Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические взгляды. 
История педагогики и образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Руссо считает большим заблуждением педагогов стремление искоренить инстинктивные склонности ребенка. Существующая система воспитания портит совершенную природу ребенка. «Природа создала человека счастливым и добрым, но общество искажает его и делает несчастным», — утверждает Руссо, Условием сохранения естественного состояния является свобода, она несовместима с тиранией воспитателя. Эмиль… Читать ещё >

Педагогические взгляды. История педагогики и образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» — основное педагогическое сочинение Руссо — целиком посвящено изложению его взглядов на воспитание. Разумное воспитание понимается Руссо как способ общественного переустройства. В романе действуют два персонажа — Эмиль (от рождения до 25 лет) и проведший с ним все эти годы воспитатель, выполняющий роль родителей. Эмиль воспитывается вдали от развращающего людей общества, вне социальной среды, на лоне природы.

Что такое «воспитание»? Во времена Руссо воспитание понималось как переделывание ребенка взрослыми по установленному образцу с помотаю литературы, религии и т. п. и превращение его путем обучения в человека, который нужен для соответствующего «места» в обществе. Руссо противопоставил человеку, воспитанному таким образом, личность, воспитанную средствами природы, с собственными естественными интересами, руководствующуюся в жизни собственными природными способностями. Если господствующее воспитание стремилось сделать человека выдрессированным и постигшим все тонкости этикета, то для Руссо воспитанный человек — это глубоко человечная личность, добившаяся развития своих способностей и дарований.

«Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека. Он ничего не хочет видеть таким, как создала природа — не исключая и человека; и человека нужно ему выдрессировать, как лошадь для манежа, нужно переделать на свой лад, как он окорнал дерево в своем саду»[1].

Существующее воспитание, ломая ребенка, портит его. Такое воспитание вредно. Руссо призывает к другому: «Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук, он не будет… ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком». Но «жить — это не значит дышать: это значит действовать… пользоваться нашими органами, чувствами, способностями, всеми частями нашего существа… Не тот человек больше всего жил, который может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь».

Итак, цель воспитания — сделать воспитанника человеком, воспитать в нем прежде всего черты, нужные любому человеку.

Кто является воспитателем? По утверждению Руссо, есть три источника воспитания: природа, вещи, люди.

Природа как источник воспитания — это внутреннее развитие способностей и органов чувств человека. Природа в данном контексте — это природные данные, которые ребенок имеет от рождения. Такое развитие мало поддается влиянию воспитателя, но воспитывать ребенка следует согласно его природе.

Вещи, т. е. окружающий мир, дает ребенку много. Он появляется на свет «чувственно восприимчивым» и получает различные впечатления от окружающего; по мере роста у него накапливается все больше знаний, они расширяются и укрепляются. При этом развиваются способности. Здесь роль воспитателя тоже ограничена.

Основное воспитание зависит от людей: родителей, воспитателей, учителей. Им предстоит позаботиться о том, чтобы природа человека проявилась наиболее полно. Привести в гармонию действие перечисленных факторов — в этом и заключается задача воспитателя.

Идеалом Руссо представляется человек в его естественном, не испорченном обществом и воспитанием состоянии. Для того чтобы ребенок сохранил свое естественное состояние, нужно естественное воспитание.

Руссо считает большим заблуждением педагогов стремление искоренить инстинктивные склонности ребенка. Существующая система воспитания портит совершенную природу ребенка. «Природа создала человека счастливым и добрым, но общество искажает его и делает несчастным», — утверждает Руссо, Условием сохранения естественного состояния является свобода, она несовместима с тиранией воспитателя. Эмиль воспитывается так, что не чувствует гнета своего наставника. Он делает то, что ему захочется. Его обучение состоит в том, что он больше спрашивает, чем отвечает; его воспитатель больше отвечает, чем спрашивает. Но спрашивает Эмиль то, что хочет от него воспитатель. Пусть воспитанник считает себя господином, пишет Руссо, на деле же господин — воспитатель, пусть думает, что он действует по своему желанию, на самом же деле это желание воспитателя: «Конечно, он должен делать только то, что хочет; но он должен хотеть только того, чего вы от него хотите. Нет подчинения столь совершенного, как-то, которое сохраняет наружный вид свободы»[2], — утверждает Руссо.

Воспитание детей начинается с момента рождения. Время воспитания в соответствии с природными особенностями детей Руссо делит на четыре периода:

  • • младенчество — от рождения до 2 лет;
  • • детство — от 2 до 12 лет;
  • • отрочество — от 12 до 15 лет;
  • • юношество — от 15 лет до вступления в брак.

В каждом возрасте природные задатки проявляются но-разному, меняются с годами потребности ребенка. Па примере взросления Эмиля Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания в каждый возрастной период.

Первые годы жизни — время физического развития, когда ребенку требуется движение, поэтому нельзя стеснять его свободы, нужно позволить ему свободно двигаться, не затягивая его пеленками. В эти годы необходимо укреплять физические силы, закаливать ребенка. Вскармливать ребенка должна сама мать. Не следует торопить природу, заставляя ребенка говорить, — всему свое время.

В детском возрасте (от 2 до 12 лет) происходит накопление чувственного опыта, без которого деятельность ума лишена всякого содержания. Ноги, руки, глаза являются первыми учителями Эмиля, до наступления разумного возраста ребенок воспринимает «не идеи, но образы»; его поражает все, что он видит и слышит, все окружающее служит ему книгой. Искусство воспитания и состоит в том, чтобы отобрать те предметы, которые он может познать благодаря чувствам, а созданный запас знаний пополнится впоследствии. Эмиль берет уроки у природы, а не у людей. Заменить эти уроки книгами — значит научить его пользоваться умом других, все принимать на веру и ничего не знать. Инструментом разума являются органы чувств.

В моде обучение, пишет Руссо, которое рекомендует рассуждать с детьми, но так получаются «юные ученые и старые дети». Дети должны оставаться детьми, прежде чем стать взрослыми. Стремясь сделать ребенка разумным, его начинают воспитывать с помощью разума, а это значит, что начинают с конца: «Говоря с детьми с самого начала непонятным для них языком, мы приучаем их отделываться пустыми словами». У детей своя манера видеть, думать, чувствовать, поэтому бессмысленно требовать от десятилетнего ребенка взрослого рассуждения.

Однако учить ребенка чтению, письму необходимо, а для этого, советует Руссо, прежде всего требуется возбудить желание учиться[3].

Руссо описывает, как Эмиль научился читать. Мальчик получает записки с приглашением на обед, прогулку и т. п. Ему кто-то должен их прочесть, но такого человека не всегда найдешь в нужное время или он занят. Наконец, ему читают записку, но уже поздно, момент прошел. «Ах, если бы он сам умел читать!» Ребенок напрягает силы, пытаясь прочесть следующие записки, кое-что у него получается с помощью взрослых. Ну, а затем дело идет быстро и легко. То же — с письмом.

Интерес к учению делает его желанным и естественным занятием.

Живя в деревне, ребенок путем наблюдений получает представление о полевых работах; этому возрасту свойственно желание создавать, действовать, подражать. И у Эмиля появляется желание заняться огородничеством; он вместе с воспитателем высеивает бобы, поливает, ухаживает за всходами. Но однажды выясняется, что огородник еще раньше засеял этот участок семенами дынь. Так идея собственности также осваивается мальчиком из личного опыта, а не путем отвлеченных наставлений и рассуждений.

Также из опыта ребенок получает уроки поведения, нравственных отношений. «Он ломает свою мебель — не торопитесь заменить ее новою: дайте ему почувствовать вред лишения. Он бьет окна в своей комнате: пусть на него дует ветер — не бойтесь, что он получит насморк: лучше ему быть с насморком, чем сумасбродом».

«Наказание никогда не следует налагать на детей как наказание, оно должно всегда являться естественным последствием их дурного поступка», — указывает Руссо.

Физическому развитию, начинающемуся с самого рождения, нужно попрежнему уделять особое внимание. Одежда ребенка должна быть простой, удобной, не стесняющей движений; головными уборами лучше пользоваться поменьше. Следует приучать детей к холоду (он никогда не вредит, если с ранних лет их не кутать) и к солнечному жару. Детям нужен продолжительный сон, постель должна быть жесткой, так как мягкая расслабляет тело, пища — простой.

Итак, здоровый, крепкий, резвый, хорошо развивающийся ребенок в 12 лет будет живым, кипучим, бодрым. У него нет затверженных речей или заученных манер, но всегда верное поведение.

В отроческом возрасте (12—15 лет) происходит переход от ощущений к идеям, знаниям, от чувственно воспринимаемых предметов — к науке. Но особенность ее изучения состоит в том, что ребенок не выучивает науку, а выдумывает ее, открывает ее сам. Задача воспитателя не в том, чтобы преподать науку Эмилю, а в том, чтобы вызвать у него интерес, дать ему методы изучения. Нужно приучать ребенка сосредоточиваться на одном предмете, но не путем принуждения, а с помощью получаемого при этом удовольствия.

Руссо поясняет свои выводы некоторыми примерами, Так, чтобы ознакомить с законом преломления света в воде, он подводит воспитанника к пруду, в котором находится палка. Рассматривая палку, совершая с нею разные действия, ребенок доходит до понимания названного закона.

Или еще пример. Воспитатель попытался рассказать Эмилю о вращении Земли, об ориентировании на местности по Солнцу, но тот не стал его слушать — зачем это? На другой день они решили совершить до завтрака прогулку в лес. Забрели в чащу и заблудились. Изнемогая от жары, усталые и голодные, они запутываются все больше и больше. И тогда, сев отдохнуть, воспитатель «наводит» Эмиля на ответ, как искать путь домой: по тени, по Солнцу, по времени и т. п. — обо всем этом говорилось вчера, но безуспешно. Теперь это воспринимается совсем по-другому. Путь домой найден, а интерес к астрономии возбужден. Таким образом решается задача воспитателя — искусно зародить желание воспитанника к изучению науки, вызвав интерес к ней.

В результате принужденный учиться сам, Эмиль пользуется своим, а не чужим разумом. У него мало познаний, но те, какие есть, являются его собственными, и у него нет полузнаний: «У него ум всеобъемлющий, но не по сведениям, а, но способности приобретать их — ум открытый, сметливый… готовый к просвещению».

Ешс одна важная сторона жизни Эмиля — занятия трудом. Труд, но утверждению Руссо, — неизбежная обязанность человека, живущего в обществе: «Всякий праздный гражданин — богатый или бедный, сильный или слабый — есть плут».

Ручной труд больше всего приближает человека к его естественному состоянию, ремесленник зависит только от своего труда. Земледелие — первое ремесло человека, оно самое честное и полезное, с него и началось трудовое воспитание Эмиля. Л дальше он сам выберет, чем ему заняться; ведь он уже умеет пользоваться токарным станком, рубанком, пилой, нужно лишь приобрести сноровку. Мужчине не подойдут такие занятия, как портняжное дело (это женское ремесло), торговля.

Необычна и своеобразна роль воспитателя: он ничему не учит ребенка, но пробуждает у него желание учиться, незаметно направляет его деятельность, создавая нужные условия; организует ситуации, которые позволяют воспитаннику узнать о нормах морали. Таким образом, он способствует тому, чтобы воспитанник мог почерпнуть знания из собственного опыта.

Юношеский возраст {от 15 лет): если до этого укреплялось тело Эмиля, развивались внешние чувства и мозг, то теперь настало время для воспитания его сердца.

В этот период особое значение для человека имеют чувства. Ребенок по природе расположен к доброте и благожелательно относится к окружающим. Первое его чувство — любовь к себе, второе — к тем, кто его окружает. Теперь его воспитание имеет в виду развитие морали и религиозности.

Любовь к себе должна быть в это время направлена к добру, а основой жизни становятся эмоции. Воспитание и в этом возрасте происходит не путем наставлений, а общением с людьми, примером, изучением истории. Так Эмиля научили избегать зла и делать добро. Особенно развиты в нем симпатия к бедным и угнетенным, желание помочь им.

Таким же образом протекает религиозное воспитание — Эмиль постепенно и естественно сам приходит к познанию Божественного начала, к мысли о творце мира. Руссо скептически относился к религии, опровергал ее догматы, обличал неискренность священников, чем и вызвал гнев церкви, расправу над книгой, свое изгнание.

Так закончился и этот этап жизни Эмиля, теперь ему нужна подруга. Ей посвящена последняя, пятая книга романа, названная «Софи, или Женщина».

Женщина специально создана для того, чтобы нравиться мужчине и быть ему подчиненной. Софи имеет добрые задатки от рождения, сердце ее чувствительно, ум хотя и неглубокий, но проницательный, характер уживчивый. Она не красавица, но возле нее мужчины забывают красивых женщин. Софи любит наряды и знает в них толк, она умеет петь, играть на клавикордах, танцевать, может сшить себе платье, знакома с кухней, хорошо ведет счета. Софи религиозна, но ее мало занимают догматы и обряды; она молчалива и почтительна, т. е. обладает всеми качествами, чтобы понравиться Эмилю. Ес воспитание как женщины, естественно, довольно значительно отличается от того, которое получил ее жених.

Эмиль вступает в пору любви и счастья; когда он готов обвенчаться с любимой, воспитатель отправляет его на два года за границу, чтобы познакомиться с жизнью других народов. Только после возвращения из путешествия юноша получает согласие на брак. Воспитатель предлагает ему поселиться в деревне: там возможно естественное существование людей с неизвращенным сердцем, там они смогут совершить много благодеяний для местных жителей. Так заканчивается роман, вызвавший такую бурную реакцию властей, церкви, читателей. В нем автор, изобличая пороки современного общества, показал путь, способный преобразить его, — это воспитание нового человека, причем воспитание по совершенно новой системе. Руссо никогда и ни в чем не был подражателем, всегда оставаясь оригинальным в поэзии, философии, музыке, в самом восприятии мира и мышлении.

  • [1] Руссо Ж. Ж. Педагогические сочинения. М., 1981. Т. 1. С. 24.
  • [2] Руссо Ж. Ж. Педагогические сочинения. Т. 1. С. 130.
  • [3] Руссо Ж. Ж. Педагогические сочинения. Т. 1. С. 24.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой