Трансформация психических процессов у человека в толпе
Процедура проведения исследования. Исследование проводилось в мае и сентябре 2000 года и проходило следующим образом. Во дворах РГПУ им. А. И. Герцена и СПбГУП проходили студенческие праздники. Играла бодрая музыка. Студенты находились в веселом настроении, пели песни, танцевали, кричали лозунги. Через два часа группа студентов 3 курса была неожиданно приглашена на занятия, которые проводились… Читать ещё >
Трансформация психических процессов у человека в толпе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Трансформация психических процессов у человека в толпе, по нашему мнению, связана с процессом социальной фасилитации.
Э. Аронсон приводит три объяснения возникновения этого феномена. Первое объяснение предполагает, что присутствие Других людей в толпе делает человека более настороженным, что и вызывает возбуждение нервной системы. Второе объяснение связано с тем, что люди озабочены тем, что о них подумают другие. Обеспокоенность оценкой заставляет нервничать человека и повышает его возбуждение. Третье объяснение сосредоточено на том, насколько отвлекающим может быть присутствие чужих людей (Аронсон, с. 293−294).
Мы считаем, что человеку в толпе трудно направлять внимание одновременно внутрь самого себя и вовне на окружающий мир. Раздвоенность внимания вызывает состояние конфликта, присутствие других приводит к состоянию настороженности. В результате действия этих факторов человек выбирает внешнюю, а не внутреннюю направленность сознания. Опираясь на эти положения, мы предположили, что человек, оказавшись в толпе, находящейся в определенном возбужденном состоянии, испытывает серьезные изменения в протекании психических процессов.
Для доказательства второй гипотезы нами было проведено специальное социально-психологическое исследование специфики протекания психических процессов человека, находящегося под влиянием особого эмоционального состояния толпы. Обнаружилось, что изучать психику человека в толпе практически невозможно. Так, на нашу просьбу измерить особенности внимания (по известному тесту на внимание) откликнулось 5 человек. Однако они смогли на бланке, где разбросаны цифры в случайном порядке, найти не более 3 цифр. Тест на запоминание также не дал никаких результатов. Человек в толпе не может быть объектом эмпирического исследования, так как его внимание сконцентрировано не на решении предложенной задачи. Окружающие люди являются главными объектами внимания.
Мы применили обходный маневр и стали изучать фактически последействие от пребывания в толпе. Известно, что у человека достаточно долго сохраняется то состояние возбуждения, которое он испытал, находясь в толпе.
Объектами нашего исследования были студенты трех Петербургских вузов. Были сформированы экспериментальная и контрольная выборки. В экспериментальную выборку вошли студенты 3 курса РГПУ им. А. И. Герцена (30 человек) и студенты 3 курса СПбГУП (26 человек). Контрольную выборку составили студенты 3 курса СПбГУ (20 человек).
Предметом исследования служили когнитивные и личностные характеристики людей, находящихся под влиянием психологии толпы.
Процедура проведения исследования. Исследование проводилось в мае и сентябре 2000 года и проходило следующим образом. Во дворах РГПУ им. А. И. Герцена и СПбГУП проходили студенческие праздники. Играла бодрая музыка. Студенты находились в веселом настроении, пели песни, танцевали, кричали лозунги. Через два часа группа студентов 3 курса была неожиданно приглашена на занятия, которые проводились в виде заполнения тестов. Занятия проводились в аудитории, выходящей окнами во двор, шум и веселье толпы были ясно слышны. Таким образом, в испытуемых постоянно поддерживалось то эмоциональное состояние, заряд которого они получили в толпе. Затем через две недели в спокойном состоянии, они заполняли предложенные тесты вновь.
Методы исследования: 1) тест АКТ-70, измеряющий «независимость-зависимость от поля», предложенный X. Уиткиным; 2) тест УСК, предложенный Е. Ф. Бажиным и др., измеряющий локус субъективного контроля; 3) тест «Склонность к риску», разработанный Г. Шубертом.
Во-первых, мы предполагали, что в состоянии возбуждения, возникшего под воздействием толпы, у испытуемых меняется когнитивный стиль, они становятся более зависимыми от поля. Стиль «зависимости — независимости от поля» определяется способом разрешения конфликта между зрительной и кинестетической афферентациями. Ориентация на зрительные сигналы трактуется как показатель высокой зависимости от поля. Ориентация на кинестетические сигналы выражает слабую зависимость от поля. В данном случае «независимость от поля» трактуется как помехоустойчивость, умение работать в ситуациях помех, стрессов, конфликтов.
Во-вторых, предполагалось, что в состоянии возбуждения, возникшего под воздействием толпы, у испытуемого снижается уровень субъективного контроля. Хотя уровень субъективного контроля является устойчивой характеристикой личности, состояние, которое возникает у человека в толпе, является настолько сильным, что способно повлиять и на личностные качества. В дальнейшем, избавившись от последействия толпы, уровень субъективного контроля возвращается к своим нормальным показателям.
В третьих, мы предполагали, что под влиянием толпы у человека повышается склонность к риску.
Результаты исследования показали различия между ответами испытуемых, находящихся под влиянием толпы, и их ответами в нормальном спокойном состоянии в течение практических занятий через две недели (табл. 2). Во-первых, у испытуемых под влиянием толпы возросла полезависимость, t-критерий между показателями полезависимости в состоянии, возникшем иод влиянием толпы, и в нормальном состоянии равен -3,719 и значим на 0,05 уровне. Это означает, что помехоустойчивость в толпе резко падает. Люди, в основном, ориентируются на зрительные сигналы, однако возможности объективного восприятия ситуации у них ограничены. Вовторых, наблюдается резкое снижение уровня субъективного контроля у экстерналов, t-критерий равен -2,709 и значим на 0,05 уровне. У интерналов различия в уровне субъективного контроля в толпе и в нормальном состоянии не значимы. Это означает, что под влияние толпы легче попадают люди с экстернальным локусом контроля. Люди с интервальным локусом контроля более устойчивы к влиянию толпы. В-третьих, в толпе у людей значительно возрастает склонность к риску, t-критерий равен +4,002 и значим на 0,05 уровне.
Таблица 2. Сравнение средних показателей психологических данных людей в толпе и в нормальной учебной ситуации.
Группы. | Экспериментальная группа. | Контрольная группа. | ||
Показатели | Средние значения показателей в толпе. | Средние значения показателей в норме. | t-критерий. | Средние значения в норме. |
Полезависимость. | 0,45. | 1,41. | — 3,72*. | 1,54. |
Экстернальность. | 5,87. | 12,64. | — 2,71*. | 10,5. |
Интернальность. | 40,85. | 43,70. | — 1,019. | 44,58. |
Склонность к риску. | 43,81. | 21,23. | +4,00*. | 20,64. |
* Звездочкой отмечена значимость t-критерия на 0,05%-ном уровне.
Диаграмма 1. Статистически значимые различия между показателями поленезависимости в нормальной ситуации и в толпе.
Диаграмма 2. Статистически значимые различия между показателями экстернальности в нормальной ситуации и в толпе.
Диаграмма 3. Статистически значимые различия между показателями склонности к риску в нормальной ситуации и в толпе.
Выводы:
- 1. Под влиянием толпы у человека возрастает полезависимость (ослабевает помехоустойчивость), внимание полностью сосредоточено на окружающих людях, их поведении и словах; ориентация на зрительные сигналы становится доминирующей.
- 2. У людей с экстернальным локусом контроля снижается чувство ответственности; на людей с интервальным локусом контроля толпа не оказывает такого решающего влияния.
- 3. Под влиянием толпы у людей повышается склонность к риску.
Следует отметить, что мы, изучая радостную, возбужденную толпу, получили соответствующие результаты влияния эмоций радости и возбуждения, наведенных толпой.