Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Направления и концепции воспитательной работы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Советская педагогика пыталась строить воспитание именно как управляемый и контролируемый процесс, стремясь определить точные цели, задачи, содержание, методы и формы работы. Представители технократического подхода на Западе также стоят на позиции, что процесс формирования и воспитания личности должен быть строго направленным и приводить к проектируемым результатам. Однако в этом подходе таится… Читать ещё >

Направления и концепции воспитательной работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как уже ранее отмечалось, в комплексном воспитательном процессе можно выделить следующие направления: физическое, умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и профессиональное воспитание. Кратко раскроем основные направления воспитательной работы.

Содержание физического воспитания включает:

  • — совершенствование организма человека, ведь известно, что от физического состояния зависит успешность учебной, профессиональной деятельности, счастье всей жизни человека. Совершенствование организма предполагает развитие двигательной и костно-мышечной систем, нервной системы, пропорций тела при сохранении и укреплении здоровья человека;
  • — просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены;
  • — формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины;
  • — разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства;
  • — развитие профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего самочувствия;
  • — индивидуальная работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей.

Содержание умственного (интеллектуального) воспитания:

  • — развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека: психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;
  • — умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения;
  • — формирование механизма самоорганизации умственной деятельности;
  • — развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся;
  • — развитие сознания и самосознания учащихся, их творческого потенциала;
  • — формирование профессионального мышления.

Умственное воспитание осуществляется прежде всего через образование и обучение.

Содержание нравственного воспитания составляет:

  • — моральное воспитание — формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения;
  • — этическое воспитание — формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений;
  • — патриотическое воспитаниеформирование чувства любви и ответственности за свою родину, формирование готовности прийти на защиту родины и своего народа;
  • — национальное и интернациональное воспитание — формирование чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам;
  • — политическое воспитаниеформирование политического сознания. В свою очередь, каждое из этих направлений включает в себя:
  • — формирование духовных начал человека, его стремления к познанию себя и своего места на Земле, в космосе;
  • — нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики. Мораль представляет собой совокупность правил, норм поведения людей, их обязанности по отношению к себе, другим людям, к обществу, критерии различения зла и добра, хорошего и плохого, достойного и позорного;
  • — развитие механизмов нравственного самовоспитания, саморегуляции поведения;

воспитание чувства личностной ответственности за свои поступки и деятельность;

— формирование не только взглядов и отношений, но и убеждений человека. Убеждения это глубокая вера человека в идеи, взгляды, отношения, требующая реализации в поведении и поступках человека.

Содержание трудового и профессионального воспитания составляет:

  • — формирование потребности в труде, воспитание человека-труженика, способного к созданию материальных и духовных ценностей для себя и общества;
  • — формирование общетрудовых знаний, умений и навыков, положительного, сознательного и творческого отношения к труду;
  • — профессиональное просвещение в области труда и производственной деятельности, экономики и права;
  • — развитие механизма самообучения в сфере труда и профессиональной деятельности;
  • — профессиональная ориентация — подготовка молодежи к выбору профессии, формирование интереса к ней;
  • — профессиональное образование на основе профессионально-производственного труда учащихся;
  • — профессионально-правовое воспитание — передача учащимся сведений о законах и нормах, имеющих юридическую силу в области трудовых и производственных отношений.

Содержание эстетического воспитания составляет:

  • — развитие эстетического восприятия окружающего мира и способностей ценить и создавать прекрасное;
  • — развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения;
  • — эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры, объектов природы;

индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся;

  • — формирование механизма эстетического самообразования;
  • — формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала.

Различные цели воспитания по-разному определяют и его содержание, и характер его методики.

В Европе, Америке, Японии имеется значительное разнообразие теорий и подходов к воспитанию.

Первую группу составляют концепции, в которых воспитание рассматривается как более или менее жесткое руководство учащимися, формирование заданных обществом свойств личности. Это можно назвать авторитарной, технократической педагогикой. Воспитательным концепциям второй группы можно дать обобщенное название — гуманистическая школа. В общем воспитательные системы Запада базируют свои теории на философии прагматизма, позитивизма, экзистенциализма. Психоанализ и бихевиоризм являются психологической основой большинства воспитательных концепций Запада.

Разработчики технократической авторитарной педагогики исходят из того, что задачей воспитательной системы школы и общества является формирование «функционального» человека — исполнителя, адаптированного к жизни в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих социальных ролей. Так, в США эти роли таковы: гражданин, работник, семьянин, потребитель. Воспитание следует строить на рациональной научной основе, программируя поведение людей и управляя его формированием (Б. Скиннер — создатель технократической педагогики).

Советская педагогика пыталась строить воспитание именно как управляемый и контролируемый процесс, стремясь определить точные цели, задачи, содержание, методы и формы работы. Представители технократического подхода на Западе также стоят на позиции, что процесс формирования и воспитания личности должен быть строго направленным и приводить к проектируемым результатам. Однако в этом подходе таится угроза манипулирования личностью, опасность получить в итоге человека-функционера, бездумного исполнителя. Воспитание понимается как модификация поведения, как выработка «правильных» поведенческих навыков. В основе технократической педагогики лежит принцип модификации поведения учащихся в нужном направлении.

Формирование навыков поведения необходимо, но нельзя пренебрегать собственной волей личности, ее сознанием, свободой выбора, целями и ценностями, что и детерминирует собственно человеческое поведение.

Модификационная методика предполагает выработку желаемого поведения в различных социальных ситуациях с помощью «подкрепителей»: одобрения или порицания в разных формах. В модификационной методике нет ничего плохого, если имеется в виду воздействие на сознание, поведение, эмоции человека с целью его развития. Но если модификация поведения приводит к манипуляции личностью, пренебрегает ее интересами, служит внешней адаптации, не апеллируя к собственной воле и свободе, то это носит антигуманный характер. Крайним выражением технократического подхода является теория и практика психотропного воздействия на учащихся и взрослых. Воспитание с помощью фармакологический препаратов противоречит всем нравственным и юридическим нормам.

В качестве парадигм традиционной педагогики, которая до сих пор доминирует в педагогической практике, И. Б. Котова и Е. Н. Шиянов рассматривают следующие:

  • — формирующее воспитание, согласно которому ученики целенаправленно присваивают социально заданные и идеологически ориентированные качества;
  • — ученик — объект педагогических воздействий, а учитель — исполнительный субъект с ограниченной инициативой в рамках директивных указаний управленческих органов;
  • — функциональное взаимодействие в педагогическом процессе, когда каждому из его участников предписываются определенные ролевые обязанности, отход от которых рассматривается как нарушение нормативных основ поведения и деятельности;
  • — внешняя обусловленность поведения и деятельности воспитанника, которая становится основным показателем его дисциплинированности, исполнительности и которая приводит к игнорированию внутреннего мира личности при осуществлении педагогического воздействия;
  • — прямой (императивный) стиль управления деятельностью учащегося, для которого характерно монологизированное воздействие, пресечение инициативы, творчества воспитанников;
  • — стандартизация образовательного процесса, при которой содержание и технология обучения ориентированы главным образом на возможности среднего ученика.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой