Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление халифата. 
Средневековье. 
Новое и новейшее время

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Преемником Мухаммада становится его зять Абу Бекр. Именно Абу Бекр принимает титул кхалифат расул Аллах, т. е. «наместник посланника Аллаха». Хотя арабское кфахифах скорее обозначает преемника: «Он пришел на место того, кто правил до него». Важно подчеркнуть, что Абу Бекр становится халифом по выбору сообщества мусульман, важно потому, что всего 30 лет спустя халифы из династии Омейянидов будут… Читать ещё >

Становление халифата. Средневековье. Новое и новейшее время (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Преемником Мухаммада становится его зять Абу Бекр. Именно Абу Бекр принимает титул кхалифат расул Аллах, т. е. «наместник посланника Аллаха». Хотя арабское кфахифах скорее обозначает преемника: «Он пришел на место того, кто правил до него». Важно подчеркнуть, что Абу Бекр становится халифом по выбору сообщества мусульман, важно потому, что всего 30 лет спустя халифы из династии Омейянидов будут трактовать титул халифа уже несколько иначе: «наместник Бога», «Божьей милостью наместник», ссылаясь на Коран: «О, Дауд, [имеется в виду царь Иудеи Давид. — М.И.] Мы сделали тебя наместником на земле» (38: 26). Аббасиды (следующая династия халифов) будут именовать себя не менее претенциозно: «Тень Господа на земле». Все это свидетельствует о постепенном изменении характера исламской государственности, которая в период своего становления и расцвета пережила метаморфозу перехода к чистой форме монархической власти теократического характера. Первоначальная форма уммы была, естественно, более демократичной. Арабы, надо заметить, изначально не знали монархической власти и словом малик (царь) они именовали иностранных государей, их же шейхи были племенными князьками, власть которых покоилась на традиции кланового вождизма.

При первых четырех халифах арабы проводят свои грандиозные завоевания, захватывают Египет, Сирию, Ирак и Иран. Но для нас важно то, что это период формирования устойчивой правовой традиции ислама. При Лбу Бекре составляется канонический текст Корана, развиваются основы шариата, получившие позднее название сунны. Эпоха четырех раашидун (праведных) халифов заканчивается в 661 г. убийством четвертого из них — Али, зятя и двоюродного брага Пророка. Власть узурпируется халифом Муавией, родственником третьего праведного халифа Усмана. Именно потомки Муавии составят династию Омейянидов, правивших халифатом до середины VIII в. (последний халиф из этой династии — Валид бен Язид — был убит в 748 г.). При Омейянидах окончательно формируется сунна, формализуются другие источники исламского права.

Династия эта закончила правление бесславно. Аббасиды (потомки дяди Пророка) — последняя династия халифов — устроила по всему халифату настоящую охоту за ее представителями. Последний Омейянид, как считается, сумел уцелеть и, следовательно, остаться у власти только в Андалузии — той части Пиренейского полуострова, которая продолжала находиться в руках арабов. От Багдада (столицы Аббасидов) до Испании было далеко, но не только географическая удаленность способствовала выживаемости политических противников новой власти. К моменту восшествия на престол Абуль Аббаса (первого халифа этой династии) военное могущество халифата клонится к упадку. Собственно, битва при Пуатье (732 г.), положившая конец мировой экспансии арабов, приходится еще на правление последних Омейянидов. При Аббасидах больше развивается культурная основа ислама, нежели его военная мощь. Уже в 936 г. халифат распадается на ряд независимых государств. Но именно правление этой династии считается расцветом мусульманского законоведения и окончательного формирования исламской государственности. В немалой степени этому способствовало то, что Аббасиды покровительствовали науке, рассчитывая с помощью улемов (исламских законоведов; от у лама — букв, «знатоки», «знающие») обосновать свои претензии на власть.

Однако в религиозном отношении правление Аббасидов оказалось не столь однозначным, как может показаться. Уже через 100 лет после начала их правления исламский мир, дотоле единый в религиозных вопросах, раскалывается на две группы, существующие и поныне: последователей сунны, посчитавших восхождение Омейянидов на престол вполне законным, и шиитов. Шииты получили свое название от шиа — «часть», «партия». Отдельной партией они считаются потому, что не признали законность узурпации власти Муавией, считая, что законными халифами стали потомки четвертого халифа — Али. Хадисы (букв, «традиция», «сведения о чем-либо») о их решениях составляют шиитский вариант сунны, неприемлемый, естественно, для суннитов, для которых сунна — это предания о решениях и поступках только одного Пророка. Тем не менее, важно, что при Лббасидах формируется окончательно такой источник мусульманского права, как фикх — законоведение или юриспруденция.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой