Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственно-правовой статус прокуратуры в российской федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-четвертых, прокурорский надзор носит широкоохватывающий надведомственный характер, он распространяется, как уже отмечалось, на федеральные органы исполнительной власти, органы представительной и исполнительной власти регионального и муниципального уровней, государственные и негосударственные органы (организации, учреждения, предприятия), общественные организации. В сфере прокурорского надзора… Читать ещё >

Государственно-правовой статус прокуратуры в российской федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • • сущность прокурорского надзора как вида государственной деятельности;
  • • историю становления и развития прокуратуры в России;
  • • эволюционные преобразования в системе органов прокуратуры и полномочиях прокуроров в современной России;
  • • источники правового регулирования организации и деятельности прокуратуры РФ;
  • • особенности организации и деятельности прокуратуры в зарубежных странах;

уметь

  • • определять роль и место прокуратуры в государственно-правовой системе РФ;
  • • сформулировать концептуальные положения развития прокуратуры РФ;

владеть навыками

• определения перспектив дальнейшего развития правового статуса прокуратуры РФ.

Сущность прокурорского надзора как вида государственной деятельности

Прокурорский надзор — вид государственной деятельности, осуществляемый исключительно органами прокуратуры и выражающийся в проверке соблюдения Конституции РФ и действующих на территории РФ законов присущими прокурорам правовыми средствами надзора.

Прокуроры следят за тем, чтобы деятельность федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета РФ, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц, субъектов осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органов управления, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, общественных организаций и объединений и издаваемые (принимаемые) ими правовые акты соответствовали Конституции РФ и законам, действующим в Российской Федерации.

Надзорная деятельность прокуроров выражается в выявлении нарушений законов, установлении обстоятельств (причин, условий), способствующих их совершению, установлении виновных лиц, принятии установленных законом мер к устранению выявленных нарушений законов и способствующих им обстоятельств и привлечению к ответственности виновных лиц.

Из сказанного вытекают следующие принципиально важные выводы:

  • во-первых, прокурорский надзор — это самостоятельный, официальный, властно-публичный вид государственной деятельности, форма государственного контроля в сфере обеспечения законности, присущий только органам прокуратуры. Иными словами, эту деятельность не могут осуществлять никакие другие государственные и негосударственные органы, должностные и физические лица;
  • во-вторых, это специфический вид государственной деятельности, который проявляется в особенностях оснований проведения прокурорских проверок исполнения законов, методики их проведения, применения прокурорами актов прокурорского надзора (реагирования) на нарушения законов;
  • в-третьих, прокурорский надзор осуществляется от имени государства — Российской Федерации. Прокурор, осуществляя надзорную деятельность, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного, регионального или федерального уровня, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя интересы отдельных органов (организаций, учреждений, предприятий и др.), должностных и физических лиц в соответствие с интересами государства в целом;
  • в-четвертых, прокурорский надзор носит широкоохватывающий надведомственный характер, он распространяется, как уже отмечалось, на федеральные органы исполнительной власти, органы представительной и исполнительной власти регионального и муниципального уровней, государственные и негосударственные органы (организации, учреждения, предприятия), общественные организации. В сфере прокурорского надзора находятся и органы, наделенные функциями осуществления государственного (муниципального) контроля и надзора (финансового, экологического и иного).

Следует подчеркнуть, что прокуроры при осуществлении надзорной деятельности в соответствии с п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, во-первых, проводят проверки исполнения законов на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, и, во-вторых, они не подменяют иные государственные органы.

Отличие надзорной деятельности прокуратуры от контрольно-надзорной деятельности многочисленных органов федерального, регионального и муниципального уровней, которые представляют собой преимущественно исполнительную ветвь власти, состоит в том, что, обладая, как и последние административными полномочиями, т. е. правом требовать устранения выявленных нарушений законов и совершать иные обязательные действия, прокурор оперирует только ему присущими, предусмотренными федеральным законом правовыми средствами.

Прокуроры не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов и оценивают деятельность физических и юридических лиц (субъектов и объектов) прокурорского надзора только с позиций ее соответствия закону, поскольку на прокуроров возложены обязанности охраны единой законности.

Прав был В. И. Ленин, который говорил, что прокурорский надзор своим главным предназначением имеет установление «действительно единообразного понимания законности… несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям»[1].

Под термином «прокурорский надзор» обычно понимаются: а) специфический вид государственной деятельности; б) способ обеспечения законности; в) направление самостоятельной отрасли юридической науки — науки о прокурорской деятельности; г) учебная дисциплина. Все эти значения в той или иной мере будут рассмотрены в настоящем учебнике. Однако основное внимание будет уделено прокурорскому надзору как самостоятельному виду государственной деятельности, возложенному на прокуроров.

  • [1] Ленин В. И. Полное собрание сочинений: в 55 т. М., 1982. Т. 45. С. 198.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой