Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование потребительского поведения и компетентности в монетарных отношениях в подростковом возрасте

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По данным Всероссийского опроса 2005 г., почти ¾ опрошенных родителей считают, что у подростков обязательно должны быть карманные деньги (66% из 1500 опрошенных). Из них 33% обосновывали их необходимость «инструментально», указывая их назначение — оплата проезда в транспорте, еды в столовой и т. д. Примечательно, что только незначительная часть родителей (5%) видели в деньгах функцию содействия… Читать ещё >

Формирование потребительского поведения и компетентности в монетарных отношениях в подростковом возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Деньги как социокультурный феномен, являясь эквивалентом трудозатрат, товаров и услуг, составляют значимый компонент истории и культуры. Расходы на детей являются важной статьей расходов семьи, причем приоритетной статьей родители считают образование и развитие детей. Формирование потребительского поведения и компетентности подростка в монетарных отношениях является важным аспектом социализации личности и присвоения социокультурного опыта в сфере потребления и денежных отношений. Представления общества о богатстве, значение, ценность денег, богатства и собственности чрезвычайно отличается у представителей различных социальных групп современной России. Безусловно, экономические ресурсы имеют высокую значимость для большинства людей, однако отношение к деньгам, формирование компетентности в вопросах финансового бюджета и потребления в значительной степени определяются жизненными ценностями и представлениями о роли экономических ценностей в благополучии личности. Самоопределение в экономической среде как составная часть социального самоопределения подростка включает наделение материальных ресурсов символическими значениями и смыслами, отвечающими его значимым потребностям, ценностям, интересам, с учетом возможностей их достижения. Ключевую роль в приписывании материальным ресурсам определенных значений и смыслов играют ценностные ориентации личности и экономические монетарные и потребительские установки, сложившиеся в семье. Переход к рыночным отношениям, произошедший в современной России в последние десятилетия, привел к негативной тенденции ценностного приоритета потребления, материального гедонизма, личного успеха, ассоциированного с деньгами и неограниченным потреблением, утверждению принципа индивидуализма, где каждый сам за себя и прежде всего думает о собственных интересах, получивший распространение в подростковой и молодежной среде. Это обстоятельство придает особую актуальность проблеме формирования компетентности в денежных отношениях, успех решения которой в значительной степени определяется опытом, который подросток приобретает в семье. Семейный бюджет затрагивает взаимоотношения супругов и поколений родителей и детей, определяя социальный статус и особенности социализации последних. Ценностно-смысловое значение экономических ресурсов, которые являются составной частью семейного бюджета, тесно связано с их функциями в жизни человека на каждой возрастной ступени. Для подростка деньги являются не просто средством удовлетворения материальных и духовных потребностей, в том числе в сфере отдыха и досуга, но и выполняют функции утверждения взрослости, достижения высокого статуса в группе сверстников, являются показателем принятия/отвержения и доверия/подозрения в детско-родительских отношениях. Помимо семьи важную роль в формировании представлений о деньгах играют СМИ, телевидение, Интернет, кино.

Формирование первых представлений о деньгах, источниках доходов — зарплате, стоимости товаров, покупке товаров и денежных расчетах, необходимости расчета бюджета (например, необходимости выбора той или иной покупки в силу ограниченности денежных средств и пр.) — в доступной для ребенка форме начинается еще в дошкольном возрасте. Уже в дошкольном и младшем школьном возрастах ребенок приобретает свой первый собственный опыт покупок, а к подростковому возрасту — четкое представление о деньгах и основных особенностях процессов покупки и продажи. Подросток уже ориентирован не только в позитивных свойствах денег, но и усматривает возможности негативных последствий обмана и мошенничества, связанного с денежными операциями[1]. Поскольку доля личных расходов подростков в общих расходах семьи увеличивается, они оказываются вовлечены в планирование семейного бюджета и принятие некоторых финансовых решений в семье[2]. Эффективным методом экономического воспитания в семье является система карманных денег, которая должна сочетаться с обсуждением с подростком семейного бюджета и финансов семьи. Параметры семейного бюджета, в которых должен ориентироваться подросток, включают: величину бюджета (семья с уровнем доходов на нижней границе прожиточного минимума, средний класс, обеспеченная семья); источники формирования доходной части бюджета, имущества семьи и каждого из родителей; контроль за исполнением бюджета — соотношение расходов и доходов; участие в принятии решений по стратегии семейного бюджета (совместное или раздельное решение, управление в случае конфликта, учет целей семьи и каждого ее члена); формирование расходной части бюджета; участие сторонних лиц в семейном бюджете (субсидии, льготы, пособия, прародители); экономическая ситуация в стране, безработица (кризис), распределение ролей между супругами в ведении семейного бюджета (ответственность за определенную часть). Низкий уровень информированности подростка и его отчуждение от решения важнейших вопросов семейного бюджета приводят к некомпетентности и, как следствие, к завышенным центрированным на собственных потребностях и интересах материальным запросам. Результаты исследования обнаружили, что даже к 10 классу адекватными знаниями о финансовых инструментах и навыками их использования обладают не более 15% школьников[3]. Это находит выражение в нерациональности и импульсивности потребительского поведения и совершаемых подростками покупок. Субъективная оценка подростком уровня благосостояния и богатства семьи также оказывает влияние на потребление. Дети из семей низшего класса в большей степени ориентированы на настоящее и быстрые траты, тогда как дети из более благополучных семей более ориентированы на будущее и отложенное потребление.

Значимой для формирования компетентности подростка в монетарных отношениях является сфера карманных денег. Карманные деньги включают деньги на транспорт, еду, школьные принадлежности, любые другие покупки на усмотрение самих подростков; денежные подарки; сдачу после покупок, которые было поручено сделать подросткам; «заработанные» деньги, выдаваемые родителями за работу по дому и за хорошую успеваемость в школе, самостоятельный заработок подростков[4]. Вызывает тревогу то, что в последнее время одним из способов получения подростками карманных денег стал выигрыш в играх, в том числе в азартных, что порождает ощущение «легких денег» и риск вовлечения подростка в асоциальное и противоправное поведение. Деньги, полученные в подарок, воспринимаются иначе, чем регулярно получаемая сумма на ежедневные расходы. Это объясняется тем, что подросток уже мысленно планирует свой бюджет, определяя сколько он может потратить на каждую из статей расходов. Поэтому любая неучтенная в этом бюджете сумма, улучшающая денежное благосостояние подростка, переоценивается и воспринимается как значительная. При этом прирост суммы денег кажется тем больше, чем выше его доля в имеющейся сумме; неудовольствие от потери больше, чем удовольствие от получения той же суммы[5]. Способы распоряжения карманными деньгами включают широкий диапазон их использования — расходы на транспорт, еду, затраты на проведение досуга, покупку товаров как для себя, так и в подарок, оплату игр и пр.

Исследователи выделяют три основных причины для выделения карманных денег: необходимость научить детей самостоятельно обращаться с деньгами; оплата дел по дому и поддержание потребления ребенка на уровне его семьи[6]. Другим аргументом в пользу карманных денег является тот факт, что наличие карманных денег даст подростку ощущение собственной взрослости и самостоятельности, открывает возможности принимать решения об использовании денег в соответствии с выстраиваемыми приоритетами потребления. Наконец, далеко не всегда можно предусмотреть все необходимые ежедневные траты ребенка. Формирование компетентности в монетарных отношениях происходит лишь в том случае, когда подросток приобретает опыт самостоятельного планирования и траты денег, включая накопления па крупные покупки и подарки друзьям и членам семьи. Таким образом, он приобретает компетентность в денежных отношениях.

По данным Всероссийского опроса 2005 г., почти ¾ опрошенных родителей считают, что у подростков обязательно должны быть карманные деньги (66% из 1500 опрошенных). Из них 33% обосновывали их необходимость «инструментально», указывая их назначение — оплата проезда в транспорте, еды в столовой и т. д. Примечательно, что только незначительная часть родителей (5%) видели в деньгах функцию содействия взросления детей и формирования умения грамотно обращаться с ними. Лишь 4% респондентов указали на то, что отсутствие денег унижает ребенка и лишает его уверенности в себе[7]. Расхождение мнений обнаруживается в вопросе о том, какую сумму и в каком возрасте надо давать детям, как научить правильно обращаться с деньгами, можно ли использовать деньги как поощрение помощи ребенка по дому, хорошей успеваемости, послушания и пр. С целью предупреждения формирования морали взаимовыгодного обмена «ты мне, я тебе», нельзя использовать карманные деньги как вознаграждение за хорошие отметки, выполнение домашних обязанностей, хорошее поведение, «покупать» ими доверие и расположение подростка.

Психологически обоснованы следующие требования к карманным деньгам. Во-первых, сумма должна ответствовать возрасту ребенка и его разумным потребностям. Потребность в карманных деньгах возникает по мере роста самостоятельности ребенка, как правило, в младшем школьном возрасте. Во-вторых, выдача карманных денег должна быть регулярной, причем нельзя без веских причин, разъяснений и обсуждения проблемы с привлечением подростка отменять выплату карманных денег, изменять правила их выдачи или резко менять сумму даже в том случае, если подросток провинился или нарушил договоренности и свои обязанности. Однако, поскольку сумма карманных денег зависит от бюджета семьи, то в случае объективных причин, связанных с изменением материального благополучия семьи, она может быть пересмотрена в сторону ее уменьшения, но только при условии обсуждения такого решения с подростком, когда родители объясняют подростку финансовые трудности семьи, причины и пути их преодоления. Подростку лучше выдавать карманные деньги один раз в месяц или один раз в две недели. Если подросток «вышел» за пределы своего бюджета и досрочно истратил все деньги, нецелесообразно с точки зрения его обучения планированию бюджета выдавать ему деньги сверх согласованного бюджета. Увеличение суммы карманных денег должно быть увязано с возрастом ребенка и выполнять функцию признания растущей взрослости подростка. В-третьих, родители должны доверять подросткам в их тратах, не требовать отчета о совершенных расходах, предоставлять им право самостоятельно делать выбор в планировании своего бюджета, но при этом заранее договориться о том, на какие расходы выдаются карманные деньги.

Экономическая деятельность подростка ограничена его возможностями, трудовым законодательством, потребностями рынка труда. Типичными способами «подработки» для подростков является доставка почтовых отправлений, участие в рекламных акциях, работа на предприятиях питания, фермерских хозяйствах, курьерами.

Культура потребления подростка определяется особенностями ценностно-смысловой сферы, экономической социализации в семье и меры компетентности подростка в денежно-экономических отношениях[8], источниках карманных денег[9]. В последние десятилетия ценностность потребления значительно выросла, отражая переориентацию подростков па удовлетворение материальных запросов и интересов. В зависимости от суммы и способа использования карманных денег, наличия модных гаджетов зависят включение и статус подростка в группе. Авторитет подростка, социальное признание и предпочтение сверстников зависят от готовности подростка тратить деньги на совместные развлечения. Принадлежность подростка к субкультурам требует создания соответствующего имиджа и приобретения модных вещей определенных марок и брендов, обусловливая большое внимание подростков к шоппингу, подогреваемое агрессивной рекламой[10]. Интересы и развлечения подростков в значительной мере определяют их расходы — это покупка музыкальных дисков, фильмов, компьютерных игр и т. д.

  • [1] Strauss А. L The Development and Transformation of Monetary Meanings in the Child // American Sociological Review. 1952. Vol. 17. № 3. P. 275−286
  • [2] Kirchler E., Hoelzl E., Wahl 1. Enforced versus voluntary tax compliance: The «slippery slope» framework //Journal of Economic Psychology. 2008. Vol. 29. Issue 2. P. 210—225
  • [3] Оценка уровня финансовой грамотности старшеклассников. Отчет по результатам исследования. М. 2008. Азбука финансов: универсальный портал о личных финансах. URL: azbukafinansov.ru/files/NAFI_report.pdf (дата обращения: 20.08.2015)
  • [4] Зелизер В. Социальное значение денег. Деньги на булавки, чеки, пособия по бедности и другие денежные единицы. М.: Дом интеллектуальной книги; Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004
  • [5] Kahneman D., Tversky A. Prospect Theory: An Analysis of Decision under Risk // Econometrics. 1979. Vol. 47. № 2. P. 263−292
  • [6] Mortimer J. T., Dennehy K. Lee Ch., Finch M. D. Economic Socialization in the American Family: The Prevalence. Distribution, and Consequences of Allowance Arrangements // Family Relations. 1994. Vol. 43. № 1. P. 23−29
  • [7] Работа и карманные деньги подростков: опрос населения // База данных Фонда «Общественное мнение». URL: bd.fom.ru/report/ inap/dd052124 (дата обращения: 20.08.2015)
  • [8] Funiham A. The saving and spending habits of young people // Journal of Economic Psychology. 1999. Vol. 20. Issue 6. P. 677—697
  • [9] Зелизер В. Создание множественных денег // Экономическая социология: электронный журнал. 2002. Т. 3. № 4. С. 58 -72
  • [10] Омельченко Е. Л. Культурные практики и стили жизни российской молодежи в конце XX века // Рубеж (альманах социальных исследований). 2003. № 18. С. 145—166; Ее же. Молодежный вопрос в пространстве современности // Журнал исследований социальной политики. 2006. Т. 4. № 2. С. 149—150
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой