В научном познании используются два типа методов исследования. Во-первых, методы и приемы, которые используются и на уровне обыденного, и на уровне научного познания. Их называют общелогическими методами, поскольку они присущи человеческому познанию в целом. К ним относятся: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение и др. Во-вторых, научные методы исследования, которые подразделяются на методы эмпирического уровня исследования (наблюдение, измерение, описание, эксперимент) и методы теоретического уровня исследования (формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный, метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы исследования).
В чем сущность общелогических методов познания?
К общелогическим методам исследования относятся такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение.
Анализ — процедура мысленного (реального) расчленения исследуемого объекта, свойства предмета или отношений между предметными частями. Синтез — обратная анализу процедура, это соединение ранее выделенных частей (признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.
Индукция- такой метод познания, в котором общий вывод строится на основе частных предпосылок. Дедукция — способ рассуждения, посредством которого из общих посылок следует частное заключение.
Абстрагирование — такой прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и отношений. Выделенные свойства и отношения обозначаются особыми замещающими знаками, благодаря которым они закрепляются в сознании как абстракции (например, различные числа). Обобщение — прием мышления, устанавливающий общие свойства и признаки объектов. В процессе обобщения происходит переход от частного или менее общего понятия к более общему («клен» — «дерево» — «растение» — «живой организм»).
Аналогия- такой прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Как правило, в науке преобладают аналогии, почерпнутые из опыта лидирующих наук. Например, физика XVII в. способствовала формированию аналогий в гуманитарном и биологическом знании. По аналогии с часовым механизмом рассматривался и человек. В современной же ситуации биологические аналогии широко используются в технических науках.
Моделирование — такой метод познания, при котором изучение объекта (оригинала) осуществляется посредством создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя. Существуют материальные модели, которые являются природными объектами, подчиняющимися естественным законам, и идеальные модели, зафиксированные в знаковой форме. Так, в математике моделирование используется для доказательства непротиворечивости формальных систем.