Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование экологических общественных отношений в 1969-1988 годах

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие эколого-правового регулирования привело к дифференциации законодательства по сферам экологопользования. С принятием в 1968 г. Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, включавших в себя правило о том, что горные, лесные и водные отношения должны регулироваться специальным законодательством Союза ССР и союзных республик (ч. 2 ст. 2), в стране началось общесоюзное… Читать ещё >

Правовое регулирование экологических общественных отношений в 1969-1988 годах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие эколого-правового регулирования привело к дифференциации законодательства по сферам экологопользования. С принятием в 1968 г. Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, включавших в себя правило о том, что горные, лесные и водные отношения должны регулироваться специальным законодательством Союза ССР и союзных республик (ч. 2 ст. 2), в стране началось общесоюзное законотворчество по приданию этим отраслям соответствующего самостоятельного статуса. Вскоре были приняты Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик (1970), Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах (1975), Основы лесного законодательства Союза ССР и союзных республик (1977). В 1980 г. были приняты два союзных закона: «Об охране и использовании животного мира» и «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии с Основами во всех союзных республиках были приняты земельные, водные, лесные кодексы и кодексы о недрах, а в РСФСР — законы «Об охране и использовании животного мира» (1982) и «Об охране атмосферного воздуха» (1982).

В начале 1970;х гг. правительство осуществило меры, оказавшие определенное влияние на экологизацию хозяйственной и общественной жизни в стране: в составе министерств и ведомств были выделены подразделения по обеспечению экологизации производственной деятельности подведомственными предприятиями, распределена компетенция по обеспечению охраны окружающей среды между ведомствами и произведено соответствующее финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных работ и т. п. (см. постановления Верховного Совета СССР от 20.09.1972 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов», от 17.06.1977 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны лесов и рациональному использованию лесных ресурсов», от 03.07.1985 «О соблюдении требований законодательства об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов»).

С введением в действие Конституции СССР 1977 г. охрана окружающей среды получила конституционный статус (ст. 18, 42) и стала конституционной обязанностью советских граждан (ст. 67), а с закреплением соответствующего положения в законе о трудовых коллективах эта обязанность стала также неотъемлемой частью деятельности последних.

В 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС1 и Совета Министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране», в котором экологические отношения и важнейшие экологические термины («экологическая безопасность страны» и др.) были легализованы.

Одновременно произошло развитие природоресурсовых отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, воздушного и фаунистического). Они обогатились значительным числом специальных нормативных правовых актов. Предусматривались и дифференцированные меры ответственности за нарушения. Так, в 1985 г. был введен Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, где определялись около 50 составов административных правонарушений в области экологопользования (ст. 47, 48, 50—58). Дифференциация правового регулирования выявила главное противоречие — разрозненное правовое обеспечение целостной экологической системы страны. Возникла тенденция к объединению разрозненных отраслей права (земельного, горного, лесного, водного и др.) в интегрированную отрасль — природоресурсовое право. В 1975 г. оно стало преподаваться в правовых вузах в качестве учебной дисциплины; были изданы соответствующие учебные пособия[1][2].

Таким образом, на втором этапе развития правового регулирования экологических общественных отношений произошли расчленение экологического права на отдельные отрасли и интеграция этих отраслей на новой основе.

  • [1] Центральный комитет Коммунистической партии Советского Союза — ЦК КПСС.
  • [2] См., например: Ерофеев В. В. Советское природоресурсовое право. М., 1983;Вовк Ю. А. Советское природоресурсовое право и правовая охрана окружающей среды. Общая часть. Харьков, 1988; Советское природоресурсовое право и правовая охрана окружающей среды. Особенная часть. Харьков, 1988.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой