Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Знаки препинания в конструкциях с чужой речью

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Музыка, не упоминая ни о чём, может сказать всё (Илья Эренбург). 2. Мне на плечи кидается век-волкодав (Осип Мандельштам). 3. Стих — это та же музыка, соединённая со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутьё гармонии и ритма (Владимир Короленко). Но труд читателя в том и состоит, чтобы понять писателя и его произведения. И в заключение еще одна цитата. Как только вы поняли характер… Читать ещё >

Знаки препинания в конструкциях с чужой речью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Создавая тексты, пишущий нередко обращается к чужой речи. Передавать чужие слова можно разными способами. При цитировании необходимо заключать слова первоисточника в кавычки, а после в скобках указывать имя автора: «Язык — это путь цивилизации и культуры» (А. Куприн). Точка ставится не после кавычек, а после закрывающей скобки. Этот способ оформления чужой речи предпочтителен, если в цитату входит несколько предложений:

«Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует» (В. Ключевский).

Включенная в авторское предложение как один из его компонентов, цитата начинается со строчной буквы и выделяется кавычками, двоеточие при этом перед кавычками может и не ставиться:

Шутливое изречение Эмиля Кроткого «в книгах мы жадно читаем о тому на что не обращаем внимания в жизни» метко оценивает ситуацию современной литературы.

Стихотворная цитата записывается без кавычек с сохранением авторского деления на строки.

Однажды прочитав, я не могу забыть таинственные завораживающие поэтической магией строчки:

Ни о чём не нужно говорить,

Ни чему не следует учить,

И печальна так и хороша Тёмная звериная душа…

(О. Мандельштам) Прямая речь — это речь другого лица, включенная в авторский текст и воспроизведенная дословно. Конструкция с прямой речью позволяет прокомментировать чужие слова. Предложения с прямой речью предполагают две части: слова автора и собственно прямую речь. Слова автора могут стоять перед собственно прямой речью:

Рассуждая о творчестве в науке, Вернадский писал: «Всё, что мы знаем, мы знаем благодаря мечтам мечтателей, фантазёров и учёных-поэтов».

Прямая речь может предшествовать словам автора:

«Сначала убедись, а потом убеждай», — остроумно заметил Станиславский.

Слова автора могут прерывать прямую речь:

«Книга — великая вещь, — отмечал Александр Блок, — пока человек умеет ею пользоваться».

В случаях, когда необходимо передать речь нескольких человек, текст оформляется в виде диалога.

  • — Посмотрите, как хорошо у нас в комнате, — говорит Занавеска деревьям с улицы.
  • — Посмотрите, как хорошо у нас на улице, — говорит она комнатной мебели.
  • — Мы ничего не видим, — отвечают деревья.
  • — Нам ничего не видно, — отвечает мебель.
  • — Мы видим только тебя…
  • — Только тебя…
  • — Ну что вы, — смущается Занавеска, не такая уж я красивая…
  • (Ф. Кривин. Скромность) Если чужие слова приводятся в качестве эпиграфа, то они записываются без кавычек перед текстом после заголовка в правой части листа. Строкой ниже следует фамилия автора без скобок.

Легче быть рабом идеи, чем господином слова.

Дон-Аминадо Задания.

  • 1. Оформите конструкции с прямой речью. В первом предложении слова автора должны предшествовать прямой речи; во втором — следовать за ней, а в третьем — прерывать.
  • 1. Музыка, не упоминая ни о чём, может сказать всё (Илья Эренбург). 2. Мне на плечи кидается век-волкодав (Осип Мандельштам). 3. Стих — это та же музыка, соединённая со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутьё гармонии и ритма (Владимир Короленко).
  • 2. Расставьте знаки препинания в конструкциях с прямой речью.
  • 1. Время врачует раны отмечал Августин Блаженный. 2. Френсис Бэкон писал Время есть величайший из новаторов. 3. Продолжительность времени зависит от нашего настроения. Размеры пространства обусловлены нашим сознанием этот закон вывел китайский мыслитель Хун Цзычен. 4. По словам Зенона Китийского Время — это расстояние движения. 5. Вы говорите — время идет, безумцы — это вы проходите так говорит о времени Талмуд. 6. Шутливое замечание Г. Лихтенберга Общеизвестно, что четверть часика больше, чем четверть часа как нельзя лучше характеризует эту ситуацию. 7. Время — великолепный учитель писал Г. Берлиоз но, к сожалению, оно убивает своих учеников.
  • 8. Два величайших тирана на земле: случай и время иронизировал И. Гердер.
  • 9. Собственно говоря, лишь очень немногие живут сегодняшним днем замечал Д. Свифт Большинство готовится жить позднее. 9. Все суета сует и ловля ветра так Соломон поэтически осмыслил время.
  • 3. Первые три высказывания запишите как конструкции с прямой речью, располагая слова автора в начале, в середине и в конце предложения. Следующие три — в виде цитат, включенных в текст. Последние три афоризма оформите как эпиграфы.
  • 1. Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее (Д. Кабалевский). 2. Богатство русского языка неизмеримо, оно просто ошеломляет (К. Паустовский). 3. Язык — орудие мышления. Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (А. Толстой). 4. Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, ловок, послушен (А. Куприн).
  • 5. Золотая полка — это та, на которую ставятся любимые книги (Ю. Олеша).
  • 6. Жизнь книг… бывает подчас не только удивительной, но просто фантастической (К. Паустовский). 7. Любовь к книге —это древняя, проверенная временем, любовь человечества (Н. Смирнов-Сокольский). 8. Плохая книга хорошему не научит (пословица). 9. Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть (А. Чехов).
  • 4. Спишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания в конструкциях с прямой речью.

Великие о трудном

Научиться писать стихи нельзя так считал русский классик XX века Фёдор Абрамов. Загадка творчества, тайна писательского труда во все времена волновала лучшие умы человечества.

Творчество — это неотъемлемое свойство любого интеллектуального человека. Может быть поэтому Лихтенберг остроумно заметил у многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Писатель— это человек особенный, непонятный и нередко не понятый другими. Парадоксально по этому поводу высказался Василий Шукшин каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной.

Но труд читателя в том и состоит, чтобы понять писателя и его произведения. И в заключение еще одна цитата. Как только вы поняли характер самого писателя замечал Генри Лонгфелло понимание его творений не составит для вас никакого труда.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой