проблемы жизни и смерти М.: Знание, 1987. -64с.
  90. Сартр Ж Л. Дьявол и Господь бог / Стена М.: Политиздат, 1992. -С .255−364
  91. А. Загробный мир по древне-русским представлениям. Сергиев Посад, 1913.-С. 20−138
  92. Вл. Магомет. Основатель ислама М.: „Соратник“, 1994. -112с.
  93. Вл. Смысл любви: Избранные произведения М.: Современник, 1991. С.125−182
  94. П. Человек Цивилизация Общество М.: Политиздат, i 992. -543с*
  95. В.И. Смерть в культуре и в философии М.: РГТУ, 1994. -61с.
  96. Тибетская „Книга великого освобождения“ II Наука и религия 1990 -№ 10-С. 13
  97. АЛ. Антиидеи М.: Политиздат, 1976. 399с.
  98. П.Д. Смерть и самоидентификация / Фигуры танатоса Вып. 5, Спб. 1995 С .88−90
  99. А. Мифы о бессмертии М.: Прогресс- Прогресс -Академия, 1992. 240с.
  100. Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства Пермь: „Компания ИРГ“, 1993. 268с.
  101. Уоллис Бандж ЕЛ. Путешествие души в царстве мертвых М.: „Золотой век“, 1995. 435с.
  102. П. Четвертый путь кн.1 М.: „Либрис“, 1995. 382с.
  103. Н.Ф. Из „Философии общего дела“ Новосибирск: Кн. изд-во, 1993.-211с.
  104. Л.Б. Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан М.: Ассоц. „Проф. Образование“, 1992. 242с.
  105. Флоренский П Столп и утверждение истины т.1(1) М.: „Правда“, 1990. -С.189- 280
  106. В. Человек в поисках смысла М.: Прогресс, 1990. 336с.
  107. Фрейд 3. Недовольство культурой / Психоанализ Религия Культура М.: Ренессанс, 1992. С .65−134
  108. Э. Бегство от свободы М.: 1990.-С. 183−215
  109. Э. Иметь или быть М.: Прогресс, 1990. 336с.
  110. М. Работы и размышления разных лет М.: Тнозис», 1994. -464с.
  111. M. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни. Десять докладов, прочитанных в Касселе (1925) // Вопросы философии 1995 № 11 — С. 126 — 135
  112. М. Разговор на проселочной дороге М.: «Высшая школа», 1991.- 192с.
  113. М. Время и бытие М.: «Республика», 1993. 447с.
  114. Цицерон Трактат «о девинации» / Философский трактаты М.: «Наука», 1985. С. 191 — 298
  115. АЛ. Курс лекций по древней и средневековой философии М.: «Высшая школа», 1991. С. 307 — 347
  116. М. Жизнеописание Михаила Булгакова М.: «Книга», 1988.-672с.
  117. Л. Сочинения в 2-х томах, т.1 М.: «Наука», 1993. 668с.
  118. Л. Сочинения в 2-х томах, т.2 М.: «Наука», 1993. 560с.
  119. Л. Апофеоз беспочвенности: опыт адогматического мышления Л.: Изд. Ленинградского университета, 1991. 216с.
  120. А. Мир как воля и представление М.: Московский клуб, 1992. -395с.
  121. О. Закат Европы М.: «Мысль», 1993. 663с.
  122. Я., Инститорис Г. Молот ведьм М.: СП «Интербук», 1990. -352с.
  123. Экстремальная физиология н индивидуальная защита человека ред. Симонов П. и др. М.: Медицина, 1982. С. 140 -152
  124. Юнг КГ. Архетип и символ М.: «Ренессанс» СП «ИВО-СнД», 1990. -299с.
  125. Юнг КХ. Феномен духа в искусстве и науке М.: «Ренессанс» СП «ИВО-Сид», 1992.-320с.
  126. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий М.: «Медиум», 1994.-255с.
  127. Юнг КХ. Ответ ИвовуМ.: Канон, 1995.-352с.
  128. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени М.: «Прогресс», 1994. -231с.
  129. Т.М. Личность и общество М.: «Прогресс», 1973. -540с.
  130. К. Смысл и назначение истории М.: Политиздат 1991. * 527с. Нячностратых языках:
  131. Boday J. Istvan Kaszar, Servant of God // Jesuits 1995 № 1 — P. 10.
  132. Camus A. La mort heureuse, Paris, Gallimard 1971. 231 p.
  133. Cottier G. Die Todesproblematic bei eiligen Bxistenzialphilosophen // Tod Ende oder Vollending? — Freiburg / Muenchen.-P.118- 121.
  134. Erofeev V.V. In search for a Human. Being Benson 1991. — P.40 — 210.
  135. Fisher S., Cooper CX. Psyhology of Transition. John N.-Y. Wiley & Sons Lmt. 1990.-350 p.
  136. Jaspers K. Introduction a la philosophie 10 Pion. Paris, Nagel 1989. -S.67- 89.
  137. Jaspe" К. Tod M Der Tod in der Moderne Koenigstein / Ts.: Verlagsgruppe Athenaeum, 1979. — 250 s.
  138. Haidegger M. Chemins qui ne menent nulle part, Baris, Gallimard 1970. -S.12−23.
  139. Kagan MJS. Mensch Kultur — Kunst. Systema nalytische Untersuchung. Rolf Fechor Verlag Hamburg — Harvetehude. — 1994.- 344s.
  140. Koslowski P. Die Modemitat der Postmodeme / Bacher G., Scwaizenberg K., Taus J. Standort Osterreich. Uber Kultur, Wirtschaft und Politic im Wandel. Wien, 1990. S379 — 382.
  141. Maritain J. Religion et culture II Oeuvres (1912−1939) Choix, pres. et notes par Bars H.- Bruges- Desclee de Browher 1975. P.556 — 583.
  142. Sartre J.P. L’Existentialisme est un humanisme, Paris, Nagel 1970. P.21 -52.
Заполнить форму текущей работой