Поиск способа решения возникших вопросов, возникающих в сфере осуществления закупочных процедур, послужил толчком к разработке и принятию Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ). Пройдя длительный (более грех лет) процесс разработки и корректировки, Федеральный закон № 44-ФЗ в окончательном виде был принят 5 апреля 2013 г. Основная часть его положений, принципиально изменяющих порядок работы с государственным (муниципальным) заказом, вступила в действие 1 января 2014 г. Предусматривалось поэтапное по 2017 г. вступление в силу отдельных норм. Начиная с 2014 г. заказчики (а, следовательно, и потенциальные участники заказов) начали работать по новым правилам.
В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ заказчиками осуществляются закупки в целях обеспечения государственных нужд, включающих федеральные нужды, нужды субъектов Российской Федерации и муниципальные нужды. Цели разработки и принятия Федерального закона № 44-ФЗ:
- • достижение целей принятых государственных и муниципальных программ и реализация мероприятий в рамках федеральных целевых программ, региональных целевых программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ;
- • исполнение международных обязательств Российской Федерации, реализация межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация;
- • выполнение функций и полномочий государственных органов власти Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов самоуправления.
Федеральным законом № 44-ФЗ была заложена база для формирования современной контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации.
Контрактная система — система финансово-экономических отношений хозяйствующих субъектов, взаимодействующих в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок и их действий, осуществляемых, в том числе с использованием единой информационной системы (ЕИС), направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд и реализации функций государства.
С принятием Федерального закона № 44-ФЗ государственные (муниципальные) закупки стали более открытыми. Закупочный процесс начинается с планирования закупок, включает определение поставщика, подрядчика, исполнителя и заключение с ним государственного (муниципального) контракта, контроль исполнения, мониторинг, а также последующий контроль и аудит в сфере государственного (муниципального) заказа.