Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Объединительные признаки. 
Основы журналистской деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый и второй способы отличаются один от другого прежде всего степенью глубины проникновения в суть предмета отображения. Первый способ нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на событийную составляющую, на получение кратких сведений о предмете (в этом случае журналист прежде всего отвечает на вопросы: где, что и когда произошло?). Быстрота получения таких сведений… Читать ещё >

Объединительные признаки. Основы журналистской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Известный специалист в области теории жанров, профессор кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ Александр Тертычный в учебнике «Жанры периодической печати» сразу определяет, по каким признакам можно объединить различные тексты? «Объединение это может быть произведено разными исследователями (или практиками) на самых разных основаниях, в зависимости от того, что каждый из них считает наиболее важным объединяющим началом (именно это порождает разные представления о жанровой палитре журналистики). Но, разумеется, более верным будет то объединение, которое основывается на сходстве сущностных (но не второстепенных) признаков публикаций, включаемых в какую-то устойчивую групп}7. Уже после того как определен объединяющий признак (или признаки), его называют «жанровым признаком», а группу объединенных им публикаций — «жанром»49. Начнём с того, что точное представление о жанре помогает профессиональному общению журналистов. Одно дело, когда редактор издания просит журналиста: «Напишите, пожалуйста, хороший материал о засухе лета 2010 года». Совсем другое, если он ему предлагает: «Напишите проблемную статью об отсутствии зон отдыха и трагедиях на воде или — аргументированный обзор о бедах села, или — хвалебный очерк о фермере, сохранившем урожай». В последнем случае журналист, наверное, куда лучше поймет, какой именно материал хотел бы получить от него редактор.

Чем же предопределен набор сущностных характеристик, позволяющих относить текст к тому или иному жанру? Прежде всего — своеобразием предмета журналистики и способа отображения автором действительности, порождающих этот набор. (Эго традиционно признается большим числом исследователей творчества журналиста). Повторим, что в журналистике предмет выступлений составляют актуальные общественные и природные события, явления, процессы, ситуации во всем богатстве их проявления, в многообразии взаимосвязей, прежде всего порождающих важные для общества в теоретическом и практическом отношении проблемы и конфликты, а также личность человека.

В журналистике, грубо говоря, существует три главных способа отображения — фактографический, аналитический и наглядно-образный. Они опосредуют определенные уровни «проникновения» познающего субъекта в объект: от первоначального чувственного созерцания к абстрагированию, теоретическому освоению его и далее — к созданию обогащенного, более полного конкретного образа предмета (в том числе — его художественного образа).

Первый и второй способы отличаются один от другого прежде всего степенью глубины проникновения в суть предмета отображения. Первый способ нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на событийную составляющую, на получение кратких сведений о предмете (в этом случае журналист прежде всего отвечает на вопросы: где, что и когда произошло?). Быстрота получения таких сведений позволяет современной журналистике оперативно информировать аудиторию о многочисленных актуальных событиях, что очень важно для нее. Второй способ нацелен на проникновение в суть явлений, на выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения (в этом случае набор вопросов, на которые отвечает журналист, значительно расширяется). В данном случае главным становится обращение его к различным проблемам выбора эффективных путей развития общества, а также выявление причин, условий, тенденций развития событий и ситуаций, изучение оснований, мотивов, интересов, намерений, действий различных социальных сил, выяснение возникающих между ними противоречий, оценка значимости различных феноменов, определение обоснованности тех или иных точек зрения, концепций, идей в их историческом и психологическом развитии.

Причём одно и то же событие может быть отражено всеми тремя способами, войти в материалы разных жанров. Например, произошёл подрыв «Невского экспресса» — все телеканалы, газеты и новостные порталы дают только краткую информацию: где, когда, па каком перегоне, сколько пострадавших? Потом журналисты выезжают на место происшествия, берут интервью у специалистов и очевидцев — появляются первичные признаки аналитической журналистики, далее проводятся круглые столы, привлекаются материалы следствия и свидетельства об аналогичных явлениях — аналитика переходит в скорбнуто и гневную публицистику. Наконец, находят бабушку, чей дом у железнодорожного полотна пострадал во время теракта, но она помогала раненым и растерянным людям. Потом вдруг обнаруживается в больнице женщина, которая по характеру бизнеса вынуждена мотаться между Питером и Москвой и её угораздило попасть и на первый «Невский экспресс», подорванный за два года до последней трагедии. Тут уже есть материал для художественного очерка, для описания характеров и судеб двух женщин, для раздумий о фатальности и непредсказуемости действий властей (попадёт ли вынужденная странница пол третий взрыв и выполнят ли власти обещание помочь одинокой старухе, живущей под свист проносящихся поездов?).

Причём форма подачи материала зависит к тому же от типа СМИ. Одни издания (например, «желтая пресса») преследуют коммерческие цели, поэтому в публикуемых материалах они стремятся прежде всего освещать такие темы, использовать такие методы создания текстов, которые позволяют в максимальной мере удовлетворять самые распространенные в соответствующей аудитории субъективно доминирующие информационные интересы в развлечении. Причем подобные издания мало волнует вопрос о том, насколько такие интересы совпадают с объективно более важными, коренными потребностями аудитории.

Другие издания могут преследовать цель пропагандистского воздействия на аудиторию (например, политического, религиозного и т. д.). Третьи могут ставить перед собой цель максимально полно, объективно информировать аудиторию.

В цепочке категорий: функция — предмет — метод — содержание — форма, функция и предмет являют собой предлежащий материал, базу для изучения, осмысления творческого освоения материала, содержание и форма — готовый продукт творческой деятельности. Метод, как говорили мы в предыдущей главе — основная центральная категория, воплощающая в себе процесс творчества и превращение необходимого материала в произведение. Поэтому взаимоотношение метода и жанра проявляют самые существенные стороны этого процесса. Выбор жанра для публикации диктует журналисту определяющие методы сбора материала. В свою очередь, познания, исследования действительности не остаются бесследными для нащупывания и эволюции жанров. Естественно, выбор жанра влияет и на использование различных методов в процессе литературной работы, поэтому точнее было бы говорить о взаимоотношении метода и предмета, способа создания — содержания и формы.

С точки зрения методологии, утверждает Александр Тергычный, классификация жанров, подходы к жанру, изучение их признаков и структур могут быть ориентированы на изучение межжанровых и внутрижанровых, структурных связей. И в обоих случаях основой для понимания жанрового поведения и жанрового мышления журналиста служит трансформация функции и предмета под воздействием метода, т. е. реализация целевых установок в процессе освоения и воплощения в текст конкретного материала в результате его творческой переработки.

Можно и теоретически рассмотреть трансформацию фактического материала (например, пожар в клубе «Хромая лошадь») под воздействием изменяющейся функции в разных группах жанровой системы. Информационное сообщение, отвечающее первостепенной задаче — сообщению фактов — лежит в основе всей журналистики. Ночью по каналу РТВ-24 пошли сплошные сообщение о трагедии, примитивные съёмки на мобильный телефон, противоречивые сведения о количестве жертв. Далее информационные жанры насыщаются фактическими сведениями под углом определенного жанра. Отчет, репортаж подчиняют факты (отбор, элементы комментирования, подача, обрисовка) журналистской задаче: рассказать о событии с определённой точки зрения. Тут уже проявляется авторская позиция, обрисовывается более объективная картина, делается попытка анализа. Методы наблюдения, повествования, обобщения диктуют условия отбора фактов, их монтаж, их сцепление, сюжетное движение. В интервью, оперирующем одноименным методом (опроса) факты подчиняются логике раскрытия темы, проявляющееся в их движении, монтаже вопросов, внутреннем развитии мысли.

Уже в этих жанрах, информационных в своей основе, начинают проявляться элементы оценки (отбор, характеристика, акценты) и элементы описания (место действия, время), элементы портретных характеристик — например, кто они, безответственные хозяева «Хромой лошади», пиротехники, на которых всё и повесили, беспечные жертвы вечеринки, у многих из которых нашли наркотики?

В аналитических жанрах, естественно, присутствует фактическая основа, но факты выстраиваются в иной связи между собой. Они подчинены основной функции этих жанров: анализу, интерпретации фактов, событий, явлений. Оценка выходит на передний план, она — сердцевина авторских размышлений, умозаключений. Методы работы: подбор фактов, осмысление событийподчинены наиболее полному, всестороннему, глубокому взгляду на предмет публицистического исследования: явлений политической жизни, социальных проблем, состояние городского хозяйства, рыночной экономики, ставящей во главу угла только прибыль, развитие разрушительных процессов, примеры из разных сфер действительности и т. д.

Аналитические жанры базируются на информационных. Они существуют и необходимы только потому, что о событии уже заявлено средствами информационных жанров. Документально-художественные жанры также вкдючаю г в себя факты, содержат анализ, но уже на ином уровне, решая другие задачи. Их главная функция: показать факты, события, явления документально-художественными средствами — определяет трансформацию творческих методов и связей всех структурных элементов текста. Наблюдения, интервью, описание, повествование, подчинены не сообщению об этих сведений, не их прямой публицистической оценке, а раскрытию характера героев (или антигероев), сути проблемы, изучению явления, представляющего значительный социальный и общественный интерес для аудитории. Благодаря документальнохудожественным жанрам название клуба «Хромая лошадь» стало нарицательным и явилось даже неким символом времени.

Таким образом, жанры объединяются в систему и развиваются в ней. Каждый жанр соотносит свои задачи и возможности в ее решении с задачами и возможностями других жанров. Однако следует подчеркнуть: мозаичность сложных в структурном отношении жанров подчинена основной функции того иди иного жанра, органичное сцепление элементов — непременное условие для создания полноценного текста. Каждый элемент в структуре жанра соподчинен общей задаче. Если этого не происходит, жанр «рассыпается», теряет свое «лицо», не достигает ожидаемого воздействия на читателя и слушателя, так как он психологически приготовился к восприятию заявленного жанра. Как ни третируй понятие о журналистском жанре, а всё-таки читатель или зритель отличает фельетон от аналитической статьи или сухой репортаж от шумного.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой