Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К таким же вопросам отнесены: организация и функционирование правоохранительных органов, метеорологической службы, статистической отчетности, утверждение государственных наград и почетных званий Российской Федерации, а также следующие отрасли законодательства: уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное… Читать ещё >

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации осуществляется в ст. 71−73 Конституции РФ.

В соответствии со ст. 71 к исключительному ведению Федерации отнесены вопросы, которые носят общий характер и обеспечивают единство государства. Все эти полномочия по предметному признаку могут быть объединены в группы.

В сфере государственного строительства к ведению Федерации относятся следующие вопросы: принятие и изменение Конституции РФ, прием новых субъектов в состав Федерации, утверждение изменений границ между субъектами, установление системы федеральных органов власти, их формирование и некоторые другие.

В социально-экономической сфере к ведению Российской Федерации отнесены определение правового режима федеральной государственной собственности и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического, национального развития России и другие вопросы. К ведению Российской Федерации отнесены также: установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, вопросы формирования и деятельности федеральных экономических служб, включая федеральные банки. Российская Федерация устанавливает федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. Федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе также регулируются Российской Федерацией.

Самостоятельную группу образуют полномочия Российской Федерации в сфере внешних сношений и обороны страны: внешняя политика и международные отношения России, оборона, безопасность и другие вопросы.

Вопросы обороны и охраны границ: оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа страны отнесены к исключительному ведению Российской Федерации.

К таким же вопросам отнесены: организация и функционирование правоохранительных органов, метеорологической службы, статистической отчетности, утверждение государственных наград и почетных званий Российской Федерации, а также следующие отрасли законодательства: уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное.

Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах проявляется суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.

Статья 72 Конституции РФ устанавливает сферу совместной компетенции Российской Федерации и субъектов РФ. Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов.

По предметам совместного ведения могут издаваться федеральные законы и законы субъектов РФ, указы Президента РФ и акты президентов и глав администраций субъектов РФ, постановления Правительства РФ и акты исполнительной власти субъектов РФ. Регулирование вопросов совместного ведения требуют не жесткой централизации, а лишь законодательного установления основ со стороны федеральных органов государственной власти.

Назовем некоторые вопросы совместного ведения в области государственного строительства и защиты прав и свобод: обеспечение соответствия нормативных актов субъектов РФ федеральному законодательству, защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; установление общих принципов организации местного самоуправления и системы органов государственной власти.

В области экономики и социального развития к совместному ведению отнесены: разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, природными ресурсами; природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

К совместному ведению отнесены такие отрасли права, как административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

В Конституции РФ не закрепляются полномочия, относящиеся к сфере исключительного ведения субъектов. Отмечено, что они находятся вне пределов исключительного ведения Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Статья 73 Конституции РФ Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой