Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основы конституционного строя

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В теории конституционного права России принято выделять: основы конституционного строя, отражающие взаимосвязь государства и общества; основы конституционного строя, отражающие влияние государства на различные сферы общественной жизни. Основы конституционного строя России могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией. Никакие другие положения Конституции… Читать ещё >

Основы конституционного строя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Правовые положения, образующие институт основ конституционного строя, занимают ведущее положение в системе конституционного права России.

Основы конституционного строя — это базовые принципы государственной и общественной жизни, закрепленные непосредственно в Конституции РФ (ст. 1 — 16).

Основы конституционного строя России могут быть изменены только в особом порядке, специально установленном Конституцией. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Конституция провозглашает Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Важное значение имеет ст. 3 Конституции, которая призвана ответить на вопрос — кто (или что) является источником власти в Российской Федерации. Четыре положения этой статьи следует отметить:

  • • носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ;
  • • народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  • • высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы;
  • • никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Референдум — голосование граждан по законопроектам, действующим законам и важнейшим вопросам государственного значения. Так, путем референдума в 1990 г. решался вопрос о введении поста президента в стране. Порядок подготовки и проведения референдума регулируется Федеральным конституционным законом от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

Выборы как форма непосредственной демократии являются способом участия народа в формировании высших и местных органов государственной власти. Свободные выборы исключают какое-либо давление на волю избирателей, предусматривают свободу предвыборной агитации, возможность выбора одной из нескольких кандидатур при голосовании, участие представителей общественности в контроле за ходом голосования.

В теории конституционного права России принято выделять: основы конституционного строя, отражающие взаимосвязь государства и общества; основы конституционного строя, отражающие влияние государства на различные сферы общественной жизни.

К первой группе относятся следующие важнейшие положения Конституции:

  • • человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2);
  • • демократический характер власти (ст. 1), означающий фактически закрепление принципа народовластия, т. е. принадлежность власти народу. Народовластие реализуется в форме непосредственной и представительной демократии. Формами непосредственной демократии являются референдум и выборы;
  • • республиканская форма правления (ст. 1), характеризующая государство, в котором высшие органы власти избираются населением либо другими выборными (представительными) органами на определенный срок;
  • • федеративное государство (ст. 1). Важнейшей основой конституционного строя России является принцип федерализма. Он предполагает сложную асимметричную внутреннюю структуру Российской Федерации.

В ее составе 85 разных, но размерам территории, численности населения и уровню экономического развития, но юридически равноправных субъектов;

  • • правовое государство (ст. 1), означающее самоограничение государством своей власти правом[1];
  • • верховенство права (ст. 4, согласно которой Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ);
  • • суверенитет народа (ст. 3).

Вторая группа представлена следующими правовыми принципами:

  • • Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • • экономический плюрализм (ст. 8). Важнейшей основой конституционного строя России является признание частной собственности наряду с государственной, муниципальной, кооперативной и другими формами;
  • • государство обеспечивает свободу конкуренции путем правового стимулирования ее развития и ограничения монополизма, предотвращает захват рынка и установление монопольных цен;
  • • политический и идеологический плюрализм (ст. 13), что означает признание многопартийности, а наличие какой-либо идеологии в качестве государственной исключается. Светский характер государства означает, что ни одна религия не признается официальной. Церковь отделена от государства, школа — от церкви.

Принцип государственного суверенитета означает верховенство и полноту государственной власти внутри страны и независимость ее в решении внешнеполитических проблем (в рамках международного права). Суверенитет Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, распространяющийся на всю ее территорию, закреплен Конституцией РФ в качестве одной из основ конституционного строя. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации согласно Конституции РФ является ее многонациональный народ. Поэтому, как указано в ряде документов КС РФ, Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации в силу Конституции исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т. е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ[2].

К основам конституционного строя относится принцип разделения властей. В демократическом правовом государстве принято выделять три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Законодательную власть представляют Федеральное Собрание РФ и региональные органы народного представительства (законодательные собрания субъектов РФ). Исполнительную — Правительство РФ, федеральные службы и агентства, региональные правительства и их структурные подразделения, губернаторы, мэры, главы местной администрации. Судебную власть в России осуществляют суды общей юрисдикции (ВС РФ, верховные суды республик в составе Российской Федерации, городские и районные суды). Наряду с судами общей юрисдикции судебную власть в стране осуществляют КС РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Все ветви власти автономны, но в то же время взаимосвязаны и могут оказывать друг на друга сдерживающее влияние.

  • [1] Как отмечалось в нашей литературе, это одна из наиболее противоречивых характеристик Российского государства, закрепленных действующей Конституцией. По определениюВ. Л. Четвернина, разделяемому рядом авторов, правовое государство — это государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина, это либеральное государство, или «государство — ночнойсторож». См.: Юридическая энциклопедия / под общ. ред. Б. Н. Тонорнина. М., 2001. С. 809,810. Российское государство, как указывали отдельные авторы, не в полной мере отвечаетуказанным характеристикам.
  • [2] См.: Определение КС РФ от 27.06.2000 № 92−0, Постановление КС РФ от 07.06.2000№ 10-П.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой