Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сравнительная оценка способов ранней диагностики невротических расстройств у представителей профессий с высоким уровнем стрессогенности

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическую и методологическую основу исследования составляет личностно-деятельностный подход в психологии (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев), а так же исследования отечественных и зарубежных исследователей, посвященных проблеме формирования невротичных состояний (Нюнберг Г., Захаров А. И., Карвасарский Б. Д., Мишина Т. М., Мясищев В. Н. и др), а так же профессиональному стрессу… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Общее представление о невротических расстройствах
    • 1. 1. Теоретические концепции невротических расстройств
    • 1. 2. Профессиональный стресс как причина формирования невротических и прочих неблагоприятных психологических симптомов
  • Выводы по Главе 1
  • Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы ранней диагностики проявлений невротических расстройств
    • 2. 1. Программа исследования
    • 2. 2. Методики исследования ранней диагностики невротических расстройств
    • 2. 3. Анализ и обработка полученных результатов
  • Выводы по Главе 2
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Сравнительная оценка способов ранней диагностики невротических расстройств у представителей профессий с высоким уровнем стрессогенности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Актуальность. Невроз — собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Неврозы сопровождаются следующими симптомами: неустойчивостью настроения, утомляемостью, недовольством своими действиями и поступками окружающих. Как правило, люди, страдающие неврозами чувствуют беспричинный страх, раздражение, тревогу или тоску. К этим симптомам добавляются и физические недомогания — головные боли, головокружения, мышечные спазмы, дрожание конечностей.

Первопричина возникновения неврозов — в негативных эмоциях. Предрасполагающими факторами к развитию заболевания может быть неправильное воспитание, наследственность, личностные особенности, длительное психическое перенапряжение, конфликтная ситуация, эмоциональный стресс, психологическая травма, ослабленность организма, например, вследствие перенесенного ранее заболевания или физической травмы (к примеру, сотрясение мозга).

Одной из таких предпосылок, способствующих формированию невроза, являются неблагоприятные условия профессиональной деятельности. Жизнь и профессиональная деятельность человека нередко протекает в условиях воздействия на него самых разнообразных неблагоприятных экологических, социально-психологических, профессиональных и иных факторов, которые приводят к серьезным сдвигам в функционировании различных систем организма. Влияние этих факторов сопровождается, с одной стороны, изменением психофизиологического состояния организма, а с другой, необходимостью в перестройке поведенческих стереотипов. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности, является стресс, который, при длительном характере своего воздействия, может привести к неврозу.

В отличие от большинства профессий и профессиональных сфер, в которых можно наблюдать достаточно высокую степень единообразия в характере и условиях осуществления профессиональной деятельности существуют ряд профессиональных сфер, обладающих выраженными отличительными особенностями в силу ряда причин. Такие профессиональные сферы являются, таким образом, источников повышенной опасности возникновения стресса.

В тоже время следует констатировать тот факт, что на настоящий мо-мент проблематика формирования невротичных состояний в профессио-нальной деятельности является недостаточно хороши изученной. Другой проблемой является неоднозначное состояние проблемы диагностики неврозов, особенно на начальных этапах их проявления (ранняя диагностика), так как данная область находится на стыке компетенций собственно психологической диагностики и смежных дисциплин: психиатрия, функциональная диагностика, частные области, в компетенцию которых попадает больной при дальнейшем развитии невроза (кардиология, сексология и проч.)

Целью нашей работы является рассмотрение особенностей проявления невротических расстройств у представителей профессий с повышенной стрессогенностью, а так же сравнительная оценка способов психологической диагностики невротических расстройств.

Объектом исследования являются невротические расстройства.

Предметом — особенности проявления невротических расстройств у представителей профессий с повышенной стрессогенностью, а так же сравнительная оценка способов психологической диагностики невротических расстройств.

В соответствии с целью работы были определены следующие задачи исследования:

1. провести теоретический анализ основных понятий исследования:

1.1. показать основные подходы к изучению невротичных состояний;

1.2. раскрыть содержание психологических особенностей профессий с повышенной стрессогенностью, а так же особенностей формирования неврозов у представителей данных профессий.

2. провести эмпирическое исследование по проблематике работы:

2.1. изучить особенности проявления невротичных состояний у представителей профессий с повышенной стрессогенностью;

2.2. оценить степень согласованности различных методик, направленных на изучение особенностей проявления невротичных состояний.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляет личностно-деятельностный подход в психологии (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев), а так же исследования отечественных и зарубежных исследователей, посвященных проблеме формирования невротичных состояний (Нюнберг Г., Захаров А. И., Карвасарский Б. Д., Мишина Т. М., Мясищев В. Н. и др), а так же профессиональному стрессу (Бодров В.А., Селье Г., Китаев-Смык Л.А., Лазарус Р. и др.).

Практическая значимость работы заключается в выявлении особенностей проявлению невротичных расстройств у представителей профессий с повышенной стрессогенностю, а так же в оценке степени согласованности различных методик, направленных на выявление особенностей проявления невротичных расстройств. Данные результаты могут быть полезными как при дальнейшем изучении особенностей проявления невротичных расстройств у представителей различных профессиональных групп, так и при разработке профилактических и коррекционных программ, направленных на профилактику и преодоление невротичных расстройств, возникших в профессиональной деятельности.

Гипотезы исследования:

1. профессии, для которых характерна повышенная стрессогенность, способствуют развитию начальных проявлений невротичных расстройств у их представителей;

2. данные невротичные расстройства подлежат ранней диагностике различными видами психодиагностических методик (стандартизированные опросники, опросники-самоотчеты, графические методики), которые обладают достаточно высокой степенью согласованности в качестве средств диагностики невротичных состояний, показывая, таким образом, комплексный характер проявлений невротичных расстройств в профессиональной деятельности.

В процессе исследования были использованы следующие методики:

1. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич);

2. Шкала самооценки депрессии Цунга;

3. Методика «Человек под дождем».

Выборка исследования. В практическом исследовании приняли участие 30 испытуемых — водители троллейбусного парка.

Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав (теоретической и практической) и Заключения, выполнена на 76 листах, иллюстрирована 6 рисунками и 2 таблицами. Список использованной литературы состоит из 60 источников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.К., Гуревич К. М. Психологическая диагностика. — СПб.: 2005.
  2. И.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика / И. А. Акиндинова, А. А. Баканова // Педагогические вести РГПУ. — СПБ., 2003, № 25, с. 23−29.
  3. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая зашита // Психологический журнал, том 15, № 1, 1994.
  4. В. Г. Мухин Н.А. Профессиональные болезни. М.: Медицина, 2004
  5. Н.И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов// Ежегодник Российского психологического, № 2, с. 15−18.
  6. А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. — СПб.: 2003
  7. В.А. Информационный стресс в операторской деятельности. — М., 1998.
  8. В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. — М.: Институт психологии РАН, 1995.
  9. Бодров В. А. Современные исследования фундаментальнх и при-кладных проблем психологии и профессиональной деятельности. Часть 2. // Психологический журнал № 6, 2008, с. 66−74.
  10. Л.Ф. Основы психотерапии. — Киев: Ника-Центр; М.: Алетейа, 1999.
  11. Л.Ф. Психодиагностика — СПб.: Питер, 2005.
  12. .Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. — М., 1983, с. 834.
  13. Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под. ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Изд-во СпбГУ, 2000.
  14. Н.Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагно-стика и профилактика, — Спб.: Питер, 2005.
  15. Гиппенрейтер Ю. Б. Психология индивидуальных различий. — М.:ЧеРо, 2000
  16. Р.М. Элементы практической психологии. — Спб, 2003.
  17. Дж. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. — М.: Эксмо-пресс, 2001.
  18. Г. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий) / Г. В. Залевский, Э. В. Галажинский, С. В. Умняшкина // Сибирский психол. журнал, 2001, № 14−15, с. 68−71.
  19. А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. — М.: 1982.
  20. П.Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора. — М.: Наука, 1984, с. 152−154.
  21. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. — СПб.: Речь, 2004.
  22. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности: учебное пособие — М.: Издательство Московского ун-та, 1997.
  23. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности: учебное пособие — М.: Издательство Московского ун-та, 1997.
  24. Е.П. Дифференциальная психофизиология. — СПб. Питер, 2001.
  25. К вопросу о синдроме эмоционального выгорания // «Позитум» № 3, — СПб-М.: 2002.
  26. .Д. Неврозы. — М., 1990.
  27. Р. Анормальная психология. — СПб.: Питер, 2004.
  28. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М., 1993.
  29. Е.А. Введение в психологию труда. — М.: 2004.
  30. Е.А. Психология труда. — М.: 2000.
  31. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. / Под ред. Л. Леви. — Л.: Медицина, 1980. с. 178−208.
  32. Т. М. Психологическое исследование супружеских от-ношений при неврозах. — В кн.: Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. — Л., 1988, с. 13−20.
  33. В.Н., Карвасарский Б. Д. Некоторые теоретические и практические выводы из изучения 1000 больных отделения неврозов. — Журн. невропатол. и психиатр. 1997, в. 6, с. 897−900.
  34. В.Н. Личность и неврозы. — Л. 1990.
  35. Н.И. Психическая напряженность. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996.
  36. В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 1999, с. 76−97.
  37. С.А. Эмоциональный стресс, работоспособность и здоровье. — М.:.: Знание, 1995.
  38. Е.И. Эмоции и воля. — М., Владос, 2001.
  39. Е.С., Суворова Г. А. Психологические основы профессиографии: Практикум. — М.: МГПИ. ю 1990.
  40. Е.С. Графические методы в практической психологии. — СПб.: Речь, 2002.
  41. Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия / сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2003.
  42. Г. Стресс без дистресса. — М.: «Прогресс» 1992.
  43. С.И. Стресс в организациях социальной сферы: причины, профилактика, противодействие // Мир психологии, 2002, № 4, с. 245−251.
  44. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин / — Минск: Харвест, 2001.
  45. Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. — Спб.: Речь, 2002
  46. В.В. Самосознание личности — М.: Изд-во МГУ, 1983.
  47. Л. Основы психологии, — Ростов-на-Дону, Феникс 2008.
  48. К. Системные механизмы эмоционального стресса. — М, 1999.
  49. Судаков К.В. Oценка стресса на рабочем месте: системный подход// Медицина труда и пром. экология, 1996, № 12, с. 5−11. .
  50. В.К. Персонал-технологии. — М.: 1999.
  51. Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога, 1998, № 8, с. 25−27.
  52. З. Психоанализ и детские неврозы. — СПб.: Алетейя, 1997
  53. З., Гаддини Е., Йоган Э., Кляйн М., Поршенко А. П., Романов И. Ю., Ференци Ш., Фонда П., Психоанализ в развитии (сборник переводов). — Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
  54. Хайгл-Эверс А. Базисное руководство по психотерапии. — СПб.: Речь, 2002
  55. Л. Теории личности. Основные положения, исследования и применение: пер. с англ. — СПб.: Изд-во «Питер-пресс», 1997.
  56. Ю.С. Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков. — СПб.: Речь, 2003.
  57. Т. Социальная психология: пер. с англ. — М.: Прогресс, 1998.
  58. В.А. Защитные механизмы: от личности к группе // Вопросы психологии. 1998, № 4, с. 54−61.
  59. Д.Б. Психология игры, — М.: Владос. 1999
  60. М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. — Кемерово: Изд-во Кем. гос. ун-та, 1999.
Заполнить форму текущей работой