Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие сексуальных установок и поведения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сверстники играют основную роль в сексуальном поведении подростков. Они выступают основным источником информации о сексе, могут помогать в организации территориальных условий для половой связи, выступают в качестве ролевой модели в вопросах секса и т. д. Можно выделить две значимые группы сверстников: друзья и романтические партнеры. Друзьями становятся сверстники с похожими ценностями… Читать ещё >

Развитие сексуальных установок и поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Достижение половой зрелости в подростковом возрасте тесно связано с сексуальным поведением. Здесь подросток сталкивается с ситуацией актуализации социальных и культурных норм общества, которые ограничивают и даже запрещают сексуальное поведение. Происходит, с одной стороны, столкновение проявлений половой зрелости, а с другой — утверждение обществом социальной незрелости подростка[1]. На психологическом уровне развивающаяся сексуальность ставит перед подростками новые фундаментальные задачи. Это принятие своего меняющегося сексуально зрелого тела, развитие способности реагировать на появившиеся сексуальные желания и контролировать их, соотнесение сексуальных установок и системы ценностей, экспериментирование в области сексуального поведения и интеграция возникающих эмоций и переживаний, установок и жизненного опыта в развивающемся «Я» .

[2]. Развитие сексуальных установок и сексуального поведения связано с решением целого ряда задач развития подросткового возраста: освоением и принятием новой телесности, связанной с процессами полового созревания, формированием полоролевой идентичности и нового телесного образа «Я»; приобретением навыков межличностного общения с представителями своего и противоположного пола; подготовкой к будущей семейной жизни. Также нужно помнить о том, что развитие чувства взрослости (Д. Б. Эльконин), формирование Эго-идентичности (Э. Эриксон) требует освоение подростком взрослых моделей поведения, в том числе и в сексуальной сфере.

Анализ особенностей отношения подростков к допустимости сексуальных контактов на российской выборке показывает, что около трети подростков рассматривают сексуальные контакты как недопустимые. Девушки чаще, чем юноши сообщают о недопустимости сексуальных контактов в подростковом возрасте (42% девушек и 30% юношей в младшем и старшем подростковых возрастах). Наблюдается возрастная динамика изменения отношения к допустимости сексуальных контактов — к старшему подростковому возрасту значительно возрастает группа подростков, допускающих возможность сексуальных отношений, но не имеющих опыта половой жизни (около 45%). Отметим также, что к 11 классу снижается удельный вес группы подростков, имеющих опыт сексуальных отношений, но переживающих свою половую жизнь как «неправильную», нарушающую социальные нормы[3].

Существуют различные формы сексуального поведения в подростковом возрасте. Можно выделить две группы сексуального поведения: поведение вне полового акта и собственно вступление в половую связь. К поведению вне полового акта относятся: эротические фантазии, мастурбация и прикосновения.

[4].

Сексуальные фантазии являются наиболее распространенной формой сексуального поведения — около 70% подростков в возрасте от 13 до 18 лет переживают сексуальные фантазии. Сексуальные фантазии выполняют ряд важных психологических функций: позволяют пережить сексуальное возбуждение как приятное состояние, обеспечивают знакомство с собственными сексуальными предпочтениями и выступают как репетиция сексуального контакта.

Мастурбация рассматривается как любой вид самостимулирования, вызывающий эротическое возбуждение, независимо от того, заканчивается ли это оргазмом[5]. Мастурбация также выполняет психологическую функцию по изучению собственного тела, знакомству с сексуальными реакциями, осуществлению сексуальной разрядки. Современная физиология, психология и психиатрия рассматривают мастурбацию как нормальную часть роста индивида без вредных физиологических или психических последствий. Нет данных, свидетельствующих о том, что мастурбация мешает нормальной сексуальной адаптации к браку. Психологически вредным является не сам факт мастурбации, а переживание чувства вины, беспокойства и тревоги, которое может испытывать подросток, занимающийся самостимулированием, при этом рассматривающий мастурбацию как физиологически вредный процесс, проявление своей слабости или просто зло. Стереотип о вреде мастурбации как наносящей вред здоровью, стимулирующей появление прыщей, снижающей потенцию и приводящей к бесплодию и т. п. по-прежнему достаточно распространен среди подростков. По данным различных исследований, проводимых в США, в возрасте 15 лет 67% молодых людей и 34% девушек имеют опыт мастурбации[6]. К юношескому возрасту эта цифра вырастает до более чем 90% у юношей и 64% у девушек. Частота самостимулирования у мальчиков-подростков достигает пяти раз в неделю[7].

Прикосновения без полового акта также являются характерными формами сексуального поведения подростков. По данным исследования подростков США, среди 14 — 17-летних тинейджеров без опыта полового акта 86% целовались, 47% прижимались и терлись, а 16% — прикасались к гениталиям партнера. Прикосновения без полового акта являются традиционными формами сексуального поведения, которые предшествуют собственно вступлению в половой акт.

Возраст первого опыта вступления в половую связь варьируется. К возрасту 18 лет около 60% подростков имеют опыт половых отношений. Существуют значительные кросс-культурные различия во времени вступления в сексуальные отношения. Например, в первобытной культуре, проживающей на тихоокеанском острове Мангайя, подростки открыто вступают в сексуальные отношения, в Японии время первого поцелуя — около 20 лет, первых сексуальных отношений — около 22—23 лет[8]. Исследования подростков — представителей различных этнических групп, проводимые в США, также показывают значительные различия в возрасте сексуального дебюта. Так, около 50% афроамериканских, 30% латиноамериканских и 20% белых мужчин к 15 годам имели опыт сексуальных отношений[5]. К 19 годам количество вступивших в сексуальные отношения достигает 65%. Таким образом, можно говорить о значительных различиях в среднем возрасте вступления в сексуальные отношения в зависимости от культурных и социальных контекстов. Отмстим также, что приводимые статические данные о количестве вступивших в сексуальные отношения значительно отличаются в различных исследованиях. Анализ количества сексуальных партнеров у подростков обнаруживает, что у 60% девушек и 50% юношей в возрасте от 14 до 18 лет было два и менее партнеров за свою половую жизнь. В то же время можно говорить о группе подростков, имеющих четыре и более сексуальных партнеров (19% юношей и 13% девушек). По мере взросления количество сексуальных партнеров увеличивается, однако в рамках серийной моногамии — новые партнеры появляются по мере завершения отношений с предыдущими в процессе развития новых отношений[10]. Российские исследования показывают, что в последние десятилетия наблюдается постепенный рост с возрастом числа подростков, имеющих опыт сексуальных отношений: от 2—6% в возрасте 13 лет (7 класс) до 35—55% в возрасте 17 лет (11 класс). Наблюдаются значительные гендерные различия — молодые люди чаще, чем девушки вступают в сексуальные отношения (2,5% девушек и 6,6% юношей имеют опыт сексуальных отношений в 7 классе; 28,2% юношей и 11,9% девушек — в 9 классе; 55,4% юношей и 35,6% девушек — в 11 классе). Отмечается, что для девушек более характерно наличие постоянного партнера, для юношей — разных партнеров[11]. Интересен результат анализа степени добровольности вступления в сексуальные отношения. Исследование, проведенное в США в 1995 г. среди девушек-подростков в возрасте от 15 до 19 лет, имевших опыт сексуальных отношений, показало, что в 7% случаев сексуальный дебют был осуществлен по принуждению, в 24% случаев — он был осуществлен добровольно, но против собственного желания[10].

Таким образом, большая часть подростков уже имеет опыт сексуального поведения в различных формах. Рассмотрим основные условия, влияющие на характер сексуального поведения и возраст сексуального дебюта. Можно выделить две группы условий: биологические и социокультурные[13]. Безусловно, необходимо помнить о том, что и психологические особенности самого подростка также оказывают значительное влияние на его сексуальное поведение.

Биологические условия сексуального поведения связаны с особенностями протекания пубертата и генетическими факторами. Пубертат как период достижения половой зрелости оказывает значительное влияние па время сексуального дебюта. Раннее пубертатное развитие и наступление менархе связаны с более ранним сексуальным дебютом. Высокий уровень продуцирования гормонов тестостерона и андрогена также связан с более ранним вступлением подростка в сексуальные отношения. Генетические факторы сексуального поведения связаны с наличием корреляций между временем раннего полового созревания матерей и их дочерей (период менархе), что в целом снижает время сексуального дебюта. Также есть данные о связи генов рецептора дофамина и раннего сексуального дебюта[13].

Социокультурные условия сексуального поведения связаны с влиянием семьи, сверстников, соседей, СМИ и условиями проживания.

Семья как основной агент социализации оказывает значительное влияние на возраст вступления в сексуальные отношения. Можно выделить ряд параметров семейной системы, влияющих на сексуальную жизнь подростков: детско-родительские отношения, родительский контроль, особенности коммуникации, родительские установки, семейная структура, социоэкономический статус семьи. Например, неблагополучные детско-родительские отношения усиливают роль сверстников в жизни подростка и в конечном счете приводят к более ранним и частым сексуальным связям. Это обусловлено как возможной ориентировкой подростков на девиантные компании с употреблением алкоголя, так и депрессивными состояниями, порождаемыми трудностями в отношениях с родителями. Соответственно, лонгитюдные исследования показывают, что благополучные детско-родительские отношения связаны с более поздним сексуальным дебютом, меньшей частотой сексуальных связей и меньшим количеством партнеров. Родительский контроль также связан с возрастом и частотой вступления в сексуальные отношения. Наличие родительского контроля связано с более поздним сексуальным дебютом и более редкими сексуальными отношениями. Однако чрезмерно навязчивый родительский контроль приводит к обратному — подросток раньше и чаще вступает в половые связи. Коммуникация между родителями и детьми также имеет значение. Открытость коммуникации, готовность к обсуждению темы секса, демонстрация родительской позиции и системы ценностей способствуют отсрочиванию времени сексуального дебюта. Родительские установки на секс в подростковом возрасте в случае эмпатического принятия подростка родителями также связаны с более поздним вступлением в половые отношения. Структура семьи имеет значение: воспитание ребенка в неполной семье, наличие старших сиблингов, ведущих сексуальную жизнь, низкий социоэкономический статус — все это способствует более раннему сексуальному дебюту. Таким образом, неблагополучные, но различным параметрам детско-родительские отношения с дефицитом эмоционального принятия влияют на приобретение подростком раннего опыта половых отношений, в том числе повышается вероятность подростковой беременности.

Сверстники играют основную роль в сексуальном поведении подростков. Они выступают основным источником информации о сексе, могут помогать в организации территориальных условий для половой связи, выступают в качестве ролевой модели в вопросах секса и т. д. Можно выделить две значимые группы сверстников: друзья и романтические партнеры. Друзьями становятся сверстники с похожими ценностями, установками и моделями поведения. Это касается и сферы сексуальных отношений: подростки формируют сексуальные стандарты, которые близки стандартам их сверстников. Вступление сверстников в сексуальные отношения, которые воспринимаются со знаком плюс, повышает вероятность половых связей самого подростка. Особо можно отметить, что в компании сверстников с девиантным поведением время сексуального дебюта наступает раньше, чем среди других групп подростков. Романтические партнеры, безусловно, играют большую роль в сексуальном поведении. Напомним, что романтические отношения предполагают взаимную симпатию и продолжительность. Около 70% 17-летних юношей и девушек имеют опыт романтических отношений, который может выражаться и в сексуальных отношениях.

Более 75% девушек получили опыт первых сексуальных отношений со своими романтическими партнерами. Ранний опыт вступления в романтические отношения связан с ранним сексуальным дебютом[15].

Соседи также выделяются как социальная группа, которая может оказывать влияние на сексуальное поведение. Соседи могут выступать в качестве наблюдаемых моделей сексуального поведения, формировать психологическое переживание доступности/недоступиости, необходимости/необязательности сексуальных отношений. Фактор соседей малодоступен для контроля и управления. Есть данные, что проживание в относительно гомогенной социальной среде может формировать ожидания и притязания относительно сексуального поведения у подростков. Например, бедное социоэкоиомическое «соседство» связано с ранним сексуальным дебютом[13].

Влияние СМИ на сексуальное поведение подростков сложно переоценить. Подробно влияние СМИ на процесс социализации подростка описан в параграфе 1.7 гл. 1 учебника. Отметим, что СМИ предоставляют большое количество материача с сексуальной тематикой, частым сочетанием насилия и сексуального поведения, описанием девиаций, в том числе и сексуальных, и т. д. В частности, что СМИ пропагандируют преимущественно сексуальные, а не дружеские отношения между подростками в разнополых отношениях. Несмотря на большое количество исследований влияния СМИ на социализацию подростков, проблема искажения сексуального поведения подростков под воздействием СМИ изучена еще недостаточно.

Восприятие социальных условий проживания также влияет на время сексуального дебюта — переживание школьной среды как безопасной (пребывание в школе, дорога до школы и возращение после нее) связано с более поздним вступлением в сексуальные отношения. Подростки, проживающие в городской среде, которая воспринимается как более незащищенная, эмоционально напряженная, с широким распространением насилия и влияния СМИ, вступают в сексуальные отношения раньше, чем подростки из сельской местности[17].

Рассмотрим психологические особенности подростков в контексте сексуального поведения. Установки подростков в отношении секса свидетельствуют о том, что около 80% 17-летних юношей и девушек рассматривают секс до брака как допустимый. Степень допустимости сексуальных отношений до брака варьируется в зависимости от различных социокультурных факторов, в том числе опыта родительской семьи. Выраженность религиозных установок в семье связана с большей недопустимостью половых связей до брака. Отметим, что ранний опыт сексуального дебюта (до 16 лет) гораздо чаще связан с половым контактом со случайным, малознакомым партнером, чем у подростков с более поздним (после 16 лет) первым сексом. Существуют гендерные различия при выборе сексуального партнера: девушки чаще, чем юноши вступают в отношения с хорошо знакомым любимым человеком. Молодые люди чаще акцентируют внимание на физических характеристиках секса, девушки чаще фокусируются на эмоциональной составляющей — интимности, любви, заботе и поддержке.

Развитие идентичности в сфере сексуальных отношений включает в себя сексуальную самооценку, восприятие своего сексуального мастерства и самоэффективность (уверенность в том, что я способен быть интересным как сексуальный партнер), образ своей сексуальной привлекательности в глазах партнера. На основании исследования австралийских подростков было выделено пять стилей поведения в области сексуальности: сексуально наивные, сексуально неуверенные, сексуально компетентные, ищущие сексуальных приключений, поглощенные сексом[15]. Ф. Райс предлагает классификацию сексуальных стандартов подростков: воздержание; двойной стандарт; секс с нежностью, взаимными обязательствами и ответственностью; секс с нежностью, взаимными обязательствами и без ответственности; секс с нежностью, без взаимных обязательств; секс без нежности; секс со скрытыми мотивами. Степень воздержания может варьироваться в широких пределах: от полного отказа от любых форм сексуальных контактов до разрешения поцелуев, петтинга (ласки участков тела ниже шеи), стимулирования гениталий и т. д., т. е. всего, кроме полового акта. Двойной стандарт предполагает использование разных норм для сексуального поведения мужчин и женщин. Секс с нежностью, взаимными обязательствами и ответственностью включает привязанность подростков друг к другу, выделение партнера как единственного, использование контрацепции и готовность продолжить отношения в случае беременности. Секс с нежностью, взаимными обязательствами и без ответственности связан с временной увлеченностью друг другом, проявлением незрелости в сексуальном поведении, неготовностью нести ответственность перед партнером. Секс с нежными чувствами, но без взаимных обязательств рассматривается как распространенная форма среди молодежи — занятия сексом связаны с наличием симпатии друг к другу, используется контрацепция, однако нет планов на совместное будущее, нет обязательств. Секс без нежных чувств связан с сексом ради получения собственного удовольствия. Использованию контрацепции может уделяться большое внимание или полностью игнорироваться. Секс со скрытыми мотивами предполагает внешние причины сексуального поведения, не связанные с ценностью партнера: наказать, завоевать или вернуть благосклонность другого партнера, управлять поведением партнера, повысить самооценку, эксплуатацию и манипулирование партнером с целью получения выгод и привилегий[19].

Вопрос проявления гомосексуальности в подростковом возрасте нуждается в отдельном обсуждении. В процессе формирования сексуальной ориентации подростка возможны три варианта: развитие гетеросексуальности, бисексуальности и гомосексуальности. Гомосексуальность — это «такая сексуальная ориентация, при которой у индивида формируется сексуальный интерес к лицам того же биологического пола, что и он сам»[20]. Появление в подростковом возрасте интереса к представителям своего пола, возникновение однополых групп общения является распространенным явлением. В подростковом возрасте это может принимать форму сексуального поведения в отношении представителя своего пола. Отметим, что гомосексуальность сама по себе не является психическим расстройством.

Важно различать случайный гомосексуальный опыт, который может носить разовый характер, и собственно гомосексуальность как сексуальную ориентацию. Существуют трудности с определением интенсивности гомосексуального опыта и гомосексуальности в подростковом и юношеском возрасте. Среди взрослого населения гомосексуальность распространена среди около 2—5% мужчин и 1—2% женщин, бисексуальность — среди 5% мужчин и 3% женщин. Единичный или временный опыт влечения и сексуальные контакты со сверстниками своего пола встречаются значительно чаще в предподростковом и подростковом возрастах. Это, в частности, обусловлено тем, что сексуальная ориентация еще не сформирована и находится в процессе становления. Любопытно, что, согласно данным исследования 1978 г., среди студентов ФРГ гомосексуальная ориентация в молодости связана с допубертатной гомосексуальной активностью. Отметим, что вопреки сложившемуся стереотипу о том, что подростки приобретают гомосексуальный опыт в отношениях со взрослыми, которые «совращают» их, лишь 12% юношей и 1% девушек сообщают о гомосексуальном опыте с партнером значительно старше себя.

Развитие гомосексуальной ориентации в подростковом возрасте проходит три стадии: 1) от первого осознанного эротического интереса к человеку своего пола до первого переживания собственной гомосексуальности; 2) от переживания собственной гомосексуальности до первого гомосексуального контакта; 3) от первого гомосексуального контакта до уверенности в собственной гомосексуальности и формирования гомосексуальной ориентации. Считается, что пик практического сексуального экспериментирования приходится на нрсдпубертатный период и начало пубертата, а психологические переживания собственной непохожести на остальных — на подростковый и юношеский возраст.

Опасности сексуального поведения современных подростков связаны с рядом особенностей: значительное число сексуальных контактов осуществляется без чувства нежности или привязанности к партнеру, угроза половых заболеваний в условиях информационного дефицита и эгоцентрического переживания собственной исключительности («с другими это может случиться, а со мной не случится»), участие в различных формах сексуальной девиации, риск подростковой беременности, угроза связи сексуального поведения с различными видами девиации (курение, алкоголь, наркотики, физическое принуждение и агрессия и т. д.).

  • [1] Кон И. С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Социально-педагогический анализ. Дубна: Феникс+, 2001; Его же. Социологическая психология. М.: Воронеж, 1999
  • [2] Crokett L.J., Rajfaelli М. MoUanen К. L. Adolescent Sexuality: Behavior and Meaning //

    Blackwell Handbook of Adolescence / Edited bv G. R. Adams, M. D. Berzonsky. Oxford :

    Blackwell Publishing Ltd, 2003. P. 371−392

  • [3] Собкин В. С., Абросимова З. Б., Адамчук Д. В., Баранова Е. В. Подросток. Нормы, риски, девиации. М, 2005
  • [4] Crokett L.J. Rajfaelli М., Moilanen К. L. Adolescent Sexuality: Behavior and Meaning.

    P. 371−392

  • [5] Раис Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста
  • [6] Crokett L.J. Rajfaelli M., Moilanen K. L. Adolescent Sexuality: Behavior and Meaning. P. 371−392
  • [7] Paйc Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста
  • [8] Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. СПб.: Прайм-Еврозиак, 2002
  • [9] Раис Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста
  • [10] Crokett L. J., Raffaelli М., Moilanen К. L. Adolescent Sexuality: Behavior and Meaning. P. 371−392
  • [11] Собкин В. С., Абросимова 3. Б., Адамчук Д. В. Баранова Е. В. Подросток. Нормы, риски, девиации
  • [12] Crokett L. J., Raffaelli М., Moilanen К. L. Adolescent Sexuality: Behavior and Meaning. P. 371−392
  • [13] Ibid
  • [14] Ibid
  • [15] Crokett L.J. Raffaelli М., Moilanen К. L. Adolescent Sexuality: Behavior and Meaning. P. 371−392
  • [16] Ibid
  • [17] Абдулова T. П. Психология подросткового возраста. M.: Академия, 2012
  • [18] Crokett L.J. Raffaelli М., Moilanen К. L. Adolescent Sexuality: Behavior and Meaning. P. 371−392
  • [19] Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста
  • [20] Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. С. 286
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой