Проблемы и перспективы совершенствования системы управления государственной и муниципальной собственностью в РФ
Прогрессивная мотивация. В разрезе этого вопроса необходимо разработать механизм материальной заинтересованности в зависимости от полученного результата путем использования научно-обоснованной дивидендной политики, прогрессивной системы оплаты труда, системы социального обеспечения, защиты, страхования и т. п. Пренебрежение этим принципом привело к отрицательным результатам первых этапов… Читать ещё >
Проблемы и перспективы совершенствования системы управления государственной и муниципальной собственностью в РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Капитал, который функционирует в экономике, должен приносить владельцу доход. Не является исключением и государство (а также муниципальные образования), получающие доход от собственности, которая принадлежит указанным субъектам, в виде отчислений части прибыли, полученной государственными и муниципальными предприятиями, акционерными обществами, холдинговыми компаниями и другими субъектами хозяйствования, в уставном фонде которых государство (муниципальные образования) имеют свою долю. Следовательно, государственная и муниципальная собственность в данном случае выполняет и функцию пополнения доходной части бюджета. Поэтому государство и муниципальные образования должны быть заинтересованы в том, чтобы предприятия, принадлежащие им, эффективно функционировали, и это реализовывалось бы в прибыли этих предприятий.
Но предприятия, учреждения и организации, находящиеся в собственности государства (муниципальных образований), как правило, относятся к сферам, которые имеют стратегическое значение в развитии отдельных регионов или в общегосударственном развитии. К таким сферам относятся средства телекоммуникации и связь, транспорт, экологическая защита, фундаментальная наука, социальная сфера, производственная сфера, производство продуктов, обеспечивающих энергетическую независимость.
Учитывая стратегическое значение этих предприятий, величина прибыли не является значимым и единственным критерием в определении эффективности их деятельности. Наиболее значимым показателем здесь являются не экономическая целесообразность и эффективность, а социальный эффект, обеспечение независимости и развития государства и муниципальных образований.
Значительное сокращение государственного и муниципального сектора в экономике, которое происходит в последнее время, требует повышения эффективности функционирования данных видов собственности в контексте обеспечения социально-экономического роста регионов и страны в целом, реализации экологических, инновационных, образовательных и других программ.
Учитывая общие принципы управления государственной и муниципальной собственностью, по нашему мнению, можно определить следующие проблемы и перспективные направления их решения в современной системе управления указанными видами собственности.
- 1. Оценка результативности деятельности должна происходить с использованием критериев социальной (расходы на управление соотносят с благами, которые получит общество) и экономической эффективности.
- 2. Реализация принципа целевого подхода, который заключается в разработке стратегических целей с выделением основных и приоритетных. Стратегическая социальная цель заключается в создании материальных условий для устойчивого воспроизводства благ, которые должны удовлетворять социальные потребности общества. Общая экономическая цель — обеспечение устойчивости развития государственного сектора экономики. При реализации этого принципа необходимо, чтобы методы достижения поставленной цели определялись по каждому объекту собственности отдельно непосредственно вовлеченными менеджерами и утверждались уполномоченным государственным органом (органом муниципальной власти), который будет нести ответственность за достижение запланированного результата.
- 3. Прогрессивная мотивация. В разрезе этого вопроса необходимо разработать механизм материальной заинтересованности в зависимости от полученного результата путем использования научно-обоснованной дивидендной политики, прогрессивной системы оплаты труда, системы социального обеспечения, защиты, страхования и т. п. Пренебрежение этим принципом привело к отрицательным результатам первых этапов приватизации в стране. На наш взгляд, одним из факторов низкой социальной и экономической эффективности последней была неверная мотивация: вместо ориентации приватизаторов на достижение поставленной социальной и экономической цели, их поощряли за массовость и мгновенность процесса приватизации.
- 4. Социальная и экономическая ответственность субъектов управления за устойчивость расширенного воспроизводства собственности и эффективность использования се объектов. Сейчас ситуация по эффективному использованию государственной и муниципальной собственности ухудшилась. Путем преодоления подобной ситуации может стать ответственность субъектов управления государственной и муниципальной собственностью за убытки, причиненные обществу и государству некомпетентными действиями, бездействием, коррупцией и криминальными махинациями в процессе управления государственной собственностью. Концепция социальной и экономической ответственности должна быть реализована в системе законодательных актов с включением в них не деклараций, а детально разработанного механизма ответственности.
- 5. Комплексность и системность управления. Этот принцип находит свое отражение во взаимосвязи функций управления государственной и муниципальной собственностью с учетом общей цели управления, которая должна обеспечивать:
- — направленность системы элементов управления;
- — единство действий органов представительной и исполнительной власти, всех управленческих структур и лиц;
- — органическое сочетание экономических и административных методов управления;
- — использование обобщенных критериев оценки эффективности управления государственной и муниципальной собственностью[1].
- 6. Непрерывная эволюционная реорганизация. Она осуществляется с помощью таких методов управления государственной и муниципальной собственностью, как приватизация, изменение форм государственного предпринимательства, децентрализация управления, его демократизация.
- 7. Обязательность качественного правового регулирования. Для этого необходимы разработка, принятие и совершенствование системы законодательных актов, создающих правовое обеспечение в системе управления государственной и муниципальной собственностью.
- 8. Профессионализм. Реализация данного принципа обусловливает конкурсную основу при привлечении субъектов управления, совершенствование системы их подготовки и повышения квалификации, исключения коррупции при назначении и оценке уровня квалификации менеджеров.
Наряду с общими принципами управления государственной и муниципальной собственностью, присущими трансформационной экономике, необходимо учитывать и специфические принципы, соответствующие условиям, которые сложились в стране на данном этапе экономического и социального развития. К таким принципам, по нашему мнению, можно отнести:
— соответствие содержания и методов управления государственной и муниципальной собственностью характеру осуществляемых экономических и социальных реформ;
направленность управления на преодоление системного кризиса экономики и осуществление ее реструктуризации;
— соответствие организационных методов управления задачам реализации промышленного, инвестиционного, инновационного и других направлений политики государства.
В данном контексте при определении эффективности управления государственной и муниципальной собственностью экономические показатели являются вторичными, а первичными — уровень поддержки малорентабельных и убыточных, но имеющих стратегическое значение отраслей, уровень развития инфраструктуры, уровень занятости, поддержки льготных слоев населения, уровень внедрения мероприятий экологической безопасности и др. Следовательно, основным критерием эффективности управления государственной и муниципальной собственностью должно быть достижение социального эффекта и максимально возможного положительного показателя финансового результата при условии сохранения государственного имущества.
Обеспечить достижение необходимого результата управления государственной и муниципальной собственностью возможно при условии осуществления надлежащего контроля.
Поскольку наше государство формирует и реализует собственную экономическую политику, которая основана на принципах демократии, свободы предпринимательства и открытости для интеграции в мировое экономическое пространство, то и современная трансформация экономики РФ ставит ряд важных и комплексных задач, к которым относится и перераспределение собственности в результате перехода от модели, в которой монополия принадлежала государственной форме собственности, к плюрализму форм собственности и хозяйствования. Так, путем приватизации и разгосударствления происходит разграничение собственности, что способствует демократизации и децентрализации процессов, происходящих в социально-экономической жизни государства. Учитывая ориентацию на развитие рыночных отношений, интеграцию экономики РФ в систему мирового хозяйства управление государственной и муниципальной собственностью должно осуществляться с помощью таких методов, которые обеспечивали бы выполнение общегосударственных программ экономического и социального развития и не противоречили рыночным принципам.
- [1] Савченко А. Экономические основы управления государственной собственностью //Проблемы теории и практика управления. 2000. № б. С. 28—32.