Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика «Социальные эталонные переменные» (СЭП)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каждая СЭП представляет собой дилемму. Первая (АФФ — АФН) выражает дилемму: либо первоочередное удовлетворение своих импульсов, либо самодисциплина и контроль над эмоциями. Вторая (ИНД — КОЛ) связана с разрешением дилеммы: выбор либо частных, либо коллективных интересов. Нередки ситуации, в которых возникает дисгармония интересов, порождающих проблему выбора между действием в пользу собственных… Читать ещё >

Методика «Социальные эталонные переменные» (СЭП) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Известный американский социолог Т. Парсонс (Т. Parsons) описывает основные типы взаимоотношений между людьми и связанные с ними особенности развития общества. Он разводит понятия «культура», «общество» и «личность».

Общество — это социальная система мотивированного действия, организованная вокруг взаимоотношений людей (акторов). Эта система характеризуется тем, что включает процесс взаимодействия между двумя и более акторами. Личность — это система, обеспечивающая взаимосвязанность действий отдельного актора. Действия актора организованы в структуру с помощью диспозиции потребностей. Действия множества акторов организованы на основе совместимости и интеграции. Культура — это система символических эталонов, которые создаются индивидуальными акторами и передаются социальными системами от личности к личности посредством обучения. Культура характеризуется тем, что она формируется не с помощью взаимодействия, а с помощью организации ценностей, норм и символов, которые руководят выбором акторов и ограничивают виды взаимодействия [44, с. 638].

Для понимания взаимосвязи личности, общества и культуры Парсонс вводит понятие «социальные эталонные переменные» (СЭП). Это категории для описания ценностных ориентаций, которые в различных формах интегральны для систем общества, личности и культуры.

Социальные эталонные переменные — это способы взаимоотношений между людьми. Они представляют собой дихотомии, одну сторону которых должен выбрать актор, прежде чем действовать.

СЭП определяют альтернативные предпочтения, ожидания или предрасположенности. В системе личности они описывают ожидания или предрасположенности актора по отношению к другим акторам с точки зрения организации его личности. СЭП показывают, как реагирует система потребностей личности при взаимодействии с системами потребностей других людей. В случае общества СЭП — это важнейшие компоненты в определении ролевых ожиданий. Культурно они определяют эталоны ценностной ориентации. Культурные эталоны предписывают определенное поведение. Существует пять основных эталонных переменных.

  • 1. Аффективность — аффективная нейтральность (АФФ — АФН) измеряет отношение актора к нормам общества.
  • 2. Ориентация на себя — ориентация на коллектив (ИНД — КОЛ) измеряет отношение актора к интересам сообщества.
  • 3. Универсализм — партикуляризм (УНИ — ПАР) измеряет отношение актора к требованиям сообщества.
  • 4. Качества — результативность (КАЧ — РЕЗ) измеряет критерии оценки личности, применяемые сообществом.
  • 5. Специфичность — диффузность (СПЕ — ДИФ) измеряет степень включенности актора в ситуации взаимодействия.

Социальные эталонные переменные выполняют специфические функции. АФФ — АФН применяется для определения, имеет ли место оценивание ситуации. Переменная ИНД — КОЛ предназначена для того, чтобы определить, преобладают ли моральные эталоны в процессе оценивания. Переменная У НИ — ПАР предполагает определение того, какие эталоны — познавательные или катектические — преобладают в процессе оценивания. КАЧ — РЕЗ способствует определению подхода к объектам оценивания — с точки зрения комплекса их качеств или по результату деятельности. СПЕ — ДИФ показывает степень включенности индивида в оценивание значимости объекта.

Все социальные эталонные переменные отражают в культурном аспекте нормативные эталоны; в личностном аспекте — систему оценки объектов и ситуаций; в социальном аспекте — систему ожиданий.

Каждая СЭП представляет собой дилемму. Первая (АФФ — АФН) выражает дилемму: либо первоочередное удовлетворение своих импульсов, либо самодисциплина и контроль над эмоциями. Вторая (ИНД — КОЛ) связана с разрешением дилеммы: выбор либо частных, либо коллективных интересов. Нередки ситуации, в которых возникает дисгармония интересов, порождающих проблему выбора между действием в пользу собственных или в пользу коллективных интересов. Третья (УНИ — ПАР) предполагает, что актор должен решить: рассматривать объекты данной ситуации в соответствии с общей нормой, относящейся ко всем объектам этого класса, или в соответствии с частной нормой, применяемой только в его сообществе (коллективе, этносе и пр.). Четвертая социальная переменная (КАЧ — РЕЗ) связана с определением критериев, применяемых для оценки (объектов, других акторов, себя, ситуации): актор может отдать предпочтение либо качеству социальных объектов, либо результатам их деятельности. Пятая (СПЕ — ДИФ) связана с выбором пределов, в которых актор будет реагировать на объект. Либо он будет реагировать на множество аспектов данного объекта, проявляя в этом случае диффузность. Так, например, диффузная привязанность проявляется тогда, когда отношения с другим человеком становятся потребностью, появляется привязанность в целом, вне зависимости от его личностных качеств, статуса, материального положения. В этом случае потребности требуют реагировать на объект любым способом, который обусловлен природой актора и природой объекта. Либо он реагирует только на ограниченное количество аспектов, проявляя специфичность. В этом случае потребности ограничивают вид и контекст значимости социального объекта, включая лишь формальные обязанности и исключая любые другие потенциальные виды контактов. Пять СЭП формируют пять главных выборов, которые должны быть сделаны актором, когда он оказывается в ситуации взаимодействия. Эти пять выборов совершенно необходимы для того, чтобы ситуация приобрела определенность [44, с. 638−674].

Согласно Парсонсу, личностную систему описывают две дихотомии: АФФ — АФН и СПЕ — ДИФ, которые оказывают влияние на диспозиции потребностей. Социальная система представлена дихотомиями УНИ — ПАР и КАЧ — РЕЗ, которые влияют на ролевые ожидания. Культурная система представлена дихотомией ИНД — КОЛ.

Выбор человеком одной СЭП из дихотомии характеризует его ведущую диспозицию во взаимоотношениях с людьми.

  • 1. АФФ — безоценочное поведение («Я стараюсь удовлетворить свои потребности»).
  • 2. АФН — оценочное поведение («Я стараюсь заслужить одобрение окружающих»).
  • 3. УНИ — преимущество когнитивной оценки по сравнению с ценностной и моральной. Оценка личности вне зависимости от принадлежности к общности («Мне безразлична моральная сторона отношений с людьми»).
  • 4. ПАР — преимущество моральной оценки перед когнитивной. Оценка личности на основе близости, принадлежности к той же общности («В своем поведении я ориентируюсь на моральные принципы взаимоотношений»).
  • 5. ИНД — преимущество когнитивно-различительных эталонов во взаимоотношениях («Я учитываю только свои интересы»).
  • 6. КОЛ — преимущество коллективных моральных эталонов («Я учитываю интересы окружающих»).
  • 7. КАЧ — отношение к объекту как к комплексу качеств. Взаимные ожидания конформизма и согласия.
  • 8. РЕЗ — отношение к объекту как к комплексу деятельности. Взаимные ожидания успешности в деятельности.
  • 9. ДИФ — удовлетворение всех требований социального объекта, если они не противоречат другим обязанностям субъекта («Я стараюсь заслужить любовь людей»).
  • 10. СПЕ — удовлетворение только тех требований социального объекта, которые официально определены в отношениях между ними («Я стараюсь заслужить уважение окружающих»).

Взаимосвязь социальных эталонных переменных АФФ — КОЛ — ПАР — ДИФ — КАЧ означает «механическую солидарность» согласно Э. Дюркгейму (Е. Durkheim) или традиционную общность согласно Ф. Теннису (Е Tonnies). Взаимосвязь социальных эталонных переменных АФН — ИНД — УНИ — РЕЗ — СПЕ означает «органическую солидарность» согласно Дюркгейму или современное общество согласно Теннису.

Парсонс выделял четыре типа общества:

  • 1) адаптивный;
  • 2) аскриптивный;
  • 3) интегративный;
  • 4) системно-целевой.

Он разработал схему соответствия личностных и социальных взаимосвязей СЭП с типом общества.

Адаптивный тип общества. Ориентация личности, определяющая нормы взаимоотношений, строится на основе сочетания АФН — СПЕ. В этом случае отношения ориентированы на профессиональную компетентность личности. Важность придается инструментальным способностям, специальным нормам и санкциям. Самой важной является профессиональная система отношений. Ориентация общества, определяющая значение взаимоотношений, строится на основе сочетания УНИ — РЕЗ. Значение придается профессиональной репутации человека. Люди оценивают друг друга с точки зрения взаимной полезности. Парсонс рассматривал этот тип как идеальный. По результатам его исследований, система взаимоотношений в США близка этому типу.

Аскриптивный тип общества. Под аскрипцией Парсонс понимал сплав различных функций в одной. Ориентация личности, определяющая нормы взаимоотношений, строится на основе сочетания АФФ — СПЕ. Важно участие каждого человека в реализации целей системы. Люди эмоционально включаются в достижение целей, испытывают потребность в установлении взаимоотношений взаимной солидарности. Отношения строятся на основе консуматорных потребностей, то есть таких потребностей, в которых интерес к объекту основан на том, что он является источником удовлетворения потребности. Ориентация общества, определяющая значение взаимоотг: ношений, построена на сочетании ПАР — РЕЗ. Человек выступает как объект катексиса, что обеспечивает включение людей в единую систему взаимодействия. Значение придается взаимоотношениям, которые способствуют достижению целей системы. Доминирующей становится иерархическая система отношений. К обществу аскриптивного типа Парсонс относил СССР.

Интегративный тип общества. Ориентация личности, определяющая нормы взаимоотношений, строится на сочетании АФФ — ДИФ. Во взаимоотношениях важны лояльность, конформизм, полная вовлеченность в жизнь сообщества, сильная потребность в установлении межличностных связей и социальном признании. Ориентация общества, определяющая значение взаимоотношений, построена на основе сочетания ПАР — КАЧ. Общество оцениваетличностьсточки зрения идентичности в отношении общества. Во взаимоотношениях значение придается не результатам деятельности человека, а его лояльности в отношении сообщества, руководства. Большое значение имеет внешнее проявление солидарности. Обществом интегративного типа, по мнению Парсонса, была донацистская Германия.

Системно-целевой тип общества. Ориентация личности основана на сочетании АФН — ДИФ. У членов такого сообщества имеется высокая потребность в привязанности, нормативная обязательность во взаимоотношениях, потребность в уважении со стороны других. Ориентация общества, основанная на сочетании У НИ — КАЧ, придает значение участию человека в сохранении культурных ценностей, исполнению долга в отношении сообщества, проявлению уважения к людям. Важность придается сохранению культурных моделей и своевременной регуляции напряжений между людьми, профилактике конфликтов. К этому типу общества Парсонс относит Японию и Китай [44, с. 515−520J.

Опираясь на данную теорию, Л. Г. Почебут разработала методику «Социальные эталонные переменные» (СЭП), предназначенную для оценки взаимоотношений между людьми.

Бланк опросника СЭП.

Инструкция. Отметьте, пожалуйста, степень вашего согласия с предложенными высказываниями.

Оценку производите по шкале:

  • ? «совершенно не согласен» — 0 баллов;
  • ? «скорее согласен, чем не согласен» — 1 балл;
  • ? «согласен» — 2 балла;
  • ? «полностью согласен» — 3 балла.

№.

Утверждения.

Балл.

Я стараюсь удовлетворить любые свои потребности и желания, не принимая во внимание оценку окружающими моего поведения.

Для меня очень значима оценка окружающими моего поведения.

Чувство общности с членами коллектива важно для меня.

Я испытываю чувство неловкости и неудобства при необходимости поддерживать общность с членами коллектива.

Предъявлять к разным людям одинаковые требования несправедливо.

Я думаю, что справедливо предъявлять к разным людям одинаковые требования.

Для меня очень важны личностные качества другого человека, например честность, искренность, доброжелательность.

Для меня важно, что человек делает, каких результатов в работе он добивается.

Я довольно энергично реагирую на все жизненные проблемы.

Я предпочитаю выборочно реагировать на жизненные ситуации.

Мне кажется, жесткий контроль над своими потребностями ограничивает свободу.

Я думаю, что человек должен всегда жестко контролировать свои потребности, сдерживать чувства.

Я стараюсь следовать девизу «Один за всех, и все за одного».

Девиз моей жизни: «Я один самостоятельно смогу справиться с любыми проблемами».

При решении конкретных вопросов я обычно учитываю специфику ситуации и исхожу из частных, пригодных для данного случая критериев оценки.

При решении конкретных вопросов я исхожу из общих критериев оценки ситуации.

No

Утверждения.

Балл.

Я оцениваю людей на основе проявления качеств их личности.

Я оцениваю людей по результатам их деятельности.

От других людей я не жду, что они будут честно исполнять свои обязанности.

Я ожидаю от других людей, что они будут четко и грамотно выполнять свои обязанности.

В своем поведении я стараюсь следовать первому импульсу.

Я действую по принципу «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Я чувствую ответственность за свое поведение перед членами коллектива.

Я думаю, что абсолютно свободен в своем поведении по отношению к членам коллектива.

Я ожидаю, что члены коллектива при решении вопросов о моей судьбе (статусе, продвижении по службе) будут оценивать меня как своего, близкого им человека.

Я ожидаю, что члены коллектива при решении вопросов о моей судьбе будут исходить из обобщенных, универсальных критериев оценки, применимых и к своим, и к чужим.

Окружающие ожидают от меня проявления хороших человеческих качеств.

Окружающие ожидают от меня высоких результатов в деятельности.

Меня устраивает, когда начальник формулирует мне задание в общих чертах.

Мне нравится, что начальник формулирует мое задание четко, точно, определенно.

Я думаю, что первое впечатление о человеке или о событии является самым верным.

Мне кажется, что, прежде чем составить мнение о человеке или о событии, необходимо все тщательно обдумать.

Для меня очень важно, чтобы мои личные интересы сочетались с интересами окружающих людей.

Бланк опросника СЭП. Продолжение

№.

Утверждения.

Балл.

Я думаю, для человека важно удовлетворить свои личные интересы, не принимая в расчет интересы окружающих.

Для оценки каждого жизненного случая необходимо подобрать свой критерий, имеющий для меня особое значение.

Ко всем конкретным случаям я применяю одну универсальную шкалу оценки, имеющую значение для всех окружающих людей.

Мое отношение к человеку не зависит от результатов его деятельности.

Мое отношение к человеку основано исключительно на результатах его деятельности.

Я стараюсь активно включаться в любую возникшую ситуацию и лично участвовать в ней.

Я стараюсь активно включаться только в некоторые наиболее значимые для меня ситуации.

От других людей я ожидаю, что они будут свободно проявлять свои импульсивные реакции.

От других людей я ожидаю, что они должны контролировать свое поведение и соблюдать дисциплину.

Я ожидаю, что члены коллектива будут учитывать мои интересы.

Мне кажется, что члены коллектива совершенно не обязаны учитывать мои интересы.

Я думаю, что разных людей нужно и оценивать по-разному.

Я считаю, что к разным людям необходимо применять одни и те же критерии оценки.

Мне кажется, что человек достигает статуса в обществе исключительно благодаря своим личным качествам.

Человек достигает статуса в обществе на основе результатов своей деятельности (прошлых, настоящих, будущих).

Я считаю себя обязанным определять свое отношение ко всем людям и вещам.

Я обязан определять свое отношение только к некоторым значимым для меня людям и вещам.

Математическая обработка и анализ результатов проводятся на основе выраженности одной из противоположных парных переменных. Описание значения каждой СЭП представлено в нижеследующей таблице.

Таблица 7. Диспозиции взаимоотношений с людьми.

№.

СЭП.

Варианты диспозиций.

АФФ.

Безоценочное поведение. «Я стараюсь удовлетворить свои потребности».

АФН.

Оценочное поведение. «Я стараюсь заслужить одобрение окружающих».

УНИ.

Преимущество когнитивной оценки по сравнению с ценностной и моральной. Оценка личности вне зависимости от ее принадлежности к общности. «Мне безразлична моральная сторона отношений с людьми».

ПАР.

Преимущество моральной оценки перед когнитивной. Оценка личности на основе близости, принадлежности к той же общности. «В своем поведении я ориентируюсь на моральные принципы взаимоотношений».

ИНД.

Преимущество когнитивно различительных эталонов во взаимоотношениях. «Я учитываю только свои интересы».

кол.

Преимущество коллективных моральных эталонов. «Я учитываю интересы окружающих».

КАЧ.

Отношение к объекту как к комплексу качеств. Взаимные ожидания конформизма и согласия.

РЕЗ.

Отношение к объекту как к комплексу деятельности. Взаимные ожидания успешности в деятельности.

ДИФ.

Удовлетворение всех требований социального объекта, если они не противоречат другим обязанностям субъекта. «Я стараюсь заслужить любовь окружающих».

СПЕ.

Удовлетворение только тех требований социального объекта, которые официально определены. «Я стараюсь заслужить уважение окружающих».

Обработка результатов осуществляется по ключу. Преимущество в оценке одних или противоположных переменных характеризует диспозиционную структуру личности. Исследование системы СЭП показало кросс-культурные различия в диспозиционной структуре личности.

Ключ.

АФФ.

АФФ.

АФФ.

АФФ.

АФФ.

АФН.

АФН.

АФН.

АФН.

АФН.

КОЛ.

КОЛ.

КОЛ.

КОЛ.

КОЛ.

ИНД.

ИНД.

ИНД.

ИНД.

ИНД.

ПАР.

ПАР.

ПАР.

ПАР.

ПАР.

УНИ.

УНИ.

УНИ.

УНИ.

УНИ.

КАЧ.

КАЧ.

КАЧ.

КАЧ.

КАЧ.

РЕЗ.

РЕЗ.

РЕЗ.

РЕЗ.

РЕЗ.

ДИФ.

ДИФ.

ДИФ.

ДИФ.

ДИФ.

СПЕ.

СПЕ.

СПЕ.

СПЕ.

СПЕ.

Пример эмпирического исследования социальных эталонных переменных Мы провели специальное исследование социальных эталонных переменных, характерных для нашего общества. Цель исследования состояла в определении типа общества на основе изучения системы социальных эталонных переменных. Задачи исследования включали: оценить степень пригодности методики для изучения СЭП; изучить общность и различия в оценке социальных переменных разными группами населения. Разработанная нами методика была апробирована на 189 студентах гуманитарных вузов и окончательно оформлена с помощью технологии, предложенной Лайкертом. Предполагалось, что российское общество относится к аскриптивному типу. Отношения между людьми строятся по типу «эффективность—специфичность», а значение, которое придается в обществе этим взаимоотношениям, оценивается по типу «партикуляризм—результативность».

В исследовании приняли участие 766 человек. Из них 65% женщин, 35% мужчин, в возрасте от 18 до 72 лет. Социальный статус: творческие работники, бизнесмены, студенты технических и гуманитарных вузов, пенсионеры, сотрудники милиции и военные. Предложенные дихотомии социальных переменных респонденты единодушно оценили следующим образом.

  • 1. Аффективная нейтральность выше эффективности. Это означает, что в нашем обществе не одобряется, когда чувства влияют на ролевое поведение.
  • 2. Коллективизм выше индивидуализма. Люди оценивают себя как коллективистов.
  • 3. 11артикуляризм значительно выше, чем универсализм. Люди подчеркивают важность близких человеческих отношений в сравнении с официальными, нормативными.
  • 4. Люди предпочитают оценивать друг друга, но качествам личности, а не по результатам труда.
  • 5. Специфичность включения в ситуации взаимодействия преобладает над диффузностью. Люди стараются не вторгаться в частную жизнь и пытаются заслужить уважение друг друга.

Однако степень единодушия респондентов была неполной. Были выявлены статистически значимые на 0,05%-ном уровне различия в оценке СЭП в зависимости от пола. Хотя женщины и отмечают большую значимость аффективной нейтральности и коллективизма во взаимоотношениях, в сравнении с мужчинами они проявляют большую аффективность, индивидуализм и партикуляризм. Мужчины склонны к большей аффективной нейтральности, коллективизму и универсализму. В отношении дихотомий «качество—результат» и «диффузность—специфичность» значимых различий выявлено не было.

Статистически значимые различия проявились и в зависимости от возраста. В оценке своих взаимоотношений с людьми молодежь отличается от представителей среднего возраста большей эффективностью, индивидуализмом, партикуляризмом и специфичностью. С возрастом усиливаются аффективная нейтральность, коллективизм, универсализм.

В зависимости от социального статуса также обнаружены статистически значимые различия. Студентам свойственна оценка взаимоотношений между людьми с точки зрения индивидуализма, партикуляризма, специфичности. Сотрудники милиции и военные оценивают взаимоотношения как аффективно нейтральные, коллективистические, основанные на принципе универсализма и диффузные.

Анализ показывает, что система взаимоотношений в нашем обществе претерпевает изменения. Молодое поколение стремится к индивидуализму и специфичности в построении взаимоотношений с людьми. Старшее поколение отличается большим коллективизмом и диффузностью. С возрастом усиливаются аффективная нейтральность и универсализм в оценке социальных объектов.

Корреляционный анализ выявил обоснованность классификации Парсонса и репрезентативность нашей методики «СЭП». Социальные эталонные переменные представляют собой дихотомии. Они образуют с качествами из разных других дихотомий тесные взаимосвязи, что также подробно описывал Т. Парсонс.

Социальные эталонные переменные, свойственные российскому обществу.

Рис. 11. Социальные эталонные переменные, свойственные российскому обществу.

Социальные эталонные переменные, не свойственные российскому обществу.

Рис. 12. Социальные эталонные переменные, не свойственные российскому обществу: т— среднее значение. Максимальное значение равно 15 баллам Анализ значимости корреляционных связей выявил более тесные зависимости между показателями коллективизма, аффективной нейтральности, партикуляризма, оценки людей по качествам и диффузности. Индивидуализм теснее связан с эффективностью, специфичностью, универсализмом. В целом корреляционный анализ подтвердил обоснованность ряда эталонных переменных, соответствующего идеям Дюркгейма и Тенниса. Ряд коллективизма характеризует общность, или механическую солидарность. Ряд индивидуализма близок описанию общества, или органической солидарности.

Результаты исследования позволяют разделить социальные эталонные переменные на две группы (рис. 11,12). Первую группу, свойственную российскому обществу, составили переменные, имеющие более высокие средние значения и более тесные корреляционные взаимосвязи. Во вторую группу вошли переменные, не характерные для взаимоотношений в российском обществе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой