Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Томас Браун. 
История психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1806 г. Браун начал частную врачебную практику, но, несмотря на профессиональные успехи, отдавал предпочтение занятиям философией и литературой. Дважды он пытался поступить на работу в колледж при Эдинбургском университете, но его кандидатуру отклоняли. Только из-за болезни его учителя, профессора Стюарта, в 1808 г. Браун стал преподавать в этом учебном заведении. Студентам нравились как его… Читать ещё >

Томас Браун. История психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В 1806 г. Браун начал частную врачебную практику, но, несмотря на профессиональные успехи, отдавал предпочтение занятиям философией и литературой. Дважды он пытался поступить на работу в колледж при Эдинбургском университете, но его кандидатуру отклоняли. Только из-за болезни его учителя, профессора Стюарта, в 1808 г. Браун стал преподавать в этом учебном заведении. Студентам нравились как его научные взгляды, так и манера преподавания, поэтому с 1810 г. он стал профессором Эдинбургского университета на постоянной основе. Он много работал над изложением своей философской доктрины, хотя его взгляды встречали сопротивление в научных кругах. Это несомненно подрывало и без того слабое здоровье Брауна. И в 1820 г. во время поездки в Лондон Браун уме]). Его друг и биограф Дэвид Уэлш после смерти Брауна издал его труды «Философия человеческого ума» и «Лекции по философии человеческого ума» (1820). Впоследствии в Англии и США его работы переиздавались 19 раз, но в настоящее время практически забыты.

Философское учение. Концепция Брауна занимает промежуточное положение между концепциями ранней шотландской философской школы (Д. Юм) и поздним ассоцианизмом (Дж. С. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер). Он продолжал линию Юма и Беркли в том, что касается положения о внутренних способностях души безотносительно к наличию внешнего мира. Таким образом, объективная реальность при познании психического мира должна быть вынесена за скобки, а сознание может быть познано исключительно интроспективно. В концепции Брауна в связи с таким пониманием соотношения внешнего мира и внутреннего были разграничены понятия «ощущение» и «восприятие», что характерно для шотландской школы, например для его предшественника Томаса Рида. В основе психической жизни лежит восприятие, не сводимое к комплексу ощущений, которым вызывается, а которое строится, но внутренним законам сознания. В дальнейшем эти идеи будут иметь продолжение в «ментальной химии» Дж. С. Милля, а также переформулированы гештальт-психологами, которые в качестве основы формирования образов восприятия выдвинут принцип гештальта.

Для различения своей теории с концепцией Гартли Браун вместо понятия «ассоциация идей» вводит понятие «суггестия», обозначающее образ восприятия, не зависящий от действия нервной системы и описывающий исключительно психологический феномен. Тем не менее, Браун не отрицал наличие ощущений, и в первую очередь мышечных, которые дают впечатление реальности внешнего мира. Браун критиковал механический принцип объединения суггестий, поскольку, рассуждая таким образом, невозможно объяснить творческое мышление и воображение. Связи элементов сознания не могут быть поняты, исходя только из пространственной близости (смежности), для объяснения возникновения новых идей он использует принципы сходства и противоположности, которые не выводимы из опыта. Так, Браун пришел к выводу, что существуют первичные и вторичные закономерности связи суггестий. Первичные закономерности присущи сознанию изначально, к ним относятся: смежность, сходство и контраст. На основании первичных закономерностей соединения суггестий формируются вторичные законы: частоты, новизны, длительности первоначального ощущения, конституциональных различий между индивидами и т. д. Вторичные законы суггестий объясняют ход возникновения суггестий (направление образования ассоциаций) в том или ином ключе.

Обобщая идеи Томаса Брауна, можно сказать, что он вернул ассоциативную психологию в русло ассоциаций психических образов без привязки их к нервному субстрату, а также вывел из жестких рамок механического детерминизма в объяснении взаимосвязей между образами и идеями в сознании.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой