Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Описание орнамента. 
Основные особенности исламского орнамента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отличительной чертой новых изделий из керамики было то, что глина, из которой они производились, содержала большое количество свинца и фритты, так называемого «стекловидного вещества». Этот факт выделял эти изделия на фоне остальной исламской керамики. Изделиям сначала придавали форму, затем наносили ангоб, а после обжига от руки или при помощи трафарета кистью наносился необходимый рисунок… Читать ещё >

Описание орнамента. Основные особенности исламского орнамента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Орнамент в Турции XV—XVII вв.

В ХV в. в город Изник становится новым центром по производству керамики. Турки создают государственные мастерские, в которых начинает формироваться «изникский» стиль. Производимая здесь керамика отличалась высоким качеством и в основном предназначалась для высших слоев общества, стремящихся окружить себя роскошью. Немного позднее керамическое производство появляется и в городе Кютахья.

Отличительной чертой новых изделий из керамики было то, что глина, из которой они производились, содержала большое количество свинца и фритты, так называемого «стекловидного вещества». Этот факт выделял эти изделия на фоне остальной исламской керамики. Изделиям сначала придавали форму, затем наносили ангоб, а после обжига от руки или при помощи трафарета кистью наносился необходимый рисунок. Трафареты обычно применялись при создании больших стеновых панелей, а также если требовалось сделать какую-либо конструкцию с повторяющимся изображением. После всех процедур изделие покрывали бесцветной глазурью, в составе которой количество магния и калия было очень низким. Iznik and Ottoman Ceramics. [Электронный ресурс]: URL: http://islamic-arts.org/2011/iznik-and-ottomanceramics/ (дата обращения: 23.04.2016 г.).

В этом периоде можно выделить отдельные этапы развития. На первом этапе имени султана Мехмеда II Завоевателя (1470−1481 гг.) керамические изделия выполнены в сине-белых цветах. В качестве орнамента наиболее распространены арабески и стилизованные цветочные мотивы См. Приложение 15. На втором этапе имени Баязида II (1481−1512 гг.) продолжает доминировать сине-белая расцветка изделий, но появляется отличительная черта — в композиции орнамента вплетается пустое, незаполненное белое пространство (так называемый ободок) См. Приложение 16. Osmanlэ Эmparatorluрu ve Iznik Cinisi. [Электронный ресурс]: URL: http://iznikea.com/osmanli-imparatorlugu-veiznik-cinisi (дата обращения: 25.04.2016 г.). Синий кобальт был основным цветом в декоративно-прикладном искусстве между 1480 и 1520 гг. Для создания различных оттенков пигмент разводили в большей или меньшей концентрации. Преобладал растительный орнамент, в особенности его разновидности руми (в честь Румского султаната) и цветочные мотивы под названием хатаи См. Приложение 17., которые появились благодаря влиянием китайскому искусству. Iznik and Ottoman Ceramics. [Электронный ресурс]: URL: http://islamic-arts.org/2011/iznik-and-ottomanceramics/ (дата обращения:23.04.2016 г.). На третьем этапе имени Сулеймана Великолепного (1520−1566 гг.) появляется бирюзовый цвет См. Приложение 18. В период между 1520 и 1530 гг. создается традиционные турецкие тюльпаны, также распространяются другие цветочные орнаменты, например, симметричные цветы (маргаритки). Становятся популярными и сцены из повседневной жизни, например, изображения кораблей, животных (змеи, львы), деревьев. Усиливается влияние Китая в изображении растений (винограда, лотоса, цветочных спиралей). На протяжении 1540−1550-х гг. происходит расширение используемой цветовой гаммы. Сначала это шесть цветов: синий кобальт, зеленый, бирюзовый, серый, фиолетовый и черный как контур. А затем появляется и кораллово-красный цвет, необычайно сложный для создания См. Приложение 19. Osmanlэ Эmparatorluрu ve Iznik Cinisi. [Электронный ресурс]: URL: http://iznikea.com/osmanli-imparatorluguve;

iznik-cinisi (дата обращения: 25.42 016 г.). Расширяется палитра зеленых оттенков: от темно-зеленого до оливкового. Этот период получает название «фаза Дамаска» благодаря розовато-лиловому цвету. Увлечение высших слоев османского общества к садоводству способствует обогащению орнаментальной композиции, с помощью новый растений — гвоздик, гиацинтов, фиалок. К XVII в. все чаще встречаются росписи с фигурами людей. Osmanlэ Эmparatorluрu ve Iznik Cinisi. [Электронный ресурс]: URL: http://iznikea.com/osmanli-imparatorluguve;

iznik-cinisi (дата обращения: 25.04.2016 г.).

Керамические изразцы активно применялись в декорировании дворцов и мечетей. Орнамент на керамических плитках для облицовки соответствовал орнаменту, который покрывал керамическую посуду. Основным был растительный орнамент — тюльпаны, гиацинты, розы, гвоздики. Узор выполнялся в той же цветовой гамме. Изобилие и разнообразие растительных мотивов на изразцах, использовавшихся для облицовки, можно проследить на таких примерах, как Голубая мечеть (мечеть Султана Ахмета) См. Приложение 20. и дворец Топкапы. Интерьеры Голубой мечети и дворца Топкапы обильно украшены изразцами, орнамент которых включает образцы всех трех этапов развития турецкого орнамента.

К концу XVII в. в орнаментальном искусстве Турции наступает постепенный упадок: все чаще используются трафареты, рисунок становится более грубым, теряя свою утонченность, композиции упрощаются. Веймарн Б. В. Указ. соч. С.110−112.

Таким образом, воплощением османского орнамента на керамических изделиях стали цветочные мотивы. Турецкий орнамент отличался декоративностью композиции и выразительными силуэтами. Также важным является обогащение цветовой палитры, и появление таких сложных для производства цветов, как кораллово-красный. Федорова З. С., Мусина Р. Р. Указ. соч. С. 86.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой