Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование понимания ситуаций взаимодействия и общения у современных подростков в учебно-воспитательном процессе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходя из замысла нашей работы, в результате анализа данных, мы можем говорить о том, что на протяжении онтогенеза, в результате накопления социального опыта, у подростка формируются концепты (умственные образы, отражающие культурно-обусловленное представление о взаимодействии и общении) понимания на основе рефлексии и умения анализировать те или иные аспекты взаимодействия и общения, а именно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Общеметодологические и психолого-педагогические подходы к изучению проблем понимания, взаимодействия, общения и подросткового возраста
    • 1. 1. Понимание как общенаучная и психолого-педагогическая категория
      • 1. 2. 0. сновные направления в исследовании понимания взаимодействия и общения в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 3. Социальный и эмоциональный интеллект и проблема понимания ситуаций взаимодействия и общения
    • 1. 4. Подросток как субъект взаимодействия, общения и обучения
    • 1. 5. Интересы подростков в контексте современной социокультурной ситуации и их роль в интеллектуальном развитии
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. Исследование понимания ситуаций взаимодействия и общения современными подростками
    • 2. 1. Организация и методика экспериментального исследования
    • 2. 2. Особенности сферы интересов современных подростков
    • 2. 3. Выявление особенностей понимания подростками ситуаций взаимодействия и общения
  • Выводы по II главе
  • ГЛАВА III. Формирование у подростков адекватного понимания ситуаций взаимодействия и общения
    • 3. 1. Обоснование программы психолого-педагогического эксперимента и характеристика выборки
    • 3. 2. Описание программы и процесс формирования у подростков адекватного понимания ситуаций взаимодействия и общения
    • 3. 3. Контрольный этап психолого-педагогического эксперимента

Формирование понимания ситуаций взаимодействия и общения у современных подростков в учебно-воспитательном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Школьный учебно-воспитательный процесс отражает динамичные и многоплановые изменения, которые происходят в обществе и характеризуют сущность социальной ситуации развития. Преобразование условий жизнедеятельности в социокультурной среде оказывает существенное влияние на развитие личностной и интеллектуальной сфер школьников, и особенно подростков. Интеллектуальное развитие в подростковом возрасте происходит на основе проникновения в сущность отдельных и общих свойств, предметов и явлений действительности, понимания, осмысления и установления связей между ними. Эти процессы происходят, как показано во многих исследованиях, в ходе активного становления подростка как субъекта взаимодействия, общения и обучения (JI.C. Выготский, Т. В. Драгунова, М. Кле, B.C. Мухина, Ж. Пиаже, К. Н. Поливанова, A.M. Прихожан, JLA. Регуш, Д. И. Фельдштейн, В. Э. Чудновский, Д. Б. Эльконин и др.).

Понимание является важным компонентом интеллектуальной деятельности, становление которого у подростков происходит в процессе школьного обучения и межличностного общения.

В современных условиях на становление у подростков понимания реалий социальной действительности существенное влияние оказывают информатизация и компьютеризация всех сфер жизнедеятельности общества. Под их влиянием происходит трансформация традиционных социальных ценностей, становление взглядов, интересов и увлечений, не свойственных предыдущим поколениям подростков. Подросток активно включается в деятельность (компьютерные игры, общение в сети Интернет, обмен смс-сообщениями и т. п.), в которой традиционное живое общение и взаимодействие приобретает виртуальные формы.

Учебно-воспитательный процесс в современной общеобразовательной школе также характеризуется все большей направленностью на интеллектуализацию, получение конкретных результатов учебной деятельности. Преобладание монологических форм общения учителей и учеников в ущерб диалогическим, усиление роли компьютерно-информационного досуга сужают опыт реального общения и взаимодействия подростков, обусловливают трудности в понимании динамично меняющихся социальных ситуаций, характерных для современного общества. В связи с этим возникает необходимость в выявлении особенностей понимания современными подростками ситуаций взаимодействия и общения и возможностей формирования у них адекватного понимания.

Анализ психолого-педагогической литературы, практики школьного обучения и воспитания, эмпирического опыта наблюдения за жизнью и деятельностью подростков свидетельствуют о наличии объективного противоречия между необходимостью становления личности подростка как субъекта понимания закономерностей полноценного межличностного общения и социального взаимодействия и его направленностью на погружение в виртуальный мир, создаваемый современными информационнокомпьютерными технологиями.

Недостаточная представленность в психолого-педагогической литературе исследований, направленных на разрешение этого противоречия обусловило актуальность темы исследования: «Формирование понимания ситуаций взаимодействия и общения у современных подростков в учебно-воспитательном процессе».

Разрешение указанного противоречия предполагает необходимость теоретико-экспериментального исследования, направленного на разрешение конкретных проблем, связанных:

• с выявлением особенностей понимания подростками ситуаций взаимодействия и общения в современной социокультурной среде, характеризующейся возрастающей ролью ее информатизации и компьютеризации;

• с разработкой и внедрением в школьный учебно-воспитательный процесс психолого-педагогической программы, направленной на формирование у подростков понимания смысла социальных ситуаций.

Цель исследования: выявить особенности формирования адекватного понимания ситуаций взаимодействия и общения у современных подростков в условиях учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы.

Объект исследования: понимание ситуаций взаимодействия и общения современными подростками в условиях информатизации и компьютеризации общественной жизни и образования.

Предмет исследования: становление адекватного понимания ситуаций взаимодействия и общения у современных подростков при его формировании в условиях учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы (на материале ситуации в Приднестровье). Гипотезы исследования:

1. Адекватное понимание современными подростками ситуаций взаимодействия и общения возможно в процессе формирования посредством специально разработанной психолого-педагогической программы в условиях учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы.

2. Понимание современными подростками ситуаций взаимодействия и общения связано с особенностями сферы их интересов и увлечений и является процессом и результатом взаимосвязи социального и эмоционального интеллекта в единстве когнитивных, эмоциональных и личностно-смысловых аспектов.

В соответствии с целью, предметом и гипотезами исследования определены его задачи:

1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы обобщить основные подходы к исследованию понимания, особенностей интеллектуального развития подростка как субъекта взаимодействия, общения и обучения.

2. Выявить особенности сферы интересовподростков в. контексте современной социокультурной' ситуации.

3. Раскрыть особенности^ понимания современными, подростками ситуаций взаимодействия и общения.

4. Разработать психолого-педагогическую программу, направленную, на формирование адекватногопонимания* ситуаций взаимодействия и общения современными подростками.

5. Провести формирующий эксперимент, апробировать — психолого-педагогическую программу, количественно и качественно обработать результаты, сформулировать основные обобщения и выводы.

Теоретико-методологические основы исследования:

• общеметодологические принципы психологии: принцип единства сознания, и деятельности, принцип развития, принцип детерминизма (Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

• ' положения об уровнях, стадиях и соотношении смысла и-значения в процессе и результате понимания (В:А. Артёмов, П. П. Блонский, Л. П. Доблаев, Ю. Н. Каран дашев, 3: И. Клычникова, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, A.A. Смирнов, Е.А. Сорокоумова) — •.

• ¦ положения о значении социокультурной ситуации, ведущем типе деятельности, личностном и интеллектуальном развитии в подростковом возрасте (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, К. Н. Поливанова, A.M. Прихожан, Д. И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин);

• концепции, объясняющие единство интеллекта и понимания, взаимодействия и общения: теория социального и эмоционального интеллекта (И.Н. Андреева, М. И. Бобнева, Дж. Гилфорд, В. Н. Дружинин, Ю. Н. Емельянов, В. Н. Куницына, Д. В. Люсин, Д.В. Ушаков), восприятия и понимания человека человеком (A.A. Бодалёв, Г. М. АндрееваВ.В. Знаков, C.B. Кондратьева, В. Н. Куницына, В.А. Лабунская);

• современные исследования в области сферы интересов подростков, Интернет, и компьютерной игровойдеятельности и их влияния на психическое развитие в подростковом возрасте (АШ. Войскунский, Ю. М. Евстигнеева, М.С. ИвановB.C. Собкин, Ю-В. ФомичеваС. АШапкищ К. Ян г);

• подход к рассмотрению понимания в единстве когнитивного, и личностно-смыслового аспектов как процесса и результата нахождения,. порождения и интерпретации личностных смыслов, субъектов взаимодействия, общения и обучения (Е.А. Сорокоумова).

Методы исследования:

Для реализации, целей и задач исследования был использован комплекс методов.

Теоретические: анализ научной и учебно-методической литературы по философии, психологиипедагогике и другим смежным областям исследуемой проблематикиих обобщение и синтез.

Эмпирические: тест социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена в модификации Е. С. Михайловой (Алешиной) — методика ЭмИн (Д.В. Люсин) — авторский опросник «Направленность интересов и увлечений подростков», авторская анкета «Интерес к компьютерным играм». Метод констатирующего иформирующего эксперимента. Методы математической статистики: анализ средних значенийкритерий: Пирсона.

Метод моделирования ситуаций при составлении содержательной части формирующей психолого-педагогической программы.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась: теоретической обоснованностью подходов к изучению понимания и интеллекта в отечественной и зарубежной психологииобоснованной программой экспериментального исследования и комплексом методов, соответствующих цели, предмету, гипотезе и задачамрепрезентативностью выборки испытуемыхиспользованием адекватных статистических методов обработки количественных результатов исследованиясодержательным^ анализом полученных эмпирических данныхэффективностью внедрения психолого-педагогической программы формирования у подростков понимания ситуаций взаимодействия и общения.

Научная новизна исследования определяется следующим:

• предложен подход к формированию у подростков понимания ситуаций взаимодействия и> общения, реализуемого в рамках школьного учебно-воспитательного процесса, посредством применения проблемных ситуаций в виде заданий, требующих интеллектуальной деятельности в области взаимодействия и общения;

• разработан комплекс проблемных ситуаций, отражающих сущность затруднений в понимании взаимодействия и общения: визуальных (на основе видеоинформации), текстовых (на основе текстовых источников), игровых (на основе игровых упражнений и решения продуктивных и творческих задач);

• теоретически обоснован подход к рассмотрениюсоциального и эмоционального интеллекта в качестве компонентов, обусловливающих понимание ситуаций взаимодействия и общения ' на основе единства когнитивных, эмоциональных и личностно-смысловых аспектов;

• выявлены типы понимания современными подростками ситуаций взаимодействия и общения: односторонний, ситуативный, диффузный, гармоничный;

• определены уровни понимания ситуаций взаимодействия и общения — низкий, средний и высокий — по критерию глубины понимания смысла ситуации;

• выявленная в ряде исследований характеристика сферы интересов и увлечений подростков дополнена описанием виртуально-компьютерных (направленность на компьютерную игровую и Интернет-деятельность, Интернет-общение и т. п.) и информационно-развлекательных интересов (направленность на зрелищность и легкость информации, без критического осмысления и интерпретации). Теоретическая значимость исследования:

• предложена инвариантная структура процесса формирования у подростков понимания ситуаций взаимодействия и общения, включающая следующие компоненты: мотивационный (коммуникативно-познавательные мотивы, возникающие в формирующем процессе), содержательный (решение текстовых, визуальных, игровых заданий), аналитический (выработка схем решения проблемных ситуаций) и синтетический (определение ключевых правил понимания);

• показано, что в условиях трансформации сферы интересов современных подростков в сторону сужения опыта реального общения, формирование у них адекватного понимания смысла социальных ситуаций эффективно при решении проблемных ситуаций в области межличностного взаимодействия в рамках школьного учебно-воспитательного процесса;

• расширено представление о социокультурной ситуации развития современных подростков, характеризуемой трансформацией сферы интересов в направлении редукции живого межличностного общения и социального взаимодействия к виртуальному, опосредованному информационно-компьютерными средствами;

• уточнена трактовка термина «понимание» в контексте взаимодействия и общения современных подростков в различного рода социальных ситуациях — как процесс и результат осмысления этих ситуаций на основе взаимосвязи социального и эмоционального интеллекта и в единстве когнитивных, эмоциональных и личностно-смысловых аспектов.

Практическая значимость исследования заключается в" разработке психолого-педагогической программы формирования у подростков понимания ситуаций" взаимодействия и общения, которая < может быть включена в план учебно-воспитательного процесса1 общеобразовательных школ, В" систему работы школьных* и * внешкольных психологов, в систему факультативных занятий.

Разработаны: анкета, направленная^ на изучение представлений и отношений подростков к компьютерным играми № степени увлеченности игровым процессомопросник на выявление широты и направленности интересовв подростковом возрасте. Данные, полученные в работе, могут быть использованы при разработке курсов «Возрастная и педагогическаяпсихология», «Психология подростка», «Психология, понимания», «Методы активного социально-психологического обучения». Положения, выносимые на защиту:

1. В условиях учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы, в рамках специально разработанной психолого-педагогической программы посредством решенияпроблемных ситуаций, содержание которых отражает трудности при определенных типах понимания, происходит становление адекватногопонимания подростками смысла ситуаций взаимодействия* и общения.

2. Трансформация сферы интересов подростков в условиях современной-социокультурной средыпроисходит в направлении редукцииживого межличностного общения и социального взаимодействия к виртуальному, опосредованному информационно-компьютерными средствами. В условиях сужения опыта реального общения возникают трудности в интерпретации смысла социальных, ситуаций и формируется неадекватное их понимание.

3. Процесс адекватного понимания современными подросткамисмысла ситуаций взаимодействия и общения происходит на основе взаимосвязи социального и эмоционального интеллекта в рамках гармоничного типа.

При ситуативном и одностороннем типах понимания взаимосвязь социального и эмоционального интеллекта нарушена, что приводит к неадекватному пониманию смысла социальных ситуаций. Результат понимания современными подростками ситуаций взаимодействия и общения связан с глубиной проникновения в* ситуацию и характеризуется, низким, средним и высоким уровнями. 4. Взаимосвязь социального и эмоционального интеллекта в интегративном единствекогнитивных, эмоциональных и личностно-смысловых аспектов является компонентом понимания современными подростками ситуаций взаимодействия и общения. В качестве когнитивного аспекта выступает понимание логики и последствий поведения в ситуациях взаимодействия и общения, эмоциональный аспект связан с пониманием эмоциональных состояний участников ситуаций, личностно-смысловой аспект отражает отношение к взаимодействию и общению, осознаваемое как «значение-для-меня».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования заслушаны на научно-практических конференциях: Международной научнопрактической конференции «Социализация личности и трансформации в обществе: механизмы взаимодействия и влияния» (г. Черновцы, май, 2009 г.) — IV Международной научно-практической конференции «Личность в межкультурном пространстве» (Москва, ноябрь 2009 г.) — II Всероссийской Конференции «Современная психодиагностика в период инноваций» (г. Челябинск, сентябрь 20 Юг) — Международной научно-практической конференции «Адаптация и саморегуляция личности» (г. Москва, сентябрь 2010 г.) — Международном конгрессе — Славянский педагогический собор «Поликультурное славянское образовательное пространство: пути и формы интеграции» (г. Одесса, сентябрь 2010 г.) — отражены в докладах и сообщениях на заседаниях кафедры психологии Приднестровского Государственного университета им. Т. Г. Шевченко.

Результаты исследования в виде рекомендаций и программы формирования понимания социальных ситуаций взаимодействия и общения внедрены в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ № 5, 7, 9, 17 г. Тирасполя (Приднестровье).

Основные положения диссертации нашли отражение в 8 публикациях, в том числе в двух статьях журналов, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.

Структура диссертации включает в себя введение, три главы, заключение, библиографический список литературы в количестве 232 источников, в том числе 26 на иностранном языке, и приложения. Диссертация иллюстрирована таблицами и рисунками.

Выводы по П главе Полученные эмпирические данные показали, что неравномерность средних значений компонентов социального и эмоционального интеллекта может указывать на неравномерность проявления данных компонентов в процессе нахождения, осмысления и интерпретации ситуаций взаимодействия и общения: одни из них могут быть включены в этот процесс, другие — либо недостаточно развиты, либо вообще отсутствовать. В процессе исследования было выявлено, что в ходе понимания ситуаций взаимодействия и общения у подавляющего большинства исследуемых подростков (за исключением подростков с коммуникативными интересами и подростков, у которых коммуникативные интересы сочетаются с учебными) компоненты социального и эмоционального интеллекта распределены неравномерно. Это может приводить к возникновению «пробелов» в понимании, к отсутствию ясности и отчетливости в осмыслении и интерпретации ситуаций взаимодействия и общения.

• Исходя из замысла нашей работы, в результате анализа данных, мы можем говорить о том, что на протяжении онтогенеза, в результате накопления социального опыта, у подростка формируются концепты (умственные образы, отражающие культурно-обусловленное представление о взаимодействии и общении) понимания на основе рефлексии и умения анализировать те или иные аспекты взаимодействия и общения, а именно: 1) Поведенческие концепты, включающие в себя следующие компоненты: о результативные (понимание результата поведения «Что случилось?» «Что произошло?») — о процессуальные (понимание поведенческих процессов «Как это случилось?» «Как это произошло?») — о вербальные (понимание вербальной коммуникации участников ситуаций взаимодействия и общения «Что при этом говорилось?») — о невербальные (понимание невербальной экспрессии «Как происходил разговор, какое было выражение лица и тела у участника ситуации?») — о логические (понимание логики протекания ситуации «Каков был порядок протекания ситуации, как должна была разворачиваться ситуация?»).

2) Эмоциональные концепты, включающие в себя следующие компоненты: о внутренние (понимание собственных эмоций «Что я чувствовал во время ситуации, каковы были мои эмоции?») — о внешние (понимание эмоций других людей «Каковы эмоции других участников ситуации? Что они чувствуют?») — о регуляционные (управление эмоциями на основе понимания своих эмоций и эмоций других людей «Смог ли я регулировать свои эмоции и эмоции участников ситуаций?»).

• У подростков с коммуникативными интересами в формировании концептов, в рамках которых осуществляется интерпретация смыслов ситуаций взаимодействия и общения, равномерно участвуют все компоненты социального и эмоционального интеллекта, каждый из этих компонентов вносит свой «вклад» в нахождение и интерпретацию личностных смыслов субъектов ситуаций взаимодействия и общения, тем самым, образуя целостные эмоционально-поведенческие образы.

• Анализ средних значений и корреляционных связей позволил выделить основные критерии в экспликации механизма формирования у современных подростков концепта, в рамках которого происходит интерпретация смысла воспринимаемой ситуации. К этим критериям были отнесены целостность осмысления и интерпретации ситуаций с позиции взаимосвязи в них социального и эмоционального интеллекта, и равномерность распределения компонентов социального и эмоционального интеллекта в процессе и результате понимания ситуаций взаимодействия и общения. По характеру взаимосвязи социального и эмоционального интеллекта понимание ситуаций взаимодействия и общения может обладать признаками целостного или частичного понимания. По степени равнозначного участия в процессе и результате понимания его основных компонентов, можно выделить, признаки равномерного и неравномерного понимания.

Полученные эмпирические данные показывают, что механизмы* формирования" концептов возникают в различных вариантах взаимосвязи социального и эмоционального * интеллекта, и, базируются на уровнях развития компонентов понимания" взаимодействия и общения. Сочетание признаков «целостность/частичность» и «равномерность/неравномерность» приводят к становлению гармоничного, диффузного, ситуативного и одностороннего типов понимания, в рамках которых осуществляется процесс понимания.

• В исследовании гармоничный тип понимания Ъът выявлен в группе подростков с коммуникативными интересами и с сочетанием коммуникативных и учебных интересов. У подростков из данных групп возникает наиболее полное понимание ситуаций взаимодействия' и общения, в котором гармонично представлены поведенческие и эмоциональные компоненты понимания, что приводит к формированию целостных образов ситуаций, посредством чего достигается наиболее адекватное осмысление и интерпретация взаимодействия1 и общения. Формируемые концепты, в рамках которых происходит осмысление и интерпретация ситуаций взаимодействия и общениясоответствуют объективным значениям воспринимаемых ситуаций'.

Диффузный тип понимания выделен в группе подростков с интеллектуально-эстетическими интересами и в группе, где данный вид интересов сочетается с учебными. От предыдущего типа понимания данный тип отличается некоторой размытостью в восприятии и интерпретации ситуаций взаимодействия и общения в> связи с тем, что компоненты понимания распределены неравномерно и обладают разными уровнями развития. Вероятно, даже увлечение содержательными интересами не может полностью способствовать развитию способностей к осмыслению и интерпретации ситуаций взаимодействия и общения без коммуникативных интересов.

• Ситуативный тип понимания выявлен посредством анализа результатов в группах подростков с информационно-развлекательными интересами, информационно-развлекательными в сочетании с коммуникативными, виртуально-компьютерными в сочетании с учебными интересами. Отсутствие взаимосвязи между эмоциональным и социальным интеллектом, а также неравномерность включения компонентов в процесс осмысления и интерпретации ситуаций взаимодействия и общения приводят к тому, что понимание становится отрывочным, возникает ситуативно, и зависит от условий, в которых возникает взаимодействие и общение, и от тех ситуаций, которые чаще всего возникают у данной категории подростков. Вероятно, информационно-развлекательные и виртуально-компьютерные интересы, ограничивая круг общения подростков, приводят к ситуативному пониманию и ригидным моделям взаимодействия и общения. В данном случае даже сочетание виртуально-компьютерного интереса с содержательным учебным интересом не способствует более эффективному протеканию процесса понимания и формированию концептов, адекватных объективному значению воспринимаемых ситуаций.

Односторонний тип понимания был выделен при анализе результатов в группах подростков с виртуально-компьютерными интересами, в группах, где сочетаются виртуально-компьютерные интересы и эгоцентрические, и с сочетанием виртуально-компьютерных интересов с информационно-развлекательными. Выяснилось, что у подростков из данных групп социальный и эмоциональный интеллект имеют обратную взаимосвязь. В совокупности с неравномерностью включения компонентов понимания в процесс осмысления и интерпретации ситуаций это приводит к «односторонности» понимания, к актуализации либо поведенческих, либо эмоциональных составляющих понимания. Понимание процесса, результата поведения и логики развития ситуаций у данной категории подростков недостаточно развито. Из компонентов социального интеллекта в понимании ситуаций взаимодействия и, общения более выражены, понимание вербальной коммуникации и невербальной экспрессии. Однако, в целом, было выявлено, что в данном случае у исследуемыхподростков при описании, анализе и интерпретации. ситуаций взаимодействия и общения преобладали эмоциональные компоненты понимания.

• Преобладание в структуре досуга современных подростков виртуально-компьютерных интересов в сочетании с эгоцентрическими, а также информационно-развлекательных интересов трансформирует процессы, связанные с получением необходимых знаний и умений, посредством которых происходит осмысление, анализ и интерпретация различных жизненных ситуаций. Получение данных знаний и формирование умений происходит в ходе реальных контактов подростков с социальным окружением, что является затруднительным в случае с увлеченностью подростками виртуальной игровой реальностью, либо с доминированием информационно-развлекательных увлечений.

Таким образом, можно говорить о том, что степень целостного и адекватного нахождения и интерпретации субъектами взаимодействия и общения личностных смыслов событий (социальных ситуаций), в которых действующими лицами является сам подросток и его социальное окружение связана с социальным опытом субъектов взаимодействия и общения и их включенностью в реальную социальную действительность.

ГЛАВА 1П. ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ АДЕКВАТНОГО ПОНИМАНИЯ СИТУАЦИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ОБЩЕНИЯ.

В данной главе представлены результаты психолого-педагогического эксперимента, основной целью которого явились апробация, и внедрение в практику учебно-воспитательного процесса в школе формирующей психолого-педагогической программы.

3.1. Обоснование программы психолого-педагогического эксперимента и характеристика выборки. Анализ полученных результатов на констатирующем этапе исследования, а также выделение типов понимания ситуаций взаимодействия и общения позволили, во-первых, определить категорию подростков, испытывающих затруднения при осмыслении, описании, анализе и интерпретации ситуаций взаимодействия и общения, во-вторых, выявить те аспекты взаимодействия и общения, в понимании которых исследуемые подростки испытывают наибольшие трудности. Описание затруднений в понимании легло в основу создания психолого-педагогической обучающей программы.

Обоснование и характеристика выборки испытуемых в психологопедагогическом эксперименте. В связи с целями и задачами исследования при отборе испытуемых в экспериментальную и контрольную группы мы руководствовались следующими принципами:

1) Преобладание в системе интересов подростков виртуально-компьютерных или информационно-развлекательных интересов (или их сочетание с другими интересами);

2) Наличие затруднений в понимании подростками ситуаций взаимодействия и общения. В нашем исследовании мы подразумеваем, что затруднения возникают в связи с преобладанием у подростков ситуативного и одностороннего типов понимания.

Таким образом, для осуществления. формирующего этапа психолого-педагогического эксперимента в экспериментальные и контрольные группы были отобраны подростки, отвечающие вышеизложеннымпринципам. В качестве стратегии формирования экспериментальной и контрольной групп был выбраш попарный* отбор, предполагающий, что в состав, групп входят испытуемые, эквивалентные по нужным признакам.

Каждая из групп состояла из 52 испытуемыхобщее количество подростков, участвующих вформирующем эксперименте составило- 104' человека. Формирующий эксперимент проводился, на базе средних школ № 7, 17 г. Тирасполя1 путем его внедрения в учебно-воспитательный процесс в виде факультативных занятий. В эксперименте основными участниками являлись школьники в возрасте от 13 до 15 лет. Дополнительными участниками выступили классные руководители и педагоги данных школ. При< составлениигрупп" были учтены все требования при формировании выборки, а именно:

1) Требование операциональной валидности — (в исследовании испытуемые в выборках соответствовали* измеряемому признаку).

2) Требование внутренней валидности, эквивалентность испытуемых (выраженность признака была подобрана так, чтобы у всей выборки показатели были близки).

3) Требование внешней валидности, репрезентативность (выборка представляла всю часть популяции подростков от 13 до 15 лет, к которой можно применить полученные данные).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Получили подтверждение на теоретическом и экспериментальном уровне выдвинутые научные предположения автора".

1. В* рамках общетеоретических и психолого-педагогических исследований обоснован подход к рассмотрению понимания современными подростками ситуаций взаимодействия1 и общения в рамках социального и эмоционального! интеллекта. Термин «понимание» в контексте взаимодействия и общения* современных подростков рассматривается1 как процесс и результат осмысления иинтерпретации социальных ситуаций наоснове взаимосвязисоциального и эмоционального' интеллекта в единстве когнитивных, эмоциональных и личностно-смысловых аспектов.

2. Выявлено, что в условиях современной социокультурной среды трансформация сферы интересов современных подростков происходит в направлении редукции живого межличностного общения и социального-взаимодействия к виртуальному, опосредованному информационно-компьютерными средствами. Сфера интересов и увлечений подростков, трансформируется всторону увеличения значимости виртуально-компьютерных и информационно-развлекательных интересов. Виртуально-компьютерные интересы" связаны с направленностью на компьютерную игровую1 и Интернет-деятельность, Интернет-общение и т. п. Информационно-развлекательные интересы связаны с потребностью зрелищной и легкодоступной информации, без критического осмысления и интерпретации.

3. Получены подтверждения гипотезы относительно степени целостного и адекватного осмысления, понимания и интерпретации социальных ситуаций, которая зависит от социального опыта подростков как субъектов взаимодействия, общения и обучения, их включенности в реальную социальную действительность и достигается посредством взаимосвязи социального и эмоционального интеллекта. В качестве одного из механизмовотражающего взаимосвязь социального и эмоционального интеллекта, рассматривается^ идея концепта (умственного образаотражающего культурно-обусловленное представление подростка о взаимодействиии общении) — в рамках которого происходит интерпретация смыславоспринимаемой социальной ситуации, и, на основе которого достигается определенная степень ее пониманияФормирование концептов, адекватных, либо неадекватных объективному значению воспринимаемых ситуаций возникают в различных вариантах взаимосвязи социального и эмоционального интеллекта^ базируются на уровнях развития компонентов понимания взаимодействия и общения и приводят к становлению гармоничного, диффузного, ситуативного, одностороннего типов понимания: гармоничный тип сочетает признаки целостного и равномерного понимания, отличается ясностью и точностьюдиффузный тип отличается неравномерным включением, компонентов, социального и эмоционального интеллекта при их прямой взаимосвязи, при этом понимание отличается нечеткостью и размытостьюситуативный тип преобладает, в случаях отсутствия взаимосвязи между социальным и эмоциональным интеллектом и при неравномерности включения компонентов в процесс осмысления и интерпретации ситуаций взаимодействия и общения, а понимание возникает в, знакомых ситуациях, в которые наиболее часто попадает участник взаимодействия и общенияодносторонний тип характеризуется наличием обратнойвзаимосвязи между социальным и эмоциональным интеллектом инеравномерностью включения компонентов понимания в процесс осмысления и интерпретации ситуаций взаимодействия и общения. Неадекватное понимание смысла ситуаций взаимодействия и общения? возникает у тех подростков, в сфере интересов которых наиболее значимы-виртуально-компьютерные и информационно-развлекательные интересы и осуществляется в рамках ситуативного и одностороннего типов.

4. В рамках психолого-педагогической программы разработан комплекс проблемных ситуаций, решение которых направлено на формирование адекватного понимания современными подростками ситуаций взаимодействия и общения. Инвариантная структура процесса формирования у подростков понимания ситуаций взаимодействия и общения включает в себя мотивационный, содержательный, аналитический и синтетический компоненты. Мотивационный компонент включает в себя коммуникативно-познавательные мотивы, возникающие у испытуемых в формирующем процессе. Содержательный компонент отражает задание в виде проблемной ситуации, отражающей сутьзатруднений при ситуативном и одностороннем типах понимания. Аналитический компонент связан с составлением схемы анализа текстовых, визуальных и игровых ситуаций. Синтетический компонент выражает ключевые правила понимания в виде емких и содержательных высказываний, получаемых при обобщении и формулировании выводов на основе распредмечивания получаемой информации и опредмечивания ее в представлениях.

5. В условиях учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы проведен психолого-педагогический эксперимент по формированию адекватного понимания ситуаций взаимодействия и общения подростками в рамках специальной программы с помощью визуальных, текстовых, игровых проблемных ситуаций. Полученные результаты на контрольном этапе показали эффективность влияния в ходе формирующей работы и становление у испытуемых концептов, адекватных значениям воспринимаемых ситуаций.

7. Результаты теоретического и эмпирического исследования позволили определить перспективные направления данного исследования, в числе которых возможно изучение возрастных тендерных особенностей понимания социальных ситуаций, динамики становления процесса и результата понимания в ходе онтогенетического развития, личностных детерминант понимания ситуаций взаимодействия и общения, а также основных составляющих когнитивной компетентности подростка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. Интеллект: новый взгляд Текст. / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии.- 1995,-№ 1. — С. 111−129. ,
  2. , Н. А. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов Текст.: / H.A. Аминов- М. В. Молоканов // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 5. — С. 104−109:
  3. , Г. М. Социальная психология Текст. / F.M. Андреева- М.: Наука, 1994−325с.
  4. Андреева, И-Н. Биологические и социальные: предпосылки: развития эмоционального интеллекта Текст. 7 И. Н. Андреева // Когнитивная психология: сб. статей / Иод ред. А. П. Лобанова, Н. П. Радчиковой. -Минск: БШУ, 2006. С. 7−11.
  5. , И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта Текст. / ИТТ Андреева // Социально-психологические проблемы ментальности:6-я Международная научно-практическая- конференция. Смоленск, СГПУ, 2004.-4.1.-С. 22−26.
  6. , И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации Текст. / И. Н. Андреева // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям:/Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. -М.: Ин-т психологии РАН, 2009. 349 с.
  7. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками Текст. / Л. Ф. Анн. СПб.: Питер, 2007.- 271 с.
  8. , Ю.В. Эффективное общение Текст. / Ю. В. Аннушкин. -Иркутск: Изд-во ИГУ, 2003- 92 с.
  9. , A.B. Информация: восприятие и понимание Текст. / A.B. Антонов. Киев: Науковадумка, 1988- 184с.
  10. , М.М. К методологии гуманитарных наук Текст. / М. М. Бахтин.-М., 1984.-312с.
  11. , М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. -М., 1986.-245 с.
  12. , О.В. Взаимосвязь эмоционального и социального интеллекта с лидерством Текст.: Дисс.. канд. психол. наук./ О. В. Белоконь. М., 2008. — 163 с.
  13. , Ю.С. Разработка и стандартизация методики «уровень эмоционального интеллекта» Текст. / Ю. С. Беляев, С. А. Беляев. А. И. Янович. М. И. Мазуров // Психологический журнал (РБ). 2009 — № 2. -С.9−17.
  14. , Т.П. Психологические особенности эмоционального интеллекта старшеклассников Текст. / Т. П. Березовская // Когнитивная психология: сб. ст./ Под ред. А. П. Лобанова, Н. П. Радчиковой. Мн.: БГПУ, 2006.-С.16−20.
  15. , А. Измерение умственных способностей Текст. / А. Бине. -СПб., 1998.-432 с.
  16. М. Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения Электронный ресурс. / М. Битянова // Школьный психолог. -№ 27,2000-Режим доступа: http: psy.lseptember.ru / article/200 002 707.
  17. , П.П. Развитие мышления школьника Текст. / П. П. Блонский //Избранные педагогические и психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1979. Т. 2 — С. 5−117.
  18. , М. И. Социальные нормы и регуляция поведения Текст. /М.И. Бобнева. М.: Наука, 1978. — 311 с.
  19. , Г. И. Обретение способности понимать: Введение в филологическую герменевтику Текст./ Г. И. Богин. М. Психология и Бизнес ОнЛайн, 2001. — 516 с.
  20. , A.A. Восприятие и понимание человека человеком Текст. / A.A. Бодалев. -М.: МГУ, 1982.- 200 с.
  21. , А. А. Восприятие человека человеком Текст. / A.A. Бодалев. -Л., 1965.- 123 с.
  22. , A.A. Личность и общение. Избранные труды Текст. / A.A. Бодалев. М.: Педагогика, 1983. — 271 с.
  23. , A.A. О взаимосвязи общения и отношения Текст. / A.A. Бодалев//Вопросы психологии. 1994. -№ 1. — С. 122−127.
  24. , A.A. Психология общения Текст. / A.A. Бодалев М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996.— 256 с.
  25. Большой психологический словарь Текст. / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко-М.:Олма-пресс, 2003. 666с.
  26. , A.A. Понимание и общение Текст./ A.A. Брудный. М.: Знание, 1989. — 120 с.
  27. , A.A. Психологическая герменевтика. Учебное пособие Текст. /A.A. Брудный. М.: «Лабиринт», 1998. — 336 с.
  28. , Е.К. Концепция понимания в исторической школе философии науки Текст. / Е. К. Быстрицкий // Вопросы философии. -1982.-№ 11— С.142−149
  29. Васильева и др. Текст. // Вопросы философии. 1998. — № 1. — С. 110 121.
  30. , Л. Г. Текст и его понимание: Учеб. пособие Текст. / Л. Г. Васильев. Тверь: Тверск. гос. ун-т, 1991- 68 с.
  31. , С.А. Уровни понимания текста Текст. / С.А. Васильев// Понимание как логико-гносеологическая проблема. Киев: Наукова думка, 1972.-С. 91−122.
  32. , Е.Е. Проблема понимания в познании Текст. / Е. Е. Вахромов // Прикладная психология и психоанализ. 2002.— № 4.
  33. , И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учеб-метод, пособие Текст. / И. В. Вачков. -М.:"Ось-89″, 2002. 224 с.
  34. , И.В. Основы технологии группового тренинга: учеб. пособие Текст. /И.В. Вачков. -М.: Ось-89, 1999. 176 с.
  35. , Н.В. Психологическая феноменология подростков группы риска наркотизации. Монография Текст. / Н. В. Власова. М.: РУДН, МОСУ, 2004.-71 с.
  36. , А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернете Текст. / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. Т.20, № 1, 1999. — С.126−132.
  37. , А.Е. Интернет новая область исследований в психологической науке Текст. А. Е. Войскунский //Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Вып. 1 /Под общей ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. -М.: Смысл, 2002. — С. 82−101.
  38. , Л. С. Педология подростка. Развитие интересов в переходном возрасте Текст. / Л. С. Выготский // Психология подростка. Хрестоматия / Сост. Фролов Ю. И. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — С. 232−285.
  39. , Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Текст. / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1984 Т.4.- с. 66.
  40. , JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти- т. Текст. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1982. — Т.2. — С.21−22, 357−358.
  41. , P.M. «Универсальная» герменевтика Фридриха Шлейермахера / Текст. / P.M. Габитова // Герменевтика: история и современность.-М., 1985. С. 61−96.
  42. , Е.Г. Понимание: предметно-логический и культурноIисторический аспекты Текст.: Дисс. канд. филос. наук / Е. Г. Гаврина. -Иваново, 2007.- 180 с.
  43. Гадамер, Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики Текст. / Г.-Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988 — С.321−564.
  44. Гадамер, Г.-Г. О круге понимания Текст. / Г.-Г. Гадамер // Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991. — С. 72−91.
  45. Гадамер, Г.-Г. Философские основания 20 века Текст. / Г.-Г. Гадамер// Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991. — С. 15−26.
  46. , Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию Текст. / Г. Г. Гарскова // Тез. науч.практ. конф. «Ананьевские чтения».- СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999 С. 25−26.
  47. , Г. П. Социальный интеллект студентов-менеджеров и его развитие в условиях формирующего эксперимента Текст.: Дисс.. канд. психол. наук. / Г. П. Геранюшкина. Иркутск, 2001. — 194 с.
  48. , Дж. Три стороны интеллекта Текст. /Дж. Гилфорд// Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965.- 532 с.
  49. , Е.И. Психология человеческого общения Текст. / Е. И. Головаха, Н. В. Панина. Киев, 1989. — 189 с.
  50. , A.B. Психологические особенности процесса персонификации в диалоге «человек-компьютер» Текст.: Автореф. дисс. .канд. психол. наук./ A.B. Гордеева. Кшв, 2003 — 20 с. (на укр. яз):
  51. , А.Г. Тренинг общения для подростков Текст. / А. Г. Грецов.- СПб: Питер, 2005. 160 с.
  52. , А. История Философии: Энциклопедия Текст. / А. Грицанов, Т. Румянцева, М.Можейко. — Мн.: Интерпрессервис- Книжный Дом, 2002. —1376 с.
  53. , Л.Л. Процессы понимания в мышлении, общении и практической деятельности Текст. / Л. Л. Гурова // Мышление, общение, практика: Сборник научных трудов. Ярославль: Ярославский гос. ун-т, 1986.-С. 97−108.
  54. , Л. Л. Процессы понимания в развитии мышления Текст. / Л. Л. Гурова // Вопросы психологии. 1986 — № 2 — С. 126−138.
  55. , Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты Текст./ Л. П. Гурова // Вопросы психологии. 1993 — № 3 — С. 5−16.
  56. , С.С. Проблема понимания в философии Текст./ С. С. Гусев, Г. Л. Тульчинский. М., 1983.-375 с.
  57. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Текст./ В. И. Даль. М.: Русский язык, 1998 -Т. 3. П-М. — 555 с.
  58. , В. Категории жизни Текст. / В. Дильтей // Вопросы философии. — 1995. —№ 10. —С. 129−143.
  59. , В. Описательная психология Текст. / В. Дильтей. СПб.: Алетейя, 1996. — 160 с.
  60. , И.М. Формирование познавательного интереса у младших школьников в структуре общей способности к учению Текст.: Автореф. дисс.. канд. психол. наук./ И. М. Дмитриева. -Нижний Новгород, 2007. 19 с.
  61. , Л. П. Вопросы психологии понимания учебного текста Текст. / Л. П. Доблаев. Саратов, 1965. — с.4.
  62. , Л.П. Проблемы понимания в советской психологии Текст. / Л. П. Доблаев. Саратов, 1967. — с. 66.
  63. , Л.П. Смысловая структура текста и проблемы его понимания Текст. / Л. П. Доблаев. -М., 1982. 176 с.
  64. , И. А. Влияние уровня эмоционального интеллекта руководителей организации на выполнение управленческих функций Текст.: Дисс. канд. психол. наук. / И. А. Егоров. М., 2006. — 119 с.
  65. , Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение Текст. / Ю. Н. Емельянов. Л.: ЛГУ, 1985.- 168 с.
  66. , Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге Текст. / Е. В. Емельянова СПб.: Речь, 2008. — 336 с.
  67. Жуков, Ю. М Диагностика и развитие компетентности в общении Текст./ Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. М.: МГУ, 1990.-104 с.
  68. , Т. А. Логико-лингвистические аспекты проблемы понимания Другого в традиционной и современной философии Текст.: Дисс.. канд. филос. наук./Т.А. Жукова-Краснодар, 2005- 120 с.
  69. , Т.В. Теория психологического тренинга: психологический тренинг как инструментальное действие Текст./ Т. В. Зайцева. СПб.: Речь, 2002. — 80 с.
  70. , К.Д. Экспериментальная психология: учебник Текст. / К. Д. Зароченцев, А. И. Худяков. —М.: Проспект, 2005- С. 51.
  71. , В.П. Социально-психологический тренинг: Учебное пособие Текст. / В. П. Захаров, Н. Ю. Хрящева. Л.: ЛГУ, 1989 — 128 с.
  72. , В. В. Основные направления исследования понимания в зарубежной психологии Текст. / В. В. Знаков // Вопросы психологии. -1986.- № З. т- С. 163 -170.
  73. , В.В. Понимание в познании и общении Текст./ В. В. Знаков Самара, 2000 — 196 с.
  74. , В. В. Понимание как проблема психологии мышления Текст./ В. В. Знаков // Вопросы психологии. 1991- № 1. — С. 18−27.
  75. , В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия Текст. /В.В. Знаков // Психологический журнал. — 2003, Т.24. № 2. — С. 95−106.
  76. , М. С. Психологическая характеристика ролевой компьютерной игры как особого вида деятельности Текст./ М. С. Иванов, Г. М. Авилов// Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. — С. 41−55.
  77. , М.С. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера Текст./ М.С. Иванов// Психологический журнал 2003, Т. 24. — № 2. — С. 10−14.
  78. , М. С. Личностные предпосылки формирования игровой компьютерной аддикции Текст. / М. С. Иванов // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. / Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 368−374.
  79. , М.С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности Текст.: Автореф. дисс. канд. психол. наук / М. С. Иванов. Барнаул, 2005- 22 с.
  80. Иванов, П. И. Общая психология Текст. /П.И. Иванов. Ташкент, 1967. -368 с.
  81. , Е.П. Мотивация и мотив Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002.-512 с.
  82. Иовлева, Т. Е Особенности становления межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте Текст. /Дисс. .канд. психол. наук / Т. Е. Иовлева. М., 2006. — 145 с.
  83. История философии: Запад-Россия-Восток Текст./книга третья. Философия Х1Х-ХХ в.- М.: Греко-латинский кабинет, 1999 448 с.
  84. , Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение Текст./ Н. В. Калинина Ульяновск: УИГЖ ПРО, 2004. — 228 с.
  85. , Ю.Н. О стадиях процесса понимания Текст./ Ю. Н. Карандашев //Вопросы психологии. 1982 — № 6. — С.121−125.
  86. Кле, М. Психология подростка Текст./ М. Кле // Психология подростка. Хрестоматия. /Сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 526 с.
  87. , А.Б. Психологические особенности процесса понимания творческих задач Текст. / А. Б. Коваленко //Вопросы психологии. 1991. -№ 5. — С. 42−47.
  88. , Н.М. Взаимосвязь компетентности социального взаимодействия и психологических особенностей студентов вузов Текст.: Автореф. дисс. .канд. психол. наук / Н. М. Кодинцева. М., 2009. — 25 с.
  89. , C.B. Межличностное понимание и его роль в общении Текст.: Автореф. дисс.. д-ра психол. наук /C.B. Кондратьева. Л., 1976. — 35 с.
  90. , C.B. Психолого-педагогические аспекты понимания людьми друг Друга Текст. / C.B. Кондратьева // Психология межличностного познания. М., 1981. — С. 170−172.
  91. , А.И. Психологические особенности динамики познавательных интересов учащихся Текст.: Автореф. дисс. .канд. психол. наук/А.И. Кондратюк- Киев, 1991- 21 с.
  92. , Е.Т. Понимание как дидактическая проблема Тест. / Е. Т. Коробов //Московский психологический журнал. 2005, № 11. — С. 28- 35.
  93. , Г. С. О психологии понимания Текст. / Г. С. Костюк // Научные записки института психологии УССР. Т. 2. Киев, 1950. — С. 757 (на укр.яз.).
  94. , В .П. Философия для аспирантов: Учебное пособие1 ЯРёкст.?/ :ВШ. Еохановский? Е: В- Золотухин, Т. Г. Лешкевич, Т. Б: Фатхш— Ростов н/Д: Феникс, 2003. 448 с.
  95. Краткий! психологический! словарь Текст./Под общей ред.1. Г '
  96. А. В. Петровского и — М. Г. Ярошевского- ред.-составитель Л А. Карпенко:—М: Политиздат, 1985--С. 124−100.- Крутецкищ" Психология? обучения! ш воспитания* школьников?
  97. Книга для учителей и классных руководителей.Текст. / В. А. Крутецкиш —
  98. , В.И. Особенности структуры. эмоционального интеллекта: подростков с различной степенью увлечённости^ компьютерной игровой деятельностью Текст. / В.И. Кучерявенко// Проблемьт современной, психологии: Сборник научных работ Каменец
  99. Подольского национального университета им. И. Огиенко, Института психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины. 2009, Вып. 4. — С. 157−171.
  100. , В.И. Подросток как субъект понимания, взаимодействия и общения Текст. / В. И. Кучерявенко // Славянская педагогическая культура/Научно-теоретический журнал МСАО им. Я. А. Каменского. 2010., № 9. — С. 93−97.
  101. , В.И. Типовые и уровневые характеристики понимания ситуаций взаимодействия и общения современными-подростками Текст. /
  102. B.И Кучерявенко, Е. А. Сорокоумова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». 2011. — № 1. — С.26−33.
  103. , В.А. Проблема обучения кодированию-интерпретации невербального поведения Текст./ В. А. Лабунская //Психологический журнал. 1997. — № 5. — С. 85−94.
  104. , В.А. Междисциплинарный и философский подход к проблеме понимания Текст./ В. А. Лекторский // Вопросы философии. -1986.-№ 7.-С. 65−68.
  105. , А.Н. Психологические вопросы сознательности учения Текст./ А.Н. Леонтьев//Избранные психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983, T.I. — С.348−380.
  106. , А.Г. Психологический тренинг с подростками: учеб. пособие для студ. Текст./ А. Г. Лидере. М.: Академия, 2001. — 250 с.
  107. , А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков Текст. // А. Е. Личко //Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. -СПб: Речь, 2009. 256 с.
  108. , Л.И. Особенности процесса понимания у учащихся с задержкой психического развития Текст.: Дисс. .канд. психол. наук/Л.И. Логинова. СПб., 2006. — 233 с.
  109. , Д. В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн Текст. /Д.В. Люсин // Психологическая-диагностика. 2006 — № 4.- С. 3−22.
  110. , Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте Текст. / Д. В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29−36.
  111. , В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия Текст./ В. Я. Ляудис // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М.: НИИОП АПН СССР, 1980. С. 37−52.
  112. , В.Х. Экспериментально-теоретические основы социальной идентификации и интерпретации говорящего Текст.: Автореф. дисс.. канд. психол. наук / В. Х. Манеров. СПб., 1993. — 54 с.
  113. , М. А. Акмеологическое развитие эмоционального интеллекта учителей и студентов педагогических учебных заведений Текст.: Дисс. .канд. психол. наук/ М. А. Манойлова СПб., 2004. -265 с.
  114. , Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально- психологическом тренинге Текст./Г.И. Марасанов. Киров, 1995. — 152 с.
  115. , П. Развитие личности ребёнка Текст. /П. Массен, Д. Конджер, Дж. Каган, А. Хьюстон// Психология подростка. Хрестоматия.
  116. . Ю.И. Фролов- — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 526 с.
  117. , М.В. Мотивация учения- младших школьников Текст. /М.В. Матюхина- М.: Педагогика- 1984. — 144® с.
  118. , М.О. Подросток, в информационной среде: (экспериментальное исследование) Текст. / М. О. Мдивани. М.:УМК «Психология», 1999. — 52 с.
  119. Медведева, Т. Н. Особенности личности и профессиональной? направленности старшеклассников с различными учебными, интересами Текст.: Автореф. .дисс. канд. психол:. наук / Т. Н. Медведева. М., 2009. — 27 с.
  120. Менчинская, H.A.Понимание Текст. / H.A. Менчинская //Психология:. Учебник для педагогических институтов / Под ред. A.A.- Смирнова, A. Hi Леонтьева, С. Л. Рубинштейна,.Б. М. Теплова. М-, 1962. — С. 263−267.
  121. Михайлова (Алешина), Е. С. Методика исследования социального интеллекта., Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена — Руководство, по использованию Текст. /Е.С. Михайлова (Алешина). -СПб.: ГП «Иматон», 1996. 34 с.
  122. Михайлова (Алёшина) — Е.С. Социальный- интеллект: тернистый путь от понятия к методике Текст. / Е. С. Михайлова? (Алешина) — О. И. Муляр // Психологическая, газета. 1996. — № 1. — 12 (15).
  123. , В.П. Психологический портрет человека- по невербальным особенностям его речи Текст. / В.П. Морозов//Психологический журнал. 2001. — № 6. — С. 48−63.
  124. Мухина- В-С. Возрастная^ психология: феноменология развития, детство, отрочество Текст. / B.C. Мухина- М., 2002. — 456 с.
  125. , Л.Г. Психологические особенности понимания в младшем школьном возрасте Текст.: Дисс. .канд. психол. наук / Л. Г. Нагаева. -СПб., 2000. 193 с.
  126. , G.M. Словарь русского языка Текст./ С .И- Ожегов. М., 1989. -750 с.
  127. , H.A. Понятийный- словарь по культурологии Текст./ H.A. Ороев,.Е. В. Папченко. Таганрог: ТРТУ, 2005.- 94 с.
  128. , А.К. Регуляция деятельности и направленность личности Текст. / А. К. Осницкий. Ml: Издательство Московского экономико-лингвистического института, 2007. — 232 с.
  129. , В. На пороге эмоциональной революции Текст. / В: Оськип // Управление персоналом. 2004 — № 16.- С. 49−53.
  130. , Р. И. Проблема смысла Текст. / Р.И.' Павиленис. М., 1983.-286 с.
  131. , В.Н. Психологическая структура познания человека человеком Текст. / В. Н. Панферов //Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания: Сб. науч. Тр. /Под ред. 0-Г. Кукосян. Кубан. Гос. Ун-т, 1977. — С. 21−35.
  132. Педагогика. Учеб. пособие для студентов иед. институтов Текст./ Под ред. Ю. К. Бабанского.—М.: Просвещение, 1983. — 608 с.
  133. , A.C. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров? и процессуальных характеристикуправленческой деятельности Текст.: Дисс. .канд. психол. наук/A.C. Петровская. — Ярославль, 2007. — 225 с.
  134. Петровская, JI. JL Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг Текст. / JT.JI. Петровская. М.: МГУ, 1989. -216 с.
  135. , Ж. Психология интеллекта Текст. /Ж.Пиаже // Избранные психологические труды, — М., 1969. 659 с.
  136. , Н. С. Жизнь и история: Философская программа Вильгельма Дильгея Текст. / Н.С. Плотников- М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. 232 с.
  137. , A.M. Шестиклассники Электронный ресурс. / A.M. Прихожан/ЛЛкольный психолог. № 15, 2002. — Режим доступа: http://psy. 1 september.ru/2002/15/12l 3 .htm
  138. , A.C. Социально-психологический тренинг межличностного общения Текст. / A.C. Прутченков. М.: Знание, 1991. -45 с.
  139. Психогимнастика в тренинге: каталог Текст. / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, 2001. — 250 с.
  140. Психология подростка. Хрестоматия Текст. / Сост. Ю. И. Фролов. -М.: Российское педагогическое агентство, 1997. 526 с.
  141. Психология. Словарь Текст. / Под общ. Ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  142. Психология современного подростка Текст. /Под ред. Д.И. Фельдштейна- Научн. — исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. Педнаук СССР.-М.: Педагогика, 1987.-240 с.
  143. Психология социальных ситуаций Текст./Сост. и общая редакция Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001. — 416 с.
  144. , П. Мораль, этика, политика Текст. /П. Рикер // Герменевтика. Этика. Политика. Московские лекции и интервью. М.: Academia, 1995-С.82−94.
  145. , П. Человек как предмет философии Текст. / П. Рикер // Вопросы философии.- 1989 — № 2. — С. 41−50.
  146. , H.A. Формирование когнитивного компонента межличностного восприятия у старшеклассников Текст.: Автореф. дисс.. канд. психол. наук/H.A. Рождественская —М., 1991- 18 с.
  147. Рубинштейн, С. JT О мышлении и-путях его исследования Текст. / СЛ. Рубинштейн. Ml, 1958.-205с.158.' Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии Текст./ С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1999. — 720 с.
  148. С.Л. Принципы и пути развития психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М., 1959 — 426 с.
  149. , С. Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М., 1976 — 416 с.
  150. , Г. И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов Текст. / Г. И. Рузавин. М.: ЮНИТ-ДАНА, 1999. — 317 с.
  151. , А.И. Концепция социального интеллекта Текст. / А. И. Савенков // Одаренный ребенок. 2006. — № 1. — С. 6−18.
  152. , Ю.А. Увлечения в психопатологии подросткового возраста Текст. / Ю. А. Скроцкий // Патологические нарушения поведения у подростков / Под. ред. А.Е. Личко- Ленинград, 1973. С. 31−37.
  153. Словарь, практического психолога Текст. /Сост. С. Ю. Головин. -Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2001. 800 с.
  154. , А. А. Проблемы психологии памяти Текст. / A.A. Смирнов. М, 1966.-423 с.
  155. , Е.О. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры Текст. / Е. О. Смирнова, P.E.
  156. Радеева // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды, по социологии образования. Том 5. Вып. 7/ под ред: В. С. Собкина. -М., 2000.-с. 462.
  157. Собкин, В: С. Подросток: виртуальная и социальная реальность. По материалам социологического исследования-Текст./В.С. Собкин, Ю.М. Евстигнеева// Труды" по социологии образования. Том 4. Вып.10. М.: Центр Социологии образования РАО, 2001 — 156 с.
  158. Современный философский словарь Текст. — СПб.: Академический проект, 2004. —864 с.
  159. , Е. А. Психология самопознания детей младшего школьного возраста Текст.: Дисс.. д-ра психол. наук. Самара, 2002. -312 с.
  160. , Е.А. Уроки общения в начальной школе: Практическое пособие Текст. / Е. А. Сорокоумова. М.: АРКТИ, 2008. -40 с.
  161. Специальная психология: учеб. пособие для дефектологических факультетов педагогических вузов Текст. / Под ред. В: И. Лубовского. — М.: Академия, 2003. 461 с.
  162. , Р.Дж. Практический интеллект Текст. / Р. Дж. Стернберг, Дж.Б.Форсайт, Дж. Хедланд и др. СПб: Питер, 2002. — 272 с.
  163. , В.В. Интеллект и интеллектуальные орудия труда Текст. / В. В. Суворов // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. -2000.-№ 2.- С. 67−82.
  164. , Е.А. Развитие познавательного интереса у студентов гуманитарных вузов Текст.: Дисс.. канд. психол. наук / Е. А. Суховерова. — М., 2003.— 222с.
  165. , О. К. Мышление, знание и понимание Текст. / O.K. Тихомиров, В. В. Знаков // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1989. — № 2. — С. 6−16.
  166. , О. К. Информационный век и теория JI. С. Выготского Текст. / O.K. Тихомиров // Психологический журнал. 1993. — Т. 14, № 1.-С. 117−119.
  167. , Я.И. Адекватность отражения внешнего облика других людей как условие межличностного понимания Текст.: Автореф. дисс. .канд. психол. наук / Я. И. Украинский. Киев, 1988. — 18 с.
  168. , Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта Текст. / Д.В. Ушаков//Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования/ Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004.-С. 17−24.
  169. , Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 1982. — 224 с.
  170. , Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп Текст. / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 490 с.
  171. Философия: Учебник Текст. / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Юристъ. 2004. — 520 с.
  172. , Ю.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми Текст. / Ю.В. Фомичева-. A.F. Шмелев- И. В. Бурмистров // Вестник Московского университета. Серия 141 Психология: -1991.- № 3.- С. 27−39.
  173. Формирование интереса к учению у школьников Текст. / Под ред. А. К. Марковой: Mi: Педагогика-. 1986- - 192'с.
  174. Г87) — Фридман- Л^М:Психологически№ справочник: учителя: Текст.!/Л:М1. Фридман, ИШ? Кулагина. Mi: Просвещение- 1991. — 288 с:
  175. , А.Г. Онтология времени. Бытие и время в философии Аристотеля, Гуссерля и Хайдеггера Текст. / А. Г. Черняков. — СПб., 2001. 460 с.
  176. , А. Дж. Искусственный интеллект в компьютерных играх: Как обучить виртуальные персонажи реагировать на внешние воздействия Текст. / А*. Дж. Шампандар. М.: Вильяме, 2007. — 761 с:
  177. , С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследовании Текст. / С. А. Шапкин //Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 1.- С. 86−102.
  178. Шахова, И- П. Развитие интересов в старшем подростковом возрасте Текст./ И. П. Шахова //Вопросы психологии-.- 1986. № .6. — С. 23−28I
  179. Шлейермахер- Ф. Академические речи 1829 года Текст. / Ф. Шлейермахер // Метафизические исследования. Вып. 3, 4. — СПб., 1998. -С. 38−56.
  180. , Ф. Герменевтика, Текст. / Ф. Шлейермахер // Общественная^ мысль: исследования и публикации. 1993- - Вып.4. -С.220−236.
  181. , Ф. Герменевтика Текст. / Ф. Шлейермахер. СПб.: Европейский дом, 2004. — 242. с:
  182. , А. Г. Мир поправимых- ошибок Текст. / А.Г. Шмелев^ // Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. 1988. — № 3.-С. 16−84-
  183. , Т.В. Проблема определения категории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике электронный ресурс.'// Интернет-журнал «Эйдос», — Декабрь, 2004. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2004/0205.htm.
  184. , A.M. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния, человека Текст.: Дисс.. канд. психол. наук / A.M. Щетинина. Ленинград, 1984. — 196 с.
  185. Щукина- Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении Текст. / Г. И. Щукина. М., 1984. — 192 с.
  186. ,. Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков Текст. / Д. Б. Эльконин И Психология подростка. Хрестоматия. /Сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 526 с.
  187. , Ц. Психологический анализ интересов подростков в учебной и внеучебной деятельности Текст.: Автореф. дисс. .канд. психол. наук/Ц. Эхтуяа. М., 1990.- 17 с.
  188. , А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности Текст. / А. Л. Южанинова // Проблемы оценивания в психологии: сб. тр. Саратов, 1984. — С. 95−111.
  189. , Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография Текст. / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. Днепропетровск: Пороги, 2006. — 196 с.
  190. , Т.Б. Личностные детерминанты способности к пониманию других людей Текст.: Дисс.. канд. психол. наук / Т. Б. Юшачкова. -СПб., 2006.- 194 с.
  191. , И.А. Об образе виртуальной реальности Текст. / И. А. Яку нова // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11−13 апреля 2000 г. СПб., 2000. — С. 62−63.
  192. Argyle М., Furnham A., Graham J. Social situations — Cambridge e. a., 1981. ,—453 p.
  193. Bar-On R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-i): Technical' Manual. Toronto- Canada: Multi-Health Systems. 1997.
  194. Binet A., Simon T. Methodes nouvelles pour le diagnostic du niveau intellektuel des anormaux //L' Annee Psychologique. 1905. V. 11. P: 191−241.
  195. Bohman S. What is Intelligence? Stockholm: Almqist & Wiksell Intern, 1980.-P. 183−201.
  196. Brody B.B., Brody N. Intelligence: Nature, determinants and consequences. N.Y.: Acad. Press, 1976. — 320 p.
  197. Cattel R.B. Abilities: Their structure, growth and action. Boston: Houghton Mifflin., 1971. — 168 p.
  198. Gardner H. Frames of mind: The theory of multiple intelligences. L.: Heinemann, 1983. — 240 p.
  199. Goleman D. Emotional intelligence. N.Y.: Bantam Books, 1995 — 352 p.
  200. Guilford J.P. The nature of human intelligence. New York: McGraw-Hill, 1967. — 538 p.
  201. Howe M J. Intelligence as an explanation. Brit. J. of Psychology. 1988. V. 79. — P. 349−360.
  202. Humphreys L.G. Critique of Cattel’s theory of fluid and crystallized intelligence: A critical experiment. J. of Educational Psychology. V. 58 (3).1967. — P. 129−136
  203. Jensen A.R. Psychometric g as a focus of conserted research effort -Intelligence. 1987." V. 11.- P. 193−198.
  204. Lyusin D. Emotional Intelligence as a Mixed Construct: Its Relation to Personality and Gender // Journal of Russian and East European Psychology, November-December 2006. V. 44. № 6. P. 54−68.
  205. Mayer J., Caruso D., Salovey P. Emotional intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence. 1999: № 27. P. 267−298.
  206. Mayer J., Salovey P., Caruso D: Emotional intelligence: Theory, findings, and implications // Psychological Inquiry. 2004. № 15. P: 197−215.
  207. Mayer J.D., Salovey P. What, is emotional intelligence? // Emotionaldevelopment and emotional Intelligence: Educational< Implications / ed. by P. Salovey, D.Sluyter. N.Y.: Perseus Books Group, 1997. P. 3−31.
  208. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition, and’Personality, 1990. Vol. 9. P. 185−211.
  209. Spearman C. General Intelligence, objectively determined and measured. -Amer. J. of Psychology, 1904. V. 15. — P. 201−293.
  210. Sternberg R.J. Human intelligence: The model1 is the message. — Science. — V. 230. 1985.- P. l 111−1118.
  211. Sternberg R.J. Inside Intelligence. // American Scientist. V. 74 (2). 1986. P. 137−143.
  212. Thomson, G.H. The factorial analisis of human- ability. London: University of London Press. 1939.
  213. Thorndike E. L. Intelligence and its uses // Harper’s Magazine. 1920. № 140. P. 227−235.
  214. Vernon P.E. The structure of human abilities-N.Y.: Wiley. 1965.-360 p.
  215. Wechsler, D. The measurement and appraisal of adult intelligence. -Baltimore: Williams & Wilkins. 1958. 297 p.
  216. Young K. S. Caught in the Net. How to Recognize the signs of Internet Addiction — And a Winning strategy for Recovery. New York: John Wiley and Sons, Inc., 1998. — 55 p.
Заполнить форму текущей работой