Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Имитационные игры. 
Социальная психология: теория и практические методы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как социальное явление игра привлекает внимание представителей не только наук. Она изучается философами, логиками, математиками, искусствоведами, педагогами и др. Основные исследования игры проводились в детской и общей психологии. В широком смысле игра — деятельность, имитирующая реальную действительность, моделирующая возможные жизненные ситуации. Согласно Д. Б. Эльконииу в детской игре… Читать ещё >

Имитационные игры. Социальная психология: теория и практические методы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы обучающийся должен: знать

  • • определение и классификацию имитационных игр;
  • • сферы применения игр в работе психолога-практика; уметь
  • • составлять сценарии и организовывать различные виды имитационных игр; владеть
  • • навыком проведения имитационных (ролевых и деловых) игр.

Становление метода, определение и структура игры

Как социальное явление игра привлекает внимание представителей не только наук. Она изучается философами, логиками, математиками, искусствоведами, педагогами и др. Основные исследования игры проводились в детской и общей психологии. В широком смысле игра — деятельность, имитирующая реальную действительность, моделирующая возможные жизненные ситуации. Согласно Д. Б. Эльконииу в детской игре в символической форме воспроизводятся типы социальных отношений между взрослыми1. Игра является уникальным механизмом передачи и накопления социального опыта. При этом социальный опыт может быть практическим, когда говорят о способах овладения решением задач, и этическим, связанным с правилами и нормами поведения в обществе.

Основой для использования игровых приемов в обучении являются психологические исследования игры и ее значения. Первые игровые методики воздействия на личность появились в психотерапии в 1930;х гг. Они были связаны главным образом с приемами «облегчающей психотерапии» Д. Леви, которая использовалась для лечения эмоциональных нарушений у детей и взрослых (в группе или индивидуально). В содержание облегчающей психотерапии, как правило, входило проигрывание пациентами разных сюжетов, отражающих их реальные отношения.

Примерно с 1940—1950 гг. началось активное применение игры в психотерапии. При этом основными направлениями использования игры в психотерапии стали[1][2]:

  • — устранение личностных нарушений;
  • — коррекция социальной дезадаптации;
  • — формирование механизмов произвольной саморегуляции;
  • — регулирование межличностных конфликтов.

На сегодняшний день игра выступает одним из базовых методов социально-психологического обучения. В литературе чаще всего встречается наименование «имитационные игры», которые представляют собой самостоятельную деятельность участников группы по имитационному моделированию реальных жизненных ситуаций и социальных отношений в них.

На сегодняшний день исследователи выделяют ряд функций имитационной игры, например, игра:

  • 1) способствует ослаблению психической напряженности;
  • 2) снимает психологические барьеры в той деятельности, которая имитируется;
  • 3) усиливает мотивацию выполнения имитируемой деятельности;
  • 4) дает опыт переживания определенной роли в воспроизводимой ситуации.

Перечисленные функции имитационных игр раскрывают широкие возможности в решении большого круга задач социально-психологического обучения. Игры являются удобной основой для построения имитационной деятельности по разрешению различных (бытовых и профессиональных) проблем. В процессе игры происходит ускоренное освоение предметной деятельности за счет передачи участникам активной позиции. При этом они могут побывать в роли и игрока, и соавтора игры.

Важнейшими структурными компонентами игры, согласно работе Т. К). Базарова, являются роль и ее принятие участниками^. Исполнение роли представляет собой точное, буквальное, происходящее во внешнем плане воспроизведение деятельности другого человека. Принятие роли осуществляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Человек может принимать роль через присвоение: а) внешних черт («рисунка») поведения; б) норм деятельности; в) социальных задач, стоящих перед ролью.

Игровые действия связаны с целевым аспектом игры, они задаются сценарием, преподавателем, ведущим игру или нормативными документами игры. Также игровые действия могут быть сформулированы (избраны) игроками в соответствии с собственным вйдением ситуации. Здесь важнейшим условием выступают ролевые цели (функциональные и игровые) и личные интересы участников[3][4].

Моделирование в игре — это некоторый структурный элемент, присущий исключительно ролевым играм взрослых. В широком смысле под моделированием понимается замена непосредственного экспериментирования созданием ими объектов (макетов), замещающих реальный объект изучения и манипулирование[5]. Модель реализуется через правила игры — положения, в которых отражается сущность игры, соотношение всех ее компонентов. Правила могут быть перенесены в игру из культурного контекста, взяты из жизни человека или придуманы специально для данной группы.

На практике существует некое условное разделение игр, в зависимости от самостоятельности действий игроков и строгости игровых правил. Согласно данной классификации игры подразделяются на «жесткие», «свободные» и «промежуточные». К «жестким» относятся игры, в основе которых лежит формальная модель имитируемых процессов, которая задает «рисунок» игровых действий. Она выступает основой для определения результатов действий игроков, при этом игрокам представляется весь объем обязательной информации. «Свободная» имитация происходит на базе заранее написанного сценария, в котором задается лишь основное направление развития событий. Участникам игры предлагается самим определить, какие шаги и в какой последовательности они будут делать. «Промежуточные» игры, как правило, сочетают в себе элементы «свободных» (участники могут проявить самостоятельность в форме и способах реализации) и «жестких» (этапы действий, логика шагов задана) игр. В целом оценка результатов осуществляется экспертами, благодаря этому повышается ощущение реальности ситуации, разыгрываемой участниками игры.

Процесс игры предполагает обязательное включение на протяжении ее хода дополнительных «вводных» (специальной информации или реально происходящих событий), которые могут существенным образом повлиять на игровые роли, цели и игровые действия. Участники игры, получив информацию об изменении модели и осознавая результат своей деятельности, в дальнейшем действуют с учетом новых правил1.

Исследования игры как культурного феномена позволили выделить три стороны игры: игровое состояние, игровое общение и игровая деятельность. Использование игры в учебном процессе подразумевает подготовку и проведение игры в двух аспектах: инструментальном (содержательном) и социально-психологическом. Содержание каждого этапа в названных аспектах можно представить как набор необходимых мероприятий и действий преподавателя (табл. 16.1)2.

Таблица 16.1

Содержание этапов подготовки и проведения учебной игры.

Эган.

И и стру мен гал ьн ы й ас i юк г.

Социально-психологический аспект.

Подготовка игры.

  • — проектирование (выбор) моделируемой ситуации;
  • — подготовка демонстрационных и раздаточных материалов;

— предварительное формирование игровых коллективов (определение принципов их формирования);

  • 1 Методы активного социально-психологического обучения. С. 18.
  • 2 Там же. С. 43.

Этап.

Инструментальный аспект.

Социально-психологический аспект.

Подготовка игры.

  • — формулирование «технических заданий»;
  • — планирование хода игры;
  • — прогноз действий участников и последующих изменений модели в их результате
  • — выявление познавательных и межличностных интересов участников;
  • — предварительное распределение ролей

Проведение игры.

— формулирование задания и раздача исходных материалов;

  • — обсуждение и постановка целей и задач;
  • — проработка материалов в подгруппах;
  • — анализ моделируемой ситуации и определение проблемы (в подгруппах и на общей сессии);
  • — поиск решений, прогноз последствий (в подгруппах);
  • — принятие решения и разработка предложений по его реализации (в подгруппах);
  • — представление результатов на общей сессии и их обсуждение;
  • — обобщение результатов участниками и преподавателем
  • — формирование реальных игровых коллективов (подгрупп), распределение участников;
  • — установление определенного порядка, обеспечивающего принятие участниками правил игры и применение санкций к нарушителям этих правил;
  • — обозначение игрового пространства и времени;
  • — создание соревновательной мотивации внутри игрового коллектива между командами (подгруппами) и участниками;
  • — задание норм партнерского общения;
  • — обучение навыкам совместной деятельности в ходе использования специальных процедур;
  • — обеспечение динамики групповой самоорганизации — от пассивного реагирования к самостоятельной постановке групповых целей и их реализации;
  • — предупреждение и разрешение межличностных конфликтов между участниками игры

Завершение игры.

  • — обсуждение результатов и анализ действий участников;
  • — анализ возникавших содержательных трудностей и оригинальных идей

— выполнение ритуалов «разрыва» игрового контекста, выхода из игровой ситуации.

  • [1] Эльконин Д. Б. Психология игры.
  • [2] Матяш II. В., Павлова Т. А. Методы активного социалыю-психологического обучения.С. 62−63.
  • [3] Базаров Т. Ю. Социально-психологические методы и технологии управления персоналом организации.
  • [4] Методы активного социально-психологического обучения. С. 17.
  • [5] Введение в практическую социальную психологию.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой