Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

«Глобальная» медиасреда и ее влияние на социум

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует подчеркнуть, что семиотическое строение звукозрительного ряда осталось неизменным, то есть ТВ свидетельствовало не о появлении нового «языка», а об изменении направленности развития старого языка под воздействием новых форм его использования обществом. Таким образом, техника оказывает воздействие на язык экрана как бы по двум направлениям. С одной стороны, воздействие прямое… Читать ещё >

«Глобальная» медиасреда и ее влияние на социум (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Аудиовизуальные коммуникации и экранная культура

Одним из феноменов XX века, оказавших влияние на социально-культурные процессы во всех регионах мира, стала экранная культура.

Изобретение в 1895 году кинематографа и стремительное распространение его, затем телевидения, видео, персональных компьютеров, Интернета, опыт разработки художественных возможностей цветомузыки, различного рода звукозрительных представлений, опосредованных новейшими техническими средствами, расширяющееся внедрение новых технологий во все сферы культуры и быта, вплоть до виртуальной реальности, охватывающей сферу досуга, — все это разновидности единого целого — экранной культуры.

На рубеже XX—XXI вв.еков стало очевидно, что аудиовизуальная коммуникация серьезно потеснила печатное слово, а экранные формы творчества постепенно сменили традиционные искусства либо служат новыми средствами их тиражирования.

Взаимодействуя со сложными и противоречивыми социальными процессами, экран сыграл решающую роль в демократизации культуры и в появлении ее новых форм. В результате изменилась социально-культурная ситуация в целом, трансформировалась медиасрсда — сначала на Западе, а затем и у нас.

Развитие аудиовизуальной коммуникации и экранных искусств представляет собой комплексную проблему, поскольку включает факторы и экономические, и технические (развитие новых информационных технологий), и социокультурные, художественные, которые, тесно переплетаясь между собой, приводят к непредсказуемым последствиям.

С понятием «экранная культура», как отмечает К. Э. Разлогов, связаны не только кино, телевидение и видео в их художественной форме. «Именно экран (в том числе и дисплей компьютера), вбирая в себя аудиовизуально-образные возможности кинематографа (а затем телевидения и видео), дополняя и трансформируя их, становится материальным носителем нового типа культуры во всех ее формах: информационной, художественной и научной»[1].

С теоретической точки зрения, экранная культура типологически соотносится с привычной нам письменной (книжной) культурой, с другой — является продуктом ее эволюции.

В книге, о чем бы она нам ни рассказывала, повествование вытягивается в книжную строчку, поскольку основано на «линейном языке» письменности. Появление на книжной странице иллюстрации являет уже новое качество этой страницы (и книги в целом). В данном случае линейный язык письменности сочетается с языком изобразительного искусства (визуального), приводит к рождению кинематографа, сумевшего передать реальную последовательность движений на плоском четырехугольнике экрана. «Ожившая» страница превратилась в экран, который затем с помощью телевидения пришел к нам в дом, став таким же предметом домашней культуры, каким уже давно является книга. Наконец, видеомагнитофон предоставил возможность более гибкой областной связи с экраном, нежели кинематограф или телевидение. Видеокассета — то же запечатление фрагмента мировой культуры, какое характерно для книги. Процесс совершенствования средств вычислительной техники приведет к тому, что персональный компьютер будет являть собой раскрытую книгу. Таким образом, культура компьютерной страницы есть не что иное, как трансформированная книжная культура, определенный итог эволюции книги.

Самым существенным является то, что компьютерная технология следует за технологией полиграфической, оказываясь тем самым необходимым логическим звеном в развитии культуры экранных технологий.

Принципиальная новизна экранных форм моделирования оборачивается качественно иными социокультурными измерениями компьютерной страницы. Это прежде всего возможность диалога с экранной книгой — возможность поразительная, неведомая ранее и потому все еще «чудесная». Принципиально важное для «компьютерной книги» и культурологически глубокое понятие «диалог», связанное с работами М. Бахтина, В. Библера и Ю. Лотмана, в отечественной литературе по информатике принято подменять не традиционным понятием «взаимодействие», а его невнятной калькой с английского «интерактивность». А между тем в зарубежной культурологии уже появилось понятие «полилога» (широкого обмена смыслами, значениями, в которые вступает каждый новый автор и каждый новый текст) и «интертекста» (взаимодействие между текстами), которые поднимают на качественно новую ступень бахтинскую полифонию. Компьютер, благодаря наличию информационных сетей, становится важнейшей составной частью глобального полилога, в перспективе — новым динамизированным способом существования самой медиакультуры.

Таким образом, дело не только в бурном развитии информационно-компьютерных технологий, а в том, что наряду с традиционными типами культуры, и прежде всего письменной, складывается новый тип культуры — экранная культура.

Настоящее призвание экранной культуры — открытие новых социокультурных ниш, освоение которых классической культурой невозможно как по технологическим причинам, гак и из-за традиционалистских форм мышления. Экранной культуре нет никакого смысла противостоять двум другим традиционным типам культуры. Более того, ей жизненно важно взаимодействовать с ними, ибо экранная культура может развиваться только в неразрывном контексте «трех культур», отрыв от которого грозит деформацией его становления и самосознания. Теперь становится ясным, что уже к имеющейся «культурной пирамиде» — традиционному образу мировой культуры — компьютерные технологии добавляют новое измерение.

Что же нового несет с собой экранная культура? Прежде всего, новый тип общения, основанный на возможностях свободного выхода личности в «виртуальное пространство». Так, например, электронные газеты доступны любому желающему: каждый может прочесть их и вступить в заинтересованный контакт.

Свободное распространение информации постепенно сделает мсдиапространство постоянным местом встречи людей, ищущих созвучие себе в бескрайнем информационном мире, позволит ощутить специфику многомерности разных культур, станет основой нового мышления.

Однако понятие «новое мышление» не сводится только к политическому или научному профилированию человеческого сознания. Новое мышление — это прежде всего ориентированность человека на саморазвитие. Именно поэтому для нового мышления органично срастание логического и образного, интеграция понятийного и наглядного, формирование интеллектуальной образности и чувственного моделирования.

Быстрота, гибкость, реактивность и глубина нового мышления уже начинают находить себе адекватную опору в развитом инструментарии компьютерной культуры. Однако эти качества могут стать гибельными для нашего сознания, если оно не обретет новых жизненных ценностей — адекватности миропонимания и осознанности личного действия.

Установление полноценной и насыщенной обратной связи с помощью экрана-полилога способно «развернуть» информированность каждого лицом к интеллектуальной жизни общества, к активному формированию культурной и социальной политики. Понятно, что экранная культура, интернациональная по своей природе, не может не быть «планетарной», общечеловеческой хотя бы потому, что «внутригосударственный» информационный космос столь же нелеп, как, скажем, «внутригосударственная» наука. Более того, подлинная информированность гражданина завтрашнего дня зиждется, прежде всего, на демократическом развитии информационных средств и сетей, на социальных и технологических гарантиях того, что мощный потенциал новых информационных технологий не будет использован в целях ведомственного монополизма и тоталитаризма.

Приоритетность экранной (или аудиовизуальной, или электронной) культуры возросла во всем мире. А всемирная паутина Интернета постепенно становится глобальным коммуникационным зеркалом-экраном жизни человечества.

Цифровая форма аудиовизуальной коммуникации постепенно приводит к конвергенции разного рода экранов в единый культурно-коммуникационный комбайн — телекомпыотер, экран которого может почти бесконечно расширяться без потери качества изображения, а звук — произвольно распространяться в пространстве. Да и сам экран находится на грани исчезновения, растворяясь в многомерной «виртуальной реальности». В начале третьего тысячелетия появилась «особая порода» людей, живущих более в виртуальном мире Интернета, нежели в мире реальном. А фантасты неутомимо наполняют нашу планету «киборгами» и «клонами».

И можно согласиться с К. Э. Разлоговым, что изучение аудиовизуальной культуры в настоящее время ведется крайне неравномерно и разрозненно. Приоритет отдается тем явлениям, которые могут быть вписаны в традиционные системы, к примеру «кино как искусство», ТВ как форма журналистики, видеоклипы как новая форма музыкального искусства, экран как часть рекламного бизнеса и PR-кампаний и т. п.[2].

Однако все это — звенья одной цепи — аудиовизуальные коммуникации, которые являются важнейшей составляющей современной медиакультуры.

У экранной (электронной) культуры свой «язык», своя «знаковая» система, тесно связанная с техникой. Ведь аудиовизуальная коммуникация — это совокупность новых явлений: творческих и технических. Экранное творчество сегодня — это не только кино, но и разные формы телевидения (эфирного, кабельного, спутникового), это видеокассеты и CD-ROMbi, дисплей компьютера и т. д. И «язык» — знаковый, семиотический потенциал — у всех этих принципиально разных (с точки зрения техники) аудиовизуальных коммуникаций в общем-то один, несмотря на существование индивидуальных особенностей (к примеру, у кино — большой экран, у ТВ — эффект прямого, непосредственного общения, у видео — электронные спецэффекты, симулякры и т. д.)[3].

Сторонники абсолютизируемой «специфики телевидения» на первых порах придавали первостепенное значение технике прямого репортажа, то есть с места событий. Но дальнейшее развитие показало, что превалирование «прямых передач» было следствием не столько технического прогресса, сколько технической слабости раннего телевидения. С появлением методов видеозаписи они стали редкими исключениями на малых экранах, сохранив принципиальное значение как момент расширения общего диапазона экранной коммуникации.

Следует подчеркнуть, что семиотическое строение звукозрительного ряда осталось неизменным, то есть ТВ свидетельствовало не о появлении нового «языка», а об изменении направленности развития старого языка под воздействием новых форм его использования обществом. Таким образом, техника оказывает воздействие на язык экрана как бы по двум направлениям. С одной стороны, воздействие прямое, непосредственное, расширяющее «общий диапазон» изобразительно-выразительных средств, среди которых общество и каждый коммуникатор в отдельности отбирают наиболее полно соответствующие конкретным задачам общения или распространения информации. С другой стороны, косвенное, опосредованное развитие новых форм социального функционирования экрана. Если в годы монополии кино на экранное творчество развитие киноязыка определялось в первую очередь необходимостью решения специфически художественных задач, то с приходом телевидения здесь возобладали общекоммуникативные процессы, что привело к стабилизации семиотических механизмов, известной заторможенности их общего развития (особенно по контрасту с поисками экспериментаторов). В более или менее отдаленном будущем футурологи уже видят перспективу непосредственного экранного двустороннего и многостороннего общения, что придаст аудиовизуальной сфере еще большее функциональное сходство с естественным языком и будет способствовать фиксации языковой нормы экрана.

Если «язык» относится исключительно к сфере культуры, то социальное функционирование складывается в результате взаимодействия культуры и экономики, а техника зависит от экономики и информационно-компьютерных технологий. Причем, что самое важное, взаимодействие между каждой парой элементов носит двусторонний и диалектический характер.

В теоретическом плане здесь особо важно то, что новые технические средства перевели в ранг второстепенных те различия между кино и телевидением, на которых покоилась научная традиция их кардинального разграничения как двух чуть ли не противоположных систем коммуникации. Звукозрительный комплекс вновь обрел целостность. А в перспективе появится голография и формы двусторонней телевизионной связи, которые будут все более приближать потенциал аудиовизуального общения к универсализму естественного языка.

Не случайно под термином «фильм» сегодня понимается любая форма записи изображения в движении вне зависимости от ее материального носителя. Такой широкий подход позволяет преодолеть искусствоцентризм, зачастую накладывающий свой отпечаток на любой анализ кинематографа, а также определить, с одной стороны, удельный вес и значение художественных явлений в широком коммуникативном диапазоне звукозрительного ряда, а с другой — место кино и системы аудиовизуальной коммуникации в целом.

Достаточно очевидно, что широта распространения, массовость и доступность экранного творчества в большей мере характеризуют ныне телевизионное вещание, нежели сеть кинотеатров с ее более ограниченной аудиторией.

Рассмотрев таким образом специфику становления и развития экранной, то есть аудиовизуальной культуры, являющейся формой духовного (творческого) и материального (технического) производства, можно констатировать, что этот тип культуры, имеющий еще одно определение — электронная культура, лидирует в глобальном медиапространстве, оказывая существенное воздействие на социум. Среди наиболее «действенных» по степени влияния на аудиторию — телевидение, компьютерные технологии и развивающаяся сеть Интернет.

  • [1] См.: Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера / под ред. Г. П. Иванова и др. М., 2003. С. 11.
  • [2] См.: Основы продюсерства… С. 16.
  • [3] О знаковой системе и языке аудиовизуальных коммуникаций см. работыЖ. Бодрийяра, Ж. Делеза, Ж. Деррида, М. Кастельса, Ю. Кристевой, М. Маклюэ-на, К. Разлогова, В. Савчука, М. Ямпольского и др. 34
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой