Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности электоральных социологических исследований

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Этап «целенаправленной подготовки к выборам» — примерно два месяца. К уже перечисленным задачам добавляются: определение ожидаемой электоральной активности избирателей, определение степени доверия к различным каналам агитации, выявления «портрета» желаемого кандидата, восприятие лидеров общественного мнения и т. д. На этом этапе разрабатываются и с помощью фокус-групповых исследований тестируются… Читать ещё >

Особенности электоральных социологических исследований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сегодня социологические исследования применяются для эффективного решения возникающих задач во всех сферах социальной жизни. Не является исключением и сфера политической жизни.

Электоральная социология — отрасль социологии, изучающая комплекс проблем, связанных с поведением населения в избирательных кампаниях, в том числе исследование электоральных ориентаций социальных общностей и отдельных граждан, анализ факторов, влияющих на участие в выборах и голосовании, мотивы участия или неучастия в них, изучение структуры электората, особенностей восприятия им предвыборных мероприятий, партий и личностей кандидатов, оценка эффективности деятельности СМИ и уровней их воздействия на позиции избирателей, прогнозирование итогов выборов и др.

Система электоральных исследований возникла в первую очередь как прикладной инструмент, как средство повышения эффективности действий политических сил в борьбе за власть, а также для реализации потребности демократического общества в объективной, надежной и непрерывной информации о функционировании поля политики, что и предопределяет основные функции электоральных исследований:

  • • информационную (обеспечение политических институтов общества достоверными сведениями об электоральной ситуации, которые могут лечь в основу принятия управленческих решений, направленных на ее оптимизацию в интересах конкретных субъектов поля политики);
  • • корректирующую (проверка эффективности реализации принятых ранее управленческих решений с целью корректировки характера и направлений деятельности соответствующих политических сил);
  • • прогностическую (построение прогноза дальнейшего развития изучаемых процессов и явлений в рамках поля политики);
  • • пропагандистскую (информирование широкой общественности о результатах социологических исследований как для повышения интереса к предстоящим выборам в целом, так и для решения каких-либо прикладных задач).

Социологические исследования проводятся на всех этапах избирательных кампаний: предвыборные исследования, исследования в день выборов и послевыборные исследования. Предвыборное электоральное исследование включает в себя серии замеров, которые осуществляются различными методами на каждом из этапов подготовки к выборам.

Этап «пассивной подготовки к выборам» — с момента завершения предыдущих выборов и за три месяца до начала очередных выборов. Замеры общественно-политической ситуации выполняются в режиме мониторинга. Обычно используется метод опроса. Посредством таких замеров фиксируются: оценка электоратом экономической ситуации в стране и в регионе, оценка деятельности органов власти различных уровней, удовлетворенность конкретной деятельностью политиков и партий, рейтинги политических деятелей и группировок и т. д. Кроме анкетного опроса может осуществляться сбор информации методом анализа документов: отслеживаться публичные выступления ключевых представителей политической элиты.

Этап «целенаправленной подготовки к выборам» — примерно два месяца. К уже перечисленным задачам добавляются: определение ожидаемой электоральной активности избирателей, определение степени доверия к различным каналам агитации, выявления «портрета» желаемого кандидата, восприятие лидеров общественного мнения и т. д. На этом этапе разрабатываются и с помощью фокус-групповых исследований тестируются агитационные материалы, программные тезисы, пиар-идеи.

Этап «активных действий» — месяц официальной предвыборной кампании. Проводимые анкетные опросы сосредотачиваются на выявлении намерения (с выяснением степени его устойчивости) принять участие в голосовании, на определении возможности изменения мнения о том или ином кандидате в случае, если выбор уже сделан, на определении рейтинга кандидатов и партий и на построении прогноза исхода электоральной борьбы.

В отличие от предвыборного, исследование в день выборов и послевыборное исследование являются разовыми. Исследования в день выборов осуществляются с целью получения информации о ходе голосования и могут выступать как контролирующий фактор, который способен воспрепятствовать возможной манипуляции результатами самих выборов. Исследование после выборов проводится как для оценки ситуации в момент замера и построения прогноза дальнейшего развития событий в рамках поля политики, так и для определения эффективности тех или иных агитационных акций, применявшихся в ходе избирательной кампании.

Таким образом, электоральное социологическое исследование должно отвечать ряду основных требований:

  • • во-первых, оперативность (сбор информации должен осуществляться не более недели, а на этапе «активных действий» — 2—3 дня);
  • • во-вторых, комплексное использование методов прикладной социологии (сочетание качественных и количественных методов);
  • • в-третьих, репрезентативность (строгое соблюдение параметров выборки, максимально корректное моделирование генеральной совокупности) ;
  • • в-четвертых, использование проверенного на практике инструментария и приемов анализа, что позволяет повысить объективность при изучении политических процессов.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой