Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Свобода и ответственность личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обычно подразумевают ответственность индивида перед обществом. Речь идет об обязанностях, долге. Действительно, не только родители и семья, но любое общество и государство заботятся о подрастающих поколениях, образно говоря, инвестируют материальный и символический капитал и, разумеется, надеются на то, что эти вложения окупятся сторицей. Ведь общество состоит из людей, и чем более здоровыми… Читать ещё >

Свобода и ответственность личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Под ответственностью понимается в первую очередь отношение, зависимость человека от чего-то или от кого-то, обязательство перед кем-то, забота о ком-то, долг, т. е. нечто воспринимаемое в качестве основания решений или действий в отношении другого. Более широкое значение слова «ответственность» связано со свободой воли, с непреднамеренными или непредусмотренными последствиями поступка. Наконец, можно отметить коммуникативный аспект ответственности: внимание, респонзивность, способность вступить в диалог с другим. Ответственность — это определенность, надежность, честность; осознание и готовность признать себя причиной своих поступков; готовность действовать рационально для блага людей. В ст. 2 Конституции РФ провозглашается приоритет прав и свобод индивида. Очевидно, что этот либеральный тезис нуждается в поправке, в которой должна быть прописана ответственность индивида перед обществом и ответственность государства относительно человека.

Казалось бы, но мере развития общества и роста благосостояния угроза голода, войны и других чрезвычайных состояний постоянно снижается. Однако, несмотря на совершенствование системы безопасности и разного рода страховок, проблема ответственности не только не снимается, а, наоборот, обостряется. В связи с этим следует поставить вопрос о том, за что можно и нужно привлекать к ответственности. Прежде всего нужно отвечать за преступления. Они бывают направлены против собственности, против жизни, против личности и человечности, наконец, против власти. Отсюда возникает потребность в философской рефлексии относительно базовых ценностей.

Одни чувствуют ответственность перед обществом, другие ориентируются на собственную выгоду. Со времен эпохи Просвещения утвердилась модель человека как активного автономного субъекта. На самом деле с антропологической точки зрения значительный период жизни люди нуждаются в опеке и поддержке со стороны родителей и общества. Это дети, больные, старые. Да и в других состояниях человек не всегда отдает приказы, ибо чаще всего должен подчиняться, что требует ограничения модели активного субъекта и разработки понятия пассивной субъективности. Ответственность предполагает служение, отказ от самоволия, даже отречение, доходящее до жертвенности. Конечно, отдать жизнь за спасение высших ценностей — крайняя мера, и, по идее, гуманное общество должно исключать такой выбор, стремиться разнообразить возможности для самореализации. Но при этом нельзя забывать, что рождение, смерть, болезнь и другие терминальные состояния остаются важнейшими, хотя и крайними точками человеческого существования. В активных ситуациях выбора, действия, поступка человек, принимая то или иное решение, должен помнить о своей конечности.

Обсуждать проблему ответственности необходимо не в отвлеченном духе, а конкретно. Для этого необходимо выявить, как устроено общество сегодня, что имеется в виду в современных разговорах о необходимости повышения ответственности, какие при этом возникают трудности и что нужно сделать, чтобы привлекать к ответственности не «стрелочников», а действительно виновных? На первый взгляд строгости на фоне всеобщих злоупотреблений и безнаказанности кажутся необходимыми. Но справедливо ли привлекать к ответственности людей, если их поступки и проступки продиктованы структурой институтов, которые они представляют? Чтобы лично отвечать за свои поступки, человек должен быть свободен и обладать способностью к рефлексии. Однако на деле никто не является свободным и независимым индивидом, каждый оплетен множеством зависимостей и не всегда может от них избавиться. Прежде чем строго спрашивать с конкретных людей, необходимо структурировать инстанции ответственности и, но возможности исключить анонимное зло самой системы. Отсюда возникают вопросы относительно устройства государства, ландшафта социального пространства, дифференциации социума. Проблема «большой ответственности» должна быть разобрана на мелкие составные элементы. Например, привлекая к ответственности врача, следует иметь в виду, что его ошибки могут быть вызваны плохим образованием, недостаточным оборудованием, недоброкачественными лекарствами и т. п.

Главная проблема ответственности в современном мире, который характеризуется мультисистемностью, состоит в том, что человек выступает агентом тех или иных социальных институтов и принимает решения исходя из логики их развития (аутопоэзиса[1]), а не из интересов совместно живущих людей. В связи с этим необходимо исследование интегративных механизмов, соединяющих людей в общество и достижение баланса между множеством видов ответственности, определяемых институтами и «большой ответственностью» перед человечеством, обществом и природой.

Обычно подразумевают ответственность индивида перед обществом. Речь идет об обязанностях, долге. Действительно, не только родители и семья, но любое общество и государство заботятся о подрастающих поколениях, образно говоря, инвестируют материальный и символический капитал и, разумеется, надеются на то, что эти вложения окупятся сторицей. Ведь общество состоит из людей, и чем более здоровыми, сильными и умными вырастают индивиды, тем более крепкими и жизнеспособными становятся коллективы. Сегодня воспитание детей оказывается все более дорогостоящим и уже не исчерпывается материнской лаской и отцовской заботой. Образование, нацеленное на формирование необходимых для функционирования современного общества индивидов, требует значительных затрат. Причем даже здоровье и физическая подготовка, не говоря о культуре и специальных знаниях, умениях и компетенциях, уже не являются следствиями проживания в естественной, близкой к природной среде. Напротив, они предполагают весьма дорогостоящие и искусственные условия существования, включая очистку воды, воздуха и продуктов питания от вредных примесей. Для развития тела уже недостаточно улицы, требуются специальные помещения и систематические упражнения под контролем специалистов и т. п. Означает ли это, что стоит вернуть старые практики воспитания? К сожалению, такое невозможно по целому ряду причин. Но можно попытаться подсоединить часть из них к арсеналу современной педагогики. Воспитание ответственной личности предполагает не морализацию, а антропологическую педагогику, которая работает не столько с мышлением, сколько со страстями души и телесными желаниями.

  • [1] Аутопоэзис (от др.-греч. auioq — сам, тгощац — сотворение, производство) — термин, введенный в начале 1970;х гг. чилийскими исследователями Умберто Матураной (р. 1928) и Франциско Варелой (1946—2001) для обозначения процесса самоностросния, самовосиро-изводства живых существ, в том числе человека. Категория аутопоэзиса, в частности, позволяет рассматривать социальные феномены как порождающие самих себя, без разделенияна производителя и продукт.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой