Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методики диагностики взаимодействия и общения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При интерпретации результатов данного теста важно учитывать, что реальное отношение тренера к своим ученикам и представления учеников об отношении к ним тренера тесно взаимосвязаны. Спортсмены, представляющие себе, что тренер высоко оценивает их, но личностным и спортивным качествам, в свою очередь, высоко оценивают в тренере личностные и профессиональные качества, и наоборот. Однако истинная… Читать ещё >

Методики диагностики взаимодействия и общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Большинство специалистов в области спортивной психологии рекомендуют начинать «знакомство» с особенностями взаимоотношений в спортивном коллективе с методики Социометрия (табл. 17.1).

Таблица 17.1

Методики диагностики взаимодействия и общения в спортивных и физкультурных коллективах.

Измеряемая характеристика.

Методика.

Информация о методиках.

Взаимоотношения в группе.

Социометрия (Морено).

Практикум, но спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. СПб.: Питер, 2002; Фетискин И. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социальнопсихологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.

Индекс групповой сплоченности Си шора.

Методика «Семантический дифференциал».

Оценка психологического климата в команде (Лутошкин).

Опросник «Измерение психологической атмосферы в команде» (Фидлер, Ханин).

Отношение спортсменов к тренеру.

Методика исследования отношений между спортсменом и тренером (Ханин, Стамбулов).

Ильин Е. П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008.

Общение.

Опросник «Оценка потребности в общении» (Орлов).

Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2010.

Измеряемая характеристика.

Методика.

Информация о методиках.

Диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов (Бойко).

«Диагностика склонности к агрессивному поведению» (Ассингср).

«Личностная агрессивность и конфликтность» (Ильин, Ковалев).

Опросник «Интерперсональный диагноз» (Лири, Лафорже, Сучек).

Конфликты.

Тест «Оценка предрасположенности человека к конфликтным взаимоотношениям» (Томас, Гришина).

Гришина II. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008.

Социодрама (Морено).

Сидоренко Е. В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе. СПб.: Речь, 2002.

Разработанная в 1951 г. известным американским психологом Дж. Морено (Институт социометрии, Ныо-Йорк) Социометрия предназначена для измерения межличностных отношений в группе. На основании изучения этих особенностей определяется социально-психологическая структура группы. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения спортсменов в условиях тренировочной или соревновательной деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов спортивного коллектива. Социометрия дает возможность выявить неформальные объединения (структуры) в группе, проследить связи формальных и неформальных структур, оценить сплоченность или разрозненность коллектива. С помощью этой методики психолог или тренер могут узнать:

  • — социометрический статус члена группы (его личное влияние на структуру группы);
  • — индекс эмоциональной экспансивности члена группы (потребность во влиянии других членов группы);
  • — индекс эмоциональной экспансивности группы (уровень социальнопсихологической активности группы);
  • — уровень сплоченности — разобщенности группы; выявить, кто в группе «лидер» (деловой, эмоциональный), кто — «отвергнутый».

Данная методика чаще всего используется в детских и юношеских спортивных коллективах командных видов спорта. Социометрия проводится, как правило, групповым методом; ее проведение занимает не более 15 мин.

Полученные данные имеют цифровое выражение и могут быть представлены в наглядной графической форме (социоматрица, социограмма), что дает возможность более глубоко и качественно оценить групповые явления. Методика очень проста в проведении и очень информативна в плане получаемых с ее помощью данных, которые помогают понять причины внутригрупповых конфликтов и проблем. Правильное понимание причин помогает в дальнейшем организовать эффективные воздействия по улучшению ситуации в коллективе.

Методика «Семантический дифференциал» (СД), разработанная в 1952 г. Ч. Осгудом (Иллинойсский университет), применяется для оценки эмоциональных отношений между членами одной команды. Данная методика позволяет «увидеть» образ объекта, который оценивает тестируемый. Любой воспринимаемый человеком объект (человек, предмет, изображение или название предмета) вызывает у него определенные реакции. При диагностике спортивной команды каждому спортсмену предлагают оценить свое отношение к товарищу по команде с помощью десяти пар противоположных эмоциоиалыю-оцеиочных прилагательных по 7-баллыюй шкале (от +3 до -3). В качестве результатов рассматриваются:

  • — значения трех шкал: активность объекта, его сила (потенциальность), отношение к нему со стороны респондента;
  • — итоговый индекс, получаемый в результате сложения набранных баллов по всем шкалам.

Итоговый индекс — это количественная характеристика эмоционального отношения испытуемого к тому человеку, который оценивался по СД. Отношение считается положительным, если средняя оценка положительная, и отрицательным, если средняя оценка отрицательная.

Методика СД не занимает много времени, дает достаточно понятные результаты, но не рекомендуется для использования в детских спортивных коллективах, чтобы не создавать для детей повода задуматься, кто тут плохой, а кто — хороший. В случае применения в таких коллективах, необходимо обязательное обсуждение полученных результатов непосредственно после проведения методики. Также СД может использоваться для оценки спортсменами своего отношения к тренеру.

Методика расчета индекса сплоченности, разработанная американским психологом К. Сишором в 1950;е гг., состоит из пяти вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Обработка предполагает расчет социометрических индексов. Это очень удобный в использовании диагностический тест, позволяющий оценить групповую сплоченность — степень интеграции группы в единое целое. С помощью этой методики можно рассчитать не только индекс сплоченности, но и оценить привлекательность группы для каждого ее члена, чтобы иметь представление о том, в какой мере цели и установки членов группы совпадают.

Методика оценки психологического климата, разработанная А. Н. Лутошкиным (Костромской государственный педагогический институт) в 1960;е гг., представляет собой 14 полярных суждений о коллективе и 7-балльную шкалу оценивания данных высказываний (от +3 до -3). Методика дает возможность оценить индивидуальные представления спортсменов о психологическом климате в коллективе и подсчитать общий индекс сплоченности. Идеальный (максимальный) показатель психологического климата (42 балла) практически никогда не встречается на практике. Высокие показатели могут быть обусловлены определенной ситуацией — команда одержала сложную победу, прошла трудный период и вошла в фазу относительной стабильности. В детских группах завышенные оценки психологического климата могут быть вызваны некритичностью юных спортсменов или связаны с опасением, что тренер узнает результаты и это повлияет на отношение к спортсмену.

Опросник «Измерение психологической атмосферы в команде», разработанный в 1970;е гг. одним из ведущих представителей организационной психологии Ф. Фидлером (Иллинойсский университет) и адаптированный Ханиным, позволяет оценить взаимоотношения в команде. Методика состоит из десяти противоположных по смыслу слов, с помощью которых можно описать атмосферу в любой группе, в том числе и в спортивной. Каждая пара слов оценивается по 8-баллыюй шкале, после чего подсчитывается итоговый показатель. Авторы методики считают, что при помощи такой простой шкалы тренер и сам может оценить психологическую атмосферу в команде. Но наиболее информативным вариантом использования данной методики может быть ее применение для оценки спортсменами не только общей атмосферы в команде, но и того, как спортсмены воспринимают атмосферу в команде «но отношению к себе». Сопоставив два показателя, можно выделить три тина спортсменов:

  • — более благоприятно оценивающие атмосферу в команде, чем отношение к себе;
  • — существенно не различающие оценку ситуации вообще и отношение к себе лично;
  • — более благоприятно оценивающие отношение к себе, нежели общую психологическую ситуацию в команде.

Рекомендуется оценивать психологическую атмосферу в команде в начале и конце сезона. Но можно проводить диагностику и чаще, чтобы получать информацию о динамике межличностных отношений в команде.

Методика исследования отношений между спортсменом и тренером разработана лениградскими специалистами Ханиным и А. В. Стамбуловым. При обследовании можно выяснить следующие параметры отношения:

  • — гностический — считают ли спортсмены своего тренера хорошим специалистом, профессионалом своего дела;
  • — эмоциональный — как спортсмены оценивают роль тренера в создании хороших отношений, поддержке, внимании и т. д.;
  • — поведенческий — представления спортсменов о поведении и общении тренера со своими учениками.

При интерпретации результатов данного теста важно учитывать, что реальное отношение тренера к своим ученикам и представления учеников об отношении к ним тренера тесно взаимосвязаны. Спортсмены, представляющие себе, что тренер высоко оценивает их, но личностным и спортивным качествам, в свою очередь, высоко оценивают в тренере личностные и профессиональные качества, и наоборот. Однако истинная оценка тренером учеников не совпадает (она всегда ниже) с оценкой, существующей в их представлении о том, как к ним относится тренер. Спортсмены, напротив, во всех случаях оценивают своего тренера выше, чем он их. Особенно актуально данное положение для спортсменов детского и юношеского возраста.

Тест «Оценка предрасположенности человека к конфликтным взаимоотношениямг», разработанный американским психологом К. Томасом в 1992 г. и адаптированный Н. В. Гришиной (СПбГУ), предназначен для выявления типичной формы поведения в конфликтной ситуации: соревнование, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество. Опрос одного испытуемого занимает не более 15—20 мин. Тест Томаса давно приобрел статус практического пособия в конфликтологии, поскольку с его помощью можно достаточно точно диагностировать реакцию испытуемого человека в той или иной конфликтной ситуации, что немаловажно в спортивной деятельности. Даже если психологический климат и психологическая атмосфера в команде благоприятные, спортивная деятельность всегда насыщена конфликтными ситуациями: «жесткие игры», провоцирующие травмы, «договорные матчи», переманивание талантливых спортсменов тренерами, борьба за внимание тренера между участниками группы, конкуренция за место лидеров в группе и др. Но самый большой вред сплоченности и результативности команды наносят скрытые конфликтные взаимоотношения членов одной команды.

Для изучения особенностей взаимоотношений в группе, кроме перечисленных методик, можно использовать и множество других. Например, для получения более детальной информации об особенностях общения спортсменов или тренеров можно применить методики:

  • — «Оценка потребности в общении», разработанная Ю. М. Орловым (для определения силы потребности в общении);
  • — «Диагностика „помех“ в установлении эмоциональных контактов», разработанная В. В. Бойко (для оценки эмоциональных помех и эмоциональной эффективности в общении);
  • — методика Л. Ассингера «Диагностика склонности к агрессивному поведению» для определения уровня агрессивности в поведении и способности контролировать свою агрессию;
  • — методика Ильина и П. А. Ковалева «Личностная агрессивность и конфликтность» (для выявления личностных свойств конфликтности и агрессивности);
  • — опросник «Интерперсональиый диагноз» Т. Лири, Р. Л. Лафорже, Р. Ф. Сучек для исследования интерперсоналыюго поведения — типа отношений с другими людьми: авторитарого, эгоистичного, агрессивного, подозрительного, подчиняемого, зависимого, дружелюбного, альтруистического.

Метод «Социодрама», разработанный Я. Морено (США), позволяет с помощью техник психотерапии выявить глубинные причины действий группы и установить скрытые внутригрупповые конфликты. Основное содержание этого метода заключается в том, что психолог или тренер, определив рамки действия и распределив роли между членами команды, предлагает спортсмену в гой или иной заданной ситуации в соответствии с принятой ролью вести себя так, как:

  • — повел бы себя в жизни;
  • — хотелось бы вести себя;
  • — ждут близкие люди.

Проигрывание ролей происходит импровизированно, без всякой подготовки. Спонтанные высказывания субъекта, которому «подыгрывают» психолог или тренер, члены спортивной группы, помогают ему освободиться от напряжения. В то же время, социодрама позволяет вскрыть конфликтные отношения в группе, восстановить ее равновесие, найти психологическое объяснение различным поступкам субъекта, выявить причины негативных эмоций. Метод социодрамы занимает довольно много времени и требует особой подготовки от психолога, но, благодаря ему, можно получить уникальную информацию (недоступную при использовании бланковых методик). Этот метод является не только диагностическим инструментарием, но и способом коррекции: участники имеют возможность «отреагировать» на отрицательные эмоции, понять причины затруднений во взаимодействии и в итоге оптимизировать психологический климат и повысить сплоченность команды.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой