Адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринимается кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать отечественные кадровики.
В самом общем виде адаптация (лат. adaptoприспособляю) — процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды. Термин «адаптация» чрезвычайно широк и применяется в различных областях исследований. В социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию. В определенной мере эти два вида адаптации пересекаются друг с Другом, но каждая из них имеет и самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная — включает и технические, и биологические, и социальные аспекты.
С позиции управления персоналом наибольший интерес представляет адаптация персонала вообще и молодых специалистов в частности. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у нового рабочего требуемого уровня Производительности и качества труда в более короткие сроки.
Причины изменения условий трудовой деятельности многообразны: поступление на новое место работы, переход в другое подразделение, на новую должность, внедрение новых форм организации труда, его оплаты и т. д.
Поэтому в условиях введения нового механизма хозяйствования, перехода на хозрасчет, самофинансирования и самоокупаемости, что сопровождается значительным высвобождением и, следовательно, перераспределением рабочей силы, увеличением числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, важность проблемы адаптации еще больше возрастает.
Важно отметить, что в новых рыночных условиях государственным (унитарным) предприятиям приходится перенимать опыт адаптации персонала у коммерческих предприятий.
В отечественной и зарубежной специальной литературе по управлению персоналом вопросы управления адаптацией персонала, как правило, излагаются весьма обособленно. В работах исследователей излагаются самые различные подходы к проблеме адаптации. Поэтому в данной работе процесс управления адаптацией в организации рассматривается всесторонне, комплексно, то есть с позиции системного подхода.
Проблема адаптации молодых специалистов еще недостаточно изучена в России. Однако она заслуживает того, чтобы ею занимались. Адаптация молодых специалистов оказывает значительное влияние на деятельность любой организации, и если ею не заниматься, то работа организации может быть затруднена. Персонал это настоящая ценность организации, и ему должно оказываться соответствующее внимание. В нынешней российской практике это наиболее слабое место. Поэтому вопросы, связанные с управлением персоналом вообще и адаптацией сотрудников в частности никогда не потеряет своей актуальности.
Цель курсовой работы построить систему управления адаптацией персонала.
Задачи работы:
1. Показать формы и виды адаптации;
2. Охарактеризовать адаптацию молодых специалистов как управляемый процесс;
3. Описать процесс адаптации персонала на предприятии ФГУП НМЗ «Искра»;
4. Обозначить пути совершенствования процесса адаптации молодых специалистов и системе управления карьерой на этом предприятии.
Объектом исследования в работе адаптация молодых специалистов на предприятии ФГУП НМЗ «Искра»; предмет исследования процесс управления адаптацией молодых специалистов на этом предприятии.