Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Закономерности формирования первого впечатления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На складывающийся имидж влияет также информация о человеке, полученная задолго до начала общения. Известный эффект «ореола» обеспечивает влияние этой информации на восприятие человека. При формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к его переоценке, а негативное впечатление — к недооценке. Силуэт одежды — «высокостатусным» считается силуэт, приближающийся… Читать ещё >

Закономерности формирования первого впечатления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди эффектов социальной перцепции известен «эффект первичности», когда первая информация о человеке носит определяющий характер, влияет на все последующее общение с ним. Известно, что более 50% информации, полученной в первые 15 секунд восприятия человека (даже если он еще ни слова не сказал), в дальнейшем общении подтверждается. Это происходит не только потому, что люди действительно довольно точно «читают» невербальные сигналы, исходящие от другого человека, но и потому, что мы склонны в дальнейшем искать подтверждение уже сложившемуся представлению и не замечать того, что противоречит ему.

На складывающийся имидж влияет также информация о человеке, полученная задолго до начала общения. Известный эффект «ореола» обеспечивает влияние этой информации на восприятие человека. При формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к его переоценке, а негативное впечатление — к недооценке.

Имидж может сформироваться и в отсутствие всякой информации о человеке, на основании отнесения его к определенной социальной группе. Априорный имидж — имидж, сформировавшийся еще до начала общения с человеком. Основывается он на стереотипной информации относительно той социальной группы, к которой реципиент причислил индуктора. Чем жестче у человека стереотип, тем сложнее будет изменить априорный имидж в непосредственном общении с ним.

Факторы формирования первою впечатления[1].

1. Фактор превосходства — если индуктор воспринимается реципиентом как превосходящий по значимым качествам (например, по образованности, интеллекту), реципиент склонен переоценивать другие качества индуктора.

Знаки превосходства:

  • 1) одежда. Свидетельства превосходства в одежде: а) цена — чем она выше, тем выше статус. Цену мы «вычисляем», видя качество одежды, ее дефицитность (частоту встречаемости), модность;
  • б) силуэт одежды — «высокостатусным» считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а «низкостатусным» — приближающийся к шару; в) цвет: для высокого статуса — черно-белая гамма; чем ярче и насыщеннее цвет, тем ниже статус (красный — официант, швейцар);
  • 2) соотношение знаков одежды с ситуацией общения: одни и те же элементы по-разному интерпретируются в зависимости от ситуации;
  • 3) манера поведения: независимость в различных обстоятельствах и ситуациях: от партнера, от ситуации общения, от мелких норм общения — интерпретация зависит от готовности воспринимающего признать эту независимость обоснованной.
  • 2. Фактор привлекательности. Если человек нравится нам внешне, мы склонны считать его более хорошим, умным и т. д.

Проведенный в школе эксперимент показал следующее. Учителям давалось дело ученика, к нему прилагались разные фотографии. Привлекательным детям учителя приписывали более высокий интеллект, лучший статус в группе сверстников, родителей, занимающихся их воспитанием.

В другом эксперименте люди оценивали красивых людей как более уверенных в себе, счастливых и искренних, уравновешенных, энергичных, более богатых духовно. Мужчины оценили красивых женщин как более заботливых и внимательных.

Знаки привлекательности:

  • а) соответствие социально желательным признакам;
  • б) усилия, которые затрачиваются человеком для соответствия одобряемому типу внешности (телосложение — мезоморфный тип получает наиболее положительные оценки по психологическим свойствам, толстяки — наиболее отрицательные). Привлекателен тот тип телосложения, который социально одобряется. По еще более привлекательны усилия, затраченные на его получение.
  • 3. Фактор отношения к нам. Мы выше оцениваем людей, которые относятся к нам положительно. При явном отрицательном отношении к нам мы не замечаем положительных сторон в партнере.

Эксперимент, показывающий значение этого фактора: выявив мнения людей, знакомили их с мнениями других людей, но этим же вопросам и затем просили оценить этих людей. Чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка человека. Чем выше оценивается человек, тем большее сходство его взглядов с собственными от него ожидали. Разногласий просто не замечают.

Знаки согласия: кивки, одобряющие улыбки, слова, манера поведения.

  • [1] Крижапская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. Л., 1990.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой