Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Аспекты сетевой культуры журналиста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К тому же, как свидетельствует пример нескольких крупнейших издательских домов мира, развитие интернет-технологий позволяет перестроить бизнес-модель. И теперь, в частности, немалую прибыль им приносят не только печатные газеты и журналы, но и реклама в Сети, а также платежи читателей за контент. Как следует из отчетов группы Pearson (владеет газетой «Financial Times» и журналом «Economist») и… Читать ещё >

Аспекты сетевой культуры журналиста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Характеристики сетевых СМИ

Реализация образовательной функции журналистики сегодня качественно изменяется, чему способствует интенсивное развитие сетевых СМИ. Всю сетевую периодику можно условно разбить на два основных потока: издания, зародившиеся в самом киберпространстве и ведущие в нем самостоятельную виртуальную жизнь, и интернет-версии обычных газет и журналов, в той или иной мере дублирующие офлайновые образцы, хотя в чем-то отличающиеся от них.

Самый распространенный вид СМИ в Интернете — это веб-сайт, который обладает рядом преимуществ:

  • • круглосуточная работа — сайт доступен пользователям 24 часа в сутки 365 дней в году;
  • • максимально широкий охват аудитории — без лишних затрат времени и денег стало возможным информировать сколь угодно большую аудиторию: фактически сайт могут одновременно посетить несколько тысяч человек из любого уголка земного шара;
  • • обновляемость — сайт не имеет пространственных ограничений и позволяет вносить малейшие изменения супероперативно;
  • • эффективный маркетинговый инструмент — сайт дает возможность как для открытых исследований, так и для скрытого наблюдения. Специальные программы позволяют фиксировать и анализировать траекторию перемещения по страницам сайта каждого пользователя. Так, владелец может узнать, какие рубрики наиболее популярны, в какой последовательности люди перемещаются по ссылкам, на каких темах задерживаются дольше, какими сервисами пользуются;
  • • неограниченное количество информации — на сайте можно поместить любой объем сведений, в том числе архивы;
  • • усовершенствование рутинных процедур — электронный поиск и электронная переписка постепенно заменяют «ручные» процедуры. С помощью сайта владелец может ускорить процесс информационного обмена с партнерами и аудиторией;
  • • персональный подход — сайт с помощью технических средств для настройки контента может преобразовываться в индивидуально настроенный элемент для каждого посетителя;
  • • мультимедийность — большинство сайтов, как и вся глобальная сеть, построены на текстах, дополненных иллюстрациями и аудио-, видеофрагментами. Сайт имеет возможность объединить все виды СМИ и оснастить их удобной системой поиска;
  • • экономичность — разработка и последующее поддержание работы сайта стоят дешевле, чем организация и производство других видов СМИ;
  • • обратная связь — конкретная реакция субъекта на информационное воздействие, проявляемая на форумах;
  • • интерактивность — более широкое, чем обратная связь, понятие, предполагающее помимо реакции на воздействие и другие возможности: «контроль пользователей над содержанием (запрос, оценка), участие в его формировании через постановку проблем для освещения и обсуждения, инициативу в обсуждении, авторство, обмен мнениями с другими пользователями и т. п.» [Фомичева, 2005, с. 19]. Интерактивность, подразумевающая под собой многосторонний информационный обмен [Лукина, Фомичева, 2005], превращает аудиторию в активного преобразователя, создателя и распространителя информации.

Сайт является эффективным видом СМИ, позволяющим оптимизировать процесс обмена информацией. Его главный тренд — гипертекстуальность. По мнению исследователей, ключом к технологии построения эффективного гипертекстового сообщения является уподобление процессов восприятия и мышления компьютерной обработке информации. В инженерно-техническом аспекте понятие «гипертекст» возникло еще в середине 40-х гг. прошлого столетия — и понималось не только как некое специальное («машинное») представление текста и как способ его чтения, но и как способ генерации. Уже тогда автор термина Ванневар Буш выделил интерактивность как главное качество гипертекста.

Рассмотрение современных дефиниций слова гипертекст, предпринятое в ходе специального исследования [Калмыков, 2009а], позволило А. А. Калмыкову выявить ряд содержащихся в этом понятии коннотаций, в частности: пути, связи, нелинейности, свобода интерпретации, ветвления. А также дать еще одно определение гипертекста с перечнем его основных свойств: «гипертекст — это целостный текст, содержащий смыслы, раскрывающиеся при прочтении через произвольную актуализацию связей с другими текстами и с текстом социокультурной реальности. Он характеризуется:

  • 1) дисперсностью структуры;
  • 2) нелинейностью; разнородностью и мультимедийностью;
  • 3) экстериоризацией связей;
  • 4) полиграфичностью;
  • 5) виртуальностью;
  • 6) ризоморфностью" [Калмыков, 20 096, с. 27].

О. В. Скогорева, определяя гипертекст как форму организации текстового материала, акцентирует внимание и на той особенности, что «его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей между ними. Следуя этим связям, можно читать материал в любом порядке, образуя разные линейные тексты» (http://www.mediascope.ru/node/217).

Исследователи выделяют следующие базовые механизмы гипертекстуальности:

  • • осмысление цели (прагматический аспект или интересы);
  • • навигация (браузинг и скроллинг);
  • • система поиска (ручная или автоматизированная);
  • • наличие «якорей» (яркое, знакомое, бренды и т. п.);
  • • авторизация найденного (включение механизмов памяти или экспертная оценка);
  • • интериоризация (усвоение кажущегося насущным на данный момент);
  • • периферизация второстепенного, отторжение лишнего;
  • • посткоммуникационный этап (в некоторых случаях изменение приоритетов «сущее — периферийное» или новый поиск информации).

Гипертекстуальность повышает полноту и достоверность информации и предоставляет возможность просматривать текст нелинейно. Следовательно, гипертекстуальность — это еще и способ преодоления императивности традиционных форм печатного текста, путь к неограниченным возможностям диалоговых взаимоотношений, когда некие рамки имеют уже не технический или видовой для СМИ характер, они определяются читателем — соавтором гипертекста. По большому счету, это свидетельствует о практической реализации конвергентных возможностей сетевой журналистики.

Сегодня услугами сети Интернет пользуются более 80 млн человек в 160 странах. По данным агентства ИПметрика, в начале 2009 г. ежедневное число просмотров страниц СМИ Рунета (российского сектора Интернета) превысило 1 млрд. А общее число сообщений СМИ каждый будний день здесь превышает 36 тыс. [Синдинская, 2010, с. 26—27].

Доступность новых технологий все большему числу рядовых потребителей Сети меняет и модель потребления информации. На первый план выходят уже не оперативность той или иной новости, ее актуальность, ясность изложения фактов и т. п., а достоверность информации и персонализация контента. Неслучайно все большее число представителей этой аудитории останавливает свой выбор на определенных брендах СМИ и агентств, доказавших эффективность своей информационной деятельности.

К тому же, как свидетельствует пример нескольких крупнейших издательских домов мира, развитие интернет-технологий позволяет перестроить бизнес-модель. И теперь, в частности, немалую прибыль им приносят не только печатные газеты и журналы, но и реклама в Сети, а также платежи читателей за контент. Как следует из отчетов группы Pearson (владеет газетой «Financial Times» и журналом «Economist») и New York Times Company (NYT, издает одноименную газету), доходы этих изданий в Интернете за последние годы заметно выросли. Если общий рост доходов у NYT во втором квартале 2010 г. по сравнению с тем же периодом 2009 г. составил 1,2% (до $ 586 млн), то доходы от интернет-рекламы выросли сразу на 20,5% (до $ 94,3 млн). FT Group благодаря «цифровым сервисам» (прежде всего на платной подписке к сайтам) получила в первой половине года 36% выручки.

В связи с этим и за рубежом, и в России печатные СМИ изобретают все более совершенные способы не только привлечения новых читателей, особенно молодых, но и удержания тех, кто привык к традиционным формам потребления печатной продукции. Для первых создают службы рассылки новостей на мобильные телефоны, создают так называемые targeted newspapers (информационные продукты, рассчитанные на определенную аудиторию) или tailored newspapers (информация «по заказу»). Для вторых расширяют прежде всего текстовые рамки публикаций, позволяя, к примеру, на сайте СМИ прочитать тот или иной авторский текст без сокращений или иллюстрированный большим количеством фотографий.

Можно назвать и качественные технологические проекты, к примеру ADSL, Zinio, работающий на платформе Adobe Flash, и ряд других. Они уже сегодня дают возможность российскому потребителю вставлять в материалы гиперссылки и видеоролики, слайд-шоу и панорамные изображения, просматривать контент в горизонтальном или вертикальном режиме. Важно и то, что с помощью этих программ можно читать непосредственно в браузере журналы, очень дорогие при продаже их печатных вариантов в розницу. Важной тенденцией развития становится также внедрение онлайн видео на сайтах газет и журналов. А компания Textone при поддержке Advance Capital в апреле 2010 г. даже запустила совместный проект по продаже аудиовариантов газетных и журнальных статей, начитанных профессиональными дикторами, для владельцев мобильных телефонов. Стоимость «скачивания» понравившейся публикации — минимальна.

Использование информационных ресурсов Сети в творческой деятельности журналиста предполагает решение следующих задач:

  • • приобретение навыков анализа медиатекста;
  • • усвоение культурологических, в частности страноведческих, знаний, формирование социокультурной и гражданской компетенции в процессе диалога культур;
  • • развитие культуры общения, воспитание культуры мышления;
  • • формирование устойчивой мотивации к инновационной деятельности на основе систематического использования актуальных материалов, обсуждения злободневных проблем, интересующих всех.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой