Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государство и право Древнего Рима

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реорганизация системы ополчения. Все свободные граждане, имевшие землю или иное недвижимое имущество, в возрасте от 16 до 45 лет призывались к активной военной службе. Лица старшего возраста несли гарнизонную службу. Все военнообязанные в зависимости от имущественного положения объединялись в воинские подразделения — центурии (сотни): из всадников было образовано 18 центурий; из первого разряда… Читать ещё >

Государство и право Древнего Рима (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Продолжительность римской истории исчисляется более чем 12 веками. На протяжении столь длительного существования Римское государство и право не оставались неизменными, они прошли длительный путь развития. Историю римского общества и государства принято делить на три основных периода: Царский (VIII-VI вв. до н.э.); Республиканский (VI-I вв. до н.э.); Императорский (1 в. до н.э. — V в.) Последний период еще подразделяется на принципат и доминат. Переход к доминату относится к III в.

Западная Римская империя погибла в V в. Восточная империя, ставшая государством нового типа (Византия), пала под ударами турок в середине XV в.

Царский период

Процесс распада родового строя и возникновения государства в Риме имеет много общего с Афинами. Закономерность прослеживается в появлении частной собственности, классов, упадке родовых учреждений и создании государства. Все полноправные, коренные обитатели Рима — патриции — объединялись в замкнутую организацию — племенной союз, состоявший из трех племен (триб). 10 родов входили в курию, К) курий — в трибу. Всего насчитывалось 300 родов.

Во главе римской общины были совет старейшин (сенат), сходки — собрания воинов по куриям или трибам (до VI в. до н.э.) и царь (гех) — военачальник, жрец, судья. Рост имущественного неравенства среди патрициев привел к усилению роли сената, в котором заседали самые знатные и состоятельные граждане. Решения народных собраний, где преобладали обедневшие патриции, все чаше вызывали у сенаторов недовольство и разочарование. В зависимости от патрициев находились клиенты (зависимые иноплеменники и младшие сородичи).

Патрицианская община сосредоточила у себя огромный земельный фонд. Долгое время его не разрешалось пускать в гражданский оборот. Это ущемляло интересы плебеев. Наиболее крупная реформа этого периода приписывается предпоследнему, шестому, римскому царю Сервию Тулию (VI в. до н.э.). При нем древнеримский царь по своему правовому положению стал сходен с древнегреческим базилевсом.

Все граждане, патриции и плебеи, были распределены по разрядам согласно имущественному цензу. В особый, самый высокий разряд вошли наиболее богатые граждане Рима, так называемые всадники. В первый разряд входили те, кто имел имущество на сумму не менее 100 тыс. ассов, во второй — от 75 до 100 тыс., в третий — от 50 до 75 тыс., в четвертый — от 25 до 50 тыс., в пятый — от 12,5 до 25 тыс. Не вошедшие в разряды назывались пролетариями. В ополчение их не брали. Деление граждан по имущественному положению напоминает реформу Солона.

Реорганизация системы ополчения. Все свободные граждане, имевшие землю или иное недвижимое имущество, в возрасте от 16 до 45 лет призывались к активной военной службе. Лица старшего возраста несли гарнизонную службу. Все военнообязанные в зависимости от имущественного положения объединялись в воинские подразделения — центурии (сотни): из всадников было образовано 18 центурий; из первого разряда — 80; второго, третьего, четвертого — по 20; пятого — 30. Кроме того, имелись вспомогательные или нестроевые центурии из ремесленников, музыкантов, юристов. Воины должны были иметь свое оружие, снаряжение, инструменты. Одна центурия имела один голос. Следовательно, все зависело от результатов голосования в центуриях всадников и первого разряда.

С тех пор все важные законы, выборы должностных лиц решались на собраниях по центуриям. Политическая роль куриатных собрании уменьшилась, прежние сходки по племенным трибам не созывались. Два раза в год войско строилось за городом на Марсовом поле. Ополченцам задавали ритуальный вопрос: «Соизволите и прикажете ли, квириты, объявить войну?». Тут же назывались имена кандидатов в начальники похода. Голосование начиналось без обсуждения. Проходя маршем, каждая центурия подавала свой голос. Естественно, что вопрос решался голосованием первых двух разрядов. Мнение остальных центурий не имело практического значения, их не всегда и спрашивали. В таком же порядке проходило принятие решений по другим государственным вопросам.

Сервий Тулий также произвел деление граждан по территориальному признаку. Рим был разбит на четыре трибы, к ним позже присоединились 17 сельских триб. Раз в пять лет проводилась перепись граждан для определения имущественного ценза. Был введен постоянный налог на содержание войска.

* * *.

Реформы Сервия Тулия создали новое, действительно государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях. Публичная власть сосредоточилась в руках военнообязанных граждан. С помощью реформы удалось устранить политическое бесправие плебеев, сплотить верхушку патрициев и плебеев перед растущей массой рабов и пролетариев. Вскоре, по настоянию плебеев, была сделана запись обычного права — Законы XII таблиц (451−450 гг. до н.э.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой