Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблемы исследования психических состояний

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экстрасенсорные способности (экстрасенсорный буквально — сверхчувственный) — это способности воспринимать и принимать к сведению информацию, обыкновенно не доступную для подавляющего большинства людей, а также оказывать воздействие на объекты живой и неживой природы посредством достоверно не изученных еще в науке механизмов. В этом смысле целесообразно говорить об экстрасенсорном восприятии… Читать ещё >

Проблемы исследования психических состояний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цели и задачи главы

Цель главы в том, чтобы на примере трех относительно самостоятельных направлений продемонстрировать актуальность темы научного и практического исследования психических состояний, поиска достоверных методов их изучения. Все три темы демонстрируют необходимость развития способностей людей управлять своими состояниями, способностей к восприятию себя и мира.

Рекомендации по самостоятельному изучению главы

Обратите внимание на логику, благодаря которой в том или ином направлении исследований оказывается возможным выделить адекватные методы и в итоге сделать обоснованные выводы. Возможно, анализ указанных проблем и предложенные методы вдохновят вас на самостоятельный научный поиск, результаты которого будут по-настоящему полезны людям.

Проблема достоверного выявления экстрасенсорных способностей

Исследования в области психологии состояний и простые житейские наблюдения показывают, что те или иные способности в большей степени проявляют себя в одних психических состояниях и меньше в других. Так, наилучшие результаты в спорте (и при этом без травм) можно получить только в оптимальном боевом состоянии, стихи пишутся при наличии вдохновения, сложная операторская работа требует ясного и четкого внимания и т. д. В состоянии раздражения трудно находить общий язык с людьми, при сильном утомлении крайне сложно сосредоточиться. Ясно, что каждое состояние можно рассматривать как целый комплекс специфических ресурсов, которые можно использовать, произвольно вызывая данные состояния.

Удивительно, но при определенной мотивации человек оказывается способен входить в такие состояния, которые позволяют применять скрытые и не используемые ранее способности. Например, чувствительность к неадекватному раздражителю.

Существует масса достоверно зафиксированных и описанных феноменов, научного объяснения которым пока не найдено. Среди таких феноменов для познания возможностей человека особое значение имеют так называемые экстрасенсорные способности (например, «кожное зрение»[1], влияние на рост и развитие биологических систем — от бактерий до высших животных и человека, диагностика и лечение патологий и т. д.). На данный момент не существует методов, позволяющих раскрыть механизмы этих явлений, однако значение их для жизни человека, общества и государства настолько велико, что заставляет искать, создавать методы их изучения.

Механизмы работы экстрасенсорных способностей не изучены потомуу что не разработаны сами методы, позволяющие это делать, а методы не созданы по причине теоретических ограничений, которые исследователи вынуждены накладывать на сами процедуры познания, в первую очередь из-за проблем с набором фактологической базы, необходимой для формирования новых объяснительных гипотез в науке.

На этапе набора фактологической базы особое значение приобретают методы простой достоверной фиксации указанных феноменову самого факта наличия или отсутствия экстрасенсорных способностей, методы замера степени развития этих способностей, их «силы», методы выявления их специфической направленности (у одного получается читать руками, другой может диагностировать заболевания). Дополнительные трудности создания адекватных методов обусловлены слабой воспроизводимостью, спорадической, спонтанной повторяемостью самих эффектов экстрасенсорных способностей (у одного и того же человека в один день может получаться читать руками, а в другой день — нет, и объяснения этим флуктуациям способностей также пока не найдено).

Кроме чисто научного аспекта проблемы выявления экстрасенсорных способностей существует и не менее значимый социальный или, скорее, медицинский аспект, поскольку традиционно одним из главных аспектов применения таких способностей была и остается целителъская практика. Методы нетрадиционной медицины в той или иной степени признаются официальной медициной, а специалисты в этой области (целители) допускаются к лечению больных. В связи с этим возникает целый ряд серьезных вопросов (выделим здесь только наиболее существенные):

  • ? Как отличить целителя от шарлатана (и гем самым уберечь больного от возможного обмана и вреда для здоровья)?
  • ? На каком основании допускать (сертифицировать) целителя до медицинской практики?
  • ? Как выявить специфическую направленность (эффективную специализацию) целителя.
  • ? Как обеспечить экологичность работы целителя в отношении физического и психического здоровья пациента и самого целителя?

В настоящее время актуальность набора фактологической базы для научных исследований экстрасенсорных способностей умножается на актуальность поиска решений указанных проблем внедрения и развития целительской практики, предполагающей использование экстрасенсорных способностей.

В настоящем разделе пособия мы осуществляем попытку создания системы методов выявления экстрасенсорных способностей, их количественной и качественной оценки, а следовательно, предлагаем инструментарий создания необходимой для научных исследований фактологической базы изучения экстрасенсорных способностей, в т. ч. определения таковых способностей у потенциальных целителей[2]. При этом, конечно же, остается открытым вопрос о связи положительных результатов в методах выявления экстрасенсорных способностей с результатами целительской практики. Однако эта задача уже выходит за рамки данного пособия.

Определения ключевых понятий

Экстрасенсорные способности (экстрасенсорный буквально — сверхчувственный) — это способности воспринимать и принимать к сведению информацию, обыкновенно не доступную для подавляющего большинства людей, а также оказывать воздействие на объекты живой и неживой природы посредством достоверно не изученных еще в науке механизмов. В этом смысле целесообразно говорить об экстрасенсорном восприятии и экстрасенсорном воздействии. К экстрасенсорным способностям традиционно относят: целительство, кожное зрение, телекинез, левитацию, чтение мыслей, передачу мыслеобразов на расстоянии, бесконтактные приемы в боевых искусствах, биолокацию и мн. др.

Методы выявления экстрасенсорных способностей — это способы достоверной фиксации феномена (проявления) экстрасенсорных способностей.

Критерий классификации методов выявления экстрасенсорных способностей. Поскольку, как уже говорилось, механизмы экстрасенсорных способностей еще не выявлены, мы вынуждены провести классификацию методов не по механизму, а по объекту экстрасенсорного восприятия или воздействия.

Классификация методов. В данном пособии все методы выявления экстрасенсорных способностей объединены в три группы методов, различающихся по объекту воздействия:

  • 1) группа физико-химических методов. Особенностью данных методов является работа с неживыми объектами — различными материалами, средами, растворами, физическими состояниями вещества и полями, процессами и характеристиками материальных объектов. Примеры: фиксирование изменений в электропроводности воды; изменений оптической проводимости коллоидных растворов; изменений скорости коррозии металла; фиксирование изменений в электропроводимости кожи (электрокожной проводимости, электрического сопротивления кожи) и др.;
  • 2) группа биолого-физиологических методов. Особенностью данных методов является работа с живыми объектами — различными простыми и сложными организмами, биохимическими и физиологическими процессами и функциональными состояниями. Примеры: фиксирование влияния на рост и размножение бактерий; на фенотипические характеристики мальков рыб; на артериальное давление; на частоту сердечных сокращений; на мозговую активность; на скорость реакции и др.;
  • 3) группа психологических и социально-психологических методов. Особенностью данных методов является работа со сложными психологическими и социальными объектами — людьми и группами, их психическими процессами и состояниями. Примеры: фиксирование феномена «кожного зрения»[3].

Испытуемый — человек, чьи способности выявляются, фиксируются специальными процедурами — методами.

Подопытный — человек, имеющий медицинский допуск (справку о здоровье и вменяемости), добровольно и письменно согласившийся принять участие в эксперименте для целей фиксирования влияния на функциональные системы организма человека.

Экспериментатор — человек, организующий методы выявления экстрасенсорных способностей, обеспечивающий корректность фиксирования результатов.

Основные требования к методам выявления способностей

  • 1. Методы выявления способностей должны позволять давать количественную и качественную оценку способностям.
  • 2. Схемы экспериментов должны соответствовать научным требованиям (слепой метод[4] и двойной слепой метод[5], принцип использования контрольной группы/выборки, принцип контроля переменных — влияющих факторов и условий, принцип достаточного количества проб для применения статистических методов математической оценки результатов).
  • 3. Методы выявления экстрасенсорных способностей должны быть разделены на методы выявления способностей к экстрасенсорному восприятию и методы выявления способностей к экстрасенсорному воздействию.
  • 4. Методы выявления способностей должны представлять собой систему таких квалификационных испытаний, которые позволяют выявить экстрасенсорные способности, если таковые у испытуемого наличествуют.
  • 5. Методы выявления способностей должны быть по возможности автоматизированы и построены на приборной основе, по максимуму исключающей влияние «человеческого фактора».
  • [1] Историческая справка [12]: в 1973 г. на страницах журнала «Вопросы философии» (1973, № 9) выступили четверо ведущих психологов нашей страны: профессорВ. П. Зинченко, академик АПН СССР А. Н. Леонтьев, член-корреспондент АПНСССР Б. Ф. Ломов и академик АПН СССР А. Р. Лурия, которые совершенно определенно заявили: «…Учет результатов многочисленных проверок, аналогичные случаи, наблюдавшиеся за рубежом и совсем недавно в Москве, дают основание заключать, что такое явление, т. е. „кожное зрение“, действительно существует и требуетвнимательного изучения. Правда, относительно его механизмов пока трудно делатьсколько-нибудь определенные заключения». (В компетентности этих ученых никтов здравом уме сомневаться не будет. Однако прошло уже почти полвека, а проблемаостается нерешенной. — В. Е. Л.).
  • [2] Автор настоящего пособия выражает огромную благодарность известномув России исследователю экстрасенсорных способностей, радиоинженеру и парапсихологу Виктору Вениаминовичу Варакину, на занятиях и в лабораториях которого на протяжении целого ряда лет удавалось лично наблюдать многие из описанных в данном разделе экстрасенсорных феноменов («кожное зрение», эффектКирлиан, целительство, телепатия и мн. др.). Опыт совместной работы бесценен.
  • [3] Здесь мы опираемся на исследования уральской группы ученых: психологовА. С. Новомейского, Н. Г. Свининой, Н. Н. Судакова, Д. К. Гилева, физиологов С. Н. Добронравова, Я. Р. Фишелева, благодаря работам которых исследователи могут использовать целую группу апробированных методов, посвященных феномену «кожного зрения». Подробнее об исследованиях уральской группы см. в специальной работе [ 12].
  • [4] Слепой метод — испытуемые не посвящаются в важные детали проводимогоисследования. Метод применяется для исключения субъективных факторов, которые могут повлиять на результат эксперимента.
  • [5] Двойной слепой метод — не только испытуемые, но и экспериментаторы остаются в неведении о важных деталях эксперимента до его окончания. Двойной слепой метод исключает неосознанное влияние экспериментатора на испытуемого, а также субъективизм при оценке экспериментатором результатов эксперимента.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой