Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Порядок применения норм международного права во внутригосударственной сфере

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нормы международного и внутригосударственного права зачастую используются в сочетании друг с другом. Например, ст. 7 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ) предусматривает, что международные договоры РФ применяются к гражданско-правовым отношениям непосредственно (за некоторым исключением, установленным в самом Кодексе). Из этого делается вывод, что… Читать ещё >

Порядок применения норм международного права во внутригосударственной сфере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В общем плане данный порядок обычно обозначают термином «имплементация», к которой относят: трансформацию, инкорпорацию, легитимацию, рецепцию, отсылку к международному договору.

Концепция трансформации, являющаяся элементом теории дуализма, предполагает, что в процессе перехода по своему содержанию в сферу регулирования внутригосударственных отношений норма международного права становится основой для возникновения «параллельной» нормы внутригосударственного права, но оставаясь нормой международного нрава (как бы двойное существование). В данном контексте термин «имплементация» и «трансформация» употребляют в синонимичном, родовом значении.

Трансформацию подразделяют на генеральную и специальную (Е. Т. Усенко). Генеральная трансформация состоит в установлении государством в своем внутреннем праве общей нормы, придающей международно-правовым нормам силу внутригосударственного действия. Посредством специальной трансформации государство придает нормам международного права силы внутригосударственного действия путем их воспроизведения в законе текстуального либо в виде положений, адаптированных к национальному праву.

Трансформацию разделяют на: прямую, косвенную, официальную, неофициальную, автоматическую, неавтоматическую, общую, частичную, индивидуальную.

Нередко законодатель применяет такой метод, как отсылка, посредством которой определяются способы изыскания норм применимого права, а при возникновении деликтных обязательств указывается применимый договор (конвенция, соглашение и т. п.). Согласно наиболее общему определению (Б. Л. Зимненко) сущность отсылки состоит в указании закона на то, что отношения, возникшие или возникающие между субъектами национального права, должны регулироваться правовыми моделями, содержащимися в нормах международного права, тем самым происходит согласование.

По сути, посредством отсылки санкционируется применение нормы международного права в том или ином государстве. Как подчеркивает Р. А. Мюллерсон, это возможно только к тем положениям норм международного права, которые сформулированы конкретно и полно, т. е. по своему характеру готовы к применению для регулирования отношений с участием субъектов национального права[1]. Но при этом применение нормы международного права происходит не прямо, а через посредство соответствующей отсылочной нормы внутригосударственного права.

При инкорпорации во внутригосударственное право включаются нормы, текстуально повторяющие правила соответствующего международного правового акта. (Чаще всего это происходит с международными техническими, медикосанитарными, административными и подобными стандартами и рекомендациями.) Это не исключает конкретизации (адаптации) таких правил в каждом конкретном случае с учетом специфики социально-политического строя и правовой системы государства. Инкорпорация осуществляется посредством издания закона или административно-правово го акта.

Встречающийся термин рецепция — аналог термина инкорпорация. С. В. Черниченко полагает возможным использовать в таком случае термин «переадресовка». Некоторые авторы, исходя из монистической теории, настаивают на прямом действии норм международного права во внутреннем правопорядке, что получает слабую поддержку. Но намечаются признаки укрепления такого подхода.

Нормы международного и внутригосударственного права зачастую используются в сочетании друг с другом. Например, ст. 7 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ) предусматривает, что международные договоры РФ применяются к гражданско-правовым отношениям непосредственно (за некоторым исключением, установленным в самом Кодексе). Из этого делается вывод, что международный договор применяется непосредственно, наряду с актами гражданского законодательства.

Полагаем, что в данном случае адекватно говорить о непосредственном действии той нормы международного договора, которая не требует для этого трансформации. При этом, тем не менее, необходима, во-первых, оценка содержания такой нормы с точки зрения возможности ее прямого действия, а во-вторых, санкционирование такого действия (применения). То есть санкционирование действия такой нормы все же происходит, и поэтому нет оснований утверждать, что такая норма действует во внутригосударственной сфере исключительно собственной силой.

Как отмечает в этом плане профессор И. И. Лукашук, о прямом или непосредственном действии нормы международного права в государстве не следует говорить, поскольку нормы международного права становятся частью правовой системы страны только благодаря соответствующей норме Конституции (как в России)[2]. И действуют они в составе этой правовой системы строго в соответствии с ее целями и принципами и в установленном ею порядке. Поэтому понятие «непосредственное действие» в данном случае носит условный характер.

  • [1] Подробнее см.: Мюллерсон Р. А. Соотношение международного и национального права. М., 1982.
  • [2] Подробнее см.: Лукашук И. И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 1997.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой