Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конфуцианство. 
История философии. 
Том 1

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно конфуцианскому учению, обычный человек не обладает достаточными возможностями для того, чтобы автономно осуществить процесс самосовершенствования, так как его способности ограничены. Единственный шанс успешно завершить самопреобразование — это помощь сакральных сфер, установление коммуникации с ними. В этой связи Конфуций утверждал, что Небо ниспосылало в мир особых людей… Читать ещё >

Конфуцианство. История философии. Том 1 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основатель конфуцианского учения Конфуций (551—479 гг. до н.э.), не найдя применения своим незаурядным способностям на родине, много лет странствовал по Китаю в поисках правителя, который сможет оценить его таланты. Однако его политическая карьера не удалась, и Конфуций вынужден был реализовывать свои планы на ниве преподавательской деятельности, заложив основы наиболее влиятельной философской школы в китайской истории. Впрочем, сам Конфуций полагал, что он не создал ничего принципиального нового, а лишь восстановил утерянное учение «древних совершенномудрых». Анализируя сложившуюся в Китае его времени социально-политическую ситуацию, характеризуемую высоким уровнем внутренней конфронтации, он пришел к выводу, что причины сложившегося положения вещей скрыты не в самой структуре общества, а в ритуальной сфере, в совокупности символических действий, обеспечивающей функционирование общественной системы. Нарушения на уровне символических взаимодействий, по мнению Конфуция, приводили к сбоям в работе внешне идеальной государственной машины. Эти нарушения в целом сводились к искажениям в распределении функциональных обязанностей и властных полномочий правителя и чиновников, которые затем воспроизводились на более низких уровнях социальной системы вплоть до отдельной семьи. Анализируя глубинные факторы нарушений ритуала, Конфуций пришел к выводу, что корнем проблемы является ставшая естественной для всех людей ориентация на собственную выгоду (ли). По этой причине древнекитайский мыслитель предложил изменить вектор человеческой жизнедеятельности с «личной выгоды» на «гуманность» (жэнь), то есть общую пользу. Подобная переориентация становится возможной только в процессе самосовершенствования человека. Заметим, что этот процесс предварял возможность постижения истины, необходимую составляющую как конфуцианской, так и китайской философии в целом.

Согласно конфуцианскому учению, обычный человек не обладает достаточными возможностями для того, чтобы автономно осуществить процесс самосовершенствования, так как его способности ограничены. Единственный шанс успешно завершить самопреобразование — это помощь сакральных сфер, установление коммуникации с ними. В этой связи Конфуций утверждал, что Небо ниспосылало в мир особых людей — «совершенномудрых» (шэн), которые от рождения обладали всей полнотой знаний и добродетелей. «Древние совершенномудрые» оставили после себя «следы» — «Путь совершенномудрых» (шэн дао), который явственно воплощен в канонических книгах. По этой причине конфуцианская практика самосовершенствования понималась, прежде всего, как обучение посредством чтения и размышления над каноническими текстами Конфуцианство настаивает на необходимости исправления себя, а затем и всего наличного мира через канонические тексты.

В обобщенном виде учение Конфуция, описанное в «Лунь юй» («Беседы и суждения»), может быть представлено в виде трех основных установок. Первая содержит вопросы, касающиеся процесса самосовершенствования — переориентации человека со стремления к личной выгоде на этический стандарт. Вторая представляет собой учение об управлении государством. Третья посвящена изложению учения о «благородном муже» (цзюнъ-цзы) — идеальном типе человеческой личности, достигшем прогресса на пути самосовершенствования и способном управлять государством.

Конфуцианская философская школа стала первой философской школой Китая. Именно благодаря деятельности Конфуция утвердился новый вид социальных связей — связь между учителем и учеником, который и составляет структурную основу любой традиционной китайской философской школы. Конфуций как политический деятель потерпел фиаско, но его многочисленные ученики, объединенные в единую школу, смогли продолжить дело своего наставника и преобразовать духовную культуру древнекитайского общества. В дальнейшем было образовало восемь направлений, обладавших собственной линией учительской преемственности и оригинальными философскими воззрениями. Но наибольшее влияние приобрели две конфуцианские школы — Луская и Циская.

Луская школа базировалась на родине Конфуция в княжестве Лу. Эта школа представляла основную линию преемственности, восходящую к старшему ученику Конфуция Цзэн-цзы (505 — ок. 436 гг. до н.э.), возглавившему школу после смерти учителя. Цзэн-цзы, в свою очередь, наследовал внук Конфуция Цзы Сы (ок. 483 — 402 гг. до н.э.), а последнему — знаменитый древнекитайский философ Мэн-цзы (ок. 372 — 289 гг. до н.э.). От последнего наставника Луской школы Мэнцзы остался одноименный канонический текст, составленный его учениками. Канон «Мэн-цзы» дополняет учение, содержащееся в «Лунь юй», по двум основным направлениям:

  • 1) систематизация содержания конфуцианской доктрины;
  • 2) создание теории процесса самосовершенствования через обращение к проблеме индивидуального сознания.

В аспекте систематизации конфуцианской доктрины Мэн-цзы выделил основные понятия, определяющие самую суть учения Конфуция — «гуманность» (жэнъ), «долг» (и), «ритуал» (ли), «мудрость» (чжи). Именно эти категории, которые затем были развернуты в пятичастную схему основных конфуцианских добродетелей, «пяти постоянств» (у чан) — гуманность, долг, мудрость, ритуал, доверие (синь), — образуют ядро конфуцианской доктрины. Стремление к «пяти постоянствам» и следование «трем устоям» (сань ган) — должным взаимоотношениям между государем и подданным, отцом и сыном, старшим и младшим братом — определяло принадлежность к конфуцианской традиции.

Проблема индивидуального сознания как обоснования конфуцианской модели самосовершенствования вышла на первый план в связи с нарастанием полемики между различными направлениями древнекитайской философии Отправным пунктом дискуссии стал вопрос о характере изначальной природы (син) человека. Легисты, выдвинувшие тезис об изначально злом (э) характере общечеловеческой природы, настаивали на необходимости прямого насильственного вмешательства в межчеловеческие взаимоотношения через применение единых для всех норм закона (фа). Конфуцианцы, полагавшие, что путь к исправлению людей лежит через процесс самосовершенствования, утверждали благой (шань) характер изначальной природы человека, так как именно в ней должно быть заложено все необходимое для трансформации обычного человека в «благородного мужа».

Доминировавшая в ту эпоху даосская натурфилософия полагала, что все наличные вещи, включая человека, состоят из жизненной силы (ци). Соответственно, все процессы, протекающие во Вселенной, могут рассматриваться как процессы сгущения и разрежения жизненной силы. Мэн-цзы стал первым конфуцианцем, обратившимся к метафизической проблематике. Не отрицая роль «жизненной силы» в формировании вещей, Мэн-цзы настаивал на необходимости существования некого рационального начала, управляющего внешне случайными процессами сгущения и разрежения жизненной силы. Такое рациональное начало Мэн-цзы видел в индивидуальном сознании (синь), которым обладает исключительно человек, что позволяет осуществить процесс самосовершенствования и в конечном итоге преобразовать весь наличный мир. Цель преобразования индивидуального сознания — его освобождение из плена материи и возвращение ему естественной свободы. Ключевым моментом в функционировании сознания Мэн-цзы полагал не разум, а волю (чжи). Исправление волевого начала, перенаправление его на гуманность и долг являлись главной задачей конфуцианского процесса самосовершенствования.

Политическая позиция Мэн-цзы отличалась большей гибкостью. Общаясь с правителями княжеств, он старался отыскать самые незначительные положительные черты в их характере. В своей концепции «совместной радости» (тун лэ) он преподносил ригористичные конфуцианские идеалы «гуманности» и «долга» как гармоничное взаимодействие государя и подданных, не требующее от правителя каких-либо неординарных усилий.

Циская школа конфуцианства распространилась в соседнем с Лу княжестве Ци, которое исторически было более крупным и влиятельным государством. В VI в. до н.э. Ци даже являлось гегемоном Поднебесной. В столице княжества Ци в эпоху Сражающихся Царств под покровительством местных князей активно функционировала академия Цзися — учебное заведение, в котором преподавали философию и искусство управления государством наиболее известные мыслители той поры. Руководителем академии был лидер Циской школы конфуцианства — Сюнь-цзы (ок. 313 — ок. 238 гг. до н.э.).

Учение Сюнь-цзы изложено в одноименном сочинении, которое представляет собой сборник философских трактатов, тематически охватывающих практически все поле философского дискурса Древнего Китая. Часть трактатов была записана еще при жизни Сюнь-цзы, а оставшиеся вскоре после его смерти Сюнь-цзы, в отличие от Мэн-цзы, принимает легистскую точку зрения относительно характера общечеловеческой природы, что природа человека изначально зла. Он нацелен на систематический синтез философских позиций основных древнекитайских философских школ, и в первую очередь конфуцианства и легизма. Философское учение Сюнь цзы обращено на интеллектуальное познание, а не на моральную трансформацию. «Совершенномудрый» — идеальный тип личности у Сюнь-цзы — определяется как человек, познавший «принципы» (ли) всех вещей и вследствие этого способный управлять социумом.

Прагматическая направленность философии Сюнь-цзы выразилась и в разработке им проблем логики философского языка Он видел свою философию в качестве единой системы, вобравшей в себя достижения остальных древнекитайских философских течений. Именно с этой целью философ обратился к моистской логике, разработав на ее основе собственную систему логической аргументации соответствия названий и вещей. Эта проблематика была намечена еще Конфуцием в форме концепции «исправления имен» (чжэн мин). Однако Сюнь-цзы придал данной концепции новое направление логического анализа объема и содержания понятий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой