Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Типология политических конфликтов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходя из статистических данных, некоторые исследователи считают межгосударственные войны устаревшими. Среди причин указываются: появление высокотехнологичных систем вооружений, применение которых способно привести к катастрофическим последствиям; стабилизирующая роль западного альянса во главе с США; рост числа демократических государств, ориентирующихся на мирное разрешение конфликтных… Читать ещё >

Типология политических конфликтов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Характер политических процессов и эволюции систем существенным образом зависит от типа доминирующих конфликтов. В самом общем виде политическая наука классифицирует конфликты по следующим основаниям.

Первое основание — области проявления. Здесь выделяются прежде всего внутриполитические и внешнеполитические конфликты, которые имеют собственную градацию.

Внутриполитические конфликты делятся на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные).

В позиционном конфликте его участники находятся на одном иерархическом уровне, в оппозиционном — на разных. Примером первого может служить противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти в РФ осенью 1993 г., примером второго — резко обострившиеся после распада СССР противоречия между федеральным центром и Чеченской Республикой, которые привели к первой чеченской войне (1994—1996 гг.).

Оппозиционный конфликт — более массовое явление по сравнению с позиционным. К этому типу относятся политические стачки, демонстрации, акции гражданского неповиновения.

В демократических государствах позиционные (горизонтальные) политические конфликты в основном институционализированны и в определенной степени запрограммированны. Большинство из них носит открытый, публичный характер. Например, парламентские дебаты, роспуск парламента и назначение досрочных выборов, вотум недоверия правительству, обращение в Конституционный суд и др. Существуют и скрытые от общественности политические конфликты, о которых известно узкому кругу политической элиты.

Разновидностями внутренних конфликтов являются также режимные и легитимные. При режимном конфликте целью одного из субъектов может быть свержение существующего политического строя или радикальное изменение политического курса, но без нарушения территориальной целостности этого государства. При легитимном конфликте часть государства стремится отделиться от целого. Легитимные конфликты весьма обычны для постсоветского пространства. Такой характер носят приднестровский, нагорно-карабахский, чеченский конфликты. К этой же категории конфликтов может быть отнесено и самоопределение Крыма. Часто легитимные конфликты совпадают с этнополитическими, но не всегда этнополитические конфликты являются легитимными.

Среди международных конфликтов выделяются:

  • ? кризисы типа «балансирования на грани войны», когда одно государство выдвигает требования к другому в расчете на уступки с его стороны;
  • ? кризисы «оправдания враждебности», выражающиеся в провокациях по отношению к противнику для выдвижения неприемлемых условий или развязывания против него военных действий. Так, к примеру, действовал Гитлер, инсценировав нападение на радиостанцию в Гляйвице для оправдания войны против Польши. В канун войны против Финляндии советское руководство инсценировало обстрел территории СССР на Карельском перешейке;
  • ? собственно войны разных масштабов и интенсивности.

Исходя из статистических данных, некоторые исследователи считают межгосударственные войны устаревшими[1]. Среди причин указываются: появление высокотехнологичных систем вооружений, применение которых способно привести к катастрофическим последствиям; стабилизирующая роль западного альянса во главе с США; рост числа демократических государств, ориентирующихся на мирное разрешение конфликтных ситуаций; сокращение необходимости в обретении новых территорий для приращения богатств.

Второе основание классификации конфликтов — степень и характер их нормативной регуляции. Различаются институционализированные и неинституционализированные конфликты, характеризующие способность или неспособность их участников подчиняться действующим правилам политической игры.

Международные конфликты регулируются нормами международного права. Особое значение в отношениях между государствами имеет соблюдение принципа неприменения силы. Внутренние конфликты регулируются нормами права того государства, на территории которого они происходят. По отношению к ним международное право декларирует принцип невмешательства.

Если конфликт носит характер внутреннего интернационализированного, то международное правовое регулирование этого типа конфликта сводится к запрещению помощи повстанцам, кроме гуманитарной; правительству же может оказываться любая помощь за исключением посылки войск.

Третье основание классификации политических конфликтов — это многообразные характеристики, отражающие вовлеченность в конфликт людей, интенсивность кризисов и противоречий, их влияние на динамику политических процессов и прочее.

Среди конфликтов этого типа можно выделить следующие разновидности:

  • ? «глубоко» и «неглубоко» укорененные в сознании людей;
  • ? конфликты «с нулевой суммой», в которых позиции сторон противоположны и победа одной оборачивается поражением другой, и конфликты, в которых существует способ нахождения компромиссов;
  • ? агонистические (примиримые) и антагонистические (непримиримые). Упущенные возможности разрешения агонистического конфликта могут способствовать его превращению в хронический и в антагонистический.

Четвертое основание классификации политических конфликтов — это публичность конкуренции сторон. Различаются открытые конфликты, то есть выраженные в явных, внешне фиксируемых формах, и закрытые, латентные, где доминируют неочевидные способы отстаивания субъектами своих властных полномочий.

К открытым конфликтам относятся такие формы массового участия граждан в политической жизни, как манифестации, забастовки, бойкот, саботаж, бунты, революции. К закрытым, латентным относится соперничество внутри правящей элиты, отношения между различными ветвями власти.

Внешненаблюдаемое противоборство субъектов не всегда дает адекватное представление о его подлинных глубинных причинах. Так, глубинной причиной вспышки гражданской войны в России в октябре 1993 г. было не личностное соперничество руководителей двух ветвей власти, а различные представления о содержании необходимых стране преобразований, путях и темпах осуществления реформ.

Пятое основание классификации политических конфликтов — это временные параметры конкурентного взаимодействия сторон. Различаются конфликты относительно кратковременные и долговременные. К числу первых могут быть отнесены, скажем, факты, связанные с отставкой тех или иных министров, отказывающихся следовать в фарватере определенной политики; коллизии между кандидатами в депутаты в рамках избирательных кампаний и пр. К числу конфликтов долговременных, соотносимых с жизнью поколений, следует отнести, скажем, борьбу диссидентов с коммунистическими режимами, военно-политические конфликты между Израилем и рядом арабских государств, коллизии между католиками и протестантами в Северной Ирландии и пр.

Шестое основание классификации конфликтов — деление их на конфликты ценностей и конфликты интересов. При конфликте ценностей предполагается смена политической системы, изменение правил политической игры. Примерами таких конфликтов были Великая французская революция, Октябрьская революция. Ценностным конфликтом является и процесс трансформации, переживаемый посткоммунистическими государствами при переходе к рыночной экономике. При подобного рода конфликтах происходит столкновение различных систем ценностей, различных идеологий. Эти факторы обусловливают их высокую интенсивность и ожесточенность.

При конфликте интересов субъекты противостояния борются за обладание материальными или иными ресурсами. Интенсивность такого конфликта обычно ниже, компромисс сторон возможен чаще. Примером конфликта интересов является, например, соперничество групп давления в принятии органами власти выгодных для них решений, которое нередко сопровождается компромиссами.

Каждый из рассмотренных типов конфликта способен играть различные роли в конкретных политических процессах, стимулируя отношения соревновательности и сотрудничества, противодействия и согласования.

  • [1] O’Hanlon М. Coming Conflicts: Interstate War in the New Millenium //Harvard International Review (Cambridge). Summer 2001. № 23. P. 42—46.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой