Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формы организации физического воспитания детей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Занятия с детьми второй группы раннего возраста проводятся преимущественно по подгруппам; с года до полутора лет в них участвует до шести детей, а с полутора до двух лет от шести до десяти человек. Продолжительность занятий 10—15 мин. В каждую подгруппу объединяются дети приблизительно одинакового уровня физического развития. В занятии чередуются общеразвивающие упражнения с большими обручами… Читать ещё >

Формы организации физического воспитания детей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К формам организации физического воспитания детей дошкольного возраста относятся:

  • а) учебные формы (обучение детей физическим упражнениям в игровых образовательных ситуациях и на физкультурных занятиях);
  • б) оздоровительные формы (гимнастики — утренняя, для сна, после дневного сна, остеопатическая, дыхательная, антистрессовая, пищеварительная, кинезиологическая, пальчиковая и др.);
  • в) малые и крупные формы активного отдыха (туризм, прогулки и др.);
  • г) организация самостоятельной двигательной деятельности детей.

Для целенаправленного обучения двигательным действиям с детьми, начиная с первой группы раннего возраста, проводятся индивидуальные занятия, включающие 12—15 упражнений и приемы массажа (поглаживание, растирание, разминание, поколачивание и вибрация). Длительность такого занятия 8—10 мин.

Занятия с детьми второй группы раннего возраста проводятся преимущественно по подгруппам; с года до полутора лет в них участвует до шести детей, а с полутора до двух лет от шести до десяти человек. Продолжительность занятий 10—15 мин. В каждую подгруппу объединяются дети приблизительно одинакового уровня физического развития. В занятии чередуются общеразвивающие упражнения с большими обручами, палками, позволяющие одновременно выполнять движения нескольким детям, с упражнениями в основных видах движений. На занятиях предусмотрены паузы для отдыха.

Для детей дошкольного возраста (с двух до семи лет) формы занятий более разнообразны.

Физкультурные занятия — основная форма учебно-воспитательной работы. Они проводятся три раза в неделю по 20—25 мин в младших и средней группах и по 30—35 мин в подготовительной к школе группе. Занятия состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной. Во вводной части применяются упражнения в ходьбе, беге, танцевальные и порядковые упражнения. В основной части используются общеразвивающие упражнения, основные движения и подвижные игры. В заключительной части проводятся малоподвижные игры или спокойная ходьба.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно и составляет часть оздоровительного режима в детском саду. Она направлена на активизацию жизнедеятельности организма ребенка, повышение его работоспособности. Системное выполнение упражнений положительно сказывается на формировании правильной осанки, вырабатывает настойчивость и дисциплинированность, воспитывает интерес к физическим упражнениям, вызывает эмоциональный подъем. Для детей младших групп длительность гимнастики составляет 5—10 мин, в подготовительной группе — 12—15 мин. Гимнастика состоит из трех частей: вводной (различные виды ходьбы, бег от 30 с до 1,5 мин), основной (комплекс общеразвивающих упражнений на развитие основных групп мышц) и заключительной (спокойная ходьба или игры небольшой подвижности).

Физкультминутка применяется на занятиях по развитию речи, математических представлений и т. п., где требуются сосредоточенность внимания, активная умственная работоспособность. Она используется с целью отдыха, повышения умственной работоспособности, предупреждения утомления и включает два-три упражнения продолжительностью 2—3 мин.

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать свой двигательный опыт, совершенствуют двигательные умения и навыки. Дети активно проявляют свои физические качества: быстроту реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др. Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

Подвижные игры обеспечивают повышение физической компетентности детей; стимулируют использование знаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

В процессе физического воспитания используют подвижные и спортивные игры (баскетбол, хоккей, футбол и др.). В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Их различают по двигательному содержанию и доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, с прыжками и т. д.).

По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образным («Мышеловка», «Зайцы и волк», «Воробышки и кот») и условным («Ловишка с платочком», «Пятнашки», «Перебежки»). В бессюжетных играх («Найди себе пару», «Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру») все дети выполняют одинаковые движения. Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.

По характеру игровых действий выделяют игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего скоростных.

По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности. В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения (например, «Сбей кеглю», «Попади в круг», «Обгони обруч» и др.). В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес играющих вызывают привлекательные манипуляции с предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа («Кто точнее попадет», «Чей обруч вращается» и др.) имеют еще и зрелищный эффект.

Физкультурный досуг проводится один-два раза в месяц по 20—30 мин в младших группах и по 45—50 мин в старшей и подготовительной группах. Досуг является формой активного отдыха детей. В отличие от физкультурных занятий здесь предусмотрена более свободная деятельность, используются игры, занимательные задания, веселые эстафеты.

Физкультурные праздники, дни здоровья проводятся не менее двух раз в год в средней и подготовительной группах. Они рассматриваются в качестве итоговой формы для отслеживания детских достижений. Дети заранее готовятся к праздникам, разучивают упражнения, игры, танцы, которые демонстрируют на празднике; состязаются в быстроте, ловкости, силе. Длительность праздников составляет 1—1,5 ч.

Самостоятельная двигательная деятельность детей обеспечивает двигательную активность, которая считается врожденной потребностью человеческого организма. Как указывают исследователи (М. А. Рунова, Э. С. Вильчковский), она особенно важна для ребенка раннего и дошкольного возраста, когда формируются все системы и функции организма. Двигательный режим в детском саду складывается из организованной и самостоятельной двигательной деятельности. Самостоятельное движение детей во всех группах должно составлять не менее двух третей от общей двигательной активности.

Критериями оценки двигательной активности являются объем движений в условных шагах (измеряется шагомером), их продолжительность (во времени), содержание (разнообразие движений, форм и видов). Потребность в движении индивидуальна, поэтому условно можно выделить в каждой группе детей большой, малой и средней подвижности.

Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает следующие обязательные требования:

  • 1) организация физкультурно-игровой среды (достаточное место для движений; нужное количество, разнообразие, сменяемость пособий);
  • 2) закрепление в режиме дня специального времени для самостоятельной двигательной деятельности;
  • 3) владение воспитателем специальными опосредованными методами активизации движений детей.

При руководстве самостоятельной двигательной деятельностью педагогу нужно знать и учитывать индивидуальные особенности двигательной активности детей, наблюдать за детьми, видеть каждого и при необходимости прийти на помощь.

Самостоятельная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, на дневной и вечерней прогулках, в часы игр после дневного сна. Она проводится под наблюдением и при участии воспитателя и направлена на активизацию двигательной деятельности и формирование привычки к регулярным самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Двигательное творчество обеспечивает возможность ребенку познать собственное «Я», моторные характеристики собственного тела, формирует быстроту и легкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, учит относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования — эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети входят в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений.

В исследованиях Э. Я. Степаненковой показано, что особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные и спортивные игры, спортивные развлечения, которые всегда интересны детям. Они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, обеспечивают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движений. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активизирует творческое воображение, творческую деятельность по применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное двигательное творчество, пз организуемое взрослым, становится самостоятельной двигательной деятельностью детей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой