Формирование понимания ситуаций взаимодействия и общения у современных подростков в учебно-воспитательном процессе
Диссертация
Исходя из замысла нашей работы, в результате анализа данных, мы можем говорить о том, что на протяжении онтогенеза, в результате накопления социального опыта, у подростка формируются концепты (умственные образы, отражающие культурно-обусловленное представление о взаимодействии и общении) понимания на основе рефлексии и умения анализировать те или иные аспекты взаимодействия и общения, а именно… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Общеметодологические и психолого-педагогические подходы к изучению проблем понимания, взаимодействия, общения и подросткового возраста
- 1. 1. Понимание как общенаучная и психолого-педагогическая категория
- 1. 2. 0. сновные направления в исследовании понимания взаимодействия и общения в отечественной и зарубежной психологии
- 1. 3. Социальный и эмоциональный интеллект и проблема понимания ситуаций взаимодействия и общения
- 1. 4. Подросток как субъект взаимодействия, общения и обучения
- 1. 5. Интересы подростков в контексте современной социокультурной ситуации и их роль в интеллектуальном развитии
- 1. 1. Понимание как общенаучная и психолого-педагогическая категория
- Выводы по I главе
- ГЛАВА II. Исследование понимания ситуаций взаимодействия и общения современными подростками
- 2. 1. Организация и методика экспериментального исследования
- 2. 2. Особенности сферы интересов современных подростков
- 2. 3. Выявление особенностей понимания подростками ситуаций взаимодействия и общения
- Выводы по II главе
- ГЛАВА III. Формирование у подростков адекватного понимания ситуаций взаимодействия и общения
- 3. 1. Обоснование программы психолого-педагогического эксперимента и характеристика выборки
- 3. 2. Описание программы и процесс формирования у подростков адекватного понимания ситуаций взаимодействия и общения
- 3. 3. Контрольный этап психолого-педагогического эксперимента
Список литературы
- Ю. Интеллект: новый взгляд Текст. / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии.- 1995,-№ 1. — С. 111−129. ,
- Аминов, Н. А. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов Текст.: / H.A. Аминов- М. В. Молоканов // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 5. — С. 104−109:
- Андреева, Г. М. Социальная психология Текст. / F.M. Андреева- М.: Наука, 1994−325с.
- Андреева, И-Н. Биологические и социальные: предпосылки: развития эмоционального интеллекта Текст. 7 И. Н. Андреева // Когнитивная психология: сб. статей / Иод ред. А. П. Лобанова, Н. П. Радчиковой. -Минск: БШУ, 2006. С. 7−11.
- Андреева, И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта Текст. / ИТТ Андреева // Социально-психологические проблемы ментальности:6-я Международная научно-практическая- конференция. Смоленск, СГПУ, 2004.-4.1.-С. 22−26.
- Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации Текст. / И. Н. Андреева // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям:/Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. -М.: Ин-т психологии РАН, 2009. 349 с.
- Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками Текст. / Л. Ф. Анн. СПб.: Питер, 2007.- 271 с.
- Аннушкин, Ю.В. Эффективное общение Текст. / Ю. В. Аннушкин. -Иркутск: Изд-во ИГУ, 2003- 92 с.
- Антонов, A.B. Информация: восприятие и понимание Текст. / A.B. Антонов. Киев: Науковадумка, 1988- 184с.
- Бахтин, М.М. К методологии гуманитарных наук Текст. / М. М. Бахтин.-М., 1984.-312с.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. -М., 1986.-245 с.
- Белоконь, О.В. Взаимосвязь эмоционального и социального интеллекта с лидерством Текст.: Дисс.. канд. психол. наук./ О. В. Белоконь. М., 2008. — 163 с.
- Беляев, Ю.С. Разработка и стандартизация методики «уровень эмоционального интеллекта» Текст. / Ю. С. Беляев, С. А. Беляев. А. И. Янович. М. И. Мазуров // Психологический журнал (РБ). 2009 — № 2. -С.9−17.
- Березовская, Т.П. Психологические особенности эмоционального интеллекта старшеклассников Текст. / Т. П. Березовская // Когнитивная психология: сб. ст./ Под ред. А. П. Лобанова, Н. П. Радчиковой. Мн.: БГПУ, 2006.-С.16−20.
- Бине, А. Измерение умственных способностей Текст. / А. Бине. -СПб., 1998.-432 с.
- Битянова М. Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения Электронный ресурс. / М. Битянова // Школьный психолог. -№ 27,2000-Режим доступа: http: psy.lseptember.ru / article/200 002 707.
- Блонский, П.П. Развитие мышления школьника Текст. / П. П. Блонский //Избранные педагогические и психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1979. Т. 2 — С. 5−117.
- Бобнева, М. И. Социальные нормы и регуляция поведения Текст. /М.И. Бобнева. М.: Наука, 1978. — 311 с.
- Богин, Г. И. Обретение способности понимать: Введение в филологическую герменевтику Текст./ Г. И. Богин. М. Психология и Бизнес ОнЛайн, 2001. — 516 с.
- Бодалев, A.A. Восприятие и понимание человека человеком Текст. / A.A. Бодалев. -М.: МГУ, 1982.- 200 с.
- Бодалев, А. А. Восприятие человека человеком Текст. / A.A. Бодалев. -Л., 1965.- 123 с.
- Бодалев, A.A. Личность и общение. Избранные труды Текст. / A.A. Бодалев. М.: Педагогика, 1983. — 271 с.
- Бодалёв, A.A. О взаимосвязи общения и отношения Текст. / A.A. Бодалев//Вопросы психологии. 1994. -№ 1. — С. 122−127.
- Бодалёв, A.A. Психология общения Текст. / A.A. Бодалев М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996.— 256 с.
- Большой психологический словарь Текст. / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко-М.:Олма-пресс, 2003. 666с.
- Брудный, A.A. Понимание и общение Текст./ A.A. Брудный. М.: Знание, 1989. — 120 с.
- Брудный, A.A. Психологическая герменевтика. Учебное пособие Текст. /A.A. Брудный. М.: «Лабиринт», 1998. — 336 с.
- Быстрицкий, Е.К. Концепция понимания в исторической школе философии науки Текст. / Е. К. Быстрицкий // Вопросы философии. -1982.-№ 11— С.142−149
- Васильева и др. Текст. // Вопросы философии. 1998. — № 1. — С. 110 121.
- Васильев, Л. Г. Текст и его понимание: Учеб. пособие Текст. / Л. Г. Васильев. Тверь: Тверск. гос. ун-т, 1991- 68 с.
- Васильев, С.А. Уровни понимания текста Текст. / С.А. Васильев// Понимание как логико-гносеологическая проблема. Киев: Наукова думка, 1972.-С. 91−122.
- Вахромов, Е.Е. Проблема понимания в познании Текст. / Е. Е. Вахромов // Прикладная психология и психоанализ. 2002.— № 4.
- Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учеб-метод, пособие Текст. / И. В. Вачков. -М.:"Ось-89″, 2002. 224 с.
- Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга: учеб. пособие Текст. /И.В. Вачков. -М.: Ось-89, 1999. 176 с.
- Власова, Н.В. Психологическая феноменология подростков группы риска наркотизации. Монография Текст. / Н. В. Власова. М.: РУДН, МОСУ, 2004.-71 с.
- Войскунский, А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете Текст. / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. Т.20, № 1, 1999. — С.126−132.
- Войскунский, А.Е. Интернет новая область исследований в психологической науке Текст. А. Е. Войскунский //Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Вып. 1 /Под общей ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. -М.: Смысл, 2002. — С. 82−101.
- Выготский, Л. С. Педология подростка. Развитие интересов в переходном возрасте Текст. / Л. С. Выготский // Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю. И. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С. 232−285.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Текст. / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1984 Т.4.- с. 66.
- Выготский, JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти- т. Текст. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982. — Т.2. — С.21−22, 357−358.
- Габитова, P.M. «Универсальная» герменевтика Фридриха Шлейермахера / Текст. / P.M. Габитова // Герменевтика: история и современность.-М., 1985. С. 61−96.
- Гаврина, Е.Г. Понимание: предметно-логический и культурноIисторический аспекты Текст.: Дисс. канд. филос. наук / Е. Г. Гаврина. -Иваново, 2007.- 180 с.
- Гадамер, Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики Текст. / Г.-Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988 — С.321−564.
- Гадамер, Г.-Г. О круге понимания Текст. / Г.-Г. Гадамер // Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991. — С. 72−91.
- Гадамер, Г.-Г. Философские основания 20 века Текст. / Г.-Г. Гадамер// Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991. — С. 15−26.
- Гарскова, Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию Текст. / Г. Г. Гарскова // Тез. науч.практ. конф. «Ананьевские чтения».- СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999 С. 25−26.
- Геранюшкина, Г. П. Социальный интеллект студентов-менеджеров и его развитие в условиях формирующего эксперимента Текст.: Дисс.. канд. психол. наук. / Г. П. Геранюшкина. Иркутск, 2001. — 194 с.
- Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта Текст. /Дж. Гилфорд// Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965.- 532 с.
- Головаха, Е.И. Психология человеческого общения Текст. / Е. И. Головаха, Н. В. Панина. Киев, 1989. — 189 с.
- Гордеева, A.B. Психологические особенности процесса персонификации в диалоге «человек-компьютер» Текст.: Автореф. дисс. .канд. психол. наук./ A.B. Гордеева. Кшв, 2003 — 20 с. (на укр. яз):
- Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков Текст. / А. Г. Грецов.- СПб: Питер, 2005. 160 с.
- Грицанов, А. История Философии: Энциклопедия Текст. / А. Грицанов, Т. Румянцева, М.Можейко. — Мн.: Интерпрессервис- Книжный Дом, 2002. —1376 с.
- Гурова, Л.Л. Процессы понимания в мышлении, общении и практической деятельности Текст. / Л. Л. Гурова // Мышление, общение, практика: Сборник научных трудов. Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 1986.-С. 97−108.
- Гурова, Л. Л. Процессы понимания в развитии мышления Текст. / Л. Л. Гурова // Вопросы психологии. 1986 — № 2 — С. 126−138.
- Гурьева, Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты Текст./ Л. П. Гурова // Вопросы психологии. 1993 — № 3 — С. 5−16.
- Гусев, С.С. Проблема понимания в философии Текст./ С. С. Гусев, Г. Л. Тульчинский. М., 1983.-375 с.
- Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Текст./ В. И. Даль. М.: Русский язык, 1998 -Т. 3. П-М. — 555 с.
- Дильтей, В. Категории жизни Текст. / В. Дильтей // Вопросы философии. — 1995. —№ 10. —С. 129−143.
- Дильтей, В. Описательная психология Текст. / В. Дильтей. СПб.: Алетейя, 1996. — 160 с.
- Дмитриева, И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению Текст.: Автореф. дисс.. канд. психол. наук./ И. М. Дмитриева. -Нижний Новгород, 2007. 19 с.
- Доблаев, Л. П. Вопросы психологии понимания учебного текста Текст. / Л. П. Доблаев. Саратов, 1965. — с.4.
- Доблаев, Л.П. Проблемы понимания в советской психологии Текст. / Л. П. Доблаев. Саратов, 1967. — с. 66.
- Доблаев, Л.П. Смысловая структура текста и проблемы его понимания Текст. / Л. П. Доблаев. -М., 1982. 176 с.
- Егоров, И. А. Влияние уровня эмоционального интеллекта руководителей организации на выполнение управленческих функций Текст.: Дисс. канд. психол. наук. / И. А. Егоров. М., 2006. — 119 с.
- Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение Текст. / Ю. Н. Емельянов. Л.: ЛГУ, 1985.- 168 с.
- Емельянова, Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге Текст. / Е. В. Емельянова СПб.: Речь, 2008. — 336 с.
- Жуков, Ю. М Диагностика и развитие компетентности в общении Текст./ Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. М.: МГУ, 1990.-104 с.
- Жукова, Т. А. Логико-лингвистические аспекты проблемы понимания Другого в традиционной и современной философии Текст.: Дисс.. канд. филос. наук./Т.А. Жукова-Краснодар, 2005- 120 с.
- Зайцева, Т.В. Теория психологического тренинга: психологический тренинг как инструментальное действие Текст./ Т. В. Зайцева. СПб.: Речь, 2002. — 80 с.
- Зароченцев, К.Д. Экспериментальная психология: учебник Текст. / К. Д. Зароченцев, А. И. Худяков. —М.: Проспект, 2005- С. 51.
- Захаров, В.П. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие Текст. / В. П. Захаров, Н. Ю. Хрящева. Л.: ЛГУ, 1989 — 128 с.
- Знаков, В. В. Основные направления исследования понимания в зарубежной психологии Текст. / В. В. Знаков // Вопросы психологии. -1986.- № З. т- С. 163 -170.
- Знаков, В.В. Понимание в познании и общении Текст./ В. В. Знаков Самара, 2000 — 196 с.
- Знаков, В. В. Понимание как проблема психологии мышления Текст./ В. В. Знаков // Вопросы психологии. 1991- № 1. — С. 18−27.
- Знаков, В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия Текст. /В.В. Знаков // Психологический журнал. — 2003, Т.24. № 2. — С. 95−106.
- Иванов, М. С. Психологическая характеристика ролевой компьютерной игры как особого вида деятельности Текст./ М. С. Иванов, Г. М. Авилов// Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. — С. 41−55.
- Иванов, М.С. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера Текст./ М.С. Иванов// Психологический журнал 2003, Т. 24. — № 2. — С. 10−14.
- Иванов, М. С. Личностные предпосылки формирования игровой компьютерной аддикции Текст. / М. С. Иванов // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. / Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 368−374.
- Иванов, М.С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности Текст.: Автореф. дисс. канд. психол. наук / М. С. Иванов. Барнаул, 2005- 22 с.
- Иванов, П. И. Общая психология Текст. /П.И. Иванов. Ташкент, 1967. -368 с.
- Ильин, Е.П. Мотивация и мотив Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002.-512 с.
- Иовлева, Т. Е Особенности становления межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте Текст. /Дисс. .канд. психол. наук / Т. Е. Иовлева. М., 2006. — 145 с.
- История философии: Запад-Россия-Восток Текст./книга третья. Философия Х1Х-ХХ в.- М.: Греко-латинский кабинет, 1999 448 с.
- Калинина, Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение Текст./ Н. В. Калинина Ульяновск: УИГЖ ПРО, 2004. — 228 с.
- Карандашев, Ю.Н. О стадиях процесса понимания Текст./ Ю. Н. Карандашев //Вопросы психологии. 1982 — № 6. — С.121−125.
- Кле, М. Психология подростка Текст./ М. Кле // Психология подростка. Хрестоматия. /Сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 526 с.
- Коваленко, А.Б. Психологические особенности процесса понимания творческих задач Текст. / А. Б. Коваленко //Вопросы психологии. 1991. -№ 5. — С. 42−47.
- Кодинцева, Н.М. Взаимосвязь компетентности социального взаимодействия и психологических особенностей студентов вузов Текст.: Автореф. дисс. .канд. психол. наук / Н. М. Кодинцева. М., 2009. — 25 с.
- Кондратьева, C.B. Межличностное понимание и его роль в общении Текст.: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук /C.B. Кондратьева. Л., 1976. — 35 с.
- Кондратьева, C.B. Психолого-педагогические аспекты понимания людьми друг Друга Текст. / C.B. Кондратьева // Психология межличностного познания. М., 1981. — С. 170−172.
- Кондратюк, А.И. Психологические особенности динамики познавательных интересов учащихся Текст.: Автореф. дисс. .канд. психол. наук/А.И. Кондратюк- Киев, 1991- 21 с.
- Коробов, Е.Т. Понимание как дидактическая проблема Тест. / Е. Т. Коробов //Московский психологический журнал. 2005, № 11. — С. 28- 35.
- Костюк, Г. С. О психологии понимания Текст. / Г. С. Костюк // Научные записки института психологии УССР. Т. 2. Киев, 1950. — С. 757 (на укр.яз.).
- Кохановский, В .П. Философия для аспирантов: Учебное пособие1 ЯРёкст.?/ :ВШ. Еохановский? Е: В- Золотухин, Т. Г. Лешкевич, Т. Б: Фатхш— Ростов н/Д: Феникс, 2003. 448 с.
- Краткий! психологический! словарь Текст./Под общей ред.1. Г '
- А. В. Петровского и — М. Г. Ярошевского- ред.-составитель Л А. Карпенко:—М: Политиздат, 1985--С. 124−100.- Крутецкищ" Психология? обучения! ш воспитания* школьников?
- Книга для учителей и классных руководителей.Текст. / В. А. Крутецкиш —
- Кучерявенко, В.И. Особенности структуры. эмоционального интеллекта: подростков с различной степенью увлечённости^ компьютерной игровой деятельностью Текст. / В.И. Кучерявенко// Проблемьт современной, психологии: Сборник научных работ Каменец
- Подольского национального университета им. И. Огиенко, Института психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины. 2009, Вып. 4. — С. 157−171.
- Кучерявенко, В.И. Подросток как субъект понимания, взаимодействия и общения Текст. / В. И. Кучерявенко // Славянская педагогическая культура/Научно-теоретический журнал МСАО им. Я. А. Каменского. 2010., № 9. — С. 93−97.
- Кучерявенко, В.И. Типовые и уровневые характеристики понимания ситуаций взаимодействия и общения современными-подростками Текст. /
- B.И Кучерявенко, Е. А. Сорокоумова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2011. — № 1. — С.26−33.
- Лабунская, В.А. Проблема обучения кодированию-интерпретации невербального поведения Текст./ В. А. Лабунская //Психологический журнал. 1997. — № 5. — С. 85−94.
- Лекторский, В.А. Междисциплинарный и философский подход к проблеме понимания Текст./ В. А. Лекторский // Вопросы философии. -1986.-№ 7.-С. 65−68.
- Леонтьев, А.Н. Психологические вопросы сознательности учения Текст./ А.Н. Леонтьев//Избранные психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983, T.I. — С.348−380.
- Лидере, А.Г. Психологический тренинг с подростками: учеб. пособие для студ. Текст./ А. Г. Лидере. М.: Академия, 2001. — 250 с.
- Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков Текст. // А. Е. Личко //Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. -СПб: Речь, 2009. 256 с.
- Логинова, Л.И. Особенности процесса понимания у учащихся с задержкой психического развития Текст.: Дисс. .канд. психол. наук/Л.И. Логинова. СПб., 2006. — 233 с.
- Люсин, Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн Текст. /Д.В. Люсин // Психологическая-диагностика. 2006 — № 4.- С. 3−22.
- Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте Текст. / Д. В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29−36.
- Ляудис, В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия Текст./ В. Я. Ляудис // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М.: НИИОП АПН СССР, 1980. С. 37−52.
- Манеров, В.Х. Экспериментально-теоретические основы социальной идентификации и интерпретации говорящего Текст.: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / В. Х. Манеров. СПб., 1993. — 54 с.
- Манойлова, М. А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и студентов педагогических учебных заведений Текст.: Дисс. .канд. психол. наук/ М. А. Манойлова СПб., 2004. -265 с.
- Марасанов, Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально- психологическом тренинге Текст./Г.И. Марасанов. Киров, 1995. — 152 с.
- Массен, П. Развитие личности ребёнка Текст. /П. Массен, Д. Конджер, Дж. Каган, А. Хьюстон// Психология подростка. Хрестоматия.
- Сост. Ю.И. Фролов- — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 526 с.
- Матюхина, М.В. Мотивация учения- младших школьников Текст. /М.В. Матюхина- М.: Педагогика- 1984. — 144® с.
- Мдивани, М.О. Подросток, в информационной среде: (экспериментальное исследование) Текст. / М. О. Мдивани. М.:УМК «Психология», 1999. — 52 с.
- Медведева, Т. Н. Особенности личности и профессиональной? направленности старшеклассников с различными учебными, интересами Текст.: Автореф. .дисс. канд. психол:. наук / Т. Н. Медведева. М., 2009. — 27 с.
- Менчинская, H.A.Понимание Текст. / H.A. Менчинская //Психология:. Учебник для педагогических институтов / Под ред. A.A.- Смирнова, A. Hi Леонтьева, С. Л. Рубинштейна,.Б. М. Теплова. М-, 1962. — С. 263−267.
- Михайлова (Алешина), Е. С. Методика исследования социального интеллекта., Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена — Руководство, по использованию Текст. /Е.С. Михайлова (Алешина). -СПб.: ГП «Иматон», 1996. 34 с.
- Михайлова (Алёшина) — Е.С. Социальный- интеллект: тернистый путь от понятия к методике Текст. / Е. С. Михайлова? (Алешина) — О. И. Муляр // Психологическая, газета. 1996. — № 1. — 12 (15).
- Морозов, В.П. Психологический портрет человека- по невербальным особенностям его речи Текст. / В.П. Морозов//Психологический журнал. 2001. — № 6. — С. 48−63.
- Мухина- В-С. Возрастная^ психология: феноменология развития, детство, отрочество Текст. / B.C. Мухина- М., 2002. — 456 с.
- Нагаева, Л.Г. Психологические особенности понимания в младшем школьном возрасте Текст.: Дисс. .канд. психол. наук / Л. Г. Нагаева. -СПб., 2000. 193 с.
- Ожегов, G.M. Словарь русского языка Текст./ С .И- Ожегов. М., 1989. -750 с.
- Ороев, H.A. Понятийный- словарь по культурологии Текст./ H.A. Ороев,.Е. В. Папченко. Таганрог: ТРТУ, 2005.- 94 с.
- Осшщкий, А.К. Регуляция деятельности и направленность личности Текст. / А. К. Осницкий. Ml: Издательство Московского экономико-лингвистического института, 2007. — 232 с.
- Оськин, В. На пороге эмоциональной революции Текст. / В: Оськип // Управление персоналом. 2004 — № 16.- С. 49−53.
- Павилёнис, Р. И. Проблема смысла Текст. / Р.И.' Павиленис. М., 1983.-286 с.
- Панферов, В.Н. Психологическая структура познания человека человеком Текст. / В. Н. Панферов //Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания: Сб. науч. Тр. /Под ред. 0-Г. Кукосян. Кубан. Гос. Ун-т, 1977. — С. 21−35.
- Педагогика. Учеб. пособие для студентов иед. институтов Текст./ Под ред. Ю. К. Бабанского.—М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
- Петровская, A.C. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров? и процессуальных характеристикуправленческой деятельности Текст.: Дисс. .канд. психол. наук/A.C. Петровская. — Ярославль, 2007. — 225 с.
- Петровская, JI. JL Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг Текст. / JT.JI. Петровская. М.: МГУ, 1989. -216 с.
- Пиаже, Ж. Психология интеллекта Текст. /Ж.Пиаже // Избранные психологические труды, — М., 1969. 659 с.
- Плотников, Н. С. Жизнь и история: Философская программа Вильгельма Дильгея Текст. / Н.С. Плотников- М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. 232 с.
- Прихожан, A.M. Шестиклассники Электронный ресурс. / A.M. Прихожан/ЛЛкольный психолог. № 15, 2002. — Режим доступа: http://psy. 1 september.ru/2002/15/12l 3 .htm
- Прутченков, A.C. Социально-психологический тренинг межличностного общения Текст. / A.C. Прутченков. М.: Знание, 1991. -45 с.
- Психогимнастика в тренинге: каталог Текст. / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, 2001. — 250 с.
- Психология подростка. Хрестоматия Текст. / Сост. Ю. И. Фролов. -М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 526 с.
- Психология. Словарь Текст. / Под общ. Ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
- Психология современного подростка Текст. /Под ред. Д.И. Фельдштейна- Научн. — исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. Педнаук СССР.-М.: Педагогика, 1987.-240 с.
- Психология социальных ситуаций Текст./Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001. — 416 с.
- Рикер, П. Мораль, этика, политика Текст. /П. Рикер // Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью. М.: Academia, 1995-С.82−94.
- Рикер, П. Человек как предмет философии Текст. / П. Рикер // Вопросы философии.- 1989 — № 2. — С. 41−50.
- Рождественская, H.A. Формирование когнитивного компонента межличностного восприятия у старшеклассников Текст.: Автореф. дисс.. канд. психол. наук/H.A. Рождественская —М., 1991- 18 с.
- Рубинштейн, С. JT О мышлении и-путях его исследования Текст. / СЛ. Рубинштейн. Ml, 1958.-205с.158.' Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии Текст./ С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1999. — 720 с.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М., 1959 — 426 с.
- Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М., 1976 — 416 с.
- Рузавин, Г. И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов Текст. / Г. И. Рузавин. М.: ЮНИТ-ДАНА, 1999. — 317 с.
- Савенков, А.И. Концепция социального интеллекта Текст. / А. И. Савенков // Одаренный ребенок. 2006. — № 1. — С. 6−18.
- Скроцкий, Ю.А. Увлечения в психопатологии подросткового возраста Текст. / Ю. А. Скроцкий // Патологические нарушения поведения у подростков / Под. ред. А.Е. Личко- Ленинград, 1973. С. 31−37.
- Словарь, практического психолога Текст. /Сост. С. Ю. Головин. -Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2001. 800 с.
- Смирнов, А. А. Проблемы психологии памяти Текст. / A.A. Смирнов. М, 1966.-423 с.
- Смирнова, Е.О. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры Текст. / Е. О. Смирнова, P.E.
- Радеева // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды, по социологии образования. Том 5. Вып. 7/ под ред: В. С. Собкина. -М., 2000.-с. 462.
- Собкин, В: С. Подросток: виртуальная и социальная реальность. По материалам социологического исследования-Текст./В.С. Собкин, Ю.М. Евстигнеева// Труды" по социологии образования. Том 4. Вып.10. М.: Центр Социологии образования РАО, 2001 — 156 с.
- Современный философский словарь Текст. — СПб.: Академический проект, 2004. —864 с.
- Сорокоумова, Е. А. Психология самопознания детей младшего школьного возраста Текст.: Дисс.. д-ра психол. наук. Самара, 2002. -312 с.
- Сорокоумова, Е.А. Уроки общения в начальной школе: Практическое пособие Текст. / Е. А. Сорокоумова. М.: АРКТИ, 2008. -40 с.
- Специальная психология: учеб. пособие для дефектологических факультетов педагогических вузов Текст. / Под ред. В: И. Лубовского. — М.: Академия, 2003. 461 с.
- Стернберг, Р.Дж. Практический интеллект Текст. / Р. Дж. Стернберг, Дж.Б.Форсайт, Дж. Хедланд и др. СПб: Питер, 2002. — 272 с.
- Суворов, В.В. Интеллект и интеллектуальные орудия труда Текст. / В. В. Суворов // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. -2000.-№ 2.- С. 67−82.
- Суховерова, Е.А. Развитие познавательного интереса у студентов гуманитарных вузов Текст.: Дисс.. канд. психол. наук / Е. А. Суховерова. — М., 2003.— 222с.
- Тихомиров, О. К. Мышление, знание и понимание Текст. / O.K. Тихомиров, В. В. Знаков // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1989. — № 2. — С. 6−16.
- Тихомиров, О. К. Информационный век и теория JI. С. Выготского Текст. / O.K. Тихомиров // Психологический журнал. 1993. — Т. 14, № 1.-С. 117−119.
- Украинский, Я.И. Адекватность отражения внешнего облика других людей как условие межличностного понимания Текст.: Автореф. дисс. .канд. психол. наук / Я. И. Украинский. Киев, 1988. — 18 с.
- Ушаков, Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта Текст. / Д.В. Ушаков//Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования/ Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004.-С. 17−24.
- Фельдштейн, Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1982. — 224 с.
- Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп Текст. / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 490 с.
- Философия: Учебник Текст. / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Юристъ. 2004. — 520 с.
- Фомичева, Ю.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми Текст. / Ю.В. Фомичева-. A.F. Шмелев- И. В. Бурмистров // Вестник Московского университета. Серия 141 Психология: -1991.- № 3.- С. 27−39.
- Формирование интереса к учению у школьников Текст. / Под ред. А. К. Марковой: Mi: Педагогика-. 1986- - 192'с.
- Г87) — Фридман- Л^М:Психологически№ справочник: учителя: Текст.!/Л:М1. Фридман, ИШ? Кулагина. Mi: Просвещение- 1991. — 288 с:
- Черняков, А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера Текст. / А. Г. Черняков. — СПб., 2001. 460 с.
- Шампандар, А. Дж. Искусственный интеллект в компьютерных играх: Как обучить виртуальные персонажи реагировать на внешние воздействия Текст. / А*. Дж. Шампандар. М.: Вильяме, 2007. — 761 с:
- Шапкин, С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследовании Текст. / С. А. Шапкин //Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 1.- С. 86−102.
- Шахова, И- П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте Текст./ И. П. Шахова //Вопросы психологии-.- 1986. № .6. — С. 23−28I
- Шлейермахер- Ф. Академические речи 1829 года Текст. / Ф. Шлейермахер // Метафизические исследования. Вып. 3, 4. — СПб., 1998. -С. 38−56.
- Шлейермахер, Ф. Герменевтика, Текст. / Ф. Шлейермахер // Общественная^ мысль: исследования и публикации. 1993- - Вып.4. -С.220−236.
- Шлейермахер, Ф. Герменевтика Текст. / Ф. Шлейермахер. СПб.: Европейский дом, 2004. — 242. с:
- Шмелев, А. Г. Мир поправимых- ошибок Текст. / А.Г. Шмелев^ // Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. 1988. — № 3.-С. 16−84-
- Шорохова, Т.В. Проблема определения категории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике электронный ресурс.'// Интернет-журнал «Эйдос», — Декабрь, 2004. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2004/0205.htm.
- Щетинина, A.M. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния, человека Текст.: Дисс.. канд. психол. наук / A.M. Щетинина. Ленинград, 1984. — 196 с.
- Щукина- Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении Текст. / Г. И. Щукина. М., 1984. — 192 с.
- Эльконин,. Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков Текст. / Д. Б. Эльконин И Психология подростка. Хрестоматия. /Сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 526 с.
- Эхтуяа, Ц. Психологический анализ интересов подростков в учебной и внеучебной деятельности Текст.: Автореф. дисс. .канд. психол. наук/Ц. Эхтуяа. М., 1990.- 17 с.
- Южанинова, А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности Текст. / А. Л. Южанинова // Проблемы оценивания в психологии: сб. тр. Саратов, 1984. — С. 95−111.
- Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография Текст. / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. Днепропетровск: Пороги, 2006. — 196 с.
- Юшачкова, Т.Б. Личностные детерминанты способности к пониманию других людей Текст.: Дисс.. канд. психол. наук / Т. Б. Юшачкова. -СПб., 2006.- 194 с.
- Якунова, И.А. Об образе виртуальной реальности Текст. / И. А. Яку нова // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11−13 апреля 2000 г. СПб., 2000. — С. 62−63.
- Argyle М., Furnham A., Graham J. Social situations — Cambridge e. a., 1981. ,—453 p.
- Bar-On R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-i): Technical' Manual. Toronto- Canada: Multi-Health Systems. 1997.
- Binet A., Simon T. Methodes nouvelles pour le diagnostic du niveau intellektuel des anormaux //L' Annee Psychologique. 1905. V. 11. P: 191−241.
- Bohman S. What is Intelligence? Stockholm: Almqist & Wiksell Intern, 1980.-P. 183−201.
- Brody B.B., Brody N. Intelligence: Nature, determinants and consequences. N.Y.: Acad. Press, 1976. — 320 p.
- Cattel R.B. Abilities: Their structure, growth and action. Boston: Houghton Mifflin., 1971. — 168 p.
- Gardner H. Frames of mind: The theory of multiple intelligences. L.: Heinemann, 1983. — 240 p.
- Goleman D. Emotional intelligence. N.Y.: Bantam Books, 1995 — 352 p.
- Guilford J.P. The nature of human intelligence. New York: McGraw-Hill, 1967. — 538 p.
- Howe M J. Intelligence as an explanation. Brit. J. of Psychology. 1988. V. 79. — P. 349−360.
- Humphreys L.G. Critique of Cattel’s theory of fluid and crystallized intelligence: A critical experiment. J. of Educational Psychology. V. 58 (3).1967. — P. 129−136
- Jensen A.R. Psychometric g as a focus of conserted research effort -Intelligence. 1987." V. 11.- P. 193−198.
- Lyusin D. Emotional Intelligence as a Mixed Construct: Its Relation to Personality and Gender // Journal of Russian and East European Psychology, November-December 2006. V. 44. № 6. P. 54−68.
- Mayer J., Caruso D., Salovey P. Emotional intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence. 1999: № 27. P. 267−298.
- Mayer J., Salovey P., Caruso D: Emotional intelligence: Theory, findings, and implications // Psychological Inquiry. 2004. № 15. P: 197−215.
- Mayer J.D., Salovey P. What, is emotional intelligence? // Emotionaldevelopment and emotional Intelligence: Educational< Implications / ed. by P. Salovey, D.Sluyter. N.Y.: Perseus Books Group, 1997. P. 3−31.
- Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition, and’Personality, 1990. Vol. 9. P. 185−211.
- Spearman C. General Intelligence, objectively determined and measured. -Amer. J. of Psychology, 1904. V. 15. — P. 201−293.
- Sternberg R.J. Human intelligence: The model1 is the message. — Science. — V. 230. 1985.- P. l 111−1118.
- Sternberg R.J. Inside Intelligence. // American Scientist. V. 74 (2). 1986. P. 137−143.
- Thomson, G.H. The factorial analisis of human- ability. London: University of London Press. 1939.
- Thorndike E. L. Intelligence and its uses // Harper’s Magazine. 1920. № 140. P. 227−235.
- Vernon P.E. The structure of human abilities-N.Y.: Wiley. 1965.-360 p.
- Wechsler, D. The measurement and appraisal of adult intelligence. -Baltimore: Williams & Wilkins. 1958. 297 p.
- Young K. S. Caught in the Net. How to Recognize the signs of Internet Addiction — And a Winning strategy for Recovery. New York: John Wiley and Sons, Inc., 1998. — 55 p.