Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические теории учения второй половины XX века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Деятельностный подход в психологии. Философская категория деятельности активно вошла в отечественную психологию в начале XX в. В широком плане деятельность рассматривалась как активное взаимодействие живого существа с окружающей средой, в ходе которого оно выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Историки науки связывают… Читать ещё >

Психологические теории учения второй половины XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теория деятельности как фундамент теории учения

Деятельностный подход в психологии. Философская категория деятельности активно вошла в отечественную психологию в начале XX в. В широком плане деятельность рассматривалась как активное взаимодействие живого существа с окружающей средой, в ходе которого оно выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Историки науки связывают широкое распространение деятельностного подхода с целым рядом событий:

  • — необходимостью преодоления кризиса психологии 1910;1920;х гг.;
  • — сдвигом интереса отечественных психологов с лабораторных исследований сознания и поведения на анализ различных форм трудовой деятельности;
  • — исторически обусловленным обращением отечественных психологов к философии марксизма, где категория деятельности выступала как одна из центральных и др.

Уже к началу 1930;х гг. в рамках деятельностного подхода в советской психологии сформировались две научные школы: С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева. С. Л. Рубинштейн сформулировал основополагающий принцип деятельностного подхода — «единства сознания и деятельности». В это же время А. Н. Леонтьевым и его последователями разрабатывается проблематика общности строения внешней и внутренней деятельности. Впоследствии в рамках каждой из названных школ наметятся разногласия в понимании предмета психологии. По утверждению С. Л. Рубинштейна, психология должна изучать не деятельность субъекта, а психику через раскрытие ее объективных связей и опосредований, в том числе и через исследование деятельности. А. Н. Леонтьев и его сторонники настаивали на том, что деятельность неизбежно должна входить в предмет психологии, так как психика неотделима от порождающей ее деятельности, и, даже более того, психика сама является формой предметной деятельности.

Под деятельностным подходом в настоящее время имеется в виду совокупность теоретических и эмпирических исследований, в которых психика и сознание, а также их формирование и развитие изучаются в различных формах деятельности субъекта. «Оценивая претензии деятельностного подхода на создание психологической теории, — пишет В. П. Зинченко, — приходится констатировать их чрезмерность»[1]. При этом В. П. Зинченко отмечает, что характерная для деятельностного подхода редукция психики к действию оказалась не хуже, а во многом лучше, чем редукция ее к «рефлексам, реакциям, ассоциациям, гештальтам, поведению, отражению, познанию, переживанию, гуманизму, нейронам» .

Как бы современная российская психология не относилась к деятельностному подходу, невозможно не признать справедливым тезис И. А. Зимней о том, что «психологическая теория учебной деятельности является научным приоритетом России». Кроме уже названных — С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, — активными разработчики деятельностного подхода в психологии были выдающиеся советские и российские психологи: Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. К. Маркова, Б. М. Теплов, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.

  • [1] Зинченко В. П. Деятельностный подход // Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко. М., 2003. С. 135.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой